Источник

II. Оптина Пустынь ко времени прибытия в неё А. М. Гренкова (о. Амвросия)

Что это за монастырь Оптина пустынь? – Возникновение обители теряется в глубоком прошлом. По тёмному преданию, она основана покаявшимся и принявшим иночество предводителем разбойничьей шайки Оптом три столетия слишком тому назад. Почти до самого начала ХIХ-го столетия Оптина пустынь была маленьким монастырём. Но со времени митрополита Московского и Калужского Платона она, почти разорённая в прежние годы, восстановлена в новом виде. Стараниями новоназначенного настоятеля о. Авраамия75 и заботами Владыки Оптина пустынь возродилась. В ней установились строгие порядки новой жизни, так что Калужские архипастыри часто представляли в пример другим обителям Оптинские порядки76. В управление Калужской епархией преосвященного Филарета77, любившего всею душою монашество и особенно пустынное, Оптина пустынь возвысилась ещё более. Так, именно в это время78 был введён в Оптиной пустыни строгий устав общежительного монастыря, писанный для Коневской обители, «Св. Синодом рассмотренный и для подражания во все епархии Российской церкви разосланный»79; невдалеке от обители был устроен скит во имя св. Иоанна Предтечи, первого новоблагодатного пустынножителя, где с самого его основания и поныне живёт особенный, истинно христианский, иноческий дух; наконец, Филарет же, накануне своего удаления из Калуги в Рязань, определил настоятелем пустыни начальника скита, иеромонаха Моисея, которого преемник Филарета, преосв. Григорий80 утвердил йотом строителем. С 1826, по 1839 год, когда прибыл в Оптину пустынь Александр Михайлович Гренков, прошло целых 13 лет мудрого управления обителью о. Моисеем. За этот период сей поистине замечательный человек успел уже положить твёрдые основы того особенного оптинского иноческого духа, который пред своею смертью он передал своему преемнику, о. Исаакию, беседуя с ним на смертном одре о любви к Богу и ближним81 и который теперь отличает Оптинскую обитель от всех прочих. Главное, что уже успел сделать к тому времени о. Моисей, это было введение им в обители, так называемого, старчества. Отец Иларион Троекуровский прямо благословил Александра Михайловича идти в Оптину пустынь ради старцев; придя в пустынь, он, действительно, стал под руководство старцев; наконец, после их смерти ему Господь сподобил самому быть их преемником и носителем святых преданий старчества.

Само собою разумеется, что главное в личности покойного о. Амвросия – это его старчество, о котором поэтому и надлежит узнать возможно более.

Сущность старчества состоит в следующем. В монастыре (где введено старчество) волею Божией и голосом братии поставляется один82 благочестивый и опытный в духовно-аскетической жизни инок, пользующийся полным доверием всех, как общий духовный отец и руководитель.

К нему не только идут исповедоваться в положенное время, но приходят все, всегда, ежедневно и раскрывают ему всю свою душу, объявляют все свои греховные поступки, мысли, желания. Что бы ни задумал духовный сын старца – обо всём идёт он советоваться со старцем и просить его благословения. У духовных чад старца нет своей воли, нет своего образа мыслей, нет своих разумений. Про всех старец знает всё. Сам старец не несёт официально-начальнических обязанностей, но на деле обителью, братиями и вообще монастырскою жизнью управляет он; всё в обители делается с его благословения; за благословением приходит к нему и сам настоятель, и все прочие должностные лица обители83.

Таким образом, в общем, старец есть лицо, которое производит то живое и деятельное отсечение воли у братии, которое требуется иноческими обетами от каждого монаха. Так как отсечение собственной воли именно через безусловное послушание какому-либо духовному руководителю есть обязанность каждого инока, то по идее иноческого жития старец непременно должен быть в каждой обители.

Замечательнейший наставник иночества, свт. Василий Великий, пишет, что «каждый из подчиненных (братии в обители), если хочет оказать значительный успех (в иноческой жизни) и привести жизнь свою в состояние, согласное с заповедями Господа нашего Иисуса Христа, должен ни одного душевного своего движения не оставлять в скрытности, ни одного слова не пропускать без испытания, но тайны сердечные обнажать пред теми из братий, кому поручено прилагать милосердное и сострадательное попечение о немощных»84.

«Как корабль, имеющий искусного кормчего, – говорит о пользе старчества преп. Иоанн Лествичник, – при Божием содействии благополучно входит в пристань, так и душа, имеющая доброго руководителя, удобно восходит на небо, хотя бы раньше и повинна была во многом зле. Как идущий по неизвестному пути без путеводителя легко может заблудиться на нём, хотя бы был сам и очень умён, так и тот, кто по своей воле и разумению хочет пройти монашеский путь, легко погибнет, хотя бы и знал премудрость всего мира»85. «Нет несчастнее и ближе к погибели людей, – пишет преподобный авва Дорофей, – не имеющих наставника в пути Божием. Ибо что значит сказанное (в слове Божием): им же несть управления, падают, якоже листвие86? Лист сначала всегда бывает зелён, цветущ и красив, потом постепенно засыхает, падает и, наконец, им пренебрегают и попирают его. Так и человек, никем не управляемый, сначала всегда имеет усердие к посту, к бдению, безмолвию, послушанию и к другим добрым делам; потом усердие это мало-помалу охладевает, и он, не имея никого, кто бы наставлял его, поддерживал и воспламенял в нём это усердие, подобно листу нечувствительно иссыхает, падает и становится, наконец, подвластным и рабом врагов, и они делают с ним, что хотят. О тех же, которые открывают свои помышления и поступки и делают всё с советом, Писание говорит: спасение есть во мнозе совете87. Не говорит: «совете многих», т. е., чтобы с каждым советоваться, но что должно советоваться обо всём, конечно, с тем, к кому имеешь доверие, и не так, чтоб одно говорить, а другое умалчивать, но всё открывать и обо всём советоваться; такому и есть верное спасение во мнозе совете»88. Если всё это так, то, действительно, следует, чтобы старец был в каждой обители. Если можно, то пусть начальник обители и будет таким старцем; но так как даже и такие люди, как о. архим. Моисей, не могли совмещать в одном лице и начальничества, и старчества, то лучше пусть старец будет особый в каждой обители. Руководителем других, начальником, старцем может быть, по словам свт. Василия Великого, только такой муж, который бы ««хорошо умел руководить шествующих к Богу, украшен был добродетелями, в собственных делах своих имел свидетельство любви своей к Богу, был сведущ в Божественных Писаниях, не рассеян, не сребролюбив, не озабочен многим, безмолвен, боголюбив, нищелюбив, не гневив, не памятозлобен, силён в назидании сближающихся с ним, не тщеславен, не высокомерен, не льстив, не изменчив, ничего не предпочитал Богу»89.

Это старчество и было, действительно, во всех древних обителях. Основатель монашества, преп. Антоний Великий, возрастал в иночестве под руководством одного благочестивого подвижника-старца, с юности проводившего уединённую жизнь90. Впоследствии, когда Антоний достиг достаточной степени духовной опытности, то сам стал во главе сонма подвижников, собравшихся возле него91. Заветы старчества предал преподобный основатель иночества в своём поучении и своим последователям. «Монах, – говорит в этом поучении препод. Антоний, – должен откровенно сказывать старцам: сколько он делает шагов, или сколько пьёт капель воды в своей келье, чтобы как-нибудь не погрешить и в этом. Я знаю монахов, которые после многих трудов пали потому, что понадеялись на свои дела и презрели заповедь Того, Кто сказал: вопроси отца твоего и возвестит тебе92"93. Получив своё начало от основателя иночества, старчество распространялось вместе с иночеством. Все почти египетские и впоследствии палестинские киновии украшались в равной степени старчеством94. Такие отцы и учители Церкви, как Василий Великий95, Иоанн Лествичник96, Авва Дорофей97, Феодор Студит98, Симеон Новый Богослов99, Каллист и Игнатий100, Кассиан Римлянин101, Феодор Эдесский102 и другие, говорят о старчестве, как о необходимом явлении в монастырской жизни, хорошо им известном из современного им монашества и собственного опыта. Особенно прочно блюлись заветы старчества на Афоне. С Востока перешло старчество и к нам, в Россию. Но с течением времени, когда под влиянием различных условий и христианская вообще, и монашеская в частности жизнь начали падать и падать, падало и старчество. Заветы старчества отошли в область давних преданий. Исповедовать монаху ежедневно свою душу старцу, как бы пред лицом самого всевидящего и всеведущего Господа – стало казаться инокам таким заветом, который существует только для святых. Разумеется, были и в эту эпоху упадка старчества святые иноки, деятельно отсекавшие свою волю чрез послушание какому- либо авве, но это были исключения; не было старчества, как общего, или, по крайней мере, распространённого явления. Тогда знали про старчество, но ненавидели его. У нас, в России, старческий путь был ненавистен во времена Нила Сорского. А в конце XVIII-гo столетия о нём наши обители и иноки совсем забыли: старцев вовсе не стало. Но Промысл Божий послал человека, который восстановил старчество на Руси. Это был архимандрит Молдавских монастырей Паисий Величковский. Живя некоторое время на Афоне, он, возревновав об исчезнувшей строгой иноческой жизни древних подвижников, усердно занялся собиранием творений аскетических писателей, в которых содержится учение о монашеском житии вообще и, в особенности, о духовном отношении к старцам. Больших трудов стоило уже одно это собирание; но собиратель не остановился на этом; он всё собранное перевёл на славянский язык. Затем, в Нямецком и других, подчинённых ему монастырях молдавских, Паисий попытался на основании писаний ввести старчество; попытка его была вполне удачна103. Промысл Божий устроил так, что в числе учеников Паисия был живший в Молдавии около 20 лет русский схимонах Феодор104 и ещё схимонах Афанасий105. Первый из них, возвратись в Россию, поселился в Чолнском Спасском монастыре106; сюда-то и прибыл из Белобережной пустыни на некоторое время иеромонах Леонид, впоследствии ставший первым Оптинским старцем107. Узы самой высокой христианской любви вскоре же соединили этих двух лиц, и о. Леонид вполне отдался руководительству старца о. Феодора108. Этот-то самый о. Леонид и сделался насадителем старчества в Оптиной пустыни.

В апреле 1829 года о. Леонид вместе с шестью своими учениками прибыл из Площанской пустыни109 в Оптину пустынь, где их приняли с великой радостью и, по усмотрению настоятеля, о. Моисея, поселили в особых кельях на пасеке, близ скита. Настоятель о. Моисей и брат его, скитоначальник о. Антоний, положившие основание своего иночества в Брянских лесах, к духе древних великих пустынножителей, давно желали ввести старчество в Оптиной пустыни, но сами не могли выполнить этого дела, потому что были озабочены многотрудными и многосложными занятиями по устройству и управлению обителью. Когда же в Оптиной пустыни поселился о. Леонид, тогда о. Моисей воспользовался этим и, зная его опытность в духовной жизни, поручил его руководству всех братий, жительствовавших в пустыни и всех приходивших на жительство в монастырь. С того времени весь внутренний строй монастырской жизни изменился в Оптиной пустыни. Без совета и благословения старца ничего важного не делалось в обители. В его келью ежедневно, особенно в вечерние часы, стекалась братия с душевными своими нуждами: каждый спешил покаяться пред старцем, в чём согрешил в продолжение дня делом, словом или помышлением, попросить его совета и разрешения в встретившихся каких-либо недоумениях, утешения в постигшей скорби, помощи и подкрепления во внутренней борьбе со страстями и с невидимыми врагами нашего спасения. Старец всех принимал с отеческою любовью и всем преподавал слово опытного назидания и утешения110. Скоро слава о духовной опытности старца распространилась далеко вне обители, и к нему отовсюду начали стекаться со своими духовными нуждами люди различных званий и положений, и все уходили от него уврачёванными. В 1834 году в Оптину пустынь прибыл ещё ранее знакомый о. Леониду по Площанской пустыни, ученик помянутого выше ученика Паисия, схимонаха Афанасия111, иеромонах Макарий (Иванов)112. Хотя он и сам был достаточно опытен в духовной жизни и уже имел своих учеников, однако он сам стал учеником о. Леонида и только впоследствии, при конце его жизни вместе с ним, как равный, стал подвизаться в старчестве и разделять его труды в окормлении братий и приходивших мирян113.

* * *

75

Отец Авраамий настоятельствовал в Оптиной Пустыни с 1796 по 1817 год, т. е. более 20 лет.

76

Подробнее историю Оптиной пустыни см.: Л. Кавелин (впоследствии арх. Леонид). Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1876. С. 9–67.

77

Филарет (Амфитеатров), впоследствии митрополит Киевский. Был епископом Калужским и Боровским в 1819– 1825 гг.

78

Именно в 1824 году.

79

Подробнее см.: Леонида (Кавелин), архим. Цит. соч. С. 91–93.

80

[Григорий – архиепископ Калужский и Боровский. В миpy Николай Васильевич Миткевич (1807– 1881), из духовною звания. В 1827 г. окончил Черниговскую духовную семинарию. В 1831 г. – Киевскую духовную академию со степенью магистра, был оставлен при ней бакалавром. В 1831 г. в Киево-Братском монастыре пострижен в монашество, 25 октября рукоположен во иеродиакона, а 30 октября – во иеромонаха и причислен к Киево-Печерской лавре. 13 октября 1833 г. назначен инспектором Киевской духовной семинарии. С 23 июля 1838 г.– инспектор Киевской духовной академии. 11 октября 1836 г. возведён в сан архимандрита. С 22 декабря 1838 г. – ректор Ярославской духовной семинарии. С 5 мая 1841 г. – ректор Казанской духовной академии и настоятель Угличского Алексеевского монастыря. 9 декабря 1851 г. хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. Лично объезжал приходские храмы, наблюдал за порядком и чином богослужения, заботился о пастырях и пасомых. При нем были открыты приходские школы и женское епархиальное училище. Содействовал изданию ‹‹Калужских епархиальных ведомостей», учредил братство святого Иоанна Богослова для ведения бесед с раскольниками. Будучи сам строгим подвижником, архиепископ Григорий любил и ценил подвижничество. 20 апреля 1869 г. возведен в сан архиепископа. Скончался 13 апреля 1881 г.. в день Святой Пасхи].

81

Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея. М., 1882. С. 163.

82

А иногда и несколько, смотря по обстоятельствам и нужде. Так, напр., в Оптиной пустыни было одно время два старца оо. Леонид и Макарий. «Бывало. – рассказывала одна духовная дочь о. Леонида и о. Макария, – говиришь с о. Леонидом, входит о. Макарий; а о. Леонид говорит ему: ‹‹Батюшка! Поговори-ка с нею – ей нужно тебе кое-что объяснить››. Или сидят он, как ангелы Божии. рядом, а мы стоим пред ними на коленях и двум открываем души свои, как бы одному и никогда не разделяли их и не делали между ними никакого различия››. Климент (Зедергольм), нерм. Жизнеописание Оитинского старца, иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Одесса, 1890. С. 34.

83

Определение старчества можно найти в след. книгах: Л. Кавелин (впоследствии архимандрит Леонид). Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни: С приложениями. Изд. 3-е. М.. 1876. С. 114: Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея. М.. 1882. С. 80: Климент (Зедерголъм). иером. Жизнеописание Оптинского старца, иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Одесса. 1890. С. 19.

84

Свт. Василий Великий. Творения в русском переводе. М., 1858. Ч. V. С. 157, 168. Ср. также: С. 49 51; 80–83; 442– 458. Ч. VI. С. 67.

85

[Лествица. 26: 236–237].

88

Преп. Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. М., 1888. С. 91.

89

Свт. Василий Великий. Творения в русском переводе. Ч. V. С. 49–50.

90

Казанский П. С., проф. История православного монашества на Востоке. М.. 1864. Ч. I. С. 47.

91

Там же. С. 54–55.

93

Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов // Пер. с греч. [Евсевия (Орлинского)], из кн. ‹‹Ecclesiae Graecae Monumenta››, ed Lutetiae Parisiorum, a J. B. Cotelerio, 1677 ann., сост. при Моск. духов. акад. М.: Унив. тип.. 1845. С. 8.

94

Леонид, архим. Цит. соч. С. 118. Ср.: Ювеналий. архим. Цит. соч. С. 81.

95

Цитаты из творений свт. Василия Великого см. выше.

96

Препод. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово IV – к пастырю.

97

Препод. Авва Дорофей. Слово V.

98

Преподобного и Богоносного отца нашего Феодора игумена Студийской обители и исповедника Огласительные поучения и завещание: В рус. пер. с греч. // [Пер. с греч. иеросхим. Анатолия (Зерцалова), монаха Климента (Зедергольма)], иером. Ювеналия (Половцева) // Ред. монаха Климента (Зедергольма)|. М.: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1872.

99

Препод. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы: 15–19. 38–44. См.: Добротолюбие. М.. 1890. Ч. V.C. 12, 13. 17–19.

100

Каллист патриарх и сподвижник его Игнатий. Ксанфопулы. Наставление для безмолвствующих. Гл. 14–15. См.: Доброюлюбие. Ч. V. С. 312–351.

101

Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римлянина: Пер. с латин. [еп. Петра). М., 1877. Слово о рассуждении.

102

Св. Феодор Эдесский. Деятельные главы 40–46. См.: Добротолюбие. М.. 1889. Ч. III. С. 355–356.

103

Житие и писания молдавского старца Паисия Велпсковского // Москвитянин. 1845. Кн. 12. Ч. II. N 4. С. 1– 76. Отдельной книгой: Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского: С присовокуплением предисл. на кн. Св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исахия Пресвитера и Нила Сорского, соч. другом его и спостником старцем Василием Поляномерульским о умном трезвении и молитве / Изд. Козел. Введен. Оптиной пустыни. М., 1847.

104

Схимонах Феодор был родом из г. Карачева; Житие его издано отдельной книжкой в Москве в 1839 г. и в 1847 г. [Жизнь и подвиги схимонаха Феодора. М.: [Изд. Оптиной Пустыни], 1839; 2 изд. М.: (Изд. Оптиной Пустыни). 1847. Феодор (Пользиков), схим. – ученик преп. Паисия Величковского, духовный наставник преп. Льва Оптинского. Работа над «Жизнеописанием схимонаха Феодора» по благословению о. Льва (Наголкина) была начата в Алсксандро-Свирском монастыре его учеником Димитрием Александровичем Брянчаниновым (впоследствии святителем Игнатием). Позже в Оптиной Пустыни эта работа закончена о. Порфирием (Григоровым)].

105

[Схимонах Афанасий (Захаров) (†1825). Родом из дворян. Более семи лет жил при старце Паисии Величковском в Нямецкой обители, от него принял монашеский постриг; исполнял послушание писца. В 1777 г. ушёл в Россию, подвизался в Гороховецком Николаевском Троицком монастыре и Гороховецкой Флорищевой Успенской пустыни Владимирской губернии, в Белобережской Николаевской пустыни Орловской губернии в то время, когда там был строителем иеромонах Леонид (Наголкин), будущий преп. Оптинский старец. Бывая в Москве, посещал Новоспасского старца, иеромонаха Филарета (Пуляшкина), духовника И. В. и Н. П. Киреевских. В 1815 г. перешёл в Площанскую пустынь. У него хранились списки многих переводов, сделанных и исправленных преподобным Паисием Величковским. Выл духовным наставником преп. Оптинского старца Макария (Иванова)].

106

Чолнскиий Спасский монастырь – в Орловской губернии, в 46 верстах от города Трубчевска. Строев. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. Спб., 1877. Col. 921.

107

[Лев, иеросхимонах, преп. оптинский старец (1768 – 11 октября 1841 г.). В миpy Лев Данилович Наголкин, из мещан. В 1797 г. поступил в Оптину Пустынь при игумене Авраамии. В 1799 г. перешёл в Белобережскую пустынь Орловской епархии под руководство старца Василия (Кишкина). В 1801 г. пострижен в мантию. 22 декабря того же года рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря – в иеромонаха. В 1804 г. определён настоятелем Белобережской пустыни, до занятия этой должности временно пребывал в Чолнском монастыре под руководством схимонаха Феодора. В 1808–1811 гг. жил в уединенной келье в двух верстах от обители вместе со старцами Феодором (Пользиковым) и Клеопою, сложив с себя настоятельские полномочии. Там же был келейно пострижен в схиму. 10 марта переселился в Валаамский скит, где со своими сподвижниками прожил около шести лет, окормляя братию и посетителей. 22 июня 1817 г. старцы перешли в Александро-Свирский монастырь. В 1828 г. старец Лев полгода жил в Площанской пустыни, где познакомился с о. Макарием, будущим оптинским старцем. 22 августа вместе со своими учениками, в числе которых был Димитрий Александрович Брянчанинов, старец Лев прибыл в Оптину Пустынь, где утвердил старчество. 2 декабря 1836 г. назначен духовником обители, окормлял братию и многочисленных паломников. Имел дар духовного рассуждения, прозорливости, исцеления болезней. Особо имел дар открывать и напоминать забытые грехи и исцелять бесноватых. В 1996 г. прославлен в лике местночтимых святых, общецерковное почитание установлено в 2000 г. Мощи обретены 9 июля 1998 г. и ныне пребываюуг в Оптиной Пустыни в храме-усыпальнице в честь Владимирской иконы Божией Матери.]

108

Климент (Зедерголъм), иером. Жизнеописание Оптинского старца, иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Одесса, 1890. С. 3.

109

Площанская Богородицкая пустынь находится в Орловской епархии. Строев. Цит. Соч. Col. 923.

110

См. подробнее о деятельности о. Леонида в его Жизнеописании. С. 25–28.

111

Там же. С. 29.

112

[Макарий, иеромонах, преп. оптинский старец (20 ноября 1788 – 7 сентября 1860 г.). В миру Михаил Николаевич Иванов, из дворян. В 1810 г. поступил в Площанскую Богородицкую пустынь Орловской губернии. Через месяц после поступления в обитель, 16 ноября 1810 г., определен и число послушников, 24 декабря того же года пострижен и рясофор с именем Мелхиседек. 7 марта 1815 г. пострижен в мантию с именем Макария, 12 марта рукоположен в иеромонаха. Духовным наставником о. Макария был схимонах Афанасий (Захаров), ученик преп. Паисия (Величковского). 27 мая 1817 г. рукоположен в сан иеромонаха. В 1824 г. совершил паломничество к мощам святителя Димитрия Ростовского и в эту поездку впервые посетил Оптину Пустынь и новоустроенный при ней скит. В 1828 г. познакомился с преп. Львом. В 1834 г., желая жить под руководством оптинского старца, поселился в Оптиной Пустыни. С 1836 г. – духовник обители, с 1 декабря 1839 г. по 1853 г. – скитоначальник. За два года до кончины принял постриг в схиму. Под руководством преп. Макария начата книгоиздательская деятельность монастыря, были подготовлены к изданию творения святых отцов. В обители окончательно утверждено старчество. В 1996 г. прославлен в лике местночтимых святых, общецерковное почитание установлено в 2000 г. Мощи обретены 9 июля 1998 г. и ныне покоятся в Оптиной Пустыни в храме-усыпальнице в честь Владимирской иконы Божией Матери.]

[Моисей, архимандрит Тихоновой пустыни (1814–1895). В миру Михаил Федорович Красильников. Из мещан (по другим сведениям – из купцов Орловской губернии). В Оптину Пустынь поступил в 1839 г. В 1846 г. Пострижен в монашество. В 1847 г. Рукоположен в дьякона, в 1855 г. – во иеромонаха. В 1858 г. Перемещён настоятелем в Тихонову пустынь. В 1862 г. Возведён в сан игумена, в 1871 г. – архимандрита. В 1865–1893 гг. – благочинный монастырей Калужской епархии. Устроил при Тихоновой пустыни Сретенский скит. Награждён орденами св. Анны 3-й (1875) и 2-й (1879) степеней.]

113

Там же. С. 30–35.


Источник: Сказание о житии оптинского старца отца иеросхимонаха Амвросия / Архим. Григорий (Борисоглебский); [вступ. ст., подгот., текста, коммент В. В. Кашириной]. - Серпухов : Первая Оразц. тип., 2015. - 314, [3] с. : ил., портр. (Наследие православного востока).

Комментарии для сайта Cackle