Источник

100. В день Покрова Пресвятой Богородицы

Посмотришь, посмотришь: сколько пред иконою Царицы Небесной молящихся; сколько прибегающих с просьбами к Матери Господа, в числе которых и – пьяницы, и воры, и человеконенавистники, и прелюбодеи; весь грешный мир. Что ж? Принимает ли Она молитвы от всех грешников? От кающихся и решившихся более не грешить – от всех принимает. От кого же не принимает? Чьи молитвы не слушает? Чьи прошения не доносит Сыну Своему и Богу и не исполняет? От тех грешников не принимает молитвы, которые падают в грех не по слабости, не случайно, не по соблазну или искушению; но по упорству грешат, по любви ко греху, по пристрастию, по нежеланию исправить свою жизнь, по отчаянию и безнадежности на милосердие Божие: Она молитвы от таких грешников не принимает; за таких Она Сама не молится пред Сыном и Богом Своим; также за явных и упорных пьяниц, за явных и упорных развратников и развратниц, за явных и упорных сребролюбцев, неисправимых гордецов, клеветников, гневливых и других грешников, упорно пребывающих во грехе, и при всех убеждениях не хотящих покаяться, и решившихся так и умереть в своем смертном грехе. Да если бы Она и молилась за таких грешников – какая была бы им из того польза, если они отвергают Ее ходатайство и не веруют в Бога? Вот, например, ты безбожнику говоришь: есть Бог вечный, всемогущий, всеведущий и всеправедный; а он говорит: „Нет, – не верую“. Пьянице говоришь: „перестань пьянствовать – ты убиваешь душу свою и разоряешь семейство свое“; а он говорит: „не перестану пить до смерти“. Не обличаем ли, не уговариваем ли, не умоляем ли распутных покаяться, бросить путь беззакония, перестать грешить и валяться в тине беззаконий; но они глухи к нашим увещаниям, – они не верят, что гнев Божий висит над их главою; что церковь отлучает от себя развратных, что они могут заболеть и умереть скоропостижно, – говорю, – что они сладость греха ценят дороже царствия небесного и не хотят покаяться. Ты говоришь богачу: „вот Иисус Христос и Его братья томятся в гладе, хладе и бедности – помоги им, обойди землянушки, спроси о нуждах, приодень нагих, дай на хлеб, на топку из тех сокровищ, которые даром у тебя пропадают“; но он глух к гласу Евангелия и пастырей. Сколь часто повторяем: не осуждай ближних, да не осужден будеши113, но что ж? Забросать грязью осуждения или камнями злословия ближнего своего, – они в этом находят все свое удовольствие – особенно, если на язык их попадет какая-нибудь добрая, истинно благочестивая душа; водою клевет зальют, огнем осуждения опалят, – просто затопчут в грязь. Говоришь иному гордецу: „смирись, брате, не гордись ты ни богатством, ни здоровьем, ни крепостью тела; – а то Бог гордым противится, и только смиренным дает благодать“; – так хоть и не говори. „Не гневайся“, говоришь иному, – „не убивай ближнего словами; ибо ты чрез это делаешься человекоубийцею“; так что ж? не слушает тебя. Спрашивается: кто же за этих станет Богу молиться? Исправиться не хотят, а говорят, что эти грехи обратились им в привычку, в природу; что они не могут перестать грешить. „Не могу перестать пьянствовать, блудствовать, осуждать, клеветать, гневаться“, – какая польза от молитв за таких грешников? Святой Апостол Павел даже запрещает сообщаться с такими, запрещает вкушать пищу вместе с ними; повелевает не сообщаться с тем кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником, с таковым даже повелевает не быть вместе (1Кор. 5:11). Да если бы, кажется, за таких не только Царица небесная, но все ангелы и все святые умоляли Бога о помиловании их и прощении, – не умолят, ибо самые эти грешники не хотят покаяться, не хотят перестать грешить; а без покаяния невозможно прощение, – это грех – хула на Духа Святого, который не прощается ни в сей, ни в будущей жизни.

Станем же умолять Царицу небесную мы, дабы Она умолила, упросила Сына Своего и Бога о смягчении злых, упорных и жестоковыйных сердец, и они все обратились бы на путь покаяния.

Мати Божия! умоли милостивого Бога, чтобы смягчил сердца нераскаянных грешников. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle