Источник

Слово в день сошествия Святого Духа

Уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не npиuдет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам. Ин. 16:7

Тяжело любящему сердцу расставаться с любимым существом, болезненно отзывается в нем последнее слово – прости, произносимое тем, кто дорог для него и с кем оно никогда не хотело бы разлучаться. Но какая разлука может сравниться по своей тяжести с той, которую надлежало перенести св. апостолам в ту пору, когда с ними в последний раз беседовал Божественный их Учитель и Господь, и когда Он уже не скрывался, а прямо говорил, что отходит от них – оставляет их? После того, что они видели и слышали от своего Божественного Учителя, после того, как почувствовали все Его величие и привязались к Нему всей душой, что другое могло занимать их, как не то, чтобы возлюбленный их Учитель никогда не разлучался с ними и не оставлял их? Мысль Господа была иная. Совершив течение Своей земной жизни, Он уже направил Свой путь к Отцу небесному, от Которого пришел в мир и ради Которого опять оставил мир 287. Скорби исполнены были тогда сердца учеников. В различных предметах своей последней беседы с Господом, под разными вопросами, все они таили на душе один вопрос: Господи, камо идеши? 288 А в этом вопросе выражалась печаль сердца о том, зачем идет Он, для чего оставляет их?

Преподавая утешение скорбящим ученикам Своим, Господь говорил: уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам. Вникая в смысл данного Господом утешения ученикам, приходим к следующему вопросу: какая связь между отшествием от мира Господа, и пришествием в мир Святого Духа? Неужели Дух Святой не мог бы прийти в мир, когда бы в нем оставался и Сам Господь? И если уже для пришествия в мир Св. Духа надлежало перейти от мира Господу, то в каком смысле это лучше для тех, которые никогда не хотели бы разлучаться со своим Господом?

Ныне, вспоминая торжественное исполнение великого обетования Христа Спасителя, остановимся на смысле слов Его, сказанных Им ученикам Своим. При чем вспомнится сладчайшее для нас Лице Господа Спасителя, и вместе разъяснится сила и значение пришествия в мир Святого Утешителя – Духа Божия.

Уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю его к вам. Итак, для пришествия в мир Св. Духа надлежало прейти от мира Господу Спасителю. На чем основывается необходимость этого coшecтвия Его от мира, чтобы мог прийти сюда Дух Святой? В чем заключается здесь тайна между пришествием в мир одного Божественного Лица и отшествия от мира другого? – Тайна креста Христова и сила совершившейся на нем смерти Богочеловека. Напомним обстоятельства, при которых сказал Господь ученикам Своим те слова, на которых мы остановились своим рассмотрением. Они были изречены в последнюю ночь Его земного пребывания, пред самыми крестными страданиями. Чтобы не возмутить и без того опечаленных сердец друзей своих, Господь ничего не упоминал им о подробностях предстоявшего Ему исхода Своего; Он только говорил им, что разлучается с ними и стоит уже на пути от мира сего. Каков же был этот путь? Путь крестных страданий, на которых ожидали Его все ужасы смерти. После сего не трудно понять, почему Дух Святой не иначе мог прийти в мир, как после отшествия от мира Господа Спасителя. Как Он мог прийти в мир, когда этот мир был под обладанием князя тьмы, который утвердил здесь свое владычество и обратил его в свою темную область? И для чего было бы Ему приходить сюда, когда бы Господь и Спаситель наш для того, чтобы оставаться ему в мире, не положил ради нас души Своей и не пролил Своей бесценной крови, которой Он утвердил завет между Богом и людьми? Без сей крови мы навсегда оставались бы вне завета божественного, были бы существами, отлученными от великой семьи великого дома Божия. Следовательно, тогда совсем не было бы места благодатным действиям в нас Святого Духа. Потому-то прежде надлежало очистить сей мир от власти князя воздушного, изгнать его вон 289, разорить дела его 290, постановить завет между Богом и людьми, присоединить их к сонму детей Божиих, и тогда уже войти в мир Духу Божия, как в свою область и селение. Это и сделал Господь силой креста Своего. Следовательно, есть связь между отшествием от мира Господа и пришествием сюда Святого Утешителя – Духа. Тут может родиться в уме у кого-либо тот вопрос: зачем не благоволил Господь остаться в мире после того, когда уже Он претерпел крест, когда пролил Свою кровь, освятил ей мир, постановил завет между Богом и людьми, и совершил все, для чего приходил в мир? Потому именно и не благоволил остаться в мире, что Он совершил дело Своего Божественного посланничества. Дело соверших, говорил Он в Своей последней беседе к Отцу небесному, еже дал еси Мне, да сотворю. Явих имя Твое человеком, их же дал еси Мне от мира. Ныне разумеша, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть. Глаголы, ихже дал еси Мне, дах им: и тии прияша и разумеша воистину, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя послал еси 291. После научения людей истинному Боговедению, пред Ним оставался еще один ужасный час, тот необыкновенный во всем пространстве веков и времен час, при одном приближении которого возмутилась Его чистейшая душа, и о котором Он говорил: ныне возмутися душа Моя, и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего: но сего ради и приидох на час сей 292. Итак, этот страшный час, об отвращении которого Он молился ко Отцу, и ради которого Он пришел от Отца, прошел, и событие сего часа стало делом всей нашей вечности! Следовательно, для чего же было Господу после этого оставаться в тесной сфере нашего временного и видимого бытия? И какая была бы цель Его дальнейшего пребывания с нами? Не забудем при этом и того, что Господь, по совершении своего дела, и после того как воскрес из мертвых, уже не принадлежал земле и не был существом мира видимого. Встав из мертвых, Он если и оставался на некоторое время на земли, то оставался не как уже обитатель её, а как существо, принадлежащее миру другому – духовному. Если же Он принадлежал миру духовному, то надлежало Ему в том мире занять свое место, а это место есть престол Божества! Потому-то, как говорит св. апостол Петр, подобало небеси прияти Его, даже до лет устроения всех, яже глагола Бог усты всех Своих пророк от века 293. Подобало самому небу принять умершего за нас, и потом воскресшего Господа: ибо не для того и приходил он в мир, чтобы оставаться в мире, но чтобы взять от мира всех верующих в Него. В дому Отца Моего обители многи суть, говорил Он ученикам в Своей прощальной беседе с ними; аще ли же ни, иду и уготовлю место вам: и аще уготовлю место вам, прииду к вам и поиму вы к себе 294. Каким же образом это совершится? Как это может быть, чтобы верующие в Господа явились там, где царствует Он Сам во славе Отца Своего? Здесь-то мы и должны остановиться своей мыслью на величии лица Духа Святого и значении Его к нам пришествия!

Уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет. Аще ли иду, послю его к вам. Господь уступает Свое место в мире Святому Духу, промышляя нечто о нас лучшее. Что же мы имеем лучшего в пришествии к нам Св. Духа и отшествии от нас Господа Спасителя? Это открывается из того, что сделал для нас Он Сам, и что предоставил сделать Св. Духу. Что сделал для нас Господь? Принес Себя в цену избавления за род человеческий, уплатил наш долг, упразднил царство сатанино, привел нас в общение с Богом, снял с нас осуждение смерти, расторг её узы, упразднил гроб, отвалил могильный камень, скрывавший под своим мраком нашу жизнь, воззвал нас к веселью жизни вечной. В ту пору, когда торжествовал Господь свою победу над врагом нашим – дьяволом, восстав из мертвых, веселились божественне и мы. Велика была тогда для нас радость: ибо совершилось чудное и великое для нас событие. Дотоле мы, бывшие жертвой смерти, увидели низложение её, увидели упраздненным гроб, в котором содержалась наша жизнь, и для которого, по-видимому, мы рождались на свет. Но как ни велика была для нас первая радость воскресения Христова, однако довольно ли было для нас сей радости, чтобы оставаться навсегда при ней одной? Нет; то были только первые порывы нашего сердца, возбужденного от смерти к жизни – порывы, под которыми таились свои нужды и требования в самом призвании нашем к жизни небесной. Какие это нужды и требования? Сознание своего внутреннего несовершенства, своего духовного бессилия и неполноты нового, Богом дарованного бытия. Кто же приведет нас в силу и полноту жизни благодатной? Кто облечет нас в желаемое совершенство духа? Кто поставит нас в тот вид бытия, о котором воздыхаем в тайне своего сердца, и в котором хочет видеть нас Сам Бог, чтобы достойно царствовать с Ним на небе? Это великое дело предоставлено Утешителю – Святому Духу. С этой целью Он и послан в мир, как всесильный; в этом и состоит сила Его благодатного утешения в сердцах наших. Итак, если велика была наша радость о воскресении Господа из мертвых, в котором мы торжествовали свое приведение от смерти к жизни, то как должна возвыситься наша радость о пришествии в мир Святого Духа, сила и действие Которого состоят в возведении нас в полноту и совершенство новой, Божественной жизни? Чтобы более приблизить к своему сознанию и чувству эту радость, надлежало бы раскрыть и описать в подробности все, что делает для нас Святой Дух и с какими дарами приходит к нам. Но кто в состоянии определить и представить это? Мы теряемся в разнообразии естественных даров, в которых является нам разумная природа людей. Так, смотря на лица, представляемые каждым человеком в отдельности, примечаем, что один рожден как бы для того, чтобы являть собой величие и достоинство, другой обладает качествами сердца, привлекающими к себе сердце. У одного отпечатлевается на лице ум и сила мысли, в другом выражается непреклонность воли, открывающаяся в каких-либо важных предприятиях и совершении великих дел. Богатство души у одного утаено под невидной внешностью, в другом оно сияет в соответственной красоте наружной. Все мы имеем одну разумную – благородную природу; но не было и едва-ли найдется между людьми такой обширный и проницательный ум, который показал бы все оттенки этой природы, как она разнообразится в каждом отдельном лице. Если же мы должны сознаться в своем бессилии, при описании естественных даров, открывающихся в людях, которые более или менее видимы и приметны, то кто же может раскрыть нам и представить полную картину действий Святого Духа, производимых им в потаенном сердце нашего человека – действий, глубоко сокровенных и для того, в ком они совершаются? Мы можем показать только общее разделение дарований Св. Духа, из которых одни более относятся к уму, другие к сердцу, третьи к воле. Так есть дарования Св. Духа, относящиеся более к уму человека, и сии дарования суть: дух премудрости и разума, дух ведения и совета 295. Другие дарования относятся более к сердцу; таковы: любы, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие. 296 Третьи к воле, именно: дух силы и крепости, проявляющийся в подвигах христианского благочестия, дух могущества, открывающийся над силами природы, в подаянии исцелений и разного рода чудотворений, и дух владычества простирающийся на повелении злыми духами. Есть еще иные дары Святого Духа, подаваемые Им на служение церкви, например, дар пророчества, апостольства, пастырства, учительства. 297 Все сии дары преподает один и тот же Дух, разделяя властию, якоже хощет. 298 Общее свойство всех даров Св. Духа, особенно тех, которые относятся ко внутреннему совершенству души и составляют всегдашнюю её собственность, есть то, что принятие их успокаивает душу каждого человека, умиротворяя ее с самой собой. Все желания нашего сердца, не дающие нам покоя и влекущие нас в какую-то беспредельность, под влиянием Св. Духа останавливаются, умиротворяются, приходят в тишину и согласие с требованиями нашей природы, которая делается тогда полной и согласной с самой собой. Вследствие ощущения в себе благодатной полноты и внутреннего умиротвоpeния, человек начинает являть свое истинное благородство и во всем обнаруживать свое достоинство. Тогда он уже не скитается праздно по стогнам града, не блуждает по сторонам рассеянными взорами, ища для себя каких- либо заманчивых видений, не докучает другим своими беспредметными посещениями для одного развлечения томящей его пустоты духа, не влечется в шумные собрания мирских увеселений и зрелищ, чтобы подавить ими пожирающую его внутреннюю алчбу и жажду, потому что внутри его течет вода живая, утоляющая жажду его духа и прохлаждающая несносный зной томящих его желаний. Мысленный взор его всегда обращен горе, и сердце его услаждается тайнами небесного царствия. Такова сила действующего в душе человека Духа Божия!

Теперь нам становится понятной связь между отшествием Господа от мира и пришествием сюда Св. Духа»; объясняется и то, почему это для нас, лучше. Остается после сего обратить свое внимание на то, придет ли к нам Утешитель – Дух Святой? Удостоит ли Он своим благодатным посещением нас – поздних пришельцев в мир сей? В этом не должно быть у нас никакого сомнения. За верное и несомненное пришествие к нам Святого Духа ручается бесценная кровь Господа, излиянная Им за весь род человеческий. Попустит ли Дух Святой сей святейшей крови остаться бесплодной для кого-либо из нас, когда она пролита за всех нас? Дело Святого Духа и дело Единородного Сына Божия одно – coвеpшение нашего спасения. Так без крестной жертвы Сына Божия совсем не пришел бы в мир Дух Святый, так и Тот, Кто принес за нас cию жертву, не пришел бы в мир для явления толикой любви своей, если бы не надлежало плодам сей любви совершиться в нас действием Святого Духа. Следовательно как верно и несомненно то, что был в мире Господь Иисус, пострадал и умер за нас, так не подлежит никакому сомнению и то, что Дух Святой не оставит нас своим благодатным посещением; ибо Его призывает к нам сама заветная кровь Господа, оставленная Им на земле ради нас. Кроме этого основания к несомненному убеждению в пришествии к нам Св. Духа, имеем прямые и ясные обетования Господа Спасителя, Который говорит: просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает и толкущему отверзается. Котораго же вас отца вопросит сын xлеба; еда камень подаст ему; или рыбы, еда вместо рыбы змею подаст ему; или аще попросит яйца, еда подаст ему скорпию? Аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец, иже с небесе, даст Духа Святаго просящим у Него. 299 Аще кто жаждет, говорил Он, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы. Cиe же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующие во имя Его 300. Пророк Иcaия, провидя духом это обильное излияние живой воды в жаждущей пустыне сердец человеческих, делает сей пустыне из отдаления времен радостный привет: радуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня, и да цветет, яко крин!.. яко проторжеся вода в пустыни и дебрь в земли жаждущей: и безводная будет во езера, и на жаждущей земли источник водный будет; тамо будет веселие птицам, и селитва трости, и лузи. И тамо будетъ путь чист, и путь свят наречется... И не будет тамо льва, ни от зверей злых не взыдет нань, ниже обрящется тамо, но пойдут по нему избавленнии. И приидут в Сион с радостию, и радость вечная над главою их. 301

Соображая все, что имеем в обетованиях слова Божия о Святом Духе, мы должны думать в настоящую пору не о том, придет ли к нам Дух Святой, или не придет, но какие расположения сердца найдет Он в нас, когда придет к нам? Будем ли соответствовать желаниями души своей великим намерениям Его высокого посещения нас, – вот о чем нам нужно подумать теперь и остановиться своим вниманием! Древле глаголал Господь народу израильскому, изведенную из Египта и вводимому в землю обетованную: и се Аз послю ангела Моего пред лицем твоим, да сохранит тя на пути, яко да введет тя в землю, юже уготовах тебе. Вонми ceбе и послушай его, и не ослушайся его: и не обинется бо тебе (т. е. даром не пройдет твое непослушание этому ангелу и не останется без наказания) имя бо Мoe на нем есть 302. Если такая внимательность к себе требовалась от народа израильского, предводимого ангелом Божиим, при вступлении его в землю обетованную, то какая осторожность и внимательность к себе требуется от нас, когда к нам приходит от Отца небесного не ангел, но Сам равночестный Ему Дух Святой, – приходит не для того, чтобы предходить пред нами, но вселиться в нас и руководить нами на пути в обители вечные, и следовательно противление которому тем более не обинется нам, не останется ненаказанным. Дай Бог, чтобы Он, Всеблагий, нашел нас лучшими, нежели какими были пред Ним древние странствователи в землю обетованную, на которых Он негодовал сорок лет, которые положили свои кости в пустыне и не вошли в место своего покоища! 303 Дай Бог, чтобы время Его водительства нами не было временем нашего постоянного противления Ему и оскорбления Его!

Как это может случиться, чтобы мы могли оскорбить Святого Духа и быть Ему противниками? Это может произойти таким образом: Дух Святой приходит к нам с высшими дарами благодатными, а иной, может быть, совершенно довольный и тем состоянием, в каком находится по естеству, ничего лучшего не ищет и не желает. Эта холодность к принятию даров Святого Духа есть оскорбление Ему. Дух Святой, зная нашу пользу и потребность, станет располагать нас к принятию таких, а не других дарований своих, а мы, движимые произволом своих желаний, может быть, устремимся совсем к иным, которые нам не принадлежат, но власти и усмотрению Святого Духа; отчего выйдет спор и рвение между нашими произвольными желаниями и намерениями Св. Духа. Это и будет нашим противлением Св. Духу и оскорблением Его. Дух Святой, чтобы возвести нас на верх совершенства, поведет нас таким путем, который, может быть, не совсем согласен с расположениями нашей грехолюбивой воли и влечениями любострастного сердца, причем мы можем возмалодушествовать и по своей нетерпеливости возроптать, подобно древним израильтянам во время их странствования по пустыне. И это есть оскорбление всеблагого Духа Божия.

Итак, мы должны предварить пришествие к нам Духа Святого чистым желанием принять Его полной готовностью ко всему, что Ему благоугодно будет внушить нам и совершенным терпением в перенесении трудностей, какие неизбежно предстоят нам в нашем духовном стpaнствовании к отечеству небесному. Послушаем и возьмем в наставление себе то, что говорит в предостережение непокорных и стропотных сердец, пророк Давид: днесь аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании, во дни искушения в пустыне, идеже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя, и видеша дела Моя. Четыредесят лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путей Моих 304, и св. апостол Павел: блюдите, братие, да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво, исполнено неверия, во еже отступити от Бога жива 305. Ни ропщите, якоже нецыи от них ропташа, и погибоша от всегубителя 306.

Кроме правил предостережения, которые необходимо нам исполнить, чувствуется в душе какое-то особенное благоговейное расположение к Святому Духу; она хочет, она нудится высказать что-то в своем молитвенном обращении к Нему, в настоящую торжественную пору, когда Он готов низойти на всех, верующих в Господа Спасителя. Но о чем помолимся Ему? Не знаем! 307 Не знаем потому, что от нас утаена творческая мысль, с какой нам дана жизнь, и для выражения чего мы призваны к разумному бытию? Это знает только сам творческий Дух, который пришедши к нам и вселившись в нас, Сам ходатайствует о нас воздыханиями неизглаголанными, при виде нашего внутреннего расстройства и удаления от того, чем нам надлежало бы быть, по Его первоначальному назначению! Дух Святой, преподавая каждому свои особенные дарования, воспитывает всех нас для того значения, какое мы должны иметь в общем составе небеснаго царствия. Как звуки какого-либо музыкального инструмента, извлекаемые рукой искусного игрока, сочетаются между собой в одну стройную песнь, так души всех людей, под влиянием Св. Духа, образуются и уготовляются как бы в отдельные звуки, дабы из совокупного сочетания всех их выходила одна гармония необъятной жизни будущего блаженного века. Какой именно звук затаен в душе нашей для полноты оной высшей жизни, и что мы должны выражать бытием своим в целой сложности предстоящей нам другой жизни; это совсем сокрыто от нас. Потому и не знаем, о чем помолимся ко Св. Духу и о чем попросим Его? Здесь мы должны совершенно покориться зиждительной силе Св. Духа, и поставить себя в такое отношение к Нему, в каком находится приготовляемый сосуд к своему художнику, из-под руки которого он выходить. Всецело предавшись Св. Духу, мы должны при этом отстранить от себя всякую мысль, чтобы кто-нибудь из нас был обижен, умален и уничижен. Этого никто не должен думать потому, что мы уготовляемся Св. Духом к наследию небесного царствия, где нет ничего малого и незначительного, где все составляет славу и величие Божиe!

Нас снедает иногда зависть, при виде тех дарований, какие открываются в других действием благого Духа Божия, и мы мучимся досадой, зачем владеет ближний наш теми совершенствами, которых мы не хотели бы видеть в нем? Напрасное рвение! Безрассудная зависть! Как будто совершенства других отнимают у нас то, чем дано владеть нам? Как будто у нас нет своей доли дарований, достаточной для того, чтобы составить вечную нашу славу? Никто не забыть Богом, никому не отказано в каком-либо роде совершенства, каждый носит в себе самом потаенное сокровище, которое нужно только открыть и возделать. Всякая душа прекрасна сама по себе, прекрасна по самому своему созданию, и эта красота её тотчас блеснет и воссияет, как только отнимется от неё та тьма, которая покрывает ее!

Самая поэтому лучшая и благоприличная в настоящий день молитва ко Святому Духу со стороны нашей есть та, которую ныне воссылает к нему св. церковь, и которую вместе с ней должны повторить устами и сердцем все мы: «Царю небесный, Утешителю, Душе истины, – прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!»

* * *


Источник: Собрание слов и размышлений / епископа Вениамина [(Платонова)] : (Бывшего ректора Харьковской семинарии). – Кострома : Губернская тип., 1908. - 314, 258 с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle