51. К желающим поступить в монахи
(Из жизни преподобномученика Акакия Нового. Пат. ч. 2, стр. 265–267).
Есть, без сомнения, не мало людей, желающих всецело посвятить себя на служение Богу, оставить мир и уйти в монахи. Таковым, если б Бог судил исполниться их намерению, мы советовали бы непременно жить в одном монастыре, и, без крайней особенной нужды, ни в каком случае не переходить в другой. Этот совет мы предлагаем с одной стороны потому, что на наших глазах довольно иноков, любивших перебегать из обители в обитель, погибло, а с другой и на том основании, что и примеры из жизни святых говорят не в пользу перехода монаха из одного монастыря в другой. Для назидания возьмем хотя один из та- ких примеров.
Св. преподобномученик Акакий, именуемый Новым, память коего совершается 1-го мая, живя на Афонской горе, удалился в скит Св. Предтечи, явился там к духовнику иеромонаху Никифору и заявил о желании жить при нем. Никифор принял его и поручил надзору послушника своего старца Акакия, который и стал тщательно руководить его по пути аскетических подвигов. Сначала Акакий ревностно подвизался в постах, бдениях и молитвах, но потом поддался искушениям дьявольским и, никому не сказавшись, в глубокую и мрачную ночь вышел из скита Предтечи, сам не зная куда. После семичасового блуждания он пришел в обитель Котломушскую, а из нее в монастырь Симопетрский. Тут он стал просить у игумена позволения остаться в Симопетре. Позволение дано, но Акакий через несколько дней произвел соблазн в обители и за это его выслали оттуда. Господь вразумлял Акакия: ему явился однажды во сне некоторый из старцев Афонских, уже отошедший в мир горний, и повелевал возвратиться к духовнику Никифору, но Акакий оказался непослушным и при этом, и пошел в монастырь Хилендарский; но и тут опять не ужился. Что оставалось ему делать? В одном мест не уживается, из другого высылают. К счастью тут Акакий понял, что должно искать счастья не в селе, а в самом себе; возвратился к духовнику, стал беспрекословно принимать и исполнять все назначаемое ему, а чрез это и нашел мир своему сердцу и достиг такого нравственного совершенства, что от духовного умиления глаза его сделались приснотекущими источниками, изливающими обильные слезы (Аф. Пат. Ч. 2, стр. 265–267).
Теперь смотрите: нашел ли себе счастье и покой Акакий, когда ушел из скита Предтечи, в котором указал ему жить Бог? Увы, напротив видим, что переходя с места на место он пришел в нравственное расстройство и близок был к падению. И только тогда, когда возвратился в свой скит, опять стал на путь спасительный. Так бывает почти и со всяким из иноков, которые без нужды бегут из одного монастыря в другой. Частое перехождение указывает ясно, что в таких людях нет настоящего сознания того, в чем состоит истинное монашество, а есть только малодушие и нерассудительность. А при таком положении, понятно, человек нигде не найдет себе покоя и все далее и далее будет от собственного спасения. В виду же этого и живите, будущие иноки, если Господу угодно будет исполнить ваше желание быть таковыми, там, где Бог велел и будьте терпеливы и великодушны. Если когда что и трудно будет выносить в монастыре, в котором вы будете жить, то сейчас же представляйте себе, что вы пришли в монастырь вовсе не для снискания спокойствия, вовсе не для праздников и пирований, а для того, чтобы постоянно бороться с внутренним тлетворным змием, жить в трудах, злострадании и терпении, быть пред всеми смиренными и настоятелю во всем послушными, переносить все для Бога и для вечности и ждать себе покоя лишь на небесах. Будете, в трудных обстоятельствах, все это представлять себе и этого держаться и, Господь даст, вам и на ум не придет мысль–покинуть родную обитель, и рано или поздно, живя на одном месте, вы непременно через терпение обрящете успокоение. Аминь.