Источник

Поучение в неделю 10-ю по Пятидесятнице

Укоряемы, благословляем; гоними, терпим; хулими, утешаемся (1Кор. 4:12).

Православные христиане! Что делать нам тогда, когда нас кто-либо обидит или оскорбит? А обиды и оскорбления нам приходится переносить нередко и от своих и от чужих, и от соседей, и от разных людей. Что же делать нам тогда? Гневаться на обидчиков и воздавать им обидою за обиду есть тяжкий грех! Тогда и жизнь наша будет для нас не жизнью, а мучением, и мы, живя на земле, своею злобою и неправдами, сами будем уготовлять себе вечный, непросветимый ад. Как же, говорю, поступать нам с обидчиками и оскорбителями? Поступать так, как поступали св. апостолы. Обходя города и села с проповедью слова Божия, они много встречали обид и оскорблений от неблагодарных людей: их злословили и хулили, не милосердо били и мучили; но они всякую обиду переносили великодушно, молились за своих обидчиков и все прощали им. Так св. ап. Павел говорит: злословят нас, а мы благословляем; нас гонят, мы терпим; нас хулят, мы молимся.

Да, други мои, великодушно переносить обиды и оскорбления, значит уметь спокойно жить на земле и спасать душу свою. Тогда мы и пред обидчиками своими не согрешаем, ибо не делаем им зла, а диавола побеждаем, и его искушения отгоняем, и себя самих спасаем от греха, и пред Богом показываем себя добрыми и кроткими христианами, и своим терпением и кротостью приобретаем для своей души награду на небесах. Потому-то и Господь сказал нам в своем Евангелии: в терпении вашем стяжите души ваша (Лук. 21:19). Послушайте, как учит об этом св. Василий Великий. «С первого начала злое удержим, всяким способом гнев из души изъемля. Тако бо возможем многая злая, как с некиим корнем и началом, со страстью сею купно исторгнуть. Худым ли кто тебя назвал и неславным? А ты землею и пеплом назови себя: ибо ты не честнейший отца нашего Авраама, который самого себя так называл (Быт. 18:27). Неученым ли и нищим и ничего не стоящим назвал тебя? ты же червем себя назови и от гноища бытие имущим (Псал. 21:7). Как убо от предстоящих кто из вас назван не будет? – он укоритель, ты же великодушен; он гневлив и лют, ты же долготерпелив и кроток; он раскается о своих словах, ты же никогда не раскаешься о добродетели (Поуч. разн. св. отец 1803 г., лист 162). Вот почему и св. апостол учит: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Римл. 12:21). Так истинные христиане и поступали. Вспомните препод. Алексия, человека Божия. Когда он жил в доме славных и богатых своих родителей в образе нищего, ни кем не знаемый, то рабы много наносили ему оскорблений: одни били его по щеке, другие рвали его волосы; иные обливали его помоями, а иные другим образом ругались над ним: но он все это молча и с великодушием переносил (Чет.– Мин. 17 марта).

Св. aп. Павел учит: никому не платите злом за зло; старайтесь делать добро пред человеками (Римл. 12:17). Так учит и преподоб. Пимен Великий. Он говорил: «злоба никогда не отгонит злобу; но если тебе кто творит зло, ты делай ему добро, и твое добродеяние разрушит злобу». И как он учил других, так и сам поступал. Один старец весьма гневался на Пимена за то, что от него к Пимену стал ходить народ. Узнав об этом, препод. Пимен взял пищи, вина и других овощей, пошел к гневающемуся старцу вместе с другими и упросил его дать ему благословение, – и чрез это примирился с ним (Чет.-Мин. 27 августа).

Нас хулят, сказал св. апостол, а мы молимся. И мы, при всяких обидах и напастях, должны обращаться с молитвою к Богу, и Ему поведать скорбь своей души; ибо один Господь есть наш Утешитель в наших скорбях. Тогда, после молитвы к Богу, отойдет от нас наша скорбь, и душа наша успокоится. Но о чем же мы должны тогда молиться? О том ли, чтобы Господь покарал наших обидчиков и недругов? Нет, не христианская это молитва, не принесет она пользы нашей душе. Мы должны молиться о том, чтобы Господь помог нам великодушно перенесть и забыть обиду, чтобы и самых обидчиков и недругов наших вразумил и обратил на добрый путь жизни. Так добрые христиане и поступали. В житиях святых много есть на это примеров, но я укажу теперь на святую девицу и мученицу Татиану. Когда она схвачена была нечестивыми идолопоклонниками и приведена на суд и мучения, то мучителевы слуги начали немилосердо бить ее по лицу, потом удицами терзали ее очи. Что же делала св. мученица? Укрепляемая Богом, она не только не гневалась на мучащих ее и ничего худого не желала им, но, по любви христианской, молилась Господу, да подаст им познание истины, – и Господь услышал ее святую молитву. Свет небесный осиял мучащих ее и просветил их душевные очи: они увидели четырех ангелов, окружающих мученицу, и слышали голос с неба к святой мученице пришедший. Они пали пред нею на землю и сказали: «прости нас, служительница истинного Бога, прости, что мы сделали тебе не волею.» Было их числом восемь человек; они уверовали во Христа, и за исповедание имени Христова были жестоко мучены и во главы мечем усечены (Чет.-Мин. 12 января). Вот как угодна Богу христианская молитва о врагах и недругах! Она укрепляет и успокаивает и нашу душу, низводит на нас Господню благодать, она просвещает ум и сердце и наших недругов и приводит их к Богу.

И так, братие, чтобы нам спокойно пожить на земле и спасти душу свою, будем стараться всякие обиды и оскорбления переносить великодушно, благотворить своим врагам и недругам и молиться за них. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle