Источник

В неделю пред рождеством Христовым

Родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус:

Той бо спасет люди Своя от грех их.

Мф. 1:21.

О Божии милосердии

По принятии отеческого благословения Иаковом, когда он, шествуя в Месопотамию, захотел на дороге при захождении солнца, в том самом месте, где находился, отдохнуть; то лег там, и заснул; зажал он на успокоение себя сном очи телесные; однако раскрыл на узрение небесных откровений очи душевные. Видел он лестницу, которыя вёрхний конец утвержден был к небу, а нижний доставал до земли, по ступеням же той лестницы Ангелов, в верх и в низ ходящих: се лествица, еяже глава досязаше до небес: и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней25. В том видении пробудившись наполненный ужаса Патриарх Иаков, сказал: яко страшно место сие26: а особливо оно домом есть Божиим, и самыми вратами небесными. Таинственная оная лестница прообразовала великое, высокое и неизреченное таинство воплощение Божия Слова, Спасителя и Избавителя, преславно от Девы Марии рождшагося, о Коем благовествует к Иосифу Архангел: родит же Сына, и нарегеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их. Преслушание древнего Адама разделило вовсе землю от неба, отвело весьма далеко человека от Бога, и заключило вечно дверь райскую; но вочеловечение нового Адама, Богочеловека Иисуса, блаженною тою есть лестницею, которая паки человека с Богом примирила, которая паки заключенную спасения дверь отверзла. Восхождение и низхождение Ангелов по ступеням лестницы, восхождением есть человеческого естества к Божию, и снизхождением Божия естества к человеческому: о глубина богатства, изглашаю и я со Блаженным Павлом, и премудрости и разума Божия27! Слушатели! сие великое дело воплошительного промысла, из всех прочих дел, кои от безконечныя Божия премудрости и силы ни соделаны, особливо крайнее Божие милосердие к нам грешным являет: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть28. Но я теперь оставляя Таинство, кое больше верою и молчанием почитается; едино токмо крайнее милосердие величать, и о нем доказывать имею, сколь оно велико, сколь к люблению нас горячо; с таким намерением и упованием, чтоб привлечь мне, и возбудить во Святые нынешние праздники к покаянию какого-нибудь грешника; а притом и дам ему узнать о количестве Божия милосердия.

Часть первая

Два путя суть, на которые надлежит нам смотреть со многою осторожностию; один путь греховный, приводящий нас к погибели и от того нам уклоняться; а другий покаяния, приносящий нам спасение, и тем нам ходить надобно. В первом пути греховном, отвращаемся мы от Бога; в другом покаяния, возвращаемся к Богу; и в обоих сих путях, никогда Божие безчисленное милосердие от нас не удаляется. Когда мы от Бога отвращаемся грехом, то Его милосердие за нами ходит, и нас ищет; когда же обращаемся к Богу покаянием, то Его милосердие нас встречает, и нас приемлет. Сии-то суть оные образы, коими наилучше Божие милосердие к нам грешным изъявляется.

Человек, ничего так легко, как греха не делает; да и ничего ж так трудно, как онако же греха не узнавает. Больше сего урона человек произвест себе не может; да однако, в таком уроне человек находится нечувствителен и слеп. Повествует Георгий Кедрин в с, воем летописце, что Онорий сын Великого Феодосия, царя западного, держал у себя в доме некоторую птицу, кою или за пригожество перьев, или за сладкогласное ее пение, любил попремногу, и называл ее Римом. В некоторый же день пришел к нему его министр во всемъ трепете и печали, с таким словом: пропал Рим, Государь! Что? ответствовал ему царь, пуще его испужавшись, и запечалившись. Что? Рим ли птица пропала, когда я теперь только ее видел, и слышал, что она пела? Нет, не говорю я птице, ответствовал ему опять министр, не говорю я о Риме птице, говорю о Риме граде, что уже осадили его неприятели. Ужасил мя еси, о человече! сказал ему царь. Так ты меня испужал, что едва было я с ума не сошел; теперь я отдохнул, возъимел себе отраду. Пропал ли Рим град? быть так; только бы Рим птица в живых осталась. Ужасил мя еси, о человече! О безумия несмысленного и малоумного царя! что пропал град, да такий еще славный город Рим, древняя столица Вресветного царства, о том он не тужит, не печалится; а только ли о том сожалеет, и в бедствии потеряния своего ума находится, есть ли бы у него пропала птица! Таковым-то образом нечувствителен, несмыслен и безумен есть человек, который когда чрез грех теряет у себя Бога, любовь Божию, небесное Царство, вечноблаженный живот, душу, и все; то не печалится он и не тужит. А когда случится, что умрет у него, или сын, или брат, или, жена, или сродник, или приятель, что всем необходимою есть должностию; то сколь много о том он плачет, и сколь много слез изливает! Когда ему приключится какой-либо чем убыток, какое-либо несчастие в доходе, что временное есть и пустое; то сколько о том он печалится, и отчаявается! Когда случится ему припадок какой легкой болезни, какое-либо самое маленькое злоключение, что обыкновенным есть игом естества и игрою счастия; то сколько у него о том жалений! сколько роптаний! Не может ни ум понять, ни язык истолковать, что теряет у себя душа, когда она разлучается от Бога. В таковой, человек, будучи погибели, не токмо, что не печалится, не токмо что не плачет, но еще радуется и смеется.

Но не удивляюсь я, что человек во время отлучения своего от Бога не печалится, и нимало о том не тужит: ибо сказать, наконец, человек не знает, что то есть и чего стоит Бог. Страсть мятет ум его, и не видит он своего урона. Удивляюсь я тому, что Бог, Который ведает совершеннейше ничтожность человека. Который и без человека тот же есть самый Бог, Который хотя и всех человек лишился бы, то ничего из блаженства и славы Своей не утратил бы; однако, когда попадает человек в погибель, то за ним Он ходит, его ищет, всяким образом достать его Себе хочет. А чрез сие, что иное хочет Бог показать как не едино только безконечное Свое ко грешнику милосердие? Но еще же ко грешнику не показует ли Бог и правосудия Своего? Что Богу другое так противно, как грех? Имеет ли Бог так великого Себе врага, как грешника? Поистине Бог равно есть и праведен и милосерд: Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив29. Правосудие и милосердие, яко бы две руки у Бога, которыми Он действует. Иногда действует правосудием, и наказует; а иногда милосердием, и прощает. Не все оставляет без наказания, ниже все без отпущения. Равномерно бо есть зло, и ослаба без уцеломудрения, и покаяние без прощения30, упоминает Богослов. Однако правосудие Божие превосходнее царствовало прежде воплощения; в то время, когда Он еще был Богом отмщений, Священное Писание нам Его представляло яко страшного воина, стрелми и мечем вооруженного, ко уязвлению одним издали, а другим изблизка, дабы обоими теми орудиями соделывать ему раны смертные: оружие Свое очиститъ, лук Свой напряже, и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя31. Того ж часа, как только грех стался, испускаема была Божія правосудия стрела. Согрешил Денница, восхотевший быть Богом и того ж часа упал он с неба. Согрешил Адам, преступивший Божию заповедь; и ипогож часа изгнан он из рая. Согрешил Каин, позавидовавши и убивший брата; и того ж часа напало на него стенание и трясение. Согрешили Содомские грады: и того ж часа сошел с неба огонь, и пожегл Содомлянов плотскую нечистоту. Согрешил весь свет; и того ж часа пришедши потоп, потопил всемирное беззаконие. Что Дафан и Авирон противоречили Моисею, то разселась под ними земля, и их живых пожерла. Что Зан прикоснулся к Кивоту, того ж часа он внезапно умер. Что Иеровоам взял кадильницу, того ж часа изсохла рука его. Что Озия вошел в жертвоприносительный олтарь, того ж часа проказа к нему пристала. А Фараон не улучил ли себе в Чермном море водостланого гроба? Давид не увидел ли тридневного мора? Валтасар не лишился ли чрез едину ночь живота и царства? Антиох не учинился ли гробом воодушевленным червей? Да и прочих еще безчисленных не наказал ли за грехи того ж часа Бог? Бог отмщений32, оружие Свое очистит, лук Свой напряже, и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя. Но по воплощении царствует превосходнее Божие милосердие. Ныне Бог, не Бог уже отмщений, но Бог милости и щедрот. Ныне Священное Евангелие представляет нам Его яко кроткого и доброго Пастыря: Аз есмь Пастырь добрый, Который для сыскания заблуждшей овцы полагает и душу Свою: душу Свою полагает за овцы33. Да приводит еще и причину тому Апостол, сказывая, что в сем состоит все совершенство воплощения, и что сего-то только ради стал быть Бог человеком, дабы спасти Ему грешних. Иисус Христос прииде в мир грешныя спасти34. Родит Сына, и наречеши имя Ему Иисусъ: Той бо спасет люди Своя от грех их.

Овцою заблужденною в погибели был весь человеческий род, и казалося, что якобы он говорил по всяк день устнами Давидовыми к Богу: заблудих яко овча погибшее; взыщи раба твоего35. Когда единородный Сын и Слово, сошедши от десницы Бога и Отца, и с высоты Божественной Своей славы, стал быть человеком, под образом доброго Пастыря, тогда оставя Он девяносто девять овец, то есть, девять чинов блаженных Ангелов на небеси, пришел на землю для взыскания сей только единой заблужденной. Чего Он не соделал, чего не пострадал, для сыскания оной? Алкал, жаждал, трудился, пошел кровию, расиялся, умер, чтоб Ему только пойти сыскать ее во утробе адской, в том месте, куда ее изгнало преслушание. Девятъдесят оставлял овец, чудится и Святый Златоуст, к одной прииде: и не возможе толиких спасение соравниты единым погибель36. Смотрите с какою ревностию, с какою любовию Он ее ищет! Не вижу я во всей Евангельской Истории такого грешника, которого Иисус Христос всею кротостию и милостию, без всякого принуждения и гнева, Себе не приобрел бы. Для приобретения мытаря Матвея, начальника мытарей Закхея, и толиких других Фарисеев, назывался Он Собою в домы их, изволял ясть и пить вместе с ними. Наипаче же к тем, кои за то Его осуждали, говоря к ученикам Его, яко со грешники Учитель ваш яст и пиет37, обыкновенно говаривал, что болящии имеют нужду во враче; то ость, грешным наипаче потребно иметь в доме своем Спасителя. Для приобретения славной блудницы градской, и других таких же грешниц, мазавших Его миром, не укорял Онъ их, не угрожал Он им; но принимал, и прощал, и защищал их. Для приобретения жены, в прелюбодеянии пойманной, когда все ее осуждали, Он только один ее не осудил, и с прощением свободил. Для приобретения Самаряньши, прежних ее грехов не обличил, но пристойным образом самой от себя исповедаться и покаяться ее принудил, которая еще особливо и проповедать Его во граде Самарийском за Спасителя и Избавителя не оставила. Не отрекся ли от Него Петр? Однако, непривлек Он его иным чем к покаянию, как токмо единым Своим любезным и приятным взором. Не находился ли о Нем в неверствии Фома? Однако, Он не иным чем ко уверению его привел, как только кротчайшим образом вложить ему руку в раны повелел. Не предал ли, и не продал ли Его Иуда? однако какого старания о его приобретении Он не приложил? Не обнес Он Его изменником, отступником, сребролюбцом не назвал его; но только ему сказал, что Он ведает согрешение его. Да и сие выговорил так скрытно, что никто иной догадаться не мог. Умыл ему ноги, и обтер их полотенцем, назвал его другом, попустил того нечестивого до поцелования Себя в самой тот час, когда он Его в неприятельские руки изменою выдавал, когда он Его на смерть предавал. О крайнего милосердия Иисус-Христова, ищущего приобретения грешных! потому что пришел воистинну грешных спасти.

С таковым милосердием ищет добрый Пастырь овец, и тебя, и меня, и всякого другого грешника, заблужденную овцу. Оная совесть, которая угрызает иногда твое сердце; оный страх смертный и трепет муки, которой приходит иногда тебе в ум; оная болезнь, которая тебя оскорбляет: оная напасть, которая тебе приключается; та святая Литургия, на которой ты предстоишь; то слово Божие, кое ты слушаешь, что есть иное, как не тайный глас милосердия Иисус Христова, тебя ищущего, тебя на покаяние призывающего? Адаме, где еси38? мнится, что тебе оно говорит: овча погибшее, где ты заблуждаешь? Грешниче! куда ты столь далеко от Меня уходишь? Душа эаблужденная! где ты находишься? Адаме! где ecu? Человече, говорит Павел, не веси ли, яко благость Божия на покание тя ведет39? Не слышишь ли, не разумеешь ли, что милосердие Божие на покаяние тебя зовет? Но сего еще много есть. Милосердии Иисус-Христово тебя ищет, и тебя призывает; а ты Его не слушал, больше только от Него удаляешься; и так, что делает добрый Пастырь, Иисус Христос? гневается ли? злобится ли? Нет. Терпит Он, и ожидает.

В 13 главе Святого Луки, Христос упоминает притчу сию: некто, говорит Он, имел у себя в винограде смоковницу; прошел год, прошел другой, и она плода не принесла, за что он прогневался, и сказал садовнику: по три года сряду прихожу я к смоковнице сей, и плода на ней не нахожу; впрочем за то, что она древом есть безплодным, посеки ее, чтоб она не занимала напрасно земли: се третие лето, отнелиже прихожду, ища плода на смоковнице сей, и не обретаю: посецы то убо, вскую и землю упражняет. Нет, ответствовал садовник, нет, господин мой! пропусти еще и нынешний год, авось либо она и плод принесет: Господи! остави ю и сие лето40, иногда убо и плод сотворит. Смоковницею безплодною, грешный есть Христианин во Священном винограде Христовом, Церкви святой. Листы, то есть мысль веры, он имеет; а плода, то есть дел веры, не имеет. Богатый не творит плода милостыни, а производит более обиды и грабления. Убогий не творит плода терпения, но более татьбы и лжеклятия. Духовный не творит плода доброго примера, но больше соблазны и смущения. Мирянин не творит плода Христианския добродетели, но наипаче всякое беззаконие. Приходит Бог, ища в нынешний год, ища в другой и третий плодов, достойных покаяния, исповедания, исправления, пременения нрава и жития; но того не обретает, а находит многое безплодие, упорство во зле великое. Впрочем Божие правосудие прогневляется; и посеки, говорит оно, посеки древо безплодное, кое не достойно иметь места в Церкви, кое не к иному чему, как огню вечныя муки годно: всяко древо, не творящее плода, посекается, и во огнь вметается41. Нет, Господи мой, нет, ответствует Божие милосердие, подожди еще и нынешний год, авось либо и плод принесет: остави ю и се лето, иногда убо и плод сотворит. Потерпи еще немного, авось либо грешный покается, авось либо заблужденная овца возвратится. Подожди, потерпи; сие-то есть крайнее долготерпение Божие, которое тебя призывает, а ты не каешься; которое тебя ищет, а ты не обращаешься, однако ж, оно терпит.

Но ежели ты грешник, истинно покаешься, и истинно овча заблужденное возвратиться; то с какою радостию, думаешь ты, примет тебя добрый Пастырь овец? Он тебя возложит на рамена Свои, то есть, поможет тебе всею силою Божественныя Своея благодати; Он тебя приведет в стадо Свое, то есть, на место спасения; Он тебя приимет во объятия любви Своея. Одна только заблужденная овца пришла в стадо, и радуется о ней безмерно Пастырь. Ангели святые, радуйтесь со Мною, говорит Он, что сыскал Я пропадшую овцу: срадуйтеся Мне, яко обретох погибшую овцу. Един только грешник кается на земли, и торжествует радостию рай на небеси: радость бывает на небеси, о едином грешнике кающемся42. Но для чего толика радость? Что Богу из того корысти? Разве от того некоторое приумножение блаженству и славе Его бывает? Нет. Что же побуждает Бога так радоваться о покаянии единого только грешника? Ничто иное, кроме милосердия Его. О безконечного милосердия! о непостижного милосердия Божия! Но, Боже многомилостивый! что есть человек, яко помниши его? или сын человеч, яко посещаеши его43? Что есть человек? Не один ли токмо червь земной? не прах ли? не земля ли, ничто? И к нему ли толику любовь, и толику милость Ты являешь, и толикое старание о его спасении имеешь? Он неблагодарный преступил заповеди Твоя, попрал закон Твой, обезчестил имя Твое, презрел таинства Твоя: он толь долгое время прожил в отдалении от милости Твоей; и Ты ли не помнишь хотя того, сколь многократно он согрешил пред Тобою? Что есть человек, яко помниши его? Что есть человек? Ответствует на то милосердый Бог: он грешник подлинно, однако создание рук Моих: живу Аз, не хощу смерти грешника, но еже обратитися ему, и живу быти44. Весть Создавый создание, и сносит немощи, прощая прегрешения. Впрочем утешься ты, грешниче; ибо хотя и согрешил ты подлинно, однако, всякого греха человеческого всегда есть больше милосердие Божие. Согрешил ты; но как покаешься и обратишься, то согрешения твоя имеют быть все забвенны, все уничтоженны, все прощенны. И о сем-то толкует Бог устами Исаиевыми: утешитеся, утешитеся людие Мои, возглаголише в сердцы Иерусалиму, разрешися бо его беззаконие45. Как тает воск во огне, так растопляется грех человеческий в горячем милосердии Божии.

Слушатели! инако прощает человек человека; а инако Бог человека. Человек особливо, или не прощает никогда, или хотя и прощает устнами, то не прощает сердцем, или не прощает никогда совершенно: Бог же прощает совершенным прощением. За великое согрешение, кое учинил Авессалом во убитии брата своего Амона, убежал он из Иерусалима, и жил в чужой земли Гесурской, довольное время во изглании. И хотя, чрез ходатайство Иоава, Давид его простил, и возвратил во Иерусалим; однако с таким договором, чтоб Авессалом приехал жить в дом свой, но пред лице бы отца своего и царя не являлся: да возвратится в дом свой, лица же моего да не увидит46. Но что то за прощение? Давид ли, по естеству отец, по величеству кротчайший, прощает так сына? Пусть бы он его или вовсе не простил, или б оставил его во изгнании, а особливо, яко повинного, предал бы смерти. Ежели ж он простил его прямо, то бы пусть допустил ему видеть лице свое, посадил бы его за стол с собою, и принял бы попрежнему его в любовь свою. Так говорил справедливо, жалуяся печальный Авессалом: вскую приидох от Гесура? благо ми тамо бяше быти; аще же есть во мне беззаконие, убий мя. А то сие ли прямое прощение, что, пусть он возвратится в дом свой, лица же моего да не видит47? Сие есть несовершенное прощение. И таким-то образом прощает человек человека, наипаче же отец сына. Но с другой стороны, как прощает Бог? На чужой стороне, в отдалении от родительского дома и милости, блудный сын находился: но как он в ум и в чувство пришел, и свое согрешение признал, то сказал: востав, пойду ко Отцу моему, возвращусь я опять к милосердому Отцу моему, и скажу Ему: Отче! согреших на небо и пред Тобою. Пусть он придет, пусть придет, ответствовал чадолюбивый Отец; пусть придет, и свидится того ж часа со Мною: да возвратите я в дом свой, и лице Мое да увидит. Особливо же для скорейшего его со Мною свидания, выду Я сам к любезному моему сыну на встречу, и обнявши его поцелую: eще же ему далече сущу, узре его Отец его, и облобыза его48. Пусть он придет, и сядет тотчас за стол со мною. Слуги! заколите немедленно тельца упитанного. Пусть он придет, и получит первую честь, да притом и возьимеет всю Мою милость, всю Мою любовь: изнесите одежду первую, и облецыте его, к дадите перстень на руку его, и сапоги на ноги. Я не могу иметь больше той Себе радости, как видеть Мне сына Моего, бывша мертва, и оживша; изгибша, и обрешена49. Сие-то есть прямое и совершенное прощение! И таким-то образом прощает человека Бог.

Теперь какой бы ты, да и так еще жестокосердый грешник был, чтобы не восхотел придти в покаяние, слыша о толь великом Божии милосердии? Покайся ты единожды, побрашися овча заблудшее. Востани, и прииди единожды, блудный сыне! я твердо тебя обнадеживаю, что примет тебя добрый Пастырь, чадолюбивый Отец, с радостию, с любовию, с милостию. Твердо тебя обнадеживаю, что даст Он тебе совершенное прощение во грехах твоих, хотя б ты имелъ грехи блудницыны, мытаревы и разбойниковы. Утверждаю в том тебя святою оною Плотию, которую на Себя Слово Божие восприяло, и человеком быть стало; теми слезами, которые малый Младенец во яслех, внутрь вертепа Вифлеемского источает; тем млеком, которое от Матери Своей, Девы Марии, Он сосет; тем благодатным именем Иисусовым, еже толкуется, Спаситель: Той бо спасет люди Своя от грех их50.

Часть вторая

Кажется, что слышать грешным о толь великом Божии милосердии не надлежало бы; ибо может статься, что они восприемлют пущее от сего дерзновение к согрешению: а больше бы надлежало им слышать о Божии правосудии, сколь оно велико; ибо может статься, чтоб от того они устрашились, и скорее бы покаялись. Но я имею мнение, весьма с сим несходственное; я больше боюсь милосердия Божия, нежели правосудия Божия: больше трепещу Бога милосердого, нежели Бога правосудного. Ибо когда Бог весь есть правдою, весь гневом, а я не каюся; то имею некоторое себе в том извинение: как мне к такому Богу обратиться, Который правдою Своею весит дорого и наималейшие мои согрешения, и наилегчайшие мои слова, и тайнейшие мои помышления? Который гневом Своим причиняет трепетать небу, и земли, и аду: аще беззанония назриши, Господи, говорил Давид, Господи, кто постоит51? От такого Бога есть ли судимы будут и сами Святые, то едва обрящутся праведны: а мне ли уже грешнику от Него судиму быть? И когда я к такому Богу не смею приступить, а наипаче от Него уклоняюсь, и не каюсь; то имею себе некоторое в том извинение. Но когда Бог весь милосерд и милостив есть, а я не каюся, то какое имею на то извинение? Когда я знаю, что Бог меня грешнего не гнушается, приемлет кающагося, и прощает с такою радосью и любовью, а я однако ж не каюся; то какое имею на то извинение? И сие-то, что Бог столь милосерд, а я так к покаянию непреклонен, меня в больший страх и боязнь приводит. Велико милосердие Божие, да велико же и упрямство мое во грехе. Но наконец, что бывает? Наконец Бог от меня отступается. И сколь велико было милосердие Божие, столь больше становится мука моя, о чем свидетельетвует священный Златоуст: якоже в нужных пользующимся, спасения есть дело; тако презирающим напутие вящшаго мучения52.

Горе нам, грешницы, когда, наконец, великое Божие долготерпение нами скучит! Течет тихо и спокойно вода в ручьях, или каналах; удерживается она сегодня, удерживается завтра, удерживается послезавтра, а между тем все прибывает. Но как прибылая вода чрез многое время продолжится то, удерживающее ее место она размывает; тихая и спокойная вода становится рекою превеликою, разливается с великою быстротою, потопляет она поля и уносит с собою и скотов и древа. Так-то и долготерпение Божие тихо же и спокойно; удерживается оно сегодня, удерживается завтра, удерживается послезавтра, и нас ожидает; а между тем, пока мы к покаянию не обращаемся, оно гневается. Но как мы без покаяния во грехах пребудем долгое время, то уже оного более не остается. Колико было терпение, толикой напротив того гнев разгарается. Прогневляется оно, наказует, умерщвляет, мучит: якоже в нужных пользующимся, спасения есть дело: тако презирающим, напутие вящшаго мугения. Но скажешь ты: долго ли может ожидать меня долготерпение Божие? А я тебя спрашиваю: долго ли ты хочешь, чтоб оно тебя ожидало? Нынешний ли год? до будущего ли, и еще далее? Пусть так. Но ежели бы в живых находился ты вечно, то бы и грешил ты вечно ж; и потому достоин ли ты, чтоб ожидал Он тебя и одну минуту? Долго ли Бог ожидает? Ожидал Он тебя толь многое время: ожидание, упоминает Павел, во многом долготерпении53; а ты еще не покаяяся ни в прошедшем, ни в настоящем. Всепремудр есть Бог, Который в том, что Ему впредь делать надобно, не погрешает. Долго ли Бог ожидает? Случается, долго, случается, недолго. А ты можешь ли терпеливно то сносить, чтоб по пустой надежде в бедствии находилось спасение твое? Долго ли Бог ожидает? Может статься, что Ему уже не можно более твоего непокаяния терпеть. Бог, потому, что Он милосерд, терпит, когда ты во грех впадаешь; но по оному Своему милосердию не может того утерпеть, чтоб ты Его презирал. А большего презрения милосердому Богу нет, как тебе пред Ним согрешать и не каяться; наипаче же потому, что Он милосерд. Но ежели мы люди, и имеем ум, ежели Христиане, и имеем веру; то советует нам священный Златоуст, не долготерпение Его да презираем, не гнев, но спасение; не муку и мучение, но честь, и венцы себе да усокровиществуем, ихже бы всем нам получиши о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава и держава в безконечные веки, Аминь.

* * *

30

Слова на Богоявление.

36

Бесед. 59.

52

Слово V, на послан. к Римляном.


Источник: Собрание разных поучительных слов, сочиненных и проповеданных епископом кефалонитянином Илиёю Минятием, с греческого на российский язык переведенное и на две части разделенное. - 7-е изд. - Москва : В Синод. тип., 1842. / Ч. 2. - [2], II, 244 с.

Комментарии для сайта Cackle