Источник

Глава XXIV. Поучительное слово великого некоего старца к ученику своему. Читай с усердием и не ищи многих слов, ибо и одно слово может возбудить ко спасению

1. Восстав от сна, прежде всякого слова, прославь Бога и скажи: благодарю Тя, Господи, что Ты презрел беззакония моя и не предал меня смерти, но по человеколюбию Своему восставил меня со одра. Подай же благодать и силу всегда славить всесвятое имя Твое и благослови в час сей начать Тебе песни и псалмы. Ибо что восприемлет в себя ум утром, то, как жернов, и будет молоть весь день – пшеницу ли то добрых мыслей или плевелы порочных помыслов. А отходя ко сну, вспоминай о гробе, говоря себе: встану ли завтра? – и молись перед сном прилежно.

2. Если увидишь во сне образы жен, молись, чтоб Господь избавил тебя от воспоминания о них днем, ибо это смерть и пагуба души.

3. Внимай себе и не держи в мыслях нечистого, стоишь ли или сидишь, не вспоминай ни о какой женщине, хотя бы она была святая, но поревнуй лучше о том, чтоб Иисус Христос и память о смерти всегда пребывали в сердце твоем – и это сохранит тебя от всякого сатанинского мечтания.

4. Когда помысл, днем или ночью, скажет тебе: встань, помолись, – знай, что говорит тебе Ангел твой хранитель. Если встанешь, то он будет стоять с тобою и молиться вместе, отгоняя от тебя демонов, которые будут за то скрежетать на тебя зубами. Если же не послушаешь его и поленишься встать, он отступит от тебя, и ты впадешь в руки врагов своих.

5. Когда делаешь какое дело вместе с братиями, не показывай им, что ты работаешь больше их, хотя бы и было так, ибо иначе погубишь награду свою.

6. Когда сидишь за рукоделием и придет час молитвы твоей, не говори: кончу вот это немногое и тогда встану, но бодренно вставай каждый час и воздавай Богу долг молитвы твоей, иначе, мало-помалу, привыкнешь нерадеть о молитве, и душа твоя опустеет оттого.

7. Если смущают тебя злые помыслы, не скрывай их, но тотчас выскажи их и обличи, ибо, чем дольше скрывает человек помыслы свои, тем более они размножаются и крепнут. Как змий, выгнанный наружу из норы, спешит бегством спастись от взора преследователей, так и злые помыслы, когда их исповедуют и открывают, тотчас исчезают из сердца и памяти, и как червь, кроющийся внутри древа, точит его, так злой помысл снедает сердце, пока его скрывают в нем. Открывающий свои помыслы тотчас врачуется, а скрывающий их одержим гордостию.

8. Идя исповедать помыслы отцу своему или спросит его о чем, помолись прежде в сердце своем и скажи: Господи, что угодно Тебе, вложи это в уста отцу моему, чтоб он сказал мне то, ибо я как от уст Твоих приемлю слово его. Утверди его, Господи, во истине Твоей, чтоб мне всегда слышать от него святую волю Твою. И потом храни верно и со страхом то, что он скажет тебе.

9. Если попросит тебя кто помолиться о нем, скажи так: Бог молитвами святых отец наших да помилует и тебя, брат, и меня, как Ему угодно.

10. Если придет к тебе тот, о ком ты слышал, что он поносил тебя и злословил, не обнаруживай пред ним, что ты узнал о том, но будь радушен к нему и обращайся к нему со светлым лицом, чтоб и самому тебе возыметь дерзновение пред Богом в молитве.

11. Если случится тебе обремениться пищею, возьмись за какой-нибудь телесный труд и не ложись спать, чтоб не оскверниться нечистыми мечтаниями, будь добрым борцом против диавола и, с какой стороны он нападает на тебя, с той и ты отвечай ему, то есть, если он победит тебя многоядением, ты бори его бдением; если он борет тебя сном, ты тесни его телесным трудом.

12. Если борет тебя тщеславие, сделай пред людьми какое-нибудь неодобрительное, но не грешное дело или прими какой-нибудь сомнительный вид, чтоб о тебе стали говорить не с честию, ибо знай, что ничто так не сокрушает диавола, как то, когда от всего сердца кто-либо ищет смирения и уничижения.

13. Когда идешь по городу, потупь очи свои в землю и закрой их кукулием своим.

14. Когда будешь на стороне и не примут тебя, не скорби, но скажи лучше: если б я был достоин, то Бог подал бы мне успокоение. Ибо знай, что скорбь ли или обесчещение какое – приходят человеку не иначе, как от Бога, или для испытания его, или для очищения грехов. Кто не верит сему, тот не знает, что по всей земле – судьбы Божии.

15. Если нападет на тебя помысл высокомудрия, скажи влагающему его демону: Господь сказал: всяк возносяйся, смирится (Лк. 18:14). Когда перестанешь говорить мне, что я хорош, тогда уверюсь, что я хорош, потому что буду иметь смирение; говоря же мне, что я хорош, тем самым ты удостоверяешь меня, что я враг Божий, ибо Господь гордым противится (Притч. 3:34).

16. Также и следующее должен ты говорить: увы мне, увы мне! Образом я монах и живу в монастыре, а делом – мирянин, и душа моя влачится по миру. Люди почитают меня святым, думая, что я держу правила подвижничества святых отцов, а я ем и пью невоздержно, сплю и ленюсь, объят всяким нерадением каждый день и бесстыдствую в злых помыслах.

17. Если живешь с каким братом, смотри ничего не приказывай ему властно, чтоб не вознеслось сердце твое, и в наружности сохраняй бесдерзостность, а в душе считай себя рабом брата своего.

18. Если падши в грех, восстанешь и придешь в сокрушение и покаяние, не переставай сокрушаться и воздыхать пред Богом до самого дня смерти своей, иначе опять скоро падешь в тот же ров.

19. Когда видишь, что Господь милует тебя и дает сокрушение сердцу твоему, тогда и ты сам понудь себя хранить безмолвие, пост и молитву, ибо тогда сатана будет подлагать тебе будто бы нужные и неотсрочные дела, чтоб, взявшись за них, ты потерял сокрушение. Но ты не слушай его и, оставив все, даже и действительно нужное, возгревай одно сокрушение, пока оно совершит свое дело, ибо велика цена его. Если так поступишь, вскоре ожидай и искушения и брани или от людей, или от демонов, так как сатана сильно восстает на человека тогда, когда человек выходит из под его власти. Гнев же больше всего уничтожает смирение и сокрушение души.

20. Когда сидишь, и демоны окружают тебя, как пчелы, разными помыслами, возмущая троечастность души твоей, тотчас встань и молись, осуждай себя, укоряй и плачь, и они рассеются.

21. Если желаешь иметь плач, возлюби смирение и скудость, не имей тонких одеяний и ничего лишнего в келлии своей, ибо когда душа захочет чего-либо и не находит того в келлии, то воздохнет и смирится, за то и Бог утешит ее и даст ей умиление. Когда же душа вкусит сладости Божией, тогда возненавидит все мирское, даже одежду, которую носит, и самое тело свое, ибо, говорю тебе, сын мой, если не возненавидит человек тело свое, как врага и соперника, то не освободится от сетей диавола.

22. Авва Исаия сказал: не бери никого за руку, не осязай чужого тела, кроме нужды великой немощи, но и тогда осторожно – со страхом. Равно и к себе не позволяй приблизиться руке чужой или осязать тебя. Во всю жизнь свою не ложись спать близко к другому. Не давай целования юному, не имеющему бороды, и не смейся с ним, чтоб не погубить души своей; не иди и не садись близ него; вообще никогда не сближайтесь друг с другом, ибо истинно благоговейный стыдится даже сам себя. Многие от небрежения о сем, как маловажном и ничтожном деле, впали в великий ров погибели. Помни, что всякое зло начинается с малого и потом доходит до великого.

23. Если ты любишь Христа и желаешь утешения, которое бывает от плача ищущим, во всем и всегда избирай скорбное для плоти Господа ради, за нас пострадавшего. Так, если попадет к тебе белый хлеб, сбереги его на случай больного, а сам вкуси черного, Христа ради; если случится хорошее вино, примешай к нему немного уксуса, ради Христа, пившего за тебя оцет. Когда вкушаешь овощи, не насыщайся, но оставь немного, говоря: вот часть Христова; если же встретишь мягкое возглавие, оставь его и подложи себе камень, ради Христа; если прозябнешь во время сна, потерпи, говоря, что другие и совсем не спят; если поносить будут тебя, промолчи, ради Христа, говоря, что и Он был поносим за меня; если приготовишь себе варево, испорти его немного, говоря: другие, достойные, и хлеба не вкушают, как же есть хорошее варево мне, недостойному, когда я должен бы питаться прахом и пеплом. Так вообще, во всякое дело, примешивай немного горького и неприятного для плоти – ешь ли или пьешь, спишь или работаешь, и в тесноте, и в смирении проводи все время жизни своей, припоминая, как жили святые, чтоб, когда придет час исхода твоего, он застал тебя в скорби и тесноте, и тогда, несомненно, обретешь покой в стране живых.

24. Не держи в келлии своей одежды и ничего другого, ненужного тебе и излишнего, ибо это смерть для тебя. Другие, праведнейшие тебя, зябнут, а ты, грешный, имеешь лишнее.

25. Не запасай денег во всю жизнь свою, ибо иначе Бог уже не будет пещись о тебе, но когда они случатся у тебя, то, если имеешь нужду в одежде или пище, тотчас купи, если же не имеешь, раздай их. И одной ночи не давай им пролежать с тобою в келлии во всю жизнь твою.

26. Если помысл скажет тебе: приготовь для праздника побольше кушаний, – не слушай его, иначе будешь проводить праздник, как иудеи. Они обыкновенно приготовляют их, а у монахов удобрение праздника – плач и слезы.

27. Если услышишь, что кто-нибудь злословит тебя или поносит, пошли ему малое благословение по силе своей, чтоб в молитве ты мог с дерзновением говорить: остави нам, Владыко, долги нашя, якоже и мы оставляем должником нашым (Мф. 6:12).

28. Если есть у тебя келлия, хоть такая, что покрывает только рост твой, отнюдь не ищи другой в желании иметь в ней простор и широту.

29. Егда продаешь или покупаешь что, лучше понеси небольшой себе ущерб и не торгуйся долго, чтобы, желая добиться настоящей цены, не впасть тебе в любопрения.

30. Если придешь куда и заметишь, что у тебя слабеет плач и сокрушение, скорее возвратись в келлию свою и восприими прежнее устроение, чтоб тебе совсем не отогнать их от себя.

31. Если идут к тебе братия, то, едва только увидишь их издали, стань на молитву и скажи: Господи, избави нас от оговоров и осуждения. Затем с миром прими их и проводи.

32. Если желаешь приобрести истинный плач и смирение, сделай, чтоб все вещи, нужные тебе, были бедны, как у нищих, сидящих на рынке и просящих милостыню.

33. Даже книг и икон – ценных и лишних – не держи в келлии твоей.

34. Вещи серебряной или золотой, даже какой-нибудь самой малой, пусть поищут и не осяжут руки твои в келлии твоей.

35. Одежда новая да не взыдет на тело твое и кукулий, если он красив на вид.

36. Не имей мягкого плата и не вешай его на поясе своем, ибо все такое отгоняет плач.

37. Когда увидишь хорошую вещь у брата своего, не пожелай ее, чтоб не впасть в большое зло, ибо желающий малого и большого пожелает и согрешит.

38. Если имеешь какой сосуд, или нож, или другое что и чувствуешь к нему пристрастие, отбрось то далеко от себя, чтоб научить помысл свой ничего решительно не любить, кроме единого Бога.

39. Если ночью поленишься встать на правило свое, не давай себе пищи в тот день, ибо Апостол говорит: аще кто не хощет делати, ниже да яст (2Фес. 3:10). Думай о сем так, что есть в мире вор или другой какой преступник, то и не встающий пред Богом в должное время на молитву без крайней немощи и болезни. Впрочем, и от больного Бог требует молитвы сердечной, которая и без стояния телесного может быть возносима к Богу.

40. Если осудишь какого брата и он узнает о том, поди поклонись ему и скажи: прости мне, брат, что я осудил тебя. Если же он не узнает, не говори ему ничего, чтоб не смутить его, но исповедуй то Богу и отцу своему, укорив себя и положив в намерении впредь не быть посмеяну подобным образом.

41. Слыша о великих подвигах отцов, попытайся и сам подъять какой-нибудь из них, призывая имя Господа нашего Иисуса Христа, да укрепит тебя. Если возможешь совершить дело, воздай благодарение Богу; если не возможешь, укори немощь свою, познай бессилие свое и смиряй помысл свой до самого исхода твоего. Обличай душу свою всегда, что начала и не окончила.

42. Когда впадешь в плотские грехи, не воспоминай, како ты сделал их, чтоб не осквернить тем снова души своей, но лучше молись Богу, говоря: Господи, Ты ведаешь скверные и безмерные грехи мои! Сам убо, как хочешь, изгладь их. А я не дерзаю воспоминать о них, чтоб тем еще более не прогневить Тебя.

43. Если похоть волнует тело и сердце твое, разыщи, отчего возникла брань сия, и устрани причину. Воздвиглась же она, конечно, или от излишней пищи, или от непомерного сна, или от высокомудрия, или от того, что счел себя лучшим других, или осудил кого, будто он не работает как должно Богу, или нехорошо живет, или дело его не угодно Богу, а себя счел усердно работающим Ему, хорошо живущим, и дела свои угодными Богу, ибо без сих причин человек не бывает подвержен приражению блудной страсти.

44. Приступая к какому-либо делу, говори себе со вниманием: что будет, если в сей час посетит меня Господь мой? И смотри, что ответит тебе помысл. Если осудит, тотчас брось дело то и возьмись за другое, ибо делателю должно быть на всякий час готову в путь свой. За рукоделием ли сидишь, или в дороге находишься, или бываешь у кого, или вкушаешь пищу, всегда говори себе: что будет, если теперь позовет меня Бог? Смотри, что отвечает тебе совесть твоя, и делай так, как она говорит тебе.

45. Если возложишь на себя какой подвиг и отстанешь, опять берись за него и не переставай делать так до самой смерти своей, ибо в чем застанет тебя смерть, в том и пойдешь туда в нерадении ли или в подвиге.

46. Каждый месяц, год, неделю и день испытывай себя, показал ли ты в чем успех, то есть утвердился ли в бдении, молитве, посте или послушании, паче же всего в смирении, ибо оно есть признак истинного преспеяния души. Это узнать можно из того, считаешь ли ты себя последним между всеми и искренне ли говоришь в сердце: всякий человек лучше меня, ибо без такого помысла, хотя бы знамения творил человек, хотя бы мертвых воскрешал, далеко отстоит от Бога.

47. Когда придешь к какому-либо старцу, и, по молитв, он пригласит тебя сесть, скажи ему: отче! Скажи мне слово жизни, как мне обрести Бога, и помолись обо мне, ибо я имею много грехов. Кроме же сего ничего не говори, если не будешь воспрошен.

48. Если один брат откроет тебе тайну, а другой будет заклинать тебя сказать ему о том, не страшись заклинания и не изменяй тайне брата своего, ибо клятва сия падет на главу заклинателя.

49. Если не имеешь сокрушения, знай, что тобою обладает тщеславие или чревоугодие, или плотской покой, то есть сон и праздность, ибо все сие препятствует душе прийти в сокрушение.

50. Если кто сам по себе будет давать тебе что-либо в дар любви, и ты имеешь в том нужду, возьми то, ибо это значит, что Бог послал его. Если же не имеешь в том нужды, никак не бери, ибо это может быть сатана искушает тебя, чтоб ты взял что-то сверх нужды.

51. Если какой-либо человек похвалит тебя в лицо, тотчас вспомни о грехах своих и попроси его: Бога ради, не хвали меня, брат, ибо я слаб и не могу понести того. Если же это будет кто из великих, то помолись Богу, говоря: Господи! Покрой меня и избави от похвалы и уничижения людей.

52. Положи печать на очи свои и не смотри на красивые лица – женские ли то или мужские. Кто не воздерживает очей, тот бывает невоздержен и в помыслах, и ум такого бывает пленником страстей.

53. Пока ты молод, держи тело свое и лицо свое в некотором небрежении, ибо это полезно тебе.

54. Когда придет к тебе плач, не думай, что с тобою произошло что-либо особенное, коль плачешь. Блажен тот, кто не имеет нужды в плаче. Смиряй же себя; иначе, когда увидит Бог, что ты возносишься по причине благодати слез, возьмет их от тебя, и тогда сердце твое соделается жестким, как камень, неспособным ни к какому благому делу.

55. Если душа твоя захочет разных яств, лиши себя на время даже и хлеба. Изголодавшись, пожелаешь насытиться хотя бы хлебом.

56. Когда спрашиваешь о чем-либо уважаемых старцев, принимай слово их с верою и старайся исполнить, что они говорили тебе. Если, разленившись, и не исполнишь когда того, не переставай, однако ж, снова вопрошать их, осуждая себя и смиряя. И никогда не забывай сего благого дела: не подаст ли, наконец, Господь какому-либо старцу такого слова, которое распалит твое внутреннее и обратит всецело сердце твое к Богу.

57. Если падешь в плотской грех, и лицо, с которым ты согрешил, будет близко к тебе, удались из того места, ибо иначе едва ли возможно тебе отстать от греха.

58. Если увидишь очами своими брата согрешающего, и помысл скажет тебе: осуди его. Открой сей помысл и скажи ему: анафема тебе, сатана! Ты виноват, а брат мой, что сделал? И утверди сердце свое не судить брата, ибо иначе отступит от тебя милость Божия.

59. Если брат осудит брата пред тобою, смотри не раздражи его еще более, сказав: да, это так. Но или молчи, или скажи ему: я сам осужден и не могу судить другого, – и тем спасешь и себя, и его.

60. Когда идешь, держи руки при поясе и не маши ими, как свойственно мирянам.

61. Когда в немощи плоти попросишь что-либо у кого, а тот не даст тебе, не скорби на него, но лучше скажи: если б сие полезно было для души моей или бы я был достоин получить это, то Бог внушил бы брату моему дать мне то.

62. Господь же наш Иисус Христос да утвердит тебя, чадо, в страхе своем, да укрепит тебя творить волю Его всесвятую и да удостоит царствия Своего, чтоб не услышал ты страшного решения: не вем вас, отыдите от Мене все презрители заповедей Моих (Пс. 6:9; Мф. 7:23; Лк. 13:27).


Источник: Древний Патерик, или тематическое собрание изречений-апофеегм отцевъ-пустынников / Перевод с древнегреческого еп. Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. - Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2009. - VI, 614 с.

Комментарии для сайта Cackle