90. Поучение в неделю 18-ю, о влиянии мыслей на жизнь нашу
В деле нашего соблазна, искушения, греха и падения – главною, первою и самою важною виною и причиною наши мысли. Здесь – во лбу, все доброе и злое, святое и грешное зарождается. Мысли, говорю, наши всякому греху причиною, виною. И кто их рисует в нашем воображении? Кто их влагает в наш ум? Кажется, сам лукавый сидит и рисует в уме нашем всякие соблазнительные, искусительные и грешные мысли. Но замечали ли вы: что чем больше пищи в желудке, или в утробе, тем мрачнее и гордее рождаются в уме мысли; чем человек более имеет хмелю в голове, чем пьянее человек, тем более соблазнительнее и грешнее у него являются мысли и желания: как будто кто работает над нашею головою, как будто каким вихрем навеваются мысли в голову, как будто из некоего мешка песком сыплются они – одна за другою грешнее, соблазнительнее, искусительнее. Чем же меньше пиши во утробе, чем больше человек воздерживается от сытной и сластной пищи; тем мысли легче, светлее, благочестивее, благоприличнее, наставительнее, святее, безгрешнее. А потому христианин, прислушивайся, наблюдай за своими мыслями; смотри, замечай: если мысли грешные входят в голову, то они уже не от тебя, но от лукаваго, или от диавола; а если мысли хорошие, набожные, добрые; то это ангел влагает тебе их, или сам Бог. Посмотри: какие хитрые мысли влагаются диаволом блуднице или блуднику. – «Да ты холост, – да ты вдовица; да посмотри, как он добр, или как она добра? – Да я ли одна? – Да неужели за один грех погибну? – Да я только посмотрю, взгляну, поговорю, за руку возьму, облобызаю»; – а тут диавол как стрелы сыплет мысли чёрные, слова гнилые, соблазнительные; слово за словом, отуманил, одурил – и упала душа в пропасть.
Подобным образом лукавый соблазняет и сребролюбца, внушая мысли о имениях, капиталах, – «Трудись, пока здоровье есть, пока в руку идет, – Трудись: у тебя жена, дети, племянники; помянут добрым словом. – Да кормиться же нужно чем-нибудь. – Возьмёшь копейку с рубля – рубля не будет; по капле бери из колодца – всю воду выберешь; – монета пружина света, – и почёт тебе от людей, и сам чего душа захочет». – Сии подобные сим мысли влагает диавол сребролюбцу в голову. Спрашиваю: да получишь ли ты Царствие Небесное чрез такое распоряжение твоим богатством? Не вернее ли, не спасительнее ли было бы отдать твои сокровища в руки Христу и Его братьям нуждающимся? – Не усерднее ли они будут молиться за тебя, нежели твоя родня? Почему бы тебе по мыслям Евангелия, по заповеди Божией – не употребить свое богатство?
Не так ли искушает диавол и заражённого пьянством человека? – «Да выпей рюмочку; – да ведь ты не за свои пьёшь? – Не станешь пить, не будешь иметь приятелей; да и в дело не возьмут тебя, что ты за человек? Да мы же твои родные, приятели, друзья. – Да что за водка! Да какой это напиток; – да там-то она лучше и вкуснее – да сладкая, перцовка, уголевка, огурцовка, бальзамка; глянь-ка на ряд штофиков с печатными билетиками»; – вся внутренность у тебя побуровится, зашумит, заговорит. – «Ну да после трудов, после бани; ради праздника – можно выпить; да выпей же». – Эх! Бедный раб, несчастный раб – пьяница! Если б ты только подумал: сколько плачущих в семействе от пьянства; сколько драк, грабежа, разврата, убийств, – да ты бы и в рот водки не брал бы; – но тебя это не ужасает! Из-за чего, ты думаешь, в настоящее время в каждом доме жалобы на сыновей, которые и грубостями, и дерзостями своими убивают своих родителей? – Это все диавол поддаёт хмелю, да курение дыма, да гордости, да дерзости; рисует в голове самомнение, самодурость, самоволие: «дескать, ты умница теперь, никто тебя не смеет толкнуть; – отец и мать старые, необразованные – а ты другое дело». И гибнет мир, и кажется скоро прийдет антихрист, дабы погубить всех людей во грехах и беззакониях.
О, Боже! Боже! Вразуми нас и спаси нас, как знаешь. Аминь.