Молитва правая
Услыши Господи правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых (Пс. 16:1)
Так молится Давид; такова должна быть и наша молитва. «Услыши, Господи, – взывает он, – правду мою», то есть молитву мою о правом деле. Ты знаешь, Господи, несправедливость против меня моих врагов и гонителей; знаешь, что я ни в чём перед ними не виноват, на совести моей не лежит ни одной неправды в отношении к ним; зла я им не сделал, хотя и мог бы сделать. За обиды я не платил им обидами. Ты сам, Господи, «искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда» (Пс. 16:3). Ты испытал меня в огне искушений и напастей и обрёл меня, как злато чистое, в огне расплавленное, – во мне не нашлось никакого злоумышления против врагов даже в те минуты, когда я изнемогал под тяжестью их обид и притеснений. Вступись, Господи, за моё правое дело, услыши мольбу мою об избавлении меня от врагов, или по крайней мере вразуми их, чтобы они увидели, как предосудительно их поведение в отношении ко мне, и устыдились своей несправедливости против меня.
Подобно Давиду и мы должны умолять Бога о помощи против обидчиков и врагов, убедившись наперёд в своей правоте и невинности. Прежде чем приступить к Богу с этой молитвойю, я должен наперёд допросить себя: прав ли я сам в отношении к моим врагам и недоброжелателям? Не вооружил ли я их против себя несправедливостью к ним? Не навлёк ли я их обиды тем, что сам обидел их? Сам я не злоумышлял ли, не строил ли козни против их чести, собственности и жизни, прежде чем подвергся их злоумышлениям и козням?
Если совесть даст мне обличительный ответ, то вместо того, чтобы жаловаться Господу на врагов и просить против них помощи, лучше повиниться пред Господом, лучше сказать Ему: «благо мне, яко смирил мя еси» (Пс.118:71); я заслужил те оскорбления, какие терплю от врагов, ибо сам не безвинен перед ними. Даруй мне дух терпения и смирения и помоги мне Твоей благодатью загладить пред ними мои вины и тем умилостивить их.
И вообще, о чём бы ни вздумалось мне просить Господа, я должен наперёд спрашивать себя: могу ли сказать Господу: «услыши, Господи, правду мою?» Право ли, чисто ли то дело, о котором намерен просить Господа? Об успехе в неправом деле не только не следует молиться, напротив надобно умолять Господа, чтобы отвёл от неправого дела, помешал его успеху и возвратил нас на путь правый. Наши молитвы о помощи Божией внушаются нам упованием на благость Божию; но при сем не следует забывать правду и святость Господа. Просить Бога о помощи, когда знаешь, что дело твоё неправое, значит оскорблять Господа, значит исповедовать, будто Он может быть сообщником в наших нечистых делах, значит кощунствовать. И царь Давид, когда просил у Бога защиты против врагов своих, прибегал не только к благости, но и к правде Божией, к суду Божию, по уверенности, что правда Божия не потерпит неправды врагов его, не выдаст его на жертву им: «суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих (Пс. 25:1)». Даждь им (врагам моим), Господи, по делам их и по лукавствию начинаний их» (Пс. 27:4).
Примеров молитвы в деле неправом, несогласном с требованиями здравой совести и с правдою и святостью Божиею, не мало. Про воров рассказывают, что они молят Бога и Святителя Николая об успехе воровских дел. Между нечестными торговцами встречаются такие, которые убеждены, что в коммерческих делах обман – дело безгрешное (не обманешь, не продашь), или хотя и есть тут грех, но может быть заглажен впоследствии делами добрыми от мамоны неправды. В силу этого убеждения они не почитают грехом призывать Бога на помощь в их нечистых делах. Уголовные преступники большей частью добиваются того, чтобы суд признал их невинными и освободил их от законного наказания, и тоже молят об этом Бога. Легкомысленный школьник молится, чтобы ему удалось провести учителя, скрыть от него недостатки своего знания. Иной отец или мать, обременённые семейством, жалуются пред Богом на множество детей и желают, чтобы Господь прибрал хоть половину их. Иные в молитве руководствуются честолюбивыми побуждениями, подобными тем, которые не одобрены Христом Спасителем в сынах Зеведеевых Иакове и Иоанне, просивших у Него первых мест в царстве Его. Все подобные молитвы неправы, и святое дело молитвы в этом случае обращается в грех.
О чём же надобно молиться, какой милости испрашивать у Господа, чтобы наша молитва по своему содержанию была справедливая, законная? О том паче всего до̒лжно молиться, что может служить к славе имени Божия, о распространении и утверждении на земле царствия Божия, о помощи нам Божией для борьбы с греховными искушениями и для преспеяния в делах благочестия и добродетели, также о спасении ближних наших. Позволительно молиться и о земных благах, о избавлении от земных бед и напастей, – но сия вся, по обетованию Христа Спасителя, приложатся нам, если мы прежде и преимущественно будем искать Царствия Божия и правды Его, и об успехе в сем искании умолять Господа.
Но и правая по содержанию молитва не всегда богоугодна. Псалмопевец, сказав: «услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою», – прибавил: не во устах льстивых. Почему прибавил? Потому что знал, что молитва из уст льстивых, т. е. лживых, неугодна Богу, хотя бы казалась правой по своему предмету. Господь Бог имеет в виду возносящих к Нему молитвы лживыми устами, когда чрез пророка Исаию так обличает иудеев: «приближаются Мне людие сии, усты своими и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене, всуе же чтут Мя» (Мф. 15:8–9). Сего обличения заслуживают:
1) те, которые молятся о том, что служит к славе Божией, а делами хулят Бога; говорят: да святится имя твое, а о распространении славы имени Его между невидящими или забывающими Его не заботятся, равно и о том, чтобы в них самих святилось имя Божие, чтобы в них самих более и более утверждалась истинная вера и истинное богопочитание, чтобы в них самих не оскудевал дух благочестия и молитвы пред Ним, дух благоговения даже пред звуком имени Его, – не ревнуют. Говорят Господу: да приидет Царствие Твое, а царской власти Его, законам Его, содержащимся в святом слове Его, не покоряются, даже не хотят изучить их, – суда Его не страшатся, – пред грозными посещениями Его не благоговеют, дерзают даже роптать на них. Говорят: да будет воля Твоя, a живут только по своей грехолюбивой воле, слушаются только голоса самолюбия и самоугодия.
2) Те, которые, будучи чужды внутреннего благочестия, сердечного молитвенного настроения, молятся только на показ, для произведения благоприятного впечатления на зрителей, подражая фарисеям, которые по словам Христа, «любили в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться пред людьми» (Мф. 6:5).
3) Те, которые в молитве, с целью умилостивить Господа, окаевают себя, называют себя величайшими грешниками, а от грехов отстать не думают, даже перстом не хотят дотронуться до греховного бремени, о сложении которого с них умоляют Господа.
4) Те, которых молитва чужда смирения пред Богом, проникнута гордым сознанием, что они имеют полное право на те милости, каких просят у Бога, позабывая, что даже в тех нравственных достоинствах, которыми они превосходят других, они преуспели при помощи благодати Божией.
5) Те, которые во время молитвы не оставляют злобы на ближнего; умоляют Бога о помиловании, а сами к ближним не снисходительны; говорят Богу: «остави нам долги наши», – а сами не прощают ближним долгов, – т. е. оскорблений, какие от них потерпели.
6) Те, которые твёрдо на память читают церковные молитвословия и кафизмы, но в слова готовой молитвы не влагают душу; языком ведут с Богом беседу, в которой ум и сердце не принимает участия; даже не сохраняют внешнего благоприличия в молитве, позволяя себе смяться, смотреть по сторонам, разговаривать и т. п.
Ясно, что все подобные молитвы, хотя бы они были неукоризненны по содержанию, неугодны Богу, ибо исходят от уст лживых, – словам молитвы, произносимой устами, не соответствует внутреннее душевное настроение молящихся, даже противоречит им.