Источник

Пред плащаницею

Предстоя гробу Христа Спаса и чествуя Его погребение, мы в то же время знаем, что Погребенный не долго был во гробе, что Он победил смерть живоносным воскресением. И только потому, что знаем это, мы чествуем Его погребение. Не воскресни Он из мертвых, Его смерть и погребение не были бы для нас спасительны. Откуда бы мы знали, что Бог Отец принял Его страдания и смерть в умилостивительную за нас жертву, избавил нас от праведного своего гнева за наши вины, если бы смерть, тяготеющая над людьми со времени Адамова грехопадения, не была побеждена в лице второго Адама-Христа воскресением, если бы тот, Кто пришёл спасать других от смерти, сам не мог спасти себя от безвозвратного поглощения смертью?

Нам притом известно, что Христос, в продолжение земной своей жизни неоднократно предсказывавший об ожидающей Его позорной и мучительной смерти, предрекал вместе и о своём воскресении в третий день. Но если бы Он вопреки сему предречению не воскрес, могли ли бы мы веровать в Него, как в Сына Божия, Владыку живота и смерти и нашего Искупителя? Не все ли стали бы тогда повторять слова врагов Его, что Он льстец, ибо не сдержал своего слова, не исполнил данного Им обещания воскреснуть?

Но слава силе твоей, Господи! Твоим восстанием из гроба Ты победил смерть не только в себе самом, но и нас воскресил. Твой гроб есть источник жизни и нетления для всех, ибо наступит время, когда все воскреснут именно потому, что Ты воскрес и своим воскресением положил начаток и основание нашему воскресению.

Не всем, однако на радость будет это общее воскресение. Одни воскреснут в воскрешение живота, для вечно-блаженной жизни по душе и телу, другие – в воскрешение суда, – для жизни, которая несравненно мучительнее ужасной смерти среди истязаний и мук, и есть вторая смерть, или вечное умирание, вечно в смертной агонии истаивающая, но не погасающая жизнь. Кому грозит эта страшная участь? «Творящим злая», по неложному слову Христа (Ин. 5:29).

Не дерзаем сказать пред Тобой, Агнче Божий, взявший на себя грехи всего мира, что мы больше творим благое, чем злое. Исповедуем пред Тобой, что все мы безответные пред Тобой грешники, что больше оскорбляем Тебя грехами, чем радуем истинным благочестием и добродетелью, а иные из нас по жизни ничем не лучше неведущих Тебя язычников и живут скотоподобно. Прими от нас, Человеколюбче, сие исповедание и когда придёшь во славе судить живых и мертвых, не осуди нас на вечные муки в огне, уготованном диаволу и аггелам его. Знаем, что для избежания сего грозного приговора потребны нам в сей жизни подвиги покаяния и ревности о преуспеянии в жизни богоугодной. Не дай нам умереть без покаяния, – возбуди и укрепи в нас силой благодати Твоей это спасительное покаяние, эту святую ревность, – сподоби нас пожить во всяком благочестии и чистоте здесь, чтобы не погибнуть там.


Источник: Духовная пища : Сборник для религиоз. чтения / [Соч.] епископа Виссариона [Нечаева]. - 2-е изд. - Москва : Унив. тип., 1891. - [2], II, 410, II с.

Комментарии для сайта Cackle