Икос
Икос – название церковного песнопения, «содержащего в себе все обстоятельства праздника» или «жизнь известного святого» (Симеон Солунский, – Писание отцов и учителей церкви, относящиеся к истолков. богослужения, II т., стр. 419). По словам Марка Ефесского, подобное наименование усвоено песнопениям потому, что «первоначально они были петы в прекрасных покоях, домах (οἴκος), в которых обычно совершал всенощную их первый составитель – Роман Сладкопевец» (ibid., III т., стр. 284). Другие, напр., прот. Никольский, производя слово икос от несуществующего греческого глагола οἴκω – подобен (подобен = ἔοικα от неупотребительного εἴκω), видят в данном наименовании указание на то, что песнопение служит образцом, подобием для всего последования (Пособие к изучению устава богослужения, изд. 3-е, стр. 316, пр. 2). Кроме Романа Сладкопевца, авторами икосов были Анастасий, св. Косма, песнопевцы Арсений, Георгий, Иоанн Дамаскин, а равно, и другие лица, имена которых остались неизвестными (Амфилохий, Кондакарий в греческом подлиннике XII–XIII ст., стр. 9, 18). По указанию данного памятника, число всех икосов, считая и кондаки, доходит до 1427; из них в служебных Минеях, Триодях, Октоихе и Часослове напечатаны лишь 184 икоса (ibid. стр. 30).
В богослужебной практике различаются икосы канона и икосы акафиста. Первые обычно исполняются после шестой песни канона (см., напр., Типикон Константинопольского Евергетидского монастыря по рукописи XII в. 788 библ. Афинского университета, – Дмитриевский, Описание литургических рукоп., I т., стр. 264, 273, 276 и т. п.), а в некоторых случаях после третьей. Последнее явление наблюдается при совпадении в известное число памяти двух святых или двух празднеств, из коих каждому есть в богослужебных книгах по 3-ей песни седален и по 6-й кондак и икос. Тогда после 3-й поются седальны обоим святым и кондак, или кондак и икос одного святого, а по 6-й кондак и икос другого святого. Кроме полных канонов, икосы полагаются на трипеснцах утрени великого понедельника и среды, и двупеснице великого вторника (Дмитриевский, Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме по уставу IX–X в., стр. 37, 57, 69). В понедельник они исполняются дважды: после первой и восьмой песни (по современной практике только раз – после первой), во вторник после восьмой – пред чтением (по современной практике – после молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя»), в среду также дважды.
Икосами акафиста в современной его редакции называются те двенадцать песнопений, которые заканчиваются приветствием: «радуйся». Между тем, в древности наименование икос усвоялось всем 24-м песням акафиста, о кондаках не было и речи. Так, напр., в греческой постной Триоди 1460 г. № 29 Севастьяновского собрания акафист называется «икосами Божией Матери». Подобное же название удержано и в славянской Триоди XV в. № 9 Московской епархиальной библ. (Амфилохий, Кондакарий, стр. 15). Равным образом, и в древних греческих и славянских уставах о пении акафиста в субботу пятой седмицы великого поста речь идет только о 24 икосах (Типикон Константинопольского Евергетидского монастыря по рукописи XII в., – Дмитриевский, Описание, I т., стр. 537; греческий устав С. б. № 456, 1298 г., л. 110 об., устав той же библ. № 381, л. 146; синодальный устав № 330–380, янв., л. 17; славянская Триодь XII в. Синод, библ. № 319–423, л. 264). Следы подобного деления встречаются даже в славянск. уставе 1682 г. В отделе о пении акафиста встречается в нем такое замечание: «тии же икоси суть по алфавиту сиесть 24» (Мансветов, Устав, стр. 354).
А. Петровский