Источник

83. Поучение на Воздвижение креста Господня

Какими глубокими тайнами окружён Святый и Животворящий Крест Христов! В раю было древо смерти, было и древо жизни; но когда человеки вкусили запрещённый плод от древа смерти, тогда древо жизни стало безжизненное, бесплодное, бессильное, бесполезное для человека. Пожалуй, если бы оно не потеряло своей животворности, – стоило только Адаму и Еве протянуть к нему руку, вкусить от плода его, и жало смерти притупилось бы; но здоровая пища может ли быть полезна и вкусна для больного? И вот это древо является на горе Голгофе, его орошает Кровь Сына Божия, на нем умирает источник жизни – Христос Господь, и древо жизни получает всю жизненность, всю животворную силу, так, что и всякий человек, мёртвый прегрешениями, вкусив от плода сего древа – Тело и Кровь Христову – оживает, воскресает и получает жизнь вечную. И так в Животворящем Кресте наша жизнь, наше здравие и наше спасение. Коснись только креста, облобызай крест с верою в Искупителя – и всякая болезнь отбежит от тебя, всякий соблазн, всякое искушение, диавольское наваждение, – и здравие твое возвратится, и ты спасёшься. Для сего христианин должен на всякой своей вещи и во всяком деле на себе изображать кресте Христов. Все здорово и спасительно будет для тебя, и пища, и питие, если ты знаменуешь крестом. А уж для диавола страшен крест – о том и говорить нечего: крест напоминает ему о его бесстыдном искушении Евы – праматери нашей; крестом может поражать его и поражает всякий – и старый и малый. Были случаи, что и идолопоклонники исцелялись силою креста. Как же, после этого, не покланяться Животворящему Кресту Христову? Как же ему не воздавать достойной славы и чести? На нем висел распятый Сын Божий; Он примирил нас с Богом Отцем, на нем растерзано рукописание грехов наших, на нем убита древняя вражда, на нем созрел плод жизни; крестом убита смерть, разрушен ад, – и явится это знамение некогда на небе – пред очами всех человеков. Для чего? – На радость святым и на обличение нераскаянных грешников, в укоризну неверующих, в посрамление диавола. Но увы! Узрит его всяко око и око всех врагов креста, – грешников; узрит его и тот, кто грехами своими много раз распинал Сына Божия; увидит его и блудник и прелюбодейца, и пьяница, и убийца, и ругатель, и соблазнительница, и клеветник, и сребролюбец, и лихоимец, и гневливый, и завистник, и сквернослов, и обжора, и сластолюбец, и властолюбец, и всякий грешник нераскаянный. Нет! Не Сына Божия распинай, но себя на кресте распинай со страстями и похотями, ты, который боишься креста Христова, уничижаешь крест Христов, стыдишься креста, не хочешь носить его – презираешь убожество, бедность, нищету. О несчастный грешник! Уразумей великую силу и великую тайну Креста Христова! Подними и понеси свой крест, как поднял и понёс свой крест единородный Сын Божий – Искупитель мира. «Кто хочет за Мною идти, пусть отвержется самого себя и возьмет крест свой – и да идет за Мною» (Лк.9:23), – сказал Господь.

О треблаженное Древо! На нем же распятся Царь и Господь. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle