Источник

85. Поучение в неделю 11-ю по Пятидесятнице

Мне желательно было бы, чтобы нынешнее Евангелие прочли и хорошо вразумели те заимодавцы-христиане, которые своих должников заперли в темницу за долги. Пойдите в острог и посмотрите, сколько там заключено отцов за долги! Мужья в темнице, а жена и дети сидят в доме голодные. Скажите, можно ли назвать христианином того, который заключает брата своего в темницу? Он должник твой, хотя несовершенный должник, ибо, собственно говоря, все, что ты имеешь, все это Божие, а не твое. Спроси, каков ты должник Богу? Тело у тебя свое ли? Душа твоя ли? Жизнь твоя не от Бога ли? Дом твой и все, что ты имеешь, твое ли? Ибо если не ты оное сотворил, то оно не твое, если не своими руками сделал – не твое; если после смерти не будешь оным обладать, то оно не твое. Да скажи, что у тебя есть, собственно твое, тобою сотворенное? Если ты сам не свой и отдашь Богу строжайший ответ на страшном суде за жизнь свою, за душу свою, за тело, за осквернение соблазнами твоих очей, ушей, обоняния, языка, скажи, что у тебя твое? Земля, на которой ты ходишь, твоя ли? Море – твое ли? Воздух, которым дышишь, вода, которую пьешь, хлеб, который ешь, одежда, в которую одеваешься, – твое ли все это? Не нагой ли ты родился? Не нагой ли предстанешь на суд Божий, если не будешь иметь одежды добрых дел? Скажи, что ты имеешь твое родное? Я знаю, что, собственно, твое родное – это твои грехи, да и за них тяжко истязан и судим будешь. А ты брата Божия, а ты образ Божий. А ты самого Христа запираешь в темницу? Это зло ужасное! это слепота непомерная! Скажешь: его судит закон. Нет! ты судишь, потому что закон не заключил бы его в темницу, если бы ты этого не пожелал. Ты его лишил чести, которой он дорожил, свободы, которую сам Бог не решается отнять у человека. А прислушайся, как тебя проклинают его жена и дети! как проклинать будут тебя после твоей смерти! А что еще тебе скажут на Страшном Суде Божием, если ты веришь, что есть суд и вечные мучения ада для таких бесчувственных душ, как твоя.

Не сам ли ты молишься: «Отче наш! остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»61? Нет! Никогда Господь не простит тебе грехов твоих, если ты не простишь долга своему брату. Или ты сам умираешь с голоду? Да если бы ты чрез это и умирал, то и тогда ты не должен был бы запирать в острог брата Христова. Нет! запирают в острог брата те, которые имеют чем платить деньги кормовые. Таким образом, ты говоришь: «Хоть еще потеряю денег, зато докажу ему: лишу его свободы и света, и докажу»! Что ты докажешь? То, что ты бессовестный человек, что ты не христианин, что ты не веруешь в Бога. Ты заставляешь плакать брата в темнице потому только, что ты не веришь, что тебя ожидает вечный плач во аде. Не веришь, что тебе там не простят долгов, потому именно, что ты не прощаешь своему должнику. Верь, что сильно гневается на тебя правосудный Господь и непременно предаст тебя в руки мучителям, бесам, пока не отдашь последний кодран.

Боже! Боже! какие есть на свете люди?! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle