Источник

Поучение в день престольного праздника препод. Алексия – человека Божия

Ныне у нас престольный праздник в честь препод. Алексия, человека Божия, и я нахожу благопотребным для общего назидания рассказать вам ныне богоугодное житие сего праведника. Жития и дела святых людей научают нас доброму гораздо сильнее и убедительнее, нежели красноречивое слово человеческое. И чье житие всего более должны мы знать и памятовать, как не того святого, имени которого посвящен сей храм наш. И так послушайте со вниманием житие препод. Алексия, человека Божия.

При благочестивых царях Римских Аркадии и Гонории, жил в Риме весьма знатный и богатый вельможа, по имени Евфимиан, имевший супругу Аглаиду. Евфимиан был человек благочестивый, соблюдал пост и жил по заповедям Божиим, каждый день в доме своем поставлял трапезу для странников, сирот, вдовиц и нищих. Аглаида также была благочестива, ко всем милостива и сострадательна. У них было до трех тысяч слуг; но не доставало им одного счастья: они не имели детей. Бездетная Аглаида усердно молила Бога, чтобы Он разрешил ее неплодие и даровал сына. Бог услышал ее молитву и даровал ей сына, который при св. крещении наречен был Алексием. Когда Алексию исполнилось шесть лет от рождения, благочестивые родители начали учить его грамоте. Он скоро оказал успехи в науках, но более всего преуспевал в изучении Св. Писания. С первых дней юношества богомудрый Алексий возненавидел суету мира, пренебрег богатством и знатностью и начал умерщвлять плоть свою, тайно облекши тело свое власяницею.

Из сего, братие, должны мы научиться, что благочестивым родителям посылает Господь добрых и умных детей. И кому не дороги такие дети? Их все любят и хвалят, и все ими радуются. А потому, по примеру Евфимиана и Аглаиды, должный мы стараться жить добродетельно, трезво и честно, поститься и молиться, и помогать бедным. Тогда и нам будет Господь посылать умных и добрых детей; а получивши от Бoгa детей, мы должны воспитывать их в страхе Божием и научать всему доброму, чтобы они были приятными Богу, полезными членами общества, Божией церкви, – и нам приносили бы утешение в нашей жизни.

Но обратимся к препод. Алексию. В то время, как достигал он совершенного возраста, в Риме расцветала и душой и телом девица из царского рода. Емфимиан и Аглаида решились взять эту девицу в супружество своему сыну. Желание их исполнилось, и в палатах их происходило праздничное ликование. Можно было думать, что Алексий, сын богатых и знатных родителей, в жизни своей достигнет высокой чести и достоинства, своею супружескою жизнью доставитъ великое счастье своим родителям. Но не земные почести назначены были ему от Бога: он предназначен был явиться великим светильником человечеству на пути к небесной славе. В палатах Евфимиана уже окончилось пиршество, и наступила ночь. Свекровь отвела невестку в брачный чертог; отец, благословив сына, послал его к невесте. Утром следующего дня нежные родители готовились обнять своих детей в полной радости. Но что же случилось? Войдя в брачный чертог, они нашли одну плачущую невестку. Где Алексий? – вопрошали родители. Невестка с горестью ответила: вчерашним вечером Алексий подошел ко мне, снял с себя пояс и с руки перстень и, отдавая мне, сказал: «сохрани сие, и Бог да будет между мною и тобою, дóндеже благодать Его в нас нечто новое устроит“. Потом от меня ушел и не возращался. Стали искать Алексия, но в доме его не было. Его искали в Риме и окрестностях, посылали искать в отдаленные места, но нигде не нашли. В палатах Евфимиана, где происходило веселие и радость, водворились глубокая печаль и сетование, и неутешные слезы.

Но куда же повел Господь Алексия?.. В то время Сирийский город Едесс славился убрусом с нерукотворенным образом Господа нашего Иисуса Христа. Пред вольною страстью Своею Господь послал его Едесскому князю Авгарю для исцеления его от неизлечимого недуга. В этот-то город неведомым странником, в бедном рубище, явился Алексий и присоединился к нищим, просящим милостыни в притворе храма Пресвятой Богородицы. День и ночь пребывал он здесь в усердной молитве и посте, и каждую неделю приобщался Божественных таин. От строгого поста и беспрестанного пребывания на молитве он весь изменился: красота его утратилась, очи углубились, зрение помрачилось, тело иссохло и остались только кости, покрытые кожею. Столь высокие подвиги его и святая жизнь приобрели ему великую благодать от Бога и славу от людей. В одну ночь пономарю той церкви было дивное откровение: представилась ему храмовая икона Богородицы, и от ней услышал он чудный глас: «введи в церковь мою человека Божия, достойна суща небесного царствия: ибо молитвы его, яко кадило благовонное, восходят пред лице Божие, и яко венец на главе царстей, сице на нем Дух Святый почивает». Пономарь стал искать такого человека и, не нашедши, обратился к той же иконе с молитвою, чтобы указала ему человека Божия. И снова слышит глас: «яко седяй нищ у дверей церковной паперти, той есть человек Божий». Найдя неведомого странника, он ввел его в храм. Слух о человеке Божием разнесся по Едессу. Народ стал стекаться ко храму, чтобы воздать почтение праведнику. Но праведник, навсегда отказавшийся от всего земного и решившийся совершать духовные подвиги пред лицем одного Сердцеведца-Бога, не желал себе славы земной, и никому неведомо удалился из Едесса.

Но куда же опять повел Господь Алексия? Обратимся к Римскому вельможе Евфимиану. Прошло 17-ть лет, проведенных им в скорби и слезах о сыне Алексии. Однажды возращался он из царского дворца в свои палаты, и в это время пал к ногам его нищий, покрытый лохмотьями. «Рабе Господень, сказал он умоляющим голосом, помилуй мя, нища и бедна. Позволь мне, да в едином угле двора твоего пребуду; Господь благословит лета твоя и даст тебе небесное царство, и аще имаши кого от своих, негде странствующего, здрава его да возвратит тебе“. При этих словах Евфимиан вспомнил об Алексии, прослезился и милостиво принял к себе незнаемого нищего. Он велел построить хижину пред вратами своими и в ней дал ему приют, чтобы всегда при входе и выходе иметь его в виду своем, не зная того, что в образе дивного странника пришел к нему сын его Алексий. И здесь-то, при доме своих родителей, преподобный Алексий совершал великие подвиги самоотвержения, поста и молитвы, и жил до самой своей кончины, никем не знаемый. По истине Алексий есть Божий человек! Ибо он жил с Богом и в Боге и все дела творил во славу Божию.

Братие христиане! Мы не все можем вести такую подвижническую жизнь, какую вел препод. Алексий. Но мы можем и должны научиться от него усердной молитве, смирению, строгому воздержанию и посту, всецелой покорности и преданности воле Божией. Супруги могут научиться у него высокому целомудрию, верности и честности; а это такие добродетели, которые составляют наилучшее украшение супругов, неоцененное благо их в жизни. Алексий в доме своих родителей жил неведомым странником. И всем нам Господь повелевает принимать странников и благотворить им; а эта добродетель по истине высокая и приятная Богу! Ибо в лице странников приходит к нам Сам Господь со Своею милостью и благодатью. Не возбраняется нам приобретать блага земные; но вместе с этим мы можем и должны служить Богу всем своим умом и сердцем; мы можем и должны любить Его паче отца и матери, жены и детей. А если, по Божию допущению, лишаемся своего имения и подвергаемся бедности, не должны предаваться ропоту и унынию; ибо Алексий препод. отвергнулся всего земного и жил бедным нищим. Если мы будем так поступать, то и мы будем Божиими человеками, достойными Божией благодати и милости.

Дивно и свято было житие препод. Алексия; дивна и славна была и кончина его. В 16-й день марта, в четверток 411 года, в Римском храме св. Апостолов Петра и Павла, святейший папа Иннокентий, в присутствии императора Гонория, совершал Божественную литургию. Когда оканчивалось богослужение, то от св. алтаря слышен был чудный глас: «поищите человека Божия, от тела изыти хотящего, да помолится о граде, и вся вам устроится добре.“ Человека Божия искали по всему Риму, но нигде не нашли, и потому в тот же день на пятницу в общем совете императора и папы положено было совершить все- нощное бдение и просить от Бога откровения, где находится человек Божий. В пятницу утром праведник скончался, и в ту минуту, когда душа его отошла в небесные селения, чудный глас сказал: «в дому Евфимиановом человека Божия ищите.» Император и папа отправились в дом Евфимиана. И когда они, вшедши в палаты, сели на приготовленных местах, то в это время входит слуга Евфимианов и говорит: «кого вы ищете? Не тот ли странник, который много лет живет у тебя в привратной хижине, не тот ли самый, к которому я приставлен тобою для служения, есть человек Божий? Дивны, господин, дела его. Все ночи проводит он без сна на молитве, каждую неделю причащается Божественных таин. Ты посылаешь ему яства от стола своего, но он отдает их нищим, сам же питается хлебом с водою и то весьма мало. Ты запретил нам делать ему оскорбления, но рабы твои обижают его: обливают его помоями, рвут его волосы, бьют по щекам и разные творят ему поругания. И все это переносит он с кротостью и незлобием.“ Слыша эти слова, Евфимиан поспешил из палат в привратную хижину, но увидел праведника уже бездыханным. Лицо его сияло благодатью Божиею, и правая рука его держала сложенную бумагу. Евфимиан хотел было взять ее; но рука не отдавала. Он в страхе возвратился в палаты и все, что видел, рассказал. Тогда император и папа пришли к усопшему, благоговейно вынесли его из хижины, честно положили на одр, и с умилением преклонив колена, лобызали его и со слезами взывали к нему: «умоляем тебя, рабе Божий, дай нам твою грамоту, да познаем тебя, да уведаем житие твое.“ Рука усопшего, как рука живого, отдала ее. Когда чтец развернул грамоту и стал читать, то открылось ясно, что писал ее Алексий, сын Евфимиана. Пораженный Евфимиан пал на перси бездыханного сына своего, безутешно рыдал и терзал свои поседевшие волосы. «Увы мне, чадо мое, с рыданием взывал он, что ныне сотворю? О смерти ли твоей восплачу, или о твоем обретении восторжествую?“ Аглаида выбежала из затвора своего и неутешно рыдала о сыне своем. Супруга Алексия, 34 года не видавши мужа своего, как непорочная горлица, кротко приникла к груди бездыханного супруга и горько плакала. Все жители Рима стеклись воздать поклонение праведнику и облобызать честное тело его. От прикосновения к нему больные получали исцеление, слепые прозрение, прокаженнные очищение, бесноватые освобождались от демонского одержания. Блаженная кончина препод. отца нашего Алексия, человека Божия, была в 17-й день марта, 411 года по Р. Хр. По истечении семи дней, совершено было славное погребение честного тела его во славу дивного во святых своих Бога.

Бр. христиане! Мы видели дивное житие празднуемого нами ныне препод. Алексия, человека Божия, видели и славную его кончину. Ради угождения Богу и вечного своего спасения он отвергнулся всего земного, отказался от всего, чем только дорожит человек на земле, облекся в бедное рубище и всего себя отдал в волю Божию. За то и Господь, нас ради обнищавший и претерпевший на земле всякое поругание, обогатил его Своею благодатью, послал ему славную кончину и упокоил его на небесах в вечном царстве Своей славы! Мы, конечно, не все можем или должны, повторим опять, отказаться от всего земного, от всего родства своего, оставить жену и детей и явиться в мире такими подвижниками и странниками, как Алексий. Господня благодать на такие подвиги подается не всем. Но, как христиане, верующие в Спасителя и предназначенные к блаженству вечному, мы должны всегда памятовать, что, по слову св. Апостола, все мы странники и пришельцы, не имеющие зде пребывающего града, но грядущего взыскующие (Евр. 13:14). И потому, чтобы ни случилось с нами в нашей жизни, – подается ли нам счастье или, по-видимому, несчастье, скорби и горести, напасти и оскорбления, – все должны мы принимать с покорностью воле Божией, всегда и во всем покоряться непостижимому для нас промыслу Божию и за все прославлять Бога. Будем помнить, что Господь прославляющих Его и исполняющих заповеди Его удостоивает мирной и доброй кончины, прославляет их Своею благодатью и на земле, и на небесах.

Вот, бр., посильное мое вам слово для нынешнего праздника. Доколе мы живем и странствуем в мире сем, будем стараться своею жизнью угождать Богу и исполнением Его заповедей достигать отечества небесного. Будем всегда молиться препод. Алексию, человеку Божию, да поможет он нам своими святыми молитвами совершать земное наше странствование во славу Божию и достигать покоя вечного и невозмущаемого. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle