Хвала Богу
Хваля призову Господа и от враг моих спасуся (Пс. 17:4)
Итак с призыванием Бога на помощь до̒лжно соединять хвалу Ему. Молитвенное изречение Давида можно так изложить: «Ты видишь, Господи, как много у меня врагов, как они свирепы и бесчеловечны. Защити же меня от них. Ты всеведущ, знаешь, что я ничем против них не провинился, – не выдай меня им. Ты благ и не раз по благости своей спасал меня от них, – спаси и теперь. Ты правосуден, каждому воздаёшь по делам его; не дай же торжествовать надо мной неправде их, чтобы они не глумились над Тобой и надо мной. Ты всемогущ, для Тебя нет ни малейшего труда избавить меня от беды. Самая слава имени Твоего требует этого, ибо мои враги суть вместе и Твои. Их нечестие, с каким они попирают Твои законы, преследуя невинного, отсутствие в них страха пред Тобой, вопиют пред Тобой и требуют суда Твоего против них, как Твоих врагов.
Итак, Давид призывает Бога на помощь, хваля Его, т. е. исповедуя Его всеведение, благость, правосудие, всемогущество, славу Его имени. Так и мы должны молиться, – должны не только просить Бога о помощи в наших нуждах, но вместе славословить Его. Сему научил нас и Господь Иисус. Преподанная Им молитва: Отче наш, начинается исповеданием славы Отца Небесного, как Бога, Царя и Владыки неба и земли: «Да святится имя Твое, – да приидет царствие Твое, – да будет воля Твоя яко на небеси и на земли», и оканчивается славословием: «Яко Твое есть царство и сила и слава». Прошения о собственных нуждах наших занимают место в средине между начальными и конечными славословиями молитвы Господней.
Но зачем нам хвалить и славословить Господа? Разве Он нуждается в этом? Славы ему не прибудет от наших славословий, не убудет, если их совсем не будет. Притом без нас есть кому хвалить и славить Его: Архангелы и Ангелы непрестанно воспевают Ему трисвятую песнь и аллилуиа, – и песнь их, исходящая из чистых и безгрешных уст, без сомнения, более достойна Его славы, чем наши грешные хвалы. Бог притом не то, что человек: человека можно задобрить похвалами, в роде следующей: ты наш кормилец, отец и благодетель, и т. п. Бога нельзя задобрить похвалами; даже грешно хвалить Бога с единственною целью подвигнуть Его к милости.
Всё это справедливо; тем не менее хвалить Бога в молитве есть непременный наш долг. Этот долг мы должны исполнять не для Бога, который действительно не нуждается в наших хвалах, но для нас самих. Их требует от нас благоговение и любовь к Богу. Если мы не можем не одобрять и не хвалить людей, заслуживших наше уважение и расположение своими достоинствами и общеполезною деятельностью: может ли не разрешиться хвалой Богу то чувство благоговения и удивления, которое возбуждается в нас при размышлении о Его бесконечных совершенствах и делах Его премудрости, благости и всемогущества в творении, промышлении и искуплении?
Притом, чем больше мы находим духовного удовольствия в хвале и славословии Творцу, тем меньше остаётся в нашем сердце места для пристрастия к твари, к благам и радостям земным и чувственным, и тем меньше огорчает нас лишение этих благ и радостей.
Само собой разумеется, что истинная хвала Богу не есть дело одних уст, – она есть плод благоговения к Богу, наполняющего всецело душу. Вся душа, все силы её, под влиянием этого благоговения, настроены на хвалебный тон. Уста в этом случае от избытка сердца глаголют хвалу Богу. Они не могут не благословлять Господа, когда вся душа, вся внутренность её благословляет имя святое Его. И это благословение, эта хвала Богу из глубины души переходит не только на уста, но и на всю жизнь и деятельность человека, так что всё, что ни делает он, делает во славу Божию и своими делами располагает других прославлять Отца Небесного.
Такова истинная хвала Богу! Ей противоположна хвала ложная. Так иной скажет: слава Богу! но через минуту из тех же уст изливаются потоки брани, срамословия, кощунства. Иной услаждается песнопениями во славу Божию в церкви и дома, – и в то же время обижает, обманывает ближних. Иной благоговейно, по видимому, говорит: Бог видит, знает, что я не лгу, – и при этом возводит очи к небу и набожно крестится; а в сердце питает беззаконные замыслы и исповеданием всеведения Божия только отводит от них глаза тех, кого хочет обмануть. Иной прославляет благость Божию, а за милости Господа ничем не благодарит Его; прославляет правосудие Его, а суда Его не страшится и страхом Его гнева не удерживает себя от вопиющих грехов; прославляет святость Его, повторяя: свят, свят, свят Господь Саваоф, – а об угождении Ему ревностью о святости жизни нисколько не заботится: твердит ангельскую песнь, а жизнью своею радует диавола. Это ли хвала Богу? Это хула против Него.
Итак, вознося к Богу, по примеру Давида, вместе с мольбою хвалу Ему, пусть каждый позаботится, чтобы хвала его была чиста. Не красна и не угодна Богу хвала из уст грешника.