33. Кончина – за гранью земного бытия
«Желаю Вам столько... лет, сколько нужно, дабы Вы совершенно облеклись в нового человека» (29:270)
Чтобы земная жизнь строилась правильно – вела и привела к жизни вечной – необходимо помнить, что здесь, на земле, мы гости, а подлинное наше Отечество – наш дом – в мире ином. И святой Филарет размышляет о смерти и, хотя прикровенно, о том, что будет после нее.
Смерть мы видим на каждом шагу: умирают наши родители, близкие, знакомые... Круг, обнимающий нас, сжимается с каждым днем. «Как часто, бывшие близко с нами, преходят от нас туда, откуда несть возвращения! Как ближе и ближе становится наша чреда!» (8:302). И становится страшно, что вот-вот пробьет наш час! «А мы не свободны в путь, связанные попечением о здешнем» (8:302). Значит, надо стать свободными и вспомнить, что Господь Своим славным воскресением попрал смерть: «Что страх смерти есть, это еще не беда. Видели его и в многоподвизавшихся Отцах. Кольми паче естественно, что к нам он приходит. Но скажите страху: “Ты прав, если судьба наша должна решиться правосудием Божиим только; но теперь уже дело в особенном положении; Христос «умре и воскресе», чтоб уничтожить страх смерти, чтобы кровью Своей смыть рукописание грехов наших; чтобы простить нас, верующих в Него, и судить нас судом милосердия, которое сжалится над нами, между прочим, и потому, что мы боимся своего недостоинства. Итак, страх, я тебя не боюсь; оставайся, если так угодно Богу, при мне, и будь моим стражем от забвения и развлечения, но не мешай мне веровать, любить и уповать!”» (5:9).
«Верующему умирать не страшно, только надобно ранее готовиться» (4:614). Но как? Умеем ли мы «умирать о Господе? – Если ответ на сие затрудняет нас, то лучше не спешить желать смерти, а предоставить Господу прежде учить нас умирать о Господе» (29:284). – Добрый урок – помнить о смерти. – «Поминай смерть и суд Божий для себя, и не будет досуга судить других» (21:73). Помысл о смерти – «добрый гость» (7:183). Предвестник смерти – болезнь. И «пока болезнь помалу подает мысль о смерти, рано или поздно неизбежной, приучайтесь по-малу и к мысли о смерти, чтобы, когда и сия, наконец, явится, не явилась слишком нечаянно» (5:4). Ее надо сделать чаянной, то есть прилежно помышлять о ней «и содержать себя по возможности в готовности к ней. Бог посылает страх смерти для наставления, а не для смущения» (29:348). И дни наши Он удлиняет для исправления – для доброделания, чтобы они стали полезными – не «бесплодными, и чтобы даруемое долготерпением Божиим умножение их не умножило... безответственности» (8:505). В таком случае, если кончина и будет неожиданной – бесплодной не будет. «Кончина благодетельной девы, – утверждает святой Филарет, – неожиданна, но не печальна потому, что, по слову церковному, есть непостыдная, безболезненная, мирная» (8:432–433). Более того, Господь может принять «доброе начало подвига, как совершение» (8:354).
О живших с чувством подлинной любви к людям и скончавшихся с блаженной надеждой не следует скорбеть, хотя нам их жаль. – Святитель пишет: «О призываемых от нас в будущий век с благой надеждой не скорбите много. По любви к ним скажем: идите с миром; хотя нам и жаль: а они воздадут нам молитвами» (9:197). Господь принимает к Себе «проникнутого чувствованиями человеколюбия, облеченного в одежду для человеколюбивых. Мир душе его. Жаль, что доброе делание прекратилось. Но Господь весть полезное. Помолитесь о нем в обителях» (9:376).
Неправильно желать ускорения кончины – сие возможно лишь для лиц высокой духовной жизни. – «Просить прекращения временной жизни могут люди, каков апостол Павел, по испытанной вере и благодати, после подвигов и пожертвований за Христа. Но и он, изъявив желание сего рода, останавливается и прибавляет: что изволю не вем. Но что если другой человек испросит смерти, и ему не откажут; а потом потребуют ответа, зачем он ушел с поприща, где ему надлежало еще терпением довершить свое очищение? Не захочет ли возвратиться? Но сего уже не позволят. Итак, хотя бы кто и в огненном, но земном и временном очищении находился – не должен ли, хотя и вопиять о помиловании, но в то же время послушно оставлять себя в руках Великого Художника, Который может и хощет из неблагоприятного или нечистого металла сделать чистое золото? Да даст Вам Господь разум спасения и помощь ко спасению» (21:70–71).
Духовность должна являться и в самом завещании. – «О завещании подумать не худо, но не страстно, а разборчиво, как распоряжаются чужим с приготовлением к отчету» (29:349).
Утешает Святитель рассказами о том, как честна пред Господом кончина истинного христианина:
1. «Расскажу Вам о смерти, которая Вас утешит. Староголутвинский строитель Самуил последние недели три своей жизни в церковь ходить не мог по немощи; в сие время дважды соборовался елеем, дважды исповедывался, четырежды приобщался Святых Таин; 12 февраля поутру созвал всю братию и простился со слезами и с увещанием; велел ранее обыкновенного начать Литургию; от Литургии приобщился и через час умер. Между последними его изречениями были сии: когда прииду и явлюся лицу Божию! Те, на коих пал столб Силоамский грешнее ли были нас? Аще не покаемся, вси погибнем. – А мы можем после сего сказать: честна пред Господем смерть преподобных Его!» (17:112–113).
2. И еще: «Владыка (Михаил Десницкий, митрополит С.-Петербургский. – К. С.) совершил свою проскомидию и принес себя Богу на веки. Смерть его честна. Обыкновенная кротость его в последнее время наипаче в нем просияла. Несколько последних дней ежедневно приобщался Святых Таин. Последние сутки были тяжки телесно; впрочем, и сие страдание было тихо. 24 дня прошедшего месяца (1821 г. – К.С.), после вечерни, когда в домовой церкви его пропели: «Ныне отпущаеши раба Твоего», он предал дух. Я видел его в самые легкие и в самые трудные часы его болезни; в сии последние особенно можно было чувствовать себя у предела вечности. Оплакан он усердно; погребен благолепно» (19–1:36).
3. Последними словами перед кончиной священника Никиты Дроздова – брата святого Филарета – были: «Благодарю тебя, Господи» (4:79).
* * *
Смерть – великая тайна, как тайна и то, что нас ждет за гранью земного бытия. Но нам хочется заглянуть в эти тайны (иногда – дерзновенно, греховно) – Святитель приоткрывает их – настолько, насколько для нас нужно, спасительно. – Это: разомкнуть глаза на блаженство Небесного общества, услышать призыв к покаянию, почувствовать милосердие Божие, но и Высочайшую справедливость:
«Хотеть в сем мире удостовериться о подробностях будущего есть хотеть в заключении уединенном видеть и знать то, что происходит в обществе. На то заключены мы в мире сем, чтобы устранением от общества блаженных научить нас ценить блаженство сего общества и заслуживать оное. В ком уединенное заключение достигает цели, и он близок к допущению в общество, тому иногда и в заключении позволяется знать нечто о происходящем в обществе... Иногда!.. Нечто!..» (29:285).
«Путь к бессмертию лежит в юдоли смертной жизни. Смерть для каждого человека отверзает дверь судьбы. Чтобы получить помилование, должно принести покаяние. Но какое милосердие для тех, кто с непреодолимым упорством отвергает милосердие? Праведный Судия лишает осужденных права и возможности наслаждаться Его лицезрением. Милосердный судит нераскаянных. Судите посему, сколько теряет тот, кто теряет право видеть Бога: «Судия посылает их в огонь». «Идите в огонь вечный», – глаголет Вечный Судия. И посему напрасно объясняют сей огонь действием совести! Души, не соответствовавшие любви Жениха Небесного, скоро испытают пламень Его ревности. Бог есть единое, бесконечное Благо; уклонение от Него – единое, бесконечное зло. Какая тьма в разуме! Какая пустота в сердце! Какой голод в желаниях! Но какой ужасной крайности достигнут сии бедствия, когда они перейдут в саму природу человека! Поздно будет тогда искать пути спасения во мраке ада. Представьте себе, сколько можете, сию страну непроницаемого мрака, кипящую огнем и жупелом, и червями, шумящую скрежетом зубов и яростными стонами: там минуты проходят, как годы. Но проходят годы – и это еще начало мучения; проходят века – и это еще начало мучения; пройдет столько тысячелетий, сколько пылинок составляет нынешний мир – все еще будет начало мучения! Подумайте также, с кем будут разделять грешники сие бесконечное проклятие на вечные мучения: это огонь, уготованный дьяволу и аггелам его. Губительные взоры врага беспрестанно будут пронзать жертву, им убиенную! Лютый змий гнусным жалом своим будет лобызать сердце, им отравленное, и в новые раны всегда будет проливать новый яд. Отверзите слух ваш: «Приидите, благословенные Отца Моего». Слышите ли, что говорит Любовь? Не для вас устроены жилища адовы, но дьяволу и аггелам его, не для вас возжено геенское пламя, но для князя тьмы устроено царство тьмы. Для вас уготованы обители райские от сложения мира. Почто ревнуете жребию тех, кои заслужили свое состояние? Обратитеся, покайтеся, “ибо приблизилось Царство Небесное"» (27:90–91).
* * *
Мы – не только пожилые люди, но и молодые – многих проводили в путь всея Земли. Нас же пока оставили продолжать свое странствие в этой «юдоли смертной жизни». И паки встают вопросы: зачем? Для чего? Как понять? – Завершительный ответ дает Святитель:
«Лучшие нас отошли ко Господу, а мы грешные остаемся еще: в том признаем долготерпение Божие и милосердие, дающее нам время покаяния и очищения. Он же да поможет нам и воспользоваться даром Его!» (19–1:106).
«Люди хотят долго жить по привязанности к сему миру – неправильно; не хотят долго жить по неудовлетворению на сей мир – также неправильно. – Желаю Вам столько новых лет, сколько нужно, дабы Вы совершенно облеклись в нового человека, созданного по Богу, обновляемого по Христу, дабы без препятствия и без ущерба могли получить ту новую жизнь, в которой нет новых лет, потому что нет старых» (29:270).