103. О не осуждении ближнего
Мне кажется, что нет большего греха, как грех осуждения ближнего; – потому, во-первых, что мы не имеем права осуждать брата нашего во Христе, или сестру: Бог нам не позволил, не дал на то права; а прямо запретил осуждать, говоря: „не судите, да не судимы будете, не осуждай, да не осужден будеши“ (Лк.6:37), т. е. не осуждай, чтоб тебе самому не быть осужденным; а если ты осуждаешь, то и сам будешь осужден на страшном суде Божием; – почему? потому что Бог на это тебе не дал права, власти, повеления. Нет! когда ты осуждаешь брата или сестру, то ты от самого Бога отнимаешь власть; ибо на место Его сам становишься судьею над своим ближним. Что ж, если тот самый грех, за который осуждаешь ближнего, лежит и на твоей совести; если ты тем самым пороком грешен? Очевидно, что ты, осуждая ближнего, сам над собою совершаешь суд. Так не лучше ли самого себя осуждать, самого себя укорять и в своей совести, и пред ближними своими, и сказать: „ах! я сам тем грехом грешен, – как же я дерзаю бросать камень осуждения на моего ближнего“? Когда евреи осудили блудницу, и должны были побить ее камнями по закону Моисееву, то что им Господь сказал? „Кто из вас без греха, тот первый брось на нее камень“ (Ин.8:7); – но никто не дерзнул этого сделать, – почему? потому что судьи все были грешники и верно виновны в этом самом грехе. Значит – мало того что судья должен иметь позволение судить ближнего по законам Божиим и человеческим – самому надобно быть чистым от всякого греха; поэтому – один Бог есть Судия праведнейший. Вот, если бы ты, заметивши грех на своем ближнем, поговорил бы с ним тайно об этом грехе и убедил бы, умолил бы, чтобы он перестал грешить, – этим самым ты доказал бы величайшую любовь твою к брату или к сестре; а если ты укоряешь, осуждаешь, разглашаешь пред целым миром, – этим можешь только огорчить, раздражить грешника. А если грех ближнего смертный, известный всем, и соблазняет всех и каждого; то в таком случае как следует поступать? Господь повелевает обличить такого грешника, или грешницу пред целым собранием благочестивых христиан. Но если и после этого не перестанет грешить; то Спаситель сказал: – такой грешник пусть будет тебе, якоже язычник и мытарь115; т.е. как с мытарем и идолопоклонником запрещено даже говорить, и вместе с ним вкушать пищу; так и с явным грешником и не говори и не вкушай пищи. Святой Апостол Павел просто запрещает сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таковым даже повелевает и не есть вместе116. Не ешь вместе с ним за одним столом и не говори, а осуждать не имеешь права. А уж никто так не охотник осуждать, как жены. Стоит только им сойтись вместе – так они языками своими весь мир переберут, пересудят – и своих и родных, и мирских и пастырей; и такая у них к этому страсть, что их никак не вразумишь, не наставишь: о, язык укротить никто из людей не может, говорит святой апостол Иаков, это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда; им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию; из тех же уст исходит благословение и проклятие; язык огонь, прикраса неправды; язык оскверняет все тело, и душу, и воспламеняет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны117. Вот какое зло язык наш! Отчего, спросите, нет мира в семействах и обществах? От языка. У иного или у иной привычка злословить, клеветать и осуждать обратилась в природу: она без этого жить не может, не дает покоя брату или сестре, проходу не дает, гонит из дому. И, увы! не избежишь геенны ни один и ни одна, кто поносит, бранит, злословит, клевещет и осуждает ближнего. К чему твои молитвы? К чему благочестие твое? Поверь, что за один этот грех будешь ты во аде, если не покаешься, и не перестанешь злословить, клеветать и осуждать брата, или сестру; это дело диавольское, ибо диавол есть клеветник, – он постоянно клевещет Богу на людей. Итак – не суди, да не осужден будеши.
Господи! сохрани нас от осуждения. Аминь.
* * *
Соб. посл. Иак. 3:6–10.