Источник

102. В неделю 20-ю по Пятидесятнице

Господь наш Иисус Христос со святыми апостолами входил в город Наин, из которого выносили мертвого юношу – сына вдовицы, которая, идя за гробом, горько плакала. Да и как ей было не плакать? Вдова, имевшая одно дитя, одну отраду в жизни, и того лишилась; но Господь, увидев ее слезы, умилосердился над нею; и, воскресив мальчика, сказал: не плачи (Лк.7:13). Казалось бы, что чрез такое воскрешение ее сына Господь оказал ей величайшую милость: что ж? Если чрез это воскрешение вдовица лишилась драгоценного креста, который, если бы со смирением и терпением перенесла, то получила бы множество венцов на небе; а сын, умерший в детстве, избежал бы тысячи искушений и соблазнов мира сего, но сердцеведец Господь видел ее душу, ее сердце, очищенные огнем страданий, и предвидел, что она не уклонится во всю жизнь с пути благочестия; а сын ее никогда не вступит на путь нечестивых, и – что жизнь обоих будет благоугодна Богу. Скорбим и мы за покойниками и много проливаем слез при разлуке с родными; но никогда не подумаем о том: лучше ли было бы, если бы покойник еще прожил несколько лет на земле? Только жизнь добродетельного и благочестивого человека драгоценна пред Богом; а жизнь нечестивца: лучше бы он на свет не родился! Мы слепцы – мы смотрим только на лицо человека в жизни; а о том: какова его жизнь, угодна ли она Богу, или нет – о том и не думаем. Так же мы смотрим и на смерть его. Да уже одно то, что он со смертью перестал грешить – это одно много значит. Если бы он еще пожил на свете, – знаешь ли, в какой тяжкий грех он впал бы; или какою смертью он умер бы? Если ты крепко любишь ближнего; то не словами и не слезами доказывай свою любовь к нему; но всячески при жизни его наставляй, вразумляй, отводи от греха; а умер – усердно молись за него Богу. А то нередко и так бывает, что при жизни ненавидели друг друга, убегали один от другого? а умер – пришли ко гробу не поплакать, не помолиться за него, а для того, чтобы поживиться чем при этом, или получить часть из имения покойника; такое поминовение бесполезно для покойника. Неужели думаете, что Спаситель теперь не сострадает тем, которые предаются горькой печали? Теперь еще более, ибо Он вездесущ, и умеет немощи немощных носити; в Его святой воле сократить, или продолжить жизнь каждого человека; Он знает по Своему всеведению о том, кто, живя на свете – сделается святее, и не посылает смерти преждевременной; а кого предвидит, что он останется грешником нераскаянным – тому посылает смерть. Все зависит от нашей жизни: какова жизнь, таково от Бога и наказание посылается; но все же самые тяжкие удары жизни не превышают силы человеческие. Когда святых мучеников Хрисанфа и Дарью уведомили, что их сыновья утопли, погибли в море; то что сказал мученик Хрисанф? „Нет, быть не может, чтобы человеколюбивый Бог так жестоко меня наказал: ибо я ничем против Него не согрешил“. Вот как судит праведник о Боге! А тут у иного знатного богача младенец умрет – Боже! сколько ропоту! Да, не греши, не оскорбляй Бога грехами, – тогда не даст тебе Бог тяжких ударов; а заслужил – смиряйся и молчи и на Бога не ропщи.

Боже! вразуми нас, что есть благо пред Тобою, и помилуй нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle