Обязанности относительно священнодействий
Предмет и разделение священнодействий
Сущность Богослужения составляют священнодействия, коими Православная Церковь руководит нас к славословию Бога Триипостасного и Святых, достигших совершенства и единения с Ним, к молению за умерших в вере и покаянии, и к освящению нашему. Спасительные священнодействия Православной Церкви состоят из таинств, обрядов и поучений, – чем раздельнее указываются наши священные обязанности относительно священнодействий.
Таинства
Действия благодати и помощи Божией для нас неисчислимы: ибо Дух, идеже хощет дышет: не в меру Бог дает Духа (Ин. 3:8,34). Но Таинств семь, потому что столько указано Словом Божиим. Таинства суть общие – для всех нас открытые средства высшего благодатного сообщения Бога с верующими, для нашего блага и блаженства. По выражению Церкви, Таинства служат верующим для получения высшей благодати и помощи Божией к добру и блаженству, для совершенства нашей веры в Бога, надежды на Него и любви к Нему, для полноты благодатного примирения и единения с Ним и ближними. Кроме благодатной помощи, подаваемой нам в Таинствах, каждое из них внушает и утверждает особенную истину веры и добродетели, напр. Таинство Крещения – внушает и утверждает, что человек рождается грешником, и духовно возрождается благодатию Крещения; внушает не полагаться на свои естественные силы к добру и совершенно предаться в волю Божию, и проч. Посему надобно с живейшим усердием и готовностью всегда, когда призывает Церковь, спешить к принятию спасительных Таинств, и питать ими свое сердце и веру.
Молитва
Содействием к усвоению благодати и помощи Божией, открытому в Таинствах, для вас служат: молитва, обряды и поучения. Молитва составляет главнейшую часть Православного Богослужения и наших обязанностей, сообразно примеру и наставлению Господа и Апостолов. Господь Сам проводил в молитве время уединения и ночи (Лк. 5:16;6:12), и нам заповедал творить молитву на всякое время (Лк. 21:36). Ап. Павел говорит: непрестанно молитеся (1Сол. 5:18).
Молитвою Православная Церковь делает нас причастниками многих и великих благ. Молитва во-первых, удовлетворяет нуждам нашей души, невольно обращающейся к Богу, напр., в минуты скорби, боязни, удивления, нечаянной радости и при обыкновенных обстоятельствах жизни. Во-вторых, молитва освящает нас и наши намерения и деяния, по Слову Божию: всякое создание Божие освящается словом Божиим и молитвою (1Тим. 4:4–5). В-третьих, молитва подает нам надежду и утешение (Мф. 7:7–11), благодать св. Духа (Лк. 11:13) и особенную помощь от Бога для избежания искушений и зла и для уразумения и делания добра (Лк. 21:36).
Молитва истинная исходит из глубины сердца, как говорит Пророк Давид: из глубины возвах тебе Господи (Пс. 129:1), и движет уста, руки, главу‚ очи и все тело молящегося. С сердцем радуется плоть о Бозе живе (183:3); от избытка сердца уста глаголют (Мф. 12:35); руки биют в перси (Лк. 23:13) и воздвигаются горе (3Цар. 8:38); очи устремляются на небо (Ин. 17:1); глава и колена преклоняются (Мф. 26:39). Посему истинная, духовная и полная молитва, начинаясь в сердце, необходимо сопровождается наружными знамениями, сообразно внутреннему состоянию молящегося и вере во Иисуса Христа. Наружные знаки молитвы суть свидетели внутреннего расположения и усердия нашего к Богу. По мере отсутствия их, большею частию являются в предстоящих признаки рассеяния и внутренней холодности. Впрочем для наружной молитвы необходимы известное время и место, но для внутренней не нужны ни определенное время ни место; она может и должна наполнять душу нашу всегда и везде, как Давид говорит: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть (Пс. 15:8).
Священные обряды
Совершение Таинств и молитв Церковь соединяет со священными обрядами, кои суть видимые действия, совершаемые в установленном порядке. Обряды столь же необходимы и важны при Богослужении, сколь необходимо и важно взаимное между нами сообщение мыслей и чувствований, посредством внешних знаков. Без этого посредства не может быть общество людей: так без обрядов невозможно общественное Богослужение. При Богослужении священные обряды необходимы и важны во-первых, как видимые для нас памятники священных событий, напр., обряд воцерковления, освящения воды и проч. Во-вторых, как выражения веры, благочестия и добрых дел. Напр., обряды при Таинстве Крещения выражают откровенное учение о грехе, которой единем человеком в мире вниде (Рим. 5:12), и о благодатном возрождении, и указывают на многие наши обязанности к Богу и миру. В-третьих, обряды, распространяя круг действия веры и благочестия и обязывая нас к участию в них, тем самым утверждают нашу веру, насаждают смирение и усердие, сообщают силы и крепость для лишений и жертвы ради Бога и ближних. Для сего конечно и Сам Господь совершал свои благотворные чудеса со многими обрядами (напр., Мк. 7:32–34; 8:23–26; Ин. 9:5–7). В-четвертых, обряды составляют красоту Церкви, как приличная одежда для нас, и посему одним внешним своим благолепием, единством и торжественностью поселяют в нас внимание и благоговение, и умягчают душу. Наконец, обряды, соединяя нас пред Богом и обязывая к участию в одних и тех же действиях, много скрепляют союз Церкви и гражданства.
Как начало человеческих обрядов заключается во внутреннем законе духа человеческого, подчиняющего все внешнее и разнообразное правилу и единству, так начало священных обрядов от Духа Божия, всегда управляющего святою Церковью.
Начало и важность священных обрядов внушают нам не легкомысленно, а благоговейно взирать на них и судить об них; смиренно участвовать в них и чрез них питать и утверждать в себе дух благочестия.
Поучения
При Богослужении необходимы пастырские поучения. Ибо Церковь Божия распространяется и утверждается на земле проповедью Слова Божия. Поучения необходимы для наставления нас в вере, которая насаждается от слуха (Рим. 10:14,17), для побуждения к добрым делам (2Тим. 3:16–17) и для прославления и объяснения событий, воспоминаемых Церковью, или касающихся ее.
Достойное участие при священнодействиях: верою
Для достойного участия в священнодействиях необходима во-первых, вера. Ибо в них содержится служение Богу невидимому и непостижимому, явившему Себя в чудесах природы и Откровения; и притом священнодействия основаны на Таинствах, коих одно имя внушает, что они суть предмет не разума а веры. Чем живее и выше вера, тем знаменательнее и святее священнослужение и ощутительнее в нем благодать Божия. Без веры невозможно угодити Богу, говорит Ап. Павел, веровати же подобает приходящему к Богу. Верою множайшую жертву Авель паче Каина принесе Богу (Евр. 11:6–4).
Благоговением
С верою надобно соединять при священнодействиях благоговение, – совершенное устремление сердца и взоров к Богу. Оно необходимо и как священная обязанность предстоящих лицу Божию, и как свидетельство нашего достоинства и уважения к ближним. Рассеянность и при всяком деле предосудительна, при священнодействиях же она особенно оскорбительна для величия Божия, для чувства благочестия, и унизительна для самого неблагоговейного. Напр., стоять при Богослужении облокотясь, озираясь по сторонам, разговаривая, смеясь, есть ясное для всех свидетельство холодности, беспечности и рассеяния; есть унизительный признак детского легкомыслия, неумеющего отличать священное от суетного и мирского. Да будет законно вечно в роды ваша, говорит Господь, отлучити между вещми святыми и сквернавыми‚ между нечистыми и чистыми: и в приближающихся Мне освящуся, и во всем сонме прославлюся (Лев. 10:9,10,3). Так наше приближение к участию в священнодействях должно быть славою, а не хулою Богу.
Вниманием
Веру и благоговение при священнодействиях должно сопровождать неослабным вниманием к ним, дабы нам по возможности понимать связь их, наполнять душу и чувства впечатлениями их и согласоваться с различными возгласами и действиями Церкви. Невнимание бывает причиною, что предстоящие при Богослужении часто не отзываются на возгласы и действия Церкви. Напр., при возгласе: «главы ваша Господеви приклоните», или при каждении, коим Церковь удостаивает нас, невнимательные часто стоят без приличного и должного участия.
Обязанности к священному месту
Священные места преимущественно суть храмы Божии для общественного Богослужения. Они священны и по образу созидания, первоначально показанному Самим Богом, и по таинственному их освящению и особенному благодатному присутствию в них Бога и Святых. Ныне избрах и освятих дом сей, изрек Господь о святыне храма Соломонова и благодатном в нем присутствии своем, да будет имя мое ту даже до века, и будут очи мои, и сердце мое ту вся дни (2Цар. 7:16). Иисус Христос о своем благодатном присутствии во храме говорит: идеже еста дви или трие собрани во имя мое, ту есмь посреде их (Мф. 18:20). Благодатное присутствие Божие во храмах православных бывает иногда и видимо. В Ветхозаветных храмах неоднократно являлись особенные знамения присутствия, силы и славы Божией. В Апостольском храме Иерусалимском присутствие Божие открылось в виде огненных язык; в наших храмах оно видимо в нетлении и чудотворении мощей Святых, в явленных и чудотворных иконах и проч.
Благодатно пребывая в храмах Господь преимущественно приемлет в них жертвы и молитвы верных, и подает нам благословение и помощь. Олтарь из земли сотворите ми, сказал некогда Господь, и прииду к тебе, и благословлю тя (Исх. 20:24). Аз избрах место сие Мне в дом жертвы, сказал Господь Соломону о храме, им созданном. И ныне очи мои будут отверсты, и уши мои послушны к молению места сего (2Цар. 7:15). Итак храмы Божии, по свидетельству Слова Божия, суть священные, спасительные, необходимые и общие прибежища для веры и благочестия. В них открыт для всех нас общий источник единения с Богом и между собою, освящения, просвещения и утешения.
К столь священному месту благодатного и таинственного присутствия Божия мы обязаны иметь и выражать глубокое благоговение и почтение, – входить во храм в чистоте духа и тела, и пребывать в нем с благоговением, как пред лицем Самого Господа, невидимо присутствующего во храме. Вне храма, проходя мимо его, нам надобно свидетельствовать свое благоговение присутствующему в нем Господу, молитвенным поклонением или крестным знамением. Благоговение и почтение должны мы выражать и посильным вспоможением строению и благолепию храмов Божиих, которые, как места общественного Богослужения и наши общие всегдашние прибежища, требуют общих пособий и пожертвований, необходимых для их охранения и великолепия. Чем великолепнее храм, тем лучше выражает он величие беспредельного: дом, егоже аз созидаю, говорил о храме Божием премудрый Соломон, велик, велик бо есть Господь Бог наш (2Цар. 2:5). Священные приношения и пожертвования Церковь приемлет с благодарностью, которую свидетельствует всегдашнею молитвою о создателях св. храмов, о плодоносящих и доброделающих в них.
Обязанности к священным лицам
Священные лица суть пастыри и учители духовные, избранные из среды нас и таинственно рукоположенные учить, священнодействовать и управлять. Они суть посредники между Богом и верующими. Таинствами и учением они духовно возраждают, воспитывают и руководят нас к истине, добру и спасению: тии бо бдят о душах ваших, говорит Писание, яко слово воздати хотяще (Евр. 13:17).
Обязанности пасомых к пастырям, подобно обязанностям детей к родителям, состоят 1) в почтительном обращении с пастырями. Честь, оказываемая посланникам Царей земных, относится к сим последним: так честь, воздаваемая священнодействующим, восходит к Царю небесному: приемляй, аще кого послю, Мене приемлет, а приемляй Мене, приемлет пославшего Мя, говорит Господь о посланниках Божиих (Ин. 13:20). Прилежащии добре пресвитеры, сугубые чести да сподобляются: паче же труждающиися в слове и учении (1Тим. 5:17); 2) в молитве о пастырях, в которой имели нужду и сами Апостолы (Рим. 15:30; Кол. 4:3; Евр. 13:18); и наконец 3) во всегдашней готовности внимать их духовным наставлениям. Ибо Дух Божий предписывает пастырям посещать пасомых не нуждею но и волею (1Пет. 5:2), проповедывать Слово Божие благовременне и безвременне, обличать, запрещать и умолять, со всяким долготерпением и учением (2Тим. 4:2). А пасомым тот же Дух Святый глаголет: повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, да с радостью творят дело спасения, а не воздыхающе: несть бо полезно вам сие (Евр. 13:17).
Обязанности относительно священных времен
В недрах Православной Церкви священны всякое время, всякий день и час. Ибо святить имя Боже есть непременный и непрестанный долг всякого создания, а тем более христианина. Этот священный долг в Церкви Православной особенно и поучительно распространен благодарственным воспоминанием многоразличных нам благодеяний от Бога и Святых, которое всякое время делает для нас священным. Посему, слыша ежедневно неоднократный благовест, мы должны благодарить Бога, за то, что Он ввел нас в Церковь, которая, совершая нашу общую обязанность к Творцу и Промыслителю во всей полноте, молится о нас и о всем мире, своими непрестанными молитвами содействует нам восполнять наши духовные немощи и низводит на нас благословение свыше. И сами мы обязаны чаще посещать храмы Божии для участия в Богослужении, особенно в священные для всякого дни, каковы: праздники, посты и дни говения. Призывая нас в сии дни к участию в Богослужении, Церковь спасительно нас освящает, назидает и теснейшим союзом соединяет нас между собою, под своею благодатною сенью.
Праздники
Свято торжествуя в праздники, ознаменованные благодеяниями нам Божиими, Православная Церковь внушает и каждому из членов своих принимать живое участие в ее торжестве, присутствием при ее Богослужении и вообще поведением, достойным священнопраздничного времени. Если чувство благодарности к нашим благодетелям побуждает нас иногда оставлять свои дела и жилища, и являться к ним в известные дни для засвидетельствования своей признательности; то не более ли мы, всегда обязанные благодарить Верховного своего благодетеля, призываемся, особенно во дни воспоминания о Его великих благодеяниях, оставлять свои житейские дела и являться в дом Божий для беспрепятственного и единодушного славословия, общения и веселия со всею Церковью! С духовным веселием несовместна ни житейская заботливость, ни телесное утомление, ни зависимость от нужд, а тем более прихотей плоти, посему в праздники нам надобно, сколько возможно, иметь ослабу и покой от дел житейских, и духовное господство ради Господа, над телесными нуждами, заботами и особенно страстями. Это господство, проистекающее в праздники из духовного особенного общения с Господом, заключается в делах во славу Божию, для нашего освящения и в благотворениях меньшей братии Христовой, распространяющих благодатное господство, приличное праздникам. Оно может нисходить в праздники даже до употребления лучшей одежды, на что Церковь указывает в праздники светлым облачением священнослужащих при Богослужении, до употребления лучшей пищи, как многократно позволяет устав Церкви, и до позволения телесного покоя во дни праздничные большого, нежели в работные.
Если для беспрепятственного духовного господства в праздники Церковь и гражданство предписывают нам прекращать работы и занятия мирские, кроме дел крайней необходимости, нетерпящих отлагательства, то конечно особенно воспрещаются не скромные соблазнительные игры, песни, увеселения и прочее сему подобное. Ибо все это свойственно языческим празднествам, совершенно противоположным священному торжеству Христовой Церкви и оставляющим в уме и сердце человека мысли и чувствования, несовместные с христианским благоговением и чистотою. Праздники Православной Церкви начинаются всенощным бдением, которое состоит из вечерни и утрени и освящает навечерие утро празднуемого дня: посему Православному христианину с вечера надобно начинать свое благоговение, предуготовительное к празднику.
Посты и дни говения
Как священны для нас праздники, так священны дни поста и особенно говения, т. е. дни поста избранные нами для приготовления и достойного принятия Таинств покаяния и причащения. Поститься значит воздерживаться в известные дни от пищи, по установлению Церкви. Посему пост не есть обыкновенное воздержание; он есть священное и высшее воздержание. Воздержание обыкновенное потребно всегда, пост бывает временно. Воздержание обыкновенное служит к сохранению телесного здоровья, пост преимущественно для выражения любви к Богу и Святым и для нашего освящения.
Начало постов Православной Церкви положил Сам Господь наш Иисус Христос. Своим примером и учением Он указал высокий образец, и время, и побуждения для поста двоякого. Во-первых, – для поста из участия в жизни, страданиях и смерти своей. Для спасения мира Сын Божий постился и смирил Себя до смерти крестной: и в нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе; и нам надобно идти в след Его путем самоотвержения и смирения, сообразно участию в Его жизни, страданиях и смерти (Флп. 3:10). Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе (Флп. 2:5). Христу убо пострадавшу за ны плотию‚ и вы в ту же мысль вооружитеся (1Петр. 4:1). И Сам Спаситель сказал ученикам своим о участии в Его жизни, страданиях и смерти: образ дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите (Ин. 13:15): приидут дние, егда отъят будет от них Жених, и тогда постятся в тыл дни (Лк. 5:35). Как живое участие в жизни, страданиях и смерти Господа, было всегда у благочестивых христиан, то и пост был во все времена спасаемых, яко жертва живой веры в Него (1Кор. 9:27; Флп. 11:17).
Впрочем не одно сообразование жизни нашей с жизнью и учением Сына Божия было побуждением для Церкви Православной хранить пост, но и участие в жизни, страданиях и смерти Святых, – друзей Божиих. Такое благоговение к ним заповедует Ап. Павел, говоря: подобни мне бывайте, яко же аз Христу (1Кор. 4:16).
Чувство сердца, согретого живою верою и любовью к Искупителю, побуждающее нас к непрестанному участию в жизни, страданиях и смерти Его и Святых, особенно обязывает нас к этому во дни воспоминаний о посте, страданиях и смерти Господа и Святых, когда Церковь обыкновенно хранит пост, напр.: четыредесятницу, пост Апостольский и Богородичный, пост в страстную седмицу, в среду и пятницу, в день воздвижения Креста и усекновения Предтечи. Если дети, по любви к матери, готовы иногда терпеть голод, чтобы только дождаться ее и вместе с нею разделить трапезу: то не более ли обязаны чада Церкви разделять ее постную трапезу и терпеливо дожидаться ее благословения на разрешение поста.
Во-вторых, Господь указал время и побуждения для поста ради нашего освящения от греха. Спаситель, в наше научение, сорок дней провел в молитве, пост и уединении, и победил искушение от диавола, которой остави Его, и се Ангели приступиша, и служаху Ему (Мф. IV,I,II). Посему пост наш есть и подражание посту Господа и освящая вводит постящихся в сожительство с св. Ангелами, кои делаются ближайшими их хранителями. Потом в продолжение проповеди Евангелия Господь сказал о посте, как о средстве нашего освящения от зла: сей род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17:21). По свидетельству Писания, питающимся пространно трудно очиститься от греха и приблизиться к Богу. Слово Божие говорит: яде 1аков и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты, утолсте, разшире: и остави Бога сотворшаго Его, и отступи от Бога Спаса своего (Втор. 32:15): питающаяся пространно, жива умерла (1Тим. 5:6). Но лишением пищи и пития, из послушания Богу и Церкви‚ человек‚ подобно блудному сыну, невольно смиряется, скорее приходит в себя, освобождается рабской зависимости от страстей и с раскаянием обращается к Богу. Укрощая страсти и ослабляя плотские узы, стесняющие и порабощающие душу, постящийся не отягченный пищею и питием, становится живее, бодрее и деятельнее, менее нуждается в покое и сне. Ум, память и чувства постящегося, свободные от излишнего влияния пищи и мокрот, бывают восприимчивее, острее, способнее к молитве и святее. Сообразно внутреннему состоянию духа, возвышаемого постом, самый цвет лица у постящегося делается благообразнее и приятнее, телесный состав здоровее и сильнее (Дан. 1:15). Ибо чем менее пищи, тем менее гниения и тления.
Посему кроме участия в жизни, страданиях и смерти Спасителя и Святых пост в Православной Церкви служить также для освящения нашего от греха, для достойного приготовления к Исповеди и Причащению, для соединения с Богом и Святыми, напр. пост Великий, Апостольский, Богородичный и пред праздником рождества Христова, в кои Церковь призывает и приготовляет нас к освящению Исповедью и Причащением.
Нравственное влияние поста
Из сказанного о посте частью видно уже нравственное его влияние на нас. Но это благотворное его влияние заключается и в следующем. Посте есть послушание наше Богу и Церкви, посему он скорее обнаружится и в послушании родителям, наставникам, начальникам и старшим. Непослушание к одному из уставов не приметно пролагает путь к непослушанию и другим установлениям.
Пост, есть добровольное лишение себя приятного из послушания Церкви, посему он есть неизменное и благородное свидетельство нашей власти над собою, над мудрованиями плоти и духа. Кто не властен над собою‚ тот есть раб своих прихотей и страстей, – тому труднее подавить в себе себялюбие, своекорыстие, своенравие, и прочее, что таится под словом и кровом – себя, – тому затруднительнее победить мудрования плоти и быть истинною жертвою Богу и ближним.
Располагая нас к участию в жизни, страданиях и смерти Господа и Святых, пост Православной Церкви без сомнения научает нас с плачущими из ближних плакать, с радующимися радоваться, к участию в жизни общественной, родственной и семейной. Не хранение поста, по установлению Церкви, есть от части причина невнимания и холодности нашей к ближним, причина самолюбия и своекорыстия. Кому близки жизнь, страдания и смерть Спасителя и Святых, сердцу того без сомнения не чужды и скорби ближнего.
Освящая нас и достойно приготовляя к Исповеди и Причащению, пост Прав. Церкви содействует к утверждению нашего взаимного общения и единения. Очень понятно, что пост между соблюдающими его водворяет и утверждает взаимный союз в мыслях и жизни, а между хранящими и не содержащими пост всегда бывает заметное разделение, показывая разность воспитания, убеждения и отношений взаимных.