Источник

Поучение в неделю Мытаря и Фарисея

Человека два внидоста в церковь помолитися: един фарисей, а другий мытарь (Лук. 18:10).

Нынешнее Евангелие указывает нам на двух человеков: один из них был фарисей, а другой мытарь. Оба они пришли в церковь и стали молиться. О чем же они молились? О чем молился, напр., фарисей? О том ли, чтобы Господь простил ему грехи и помог делать добрые дела? Совсем нет. Почитая себя человеком праведным, он только выхвалял себя пред Богом, а других унижал и осуждал. «Боже! благодарю Тебя, говорил он, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. Пощусь я два раза в неделю: даю десятую часть от всего, что приобретаю.“ Совсем не так молился мытарь. Почитая себя великим грешником, он стал вдали, у самого церковного порога, не смел даже очей возвести на небо, но, ударяя себя в грудь, с сокрушенным и смиренным сердцем говорил: «Боже! милостив буди мне грешнику.“ Чья же молитва была угодна Богу? Господь сказал: «мытарь пошел оправдан в дом свой, а не тот фарисей; ибо всяк возвышающий сам себя унизится, а унижающий себя возвысится.“

Вот что значит, други мои, человеческая гордость, осуждение и унижение кого бы то ни было! Гордость и осуждение ближних погубляют наши добродетели. Напротив смиренная молитва и чистосердечное покаяние из великого грешника делают человека праведником пред Богом. Фарисей, сказали мы, постился и давал милостыню бедным. И Господь наш любит пост и всякое доброе дело. Но если мы хвалимся своими делами, гордимся пред другими и осуждаем их, то мы делаемся уже не праведниками, а злыми и недобрыми пред Богом и людьми. Св. люди не так постились и делали добро людям, как постился и делал добро евангельский богомолец фарисей: они всю свою жизнь проводили в посте и добрых делах, но и они почитали себя великими грешниками, часто дни и ночи плакали о своих грехах. Кто, напр., был св. Ефрем Сирин? это был великий праведник пред Богом, несравненно праведнее всех древних фарисеев. Но с каким смирением молился он Богу! Он молился: «Господи Царю! даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего“. И так, и самого великого грешника христианин не должен осуждать, чтобы не быть осужденным от Бога.

Но обратимся опять к Евангельскому богомольцу фарисею. Он постился и десятую часть имения своего отдавал в церковь и на бедных. Плохо только он сделал, что восхвалил себя пред Богом, возгордился своими добрыми делами и осудил других. Но мы, други мои, кажется, и фарисея превзошли. Чем превзошли? спросите вы. А вот чем: фарисей постился два раза в неделю, а мы и в самый великий пост часто не постимся, и в великий пост не стыдимся предаваться невоздержанию, пьянству и разгулу. Ругательство и сквернословие нередко приходится слышать и от самих отцов, и от их детей. Гнева, злобы и зависти мы почти не стараемся укрощать. Фарисей известную часть имения своего отдавал на бедных. А мы разве только изредка подадим кусок хлеба нищему, а то, пожалуй, и дверь свою затворим от него, или же постараемся постучать ему в окно своего дома, чтобы поскорее отошел от нас и не беспокоил нас. Не уступаем мы фарисею и в осуждении ближних. Будучи сами всегда во грехах, мы то и дело злословим и унижаем своих ближних. Каяться во грехах своих мы не думаем, молиться Богу часто ленимся, а когда соберется где какая компания, то осуждению там часто нет конца. Там мы непрошеные и не званые судим и рядим, что только придет нам в голову, наговорим всего нехорошего, про кого только вздумаем. Фарисей подавал жертвы свои в церковь. А мы какие жертвы приносим для Божией Церкви? Как какие? возразит кто-нибудь. Мало ли мы свечей приносим в Церковь? Мало ли денег опускаем в церковный кошелек? Сын Церкви Христовой! Рассуди по божьему и по чистой совести, какая это жертва? какие наши свечи? Сколько есть у нас таких жертвователей, которые не хотят даже и свечи купить в Божией церкви, как будто они за что-то гневаются на свою Церковь! Они стараются купить свечу не в Божией Церкви, а у торговцев – обманщиков, хоть и похуже, не из чистого воска, да лишь бы подешевле, чтобы и в самую церковь не передать лишней копейки. На пропой и разные пустые дела некоторые из нас не жалеют рублей и десятков рублей, а когда нужно подать на Церковь Божию, то скупятся опустить в церковную кружку и несколько копеек, а иные и копейки не опустят. «Церковь, говорят они, и без нас богата“. И так, если фарисей и с добрыми делами за свою гордость и осуждение ближних не оправдался пред Богом, то чего ожидать нам за свои беззакония, за всякое осуждение и неправды, как не вечного осуждения?

Братие христиане! С нынешнего дня св. Церковь начинает приготовлять нас к посту и покаянию. И вот притчею о мытаре и фарисее она научает нас смиренной молитве, искреннему и чистосердечному покаянию во грехах. Указывая нам на смиренного мытаря, она научает нас, что милосердый Господь не хощет смерти грешника, но хочет, чтобы он обратился от злаго своего пути и жив был во век (Иезек. 33:10). В богодухновенной псалтире царя Давида написало: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Псал. 50:19). Сознаемся же и мы в своих грехах и будем молиться и каяться пред Богом так, как молился и каялся смиренный мытарь: Боже? милостив буди нам грешным. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle