Источник

104. В неделю 21-ю по Пятидесятнице

Как бы вы назвали того земледельца, который, не разбирая и не рассматривая, какова земля, вздумал бы сеять на ней семена, – каменистая ли, тернием ли заросшая, или на ней проведена дорога, – стал бы сеять – бросать семя, куда ни попало; – много ли получил бы он прибыли от своего посева? Очевидно – никакой пользы не получил бы, потому что на камени падшее зерно не могло бы пустить корней и – засохло бы скоро; между тернием упавшее – подавлено было бы тернием; на пути падшее – было бы съедено птицами. Таковы сеятели семени слова Божия мы – пастыри. Не разбираем мы, кто нас слушает: такие ли христиане, которые слушают слово Божие, но не исполняют оного, не принимают к сердцу, чтобы жить по учению церкви и по правилам Евангелия; или такие, которые, слушая слово Божие, не намерены его исполнять, а думают о торговле, о заработках; поставляют заботы и попечение о домашности выше и важнее вечного спасения; или христиане легкомысленные, невнимательные, которые не приемлют в сердце слова Божия, не трогаются им, никогда не заплачут про себя, и по выходе из храма тотчас все слышанное забывают; так как диавол похищает из памяти их слово Божие, страсти выжигают оное из сердца пламенем похотей. И что ж? неужели вы думаете, что нет ни одной души с добрым сердцем, которая с любовью принимала бы слово Божие, и приносила бы обильные плоды добродетелей? Есть и всегда будут, хотя таких и немного встречается. Благодать Божия согревает иное сердце так, что человек решается навсегда бросить путь беззакония и вступить на путь добродетели. Бог видит сущих своих. Наше дело сеять слово Божие; а приносить плоды – это дело благодати Божией. Оно было бы полезнее, если бы мы из детства были вашими руководителями в жизни, а то каждый из вас сколько пройдет школ семейных, сколько в жизни переслушает наставников общественных, – нередко вовсе не призванных быть наставниками; сколько в лавке, в питейных домах, на торжище, на бирже научится иной и воровству и мотовству, и всяким грехам; и когда приходит в дом Божий, то уже приходит и слепое, и кривое, и расслабленное грешными привычками всякого рода. Что делать, а слово Божие все же необходимо проповедовать. „Горе мне, говорит апостол, если я не проповедую“ (1Кор.9:16). Какое мне дело до того, что некоторые поносят меня; другие в шутку обращают слово проповеди; иные невнимательно слушают; – есть и такие, которые желали бы, чтобы проповедь всегда извлекала слезы; ах! я сам этого желал бы; но не всякий тот, кто в церкви заплачет – спасается; потому что иной здесь заплачет, а по выходе из храма – предается опять веселой жизни и принимается за грехи. Приучи себя дома, в уединении плакать, особенно в ночное время; приучи себя плакать при чтении святого Евангелия, при чтении жития святых; при размышлении о страданиях Иисуса Христа, при воспоминании о смерти, о суде Божием, об адских муках; тогда твое сердце будет мягко и чувствительно. Что пользы в слезах, если я остаюсь таким же грешником, как и был; если не решаюсь отстать от грехов; если откладываю свое покаяние на старость лет. Притом иной, особенно в смертном грехе пребывающий, ни за что в мире не заплачет, а другой от природы плачливый. При покойнике видя плачущих, иной сам заплачет, другой прочтет что-нибудь чувствительное – плачет, потеряет что – плачет; особенно женский пол – очень склонен на слезы; а иной, как только напился пьян – так и плачет; а о том, чтобы перестать грешить и не думает. Ты мне не плачь, да перестань грешить – пьянствовать, распутствовать, клеветать, осуждать, гневаться, – сделайся благочестивым, щедролюбивым, милостивым, кротким; прилежно ходи в церковь Божию, почитай праздники Божии, посты; питай пламенную любовь к Богу и убогим братьям христовым; перестань хвастать, гордиться, тщеславиться, имей дух смиренный, сокрушенный – дух Христов, добродетели Христовы, чистоту совести, сердца; берегись греха, как огня, тогда и слезы твои будут обильны и плодотворны и спасительны.

Господи! пошли благодать Твою святую, для умягчения наших сердец. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle