101. О неудобстве богатому спастись
Гордость и тщеславие рождаются от богатства; богатство же бывает всякого рода: говорят – этот человек богат деньгами, другой богат имуществом, третий богат познаниями; тот богат роднею, друзьями, другой богат здоровьем и красотою; а мы говорим, что всякое такое богатство, находящееся в мире, и от мира получаемое, на которое человек надеется, возлагает свою надежду – всякое такое богатство ничтожно, потому что служит человеку только до гроба – и деньги, и земля, и вещи, и родня, и чины, и познания – все это остается по сю сторону гроба. Блажен ты богач, который на все это не возлагаешь надежды, не пристращаешься ко всему этому; но все это обращаешь на спасение свое, – богатство передаешь на тот свет чрез руки бедных; познание обращаешь на изучение Евангелия и заповедей Божиих; друзья у тебя не те, которые тебя хвалят и с тобою пируют, а нищие и бедные, которые за тебя Богу молятся; здоровье свое ты обращаешь на подвиги поста и молитвы, на услуги больным и немощным, а чины и достоинства на защиту неправедно гонимых и огорчаемых. Нет! лучше Богом богатеть, делами благочестия и милосердия, верою и благодатью, любовью к Богу и ближним; – вот это богатство, настоящее богатство! Раздробляй алчущим хлеб, принимай странника, одень нагого, накорми голодного, согрей мучимого холодом; а если ты сам только пользуешься богатством, деньгами, имуществом, друзьями, умом, чинами, здоровьем и красотою; то ты только носишь тяжелое иго, которое обременяет тебя на пути к царствию небесному; по этому случаю и Господь сказал: не удобь богатый внидет в Царствие Небесное114. Есть бедняки, которые не обременены богатством земным, но зато богаты верою и благодатью Божией. Все неудобство богатого состоит в пристрастии к богатству, в надежде на него, в злоупотреблении им; а это великая потеря, великий ущерб для спасения. Чем беднее человек, тем легче ему иметь попечение и заботу о спасении. Много дел у того, кто хочет быть богатым: день и ночь не покоен, торговля, поездки, предприятия, ссора и судбище с ближними, с работниками, со всеми теми лицами, с которыми дела имеешь. Странное дело! что и на земле благополучнее всех тот, кто доволен своею жизнью, своим уголком, своим куском хлеба, своим занятием. Спрашиваю: на кого ты надеешься? – „На Бога“, говорит он, и действительно, что надежда на Бога величайшая человеку подмога. Но желающий быть богатым земными сокровищами не оберется грехов: что шаг, то и грех, что дело, то и искушение, и обида ближнего, и обман, и недоброжелательность. Нет! неудобь богатый внидет в Царствие Небесное.
Что делать, когда крайняя нужда посетит бедняка? Он молится так: „Господи! пошли мне в том и другом Свою помощь! Господи! вложи мысль, положи на сердце богача дать мне то или другое, пособить мне в том или другом деле“; – и, смотри, получил желаемое, потому что о нуждах бедняка сам Бог печется, как печется о птицах небесных и о других тварях; а тебя – созданного по образу Божию – неужели оставит без попечения? Но ты часто ищешь помощи у богача напрасно; завяжись с ним, так и последние лохмотья потеряешь; у него одна цель – как бы у кого что зацепить, как бы ему самому у тебя поживиться. Чьими трудами, чьим хлебом богатеют богачи? Вашими трудами, вашим хлебом. Трудитесь бедняки – работайте и питайтесь крупицами от их столов, и имейте одно в виду: вечное спасение, вечные блага, которые вам уготованы на небеси, и которые вы непременно получите; так и я верую, так веруйте и вы. Аминь.
* * *