Источник

Поучение в день Благовещения Пресвятой Богородицы и пред св. Причащением

Ныне у нас праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день радостный для всего рода человеческого. В этот самый день небесный служитель, св. Архангел Гавриил, по повелению Божию, предстал в городе Назарете к Пресвятой Деве Марии и, возвещая Ей радость, что от нее родится во плоти Спаситель мира, сказал ей: «радуйся, благодатная! Господь с тобою, благословенна ты между женами! Ты обрела благодать у Бога. Ты зачнешь во чреве твоем от Духа Святого и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус, Который спасет людей своих от грехов их“. Обрадованная Дева Мария с глубоким смирением ответствовала небесному благовестителю: «Я раба Господня, да будет мне по твоему глаголу“ (Лук. 1:1, 28, 30, 31).» Какой ум, какой язык может изъяснить столь высокую радость Пресвятой Девы Марии? Изливая св. радость смиренной своей души, она говорила родственнице своей, праведной Елисавете: «величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем, что призрел Он на смирение рабы своей“ (Лук. 1:46, 47, 48).

Братие христиане! Радуясь нынешнему празднику, мы должны благодарить и прославлять Господа, благоволившего воплотиться от Пресвятой Девы Марии и принести нам вечную радость и спасение, должны благодарить и прославлять и Пречистую Деву Марию, от которой родился Спаситель мира. Но чем возблагодарим и прославим Господа, да соделаемся достойными радости небесной? чем возблагодарим и прославим Пречистую Деву Марию, да соделаемся достойными благодати Господней? Возблагодарим и прославим теми св. добродетелями, которыми просияла сама Пречистая Дева Мария, и которыми Она приобрела у Бога великую благодать. Она – Матерь рода христианского – просияла глубочайшим смирением, покорностью воле Божией, любовью к Богу, кротостью, чистотою. Если мы всегда будем украшать себя этими высокими добродетелями, то это будет от нас самое лучшее и достойное благодарение и прославление Спасителя мира и Его Пречистой Матери. Тогда сама Матерь рода христианского будет ходатайствовать за нас у престола Сына Своего и Бога. Нас будут хранить святые Ангелы, и мы приобретаем у Бога великую благодать. Господь будет пребывать в наших сердцах и посылать нам небесную радость.

К вам теперь обращаю слово мое, чада мои духовные, готовящиеся ныне ко св. причащению. Св. Архангел Гавриил сказал Пресвятой Деве Марии: «радуйся, благодатная! Господь с тобою, благословенна ты между женами“. С этим же святым благовестием, как служитель церкви Христовой, и я к вам ныне обращаюсь: радуйтеся, чада мои духовные! Святой Господь с вами! Благословение Господне почивает и над вами. Чрез несколько минут отверзутся эти царские врата, и вы увидите пред собою св. чашу, руками священнослужителя из св. алтаря, как с самого неба, для нас выносимую. В этой св. чаше ваша истинная радость, самое дорогое во всем мире сокровище. Из этой св. чаши, под видом хлеба и вина, и вы примите в свои души истинное Тело и Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, о котором благовествовал св. Архангел Гавриил Пресвятой Деве Марии, Того истинного Сына Божия, Которого Дева Мария зачала во чреве своем наитием Духа Святого и родила на радость и спасение роду человеческому. И какой язык может изречь радость и блаженство истинного христианина, когда он удостоится принять Тело и Кровь Христову?

Но чада мои духовные! Дева Мария была пренепорочная и достойнейшая пред Богом. Потому и Господь вселился в ее чистую утробу. Но как приступим мы к св. чаше, как примем Тело и Кровь Святейшего Сына Божия в свои грешные души? Ибо написано: «ядый и пияй недостойне Тело и Кровь Христову, суд себе яст и пиет“ (1Кор. 2:29). Что же делать нам, грешным и недостойным? Ужели не приступать ко св. причащению? О, да бежит от нас эта грешная мысль! Погибший тот христианин, который лишает себя хлеба небесного. Господь сказал: «аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе“ (Иоан. 6:53). Что же сотворим, да соделаемся достойными пречистого Тела и Крови Христовой? Сему научает нас тоже Пресвятая Дева Мария. Она, как мы уже сказали, просияла пред Богом глубочайшим смирением, при всей высокой святости своей признавала себя рабою, недостойною пред Богом. И сие-то смирение возвеличило Ее пред Богом и соделало достойным храмом вечного Царя славы. Если же Она, прененорочная Дева, в Которую вселился Сын Божий, имела пред Богом глубочайшее смирение, то тем более мы, грешные, должны приступать к принятию Тела, и Крови того же Сына Божия с глубочайшим смирением. В чем должно состоять наше смирение? В полном сознании своего недостоинства пред Богом, в искреннем и чистосердечном сокрушении и раскаянии во грехах. Такое смирение наше должно соединяться с твердою верою, страхом Божиим и упованием на заслуги Иисуса Христа, на Его крестные страдания и смерть. И в этой-то твердой вере нашей, нашем смирении и раскаянии состоит наше достоинство.

С таким смирением, страхом Божиим и верою приступите, братие, ко св. причащению, и под видом хлеба и вина приимите Тело и Кровь Христову. Тогда и вас осенит тот же Св. Дух, который осенил некогда Деву Марию. Тогда и каждый из вас может сказать то, что сказала Дева Мария своей праведной родственнице: «величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем, что призрел Он на смирение раба своего;“ ибо Он сподобил меня св. причащения во оставление грехов моих и в жизнь вечную. По принятии же св. причащения благодарите Господа за Его великую к нам любовь. Благодарите Его не устами только, но и добродетельною жизнью. Украшайте себя христианским смирением, покорностью воле Господней, любовью к Богу и ближним, кротостью, чистотою. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle