Источник

Обязанности относительно частного и домашнего служения Богу9 Необходимость и разделение сих обязанностей

Св. Церковь не оставляет нас без своего руководства и вне общественного Богослужения, когда мы находимся дома и одни. Ибо бытие и промысл Бога, всем управляющего, смиряющего и милующего нас, ощутительны как для целого общества, непрестанно устами Церкви возносящего мольбы и жертвы свои ко Всевышнему, так и для всякого из нас. Посему руководя и освящая целое общество, Церковь внушает и каждому члену своему особенные частные обязанности, проистекающие или вообще из духа христианского благочестия‚ каковы: домашняя молитва, чтение Слова Божия, исповедание Бога, или из особенной любви к Богу, –каковы: обеты.

Домашняя молитва

Бывая в известные дни в общественных храмах молитвы, мы обязаны молиться Богу и дома, ежедневно в известные часы, следуя внушениям Священного Писания и Предания. Пророк и Царь Давид говорит о своей домашней молитве: вечер, заутра и полудне повем и возвещу и услышите глас мой (Пс. 54:18). Пророк Даниил в горнице, обращенной к Иерусалиму, в три времена дне бяше преклоняя колена своя, молился и исповедаяся пред Богом своим (Дан. 6:10). Сам Господь наш Иисус Христос сокровенно и уединенно молился, и нам заповедует входить для молитвы в клеть и затворив двери молиться Отцу небесному (Мф. 6:6). Ап. Петр входил в особую горницу для сокровенной молитвы (Деян. 10:9).

Молитва домашняя ежедневная и особенная, при некоторых обстоятельствах, указанная Словом Божиим, напр. пред отправлением в путь, пред начатием учения и иными начинаниями и по окончании дел, столь же необходима, сколь необходимо постоянное сознание наших немощей и вседетельного Промысла Божия, без содействия и попущения коего ничто не совершается. Домашнею молитвою к Богу, по силе обетования Божия, мы ежедневно освящаем себя и свои дела, приобретаем особенное благословение Божие и помощь на доброе и успешное делание, исповедуем свою веру в вездеприсутствие Божие, свое смирение перед всемогуществом Божиим, упование на всеблагий Промысл и высокое стремление к общению и единению с Господом и Святыми.

Домашнее чтение слова Божия

Между домашними благочестивыми упражнениями необходимо для нас чтение Слова Божия. Оно необходимо для наставления и утверждения нашего в вере и побуждения к благочестию и добрым делам. Испытайте писаний, говорит Господь, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне (Ин. 5:39). Да не отступит книга закона сего от уст твоих, говорит Господь Иисусу Навину, и да поучаешися в ней день и нощь, да уразумееши творити вся писанная: тогда благоуспееши и направиши пути твоя (Нав. 1:8). Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви (Кол. 3:16). Чтение Слова Божия необходимо и для объяснения Богослужения Православной Церкви; ибо начала его в Слове Божием. Впрочем чтение его необходимо не только для благочестия, добродетели и спасения, но и для совершенства знаний человеческих. Мирские знания без света Откровения, как показывает и опыт, материальны, сбивчивы, неполны и не совершенны. Аз есмь свет миру, ходяй по Мне, неимать ходити во тьме, но имать свет животный (Ин. 8:12), говорит Спаситель. Без света Откровения человек блуждает во тьме духовной и не имеет истинной жизни (Рим. 1:21–32). Напр. начала нравственности без света Откровения, придумываемые философами и ограничиваемые настоящею жизнию, поселяют не святость а гордость или изнеженность и сладострастие (2Пет. 2:18–19; Иуд. 16–19). Законоведение без закона Божия утверждается более на внешней правде, слабо обязующей или совсем не обязующей нашу совесть. Естествоведение, без помощи откровенного света, иногда и на грехи взирает как на необходимые и законные требования природы, иногда же, усматривая в мире мудрые законы, не видит и не исповедает Законодателя всякого добра, истины и красоты, иногда рассматривая тело, не сознает в нем бессмертной души, оживляющей и украшающей его. История при свете веры изображает не мрачную нить событий – случайных, без цели, но десницу Промысла, который низлагает языки и восстановляет (Иов.12:23), и проч.

И так нам надобно иметь у себя священную Библию и ежедневно пред начатием своих дел, для назидания и освящения себя, при руководстве Церкви и св. Отец прочитывать из нее, хотя по нескольку строк. Сим легким, но постоянным чтением Богодухновенного Писания, освящая свои мысли и поведение, мы мало по малу узнаем завет, в котором находимся с богом; обогащаем себя св. впечатлениями и правилами для христианского неукоризненного поведения; ибо Слово Божие живо и действенно (Евр. 4:12). Проникнутые духом и истиною Божественного Откровения, мы неприметно вносим небесный свет и благость в среду общества, в коем поставлены Промыслом. Ибо яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несумненна и нелицемерна (Иак. 3:17).

Исповедание бога

Основанием всегдашнего поведения нашего должен быть закон Божий, с коим мы, как с главным и вернейшим правилом добродетели и благочестия обязаны согласовать все свои помышления, слова и поступки, так чтобы жизнь наша была постоянным, искренним и твердым выражением и исповеданием веры в Бога, надежды на Него и любви к Нему. К такому исповеданию и поведению мы обязаны и собственным обещанием пред Богом и Церковию при Крещении и других Таинствах и Словом Бояжиим. Сам Спаситель говорит: всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех. А иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех (Мф. 10:32–33). Ап. Павел учит: прославите Бога в телесех ваших и в душах, яже суть Божия (1Кор. 6:20): и все, еже аще что творите словом или делом, вся во имя Господа Иисуса Христа (Кол. 3:17). И так по примеру Святых, своею жизнию свидетельствовавших веру Христову, мы искренно и не боязненно должны исповедывать ее словом и поведением, не смущаясь препятствиями. Ни страх, ни мирские выгоды, ни ложный стыд пред духом времени и страстей не могут извинять нас в уклонении от исповедания истин веры и спасения. Всякое отступление от истины есть признак или легкомыслия или слабости или неведения, оскорбляющий Бога и соблазняющий ближних.

Чтобы жизнь наша была всегдашним исповеданием закона Божия, нам надобно насадить семя Слова Божия во глубину сердца своего, а не на земле, как говорит Евангелие, каменистой или тернистой; в своем временном пребывании видеть не последнюю цель бытия своего, а приготовление к иной вечной жизни: тогда любовь к этой истинной жизни отразится в течении нашем по земному поприщу; наконец помнить, что твердое исповедание веры есть высокий признак нравственной силы и достоинства.

Священные обеты

Кроме общих обязанностей относительно частного служения Богу, многие из нас добровольно возлагают на себя особенные обязанности благочестия, состоящие в исполнении добровольно данных обетов Богу. Начало обетов заключается в чувствованиях особенного благоговения и благодарности к Богу, не удовлетворяющихся общим правилом благочестия. Посему обеты важны уже потому, что проистекают из святой ревности и горячности к Богу, и питая это высокое стремление предохраняют нас от беспечности, рассеянности и других пороков, а кроме того и обществу приносят благие плоды. Ибо обеты состоят в благотворениях, в молитвах за себя и других, в хождениях на поклонение святынь, распространяющих набожность и общение, в иноческих подвигах, имеющих целью особенное служение Богу и духовное наблюдение за собою и содействующих смиренномудрию, распространению благочестия и просвещения, к призрению и успокоению престарелых и беспомощных.

Дать или не дать обет в нашей воле, но данный мы обязаны исполнить. Аще обещаеши обет Господеви Богу твоему, да не умедлиши воздати его, яко взыская взыщет Господь Бог твой от тебе, и будет на тебе грех. Аще же не восхощеши обещать, нести ти греха. Исходящая из уст твоих сохрани и сотвори (Втор. 23:21–23). Чтобы беспрепятственно исполнять обеты и очищать совесть свою пред Богом, мы должны произносить их осмотрительно, по силам своим; ибо никто не требует от нас невозможного или неудобоисполнимого.

Общие побуждения к исполнению обязанностей к Богу

По указанию Божественного Откровения, общие побуждения для всех нас к неослабному и искреннему исполнению обязанностей к Богу заключаются в чувстве благоговения к Нему, в чувстве наших немощей, и в чувстве благодарности ко Всевышнему.

Чувство благоговения

Высочайшая премудрость, благость и всемогущество Бога Творца и Промыслителя видны всюду в необъятном творении Божием, не только для взора христианина, но и язычника, не просвещенного чистыми Боговедением. Разумное яве есть в них (т.е. и в язычниках): Бог бо явил есть им. Невидимая бо Его от создания мира творении помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и Божество, во еже быти им безответственным (Рим. 1:19–20). Десница Зиждителя ясно отпечатлелась во всей великой цепи творения, в самых малейших созданиях, одаренных мудрыми силами к достижению и частных целей бытия своего, и общих всей прекрасной природе. Господь наполняет небо и землю (Иер. 23:24). Разума Его несть числа (Пс. 146:5). Высшее искусство ума человеческого, исполняющее нас удивлением, есть только слабое подражание великим красотам зиждительства Божия. Обращаясь к самим себе и чувствуя внутри себя присутствие духа разумного, бессмертного и владычественного над окружающим веществом и движением, а вместе сознавая и свою зависимость от окружающего, мы и здесь невольно исповедуем всемогущего и премудрого Творца. Непостижимым сочетанием в нас духа владычественного и бессмертного с перстию земли Господь внушает нам, что не природа видимая есть причина нашего бытия, ибо мы чувствуем себя выше её, и что не человек выше всего, потому что мы сознаем свою зависимость от вещества нас окружающего, а вместе чувствуем бытие Творца его и своего вне и выше вещества и себя. Особенно же совершенства Божии явлены в домостроительстве спасения мира. Созерцающий высочайшие совершенства Божии в природе и Откровении может ли не исполняться благоговением и любовью к Творцу и Промыслителю и не возносить ему достойный хвалы! Не воскликнет ли при созерцании тайн сотворения, Промысла и искупления мира вместе с Апостолом: о, глубина богатства и премудрости, и разума Божия (Рим. 11:33).

Чувство наших немощей

Особенно обращают нас к Богу наши немощи телесные и духовные, какие каждый из нас постоянно чувствует на поприще земной жизни, исполненной многоразличных лишений, неудач, бедствий и огорчений. То стесняемый препятствиями непреодолимыми, то смиряемый бедствиями непредвиденными, или предусмотренными, но неотвратимыми, то мучимый упреками совести, человек на пути временного странствия невольно воздыхает к Богу и в нём одном укрепляет и радует себя упованием (Рим. 12:12). Ибо где кроме Бога взыскать помощи и утешения, напр. тому из нас, кто страдает в тяжких болезнях, неотвратимых помощью ближних, – кто стеснен и преследуется страшными кознями людскими, а тем более тому, кто жаждет оправдания своего пред Богом, помилования и спасения! Без надежды на помощь божию – уныние и отчаяние были бы неизбежными следствиями греха, лишений и скорбей. Чувствующий свою немощь и всемогущество Божие не призовет ли Бога в помощь!

Чувство благодарности к богу

Наконец, к служению Богу побуждает нас благодарность за неисчислимые благодеяния Божии, как общие, дарованные всем нам в природе и Откровении, так и частные, ниспосылаемые каждому из нас незаслуженно и неожиданно. Нет человека, а тем более – христианина, который бы не пользовался благодеяниями Божиими. Если чувство общих даров Божиих иногда слабо в нас, привыкших непрестанно видеть и употреблять их, как неотъемлемую собственность, то сознание частных неожиданных милостей нам Божиих, часто бывает так сильно, что из души нашей невольно изливаются благодарения Богу, напр. в словах слава Богу, этого я и не ожидал, только Бог спас меня и проч.! Если бы мы, подобно Иову, лишились благ временных и тогда обязаны благодарить Бога за блага духовные и вечные, хвалиться даже в скорбях (Рим. 5:3), находить утешение в немощах и бедах (2Кор. 12:10; Евр. 10:34), и от полноты благодарного сердца взывать: буди имя Господне благословенно во веки (Иов. 1:21).

Обязанности к членам церкви и вообще к ближним

Продолжением и выражением любви нашей к Богу служит любовь наша к членам Церкви Православной – к Святым, умершим и живущим на земле, кои суть присные в вере и прочие ближние, и даже к тварям, низшим человека. Любя Бога, мы должны любить образ и подобие Божие, в нас напечатленные. И как состояние образа Божия неодинаково в Святых, умерших и живущих на земле, то и наши обязанности к ним, или лучше к образу и подобию Божию в членах Церкви и ближних различны; а именно особенные наши обязанности к Святым, особенные к умершим и особенные к живущим на земле.

Обязанности к святым

Высокое совершенство образа и подобия Божия в Святых обязывает нас молитвенно прославлять, призывать и благодарить не только Господа, но и Святых, и тем исполнять волю Божию и долг справедливости. Основание и побуждения для благоговейного почитания Святых, Слово Божие указывает нам в высоком благодатном совершенстве, какого, содействием Пресвятого Духа, достигли Святые. Святость и сама по себе, сколько она возможна человеку, есть досточтима, но для христианина она есть высочайший из благодатных даров Духа Божия; потому что она есть чистота сердца нашего от греха, составляющая венец и цель нашей жизни и служить орудием благодатного общения и единения с Богом. Аще кто любит Мя, глаголет Господь о любви к Богу во Святых, слово мое соблюдет: и Отец мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). Вы друзи мои есте, говорит Господь св. Апостолам, аще творите, елика Аз заповедаю вам (Ин. 15:14). Молясь об них Богу Отцу, Спаситель произнес: да вси едино будут, якоже Ты, Отче во Мне, да будут совершени во едино. Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да и деже есмь Аз,и тии будут со Мною. Аз славу, юже дал еси Мне, дах им (Ин. 17:21–24). Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим, на престоле Его (Откр. 3:21).

Достойные благоговейного почитания по приближению своему к Приснопоклоняемому и по Его благодати, в них прибывающей и действующей, Святые служат зерцалом и орудием явления дивных в них совершенств Божиих. Писание глаголет: дивен Бог во Святых своих (Пс. 67:36). Господь сообщает им благодатные дары ведения, прозорливости и власти над человеками, природою, ее стихиями и дьяволом. Посему Святые други Божии, особенные причастники силы и славы Божией, суть и други ближних своих. Бог дивен во Святых своих не только для славы Божества, но еще более ради нас, для нашей помощи, утешения и научения. Конечно Бог силен помочь нам, вразумить и утешить нас и без всякого посредства. Но разделяя и сообщая нам свою благодать и помощь путями многоразличными, Господь обильнее и величественнее являет свою премудрость, благость и всемогущество. И для нас отраднее и утешительнее верить, что мы пребываем в общении со Святыми. Ибо Господь ради Святых своих благословляет нас, ради пшеницы не исторгает плевел. Святые знают наши нужды, освящают, утешают и назидают нас своими молитвами, явлениями, чудотворениями, примером своей жизни и откровениями им от Бога. Впрочем и одно воспоминание их для нас благотворно. Полезно для нас воспоминание умерших наших родителей, благодетелей и друзей: при воспоминании их иногда возникает в нас сильнее чувство благочестия и добродетели, потому что память об умерших телесно, но живущих духом, вне сует наших, как бы требует и от нас лучшего поведения. Тем более благотворно и спасительно для нас молитвенное призывание Святых, которые, по свидетельству Церкви, достигли полного совершенства и блаженства на небеси. Итак, благоговейное почитание Святых есть несомненный знак почитания самого Бога, в них присущего, есть исповедание бесконечной Его благости, долг справедливой благодарности к Святым за их благодеяния для нас, благорассудительности и истинного православия, воздающего всем должное.

Обязанности к умершим

Обязанности наши к ближним, умершим в правоверии, недостигшим совершенства, заключаются преимущественно в молитвенном поминовении их. Вспоминать кого-либо значит приближать его к нашему вниманию: так молитвенно поминать умерших значит приближать их к особенному милосердию Божию. Долг священного поминовения проистекает из веры в бессмертие души и в силу молитвы, и даже из естественного чувства любви. Сам Господь говорит о бессмертии: несть Бог, Бог мертвых, но Бог живых: всибо Тому живи суть (Мф. 22:32; Лк. 20:38). Аще в живот сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы (1Кор. 15:19), говорит Ап. Павел. Для верующих во Христа воскресшего смерть есть только телесный сон, после коего мы должны радостно пробудиться с обновленными, способными силами тела и души для вечноблаженной жизни; тело подобно зерну, посеянному в землю, прозябнуть в нетленное, славное, сильное, духовное (1Кор. 15:42–45), душа смертью телесною очистится от греха. Ибо в настоящем состоянии человек неспособен и не может вместить жизнь вечноблаженную. Итак, умирая телом, человек не пристаёт жить духом и иметь духовный союз с живущими на земле. Соединенные во Иисусе Христе, Святые на небеси, живущие на земле и умершие, союзом святой любви, коей смерть телесная не прекращает и не ослабляет, а распространяет и усиливает (Лк. 16:27–30), могут молитвенно благотворно предстательствовать взаимно, Святые о живущих и умерших, живущие о живущих (Иак. 5:16), умершие о живущих (2Мк. 15:12–14; Лк. 16:27–30), живущие об умерших (2Мк. 12:46). О силе молитвы вообще Сам Господь говорит: вся елика, аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете: и будет вам (Мк. 11:24). Посему молитва наша может быть благотворна и спасительна для наших ближних и здесь на земле пребывающих и отшедших.

Поминовением усопших Церковь не только благотворит им, но и нам живущим здесь. Показывая неразрывный духовный союз наш с умершими, как с живущими, она утешительно проповедует нам о бессмертии души и удовлетворяет чувствую сетующих об отшедших от нас отцах, братьях, чадах, родственниках и знакомых.

* * *

9

О важности Богослужения общественного и незаменимости его домашними и частными делами благочестия см. выше.


Источник: Необходимость и важность христианскаго поведения и послушания православной церкви / [Прот. Григорий Дебольский]. - Санкт-Петербург : Французская тип., 1849. - VI, 109, [1] с. (Авт. указан на 1-й с.)

Комментарии для сайта Cackle