Источник

Глава XXIII. Собеседование двенадцати анахоретов

Сошлись однажды двенадцать анахоретов, мужей святых, мудрых и духовных, и просили друг друга сказать, что исправил каждый в келлии своей и каким подвизался подвигом духовным.

Первый, старейший из них, сказал: я, братия, с тех пор, как начал безмолвствовать, всего себя распял внешним делам, памятуя написанное: расторгнем узы их, и отвержем от нас иго их (Пс. 2:3), и, устроив как бы стену между душою моею и вещами телесными, сказал в уме своем: как находящийся за стеною не видит стоящего вне, так и ты никогда не должен зреть внешних вещей, но себе внимать, емлясь каждодневно за упование Божие. Злые пожелания я почитаю змеем и порождением ехидны, а когда почувствую, что они порождаются в сердце моем, гневом и яростию иссушаю их и не перестаю гневаться на тело свое и душу свою, чтоб они не сделали ничего худого.

Второй сказал: с тех пор, как я отрекся мира, сказал себе: ныне ты возродился, ныне же начни так устроят свое сердце, будто ты сидишь внутри, как странник, и завтра имеешь отбыть. Вот что непрестанно внушал я себе.

Третий сказал: утром я отхожу ко Господу моему и поклоняюсь Ему, повергая себя на лицо свое и исповедуя грехи свои; потом нисхожу к Ангелам Его и поклоняюсь им, прося их помолиться Богу обо мне и о всем создании Божием; сотворив сие, схожу в бездну, и как делают иудеи, приходя в Иерусалим, то есть раздирают одежды свои, плачут и рыдают о бедствии отцов своих, так делаю и я: прохожу по мучилищам и плачу с плачущими, зря себя как с ними мучимым.

Четвертый сказал: я зрел себя как бы сидящим на Елеонской горе с Господом и Ангелами Его и говорил себе: отныне никого не знай по плоти, но всегда пребывай с сими едиными, ища их и подражая доброму житию их. Сиди как Мария у ног Господа и слушай слово Его, которое Он говорит: будете святи, яко свят есмь Аз (Лев. 11:44; 1Петр. 1:16), и будите милосерди и совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф. 5:48; Лк. 6:36), и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29).

Пятый сказал: я зрю Ангелов, всякий час восходящих и нисходящих для призывания душ, и, непрестанно ожидая конца, говорю: готово сердце мое Боже, готово (Пс. 107:2).

Шестой сказал: я каждый день полагаю, что слышу сии слова от Господа: потрудитесь для Меня, и Я упокою вас; еще немного поподвизайтесь, и Я покажу вам спасение Мое и славу Мою; если любите Меня, то, когда вы чада Мои, усрамитесь Отца, призывающего вас; если вы братия Мои, устыдитесь Меня, так много за вас пострадавшего; если вы овцы Мои, то Владычним последуйте стопам.

Седьмой сказал: я три вещи всегда содержу в уме и непрестанно внушаю себе: веру, надежду и любовь, чтоб верою радоваться, любовию никогда никого не оскорблять и надеждою укрепляться.

Осьмой сказал: я всегда зрю диавола, ищущего кого поглотити (1Петр. 5:8), и, куда ни пойду, зрю внутренними очами Владыку моего Бога, и молюсь Ему против диавола, чтоб тот не имел успеха и не силен был ничего сделать боящимся Его.

Девятый сказал: я каждодневно зрю церковь умных Сил и Господа славы посреди ее, светлейшего всех. Когда возмалодушествую, восхожу на небеса, зрю дивные красоты Ангелов, внимаю песням, кои воссылают они к Богу и мелодиям их, развеселяюсь светлостию их и пением, помянув написанное: небеса поведают славу Божию (Пс. 18:2), и все, что на земле, вменяю в прах и дым.

Десятый сказал: я всегда зрю стоящего близ меня Ангела и храню себя, помятуя написанное: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс. 15:8), потому боюсь его, назирающего путями, ибо он всякий день восходит к Богу и объявляет Ему слова и дела мои.

Одиннадцатый сказал: внимая добродетелям – воздержанию, целомудрию, долготерпению и любви, я привлек их к себе и окружил себя ими и, куда ни пойду, говорю себе: где руководители твои? Не малодушествуй и не унывай, имея их всегда близ себя, – и которую ни взыщешь, предстанет тебе. Они много ходатайствуют о тебе пред Богом за то, что обрели покой в тебе.

Двенадцатый сказал: вы, прияв крылья с небес, небесное стяжали житие – и не дивно, ибо я вижу, что вы превознесены в делах и горняя мудрствуете, и что вы со славою преложитесь от земли, отчуждив себя всецело от дел ее. А я что скажу вам, земным ангелам и небесным человекам? Почитая себя недостойным и жизни, зрю грехи свои пред собою всегда, куда ни пойду, и, куда ни обращусь, зрю, что они повсюду идут впереди меня. Потому я осудил себя в преисподнюю, говоря: я буду с теми, с коими и достоин быть; чрез несколько времени и я буду сопричислен к ним. Видя же там терзания и слезы, непрестанные и неизреченные, скрежет зубов и трепет всего тела, повергаю себя на лицо свое, умоляю Бога, чтоб не испытать мне тех скорбей. Видя огненное море, клокочущее, волны которого досязают небес, и страшных ангелов, ввергающих туда бесчисленное множество людей, отвративших от себя милость Божию грехами своими, кои от нестерпимого жжения издают ужасные вопли, невыносимые ни для кого из смертных, плачу о роде человеческом, что в слепоте дерзает он предаваться грехам или земным вещам, когда за то ожидают их такие муки. Сими помыслами я держу в сердце моем плач почитая себя недостойным неба и земли и исполняя слово Писания: быша слезы моя мне хлеб день и нощь (Пс. 41:4).

Таковы деяния мудрых и святых отцов. Даруй, Господи, и нам восприять достойное памяти житие, да, соделавшись непорочными, возблагодарим Владыку нашего Бога.


Источник: Древний Патерик, или тематическое собрание изречений-апофеегм отцевъ-пустынников / Перевод с древнегреческого еп. Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. - Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2009. - VI, 614 с.

Комментарии для сайта Cackle