Источник

34. Просил и себе...

«Простите ... и благословите...» (9:389)

Святой Московский Иерарх оставил множество подлинных Архипастырских наставлений, обнимающих все пути спасительного шествия к Вечности. И, казалось бы, такой Мудрый Святитель не нуждается в ком-либо. – Но нет: он хорошо помнит те слова Христа Спасителя, которыми заканчивает свой славный Катихизис: «Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко еже должни бехом сотворите, сотворихом» (Лк. 17, 10). – И святой Филарет «тако глаголет», почему и сам просит то у епископов, то у архимандритов, благочестивых христиан 1) прощения, 2) молитв, 3) поддержки, 4) указаний.

1) Просит прощения и сам прощает:

«Преддверие поста отверзается. Простите меня и помолитесь, да вступлю в поприще покаяния и очищения не слишком леностно и не бесплодно» (10:281)... «Простите меня и благословите на поприще святого поста, да не леностью и унынием прейду, но в покаянии со вниманием и тщанием притеку к Отцу милосердия и щедрот, и благодать обрящу» (9:389)... «Уже слышится глас Церкви, зовущий к покаянию. Ко вступлению в сие поприще, прошу от дома Преподобного Сергия благословения, а от Вас (отца наместника. – К. С.) и братии в особенности прощения, в чем кого оскорбил, и во всем, в чем недостаточествовал пред Вами моим немощным и недостойным служением. Если же и из Вас кто мнится иметь нужду в моем прощении, подаю оное именем Господним с миром и любовью. Да управит Господь всех нас путем покаяния на путь благоделания и спасения» (8:190)... «В чем помысл наш не мирен ко мне, сказывайте, не накопляя таких помыслов, от чего смущение и затруднение увеличивается. Господь да простит нас во всем» (8:344). (См. также: «5. Путь духовного делания... б) Твори...»).

2) Взывает к молитве, которая бы испросила вразумление, терпение, бодрствование, усиление деятельности и проводила бы в последний путь:

«Помолитесь, чтобы Господь вразумил меня, что я должен делать и скажите мне благое слово совета» (8:14)... «Помолитесь Преподобному Сергию, да дарует мне облегчение, или да приобрету пользу терпением» (9:332)... «Помолитесь о моей лености, да не найдет день Господень, яко тать, но да убужду себя, или да убужден буду, не совсем поздно, и возжгу светильник, и соберу хотя капли елея, и препояшу чресла, и буду яко раб, ждущий Господа своего» (8:303)... «Милосердием и долготерпением Господним дарованные мне дни оскудевают. Скудные силы истощаются, тогда как время требовало бы и крепкого терпения и усиленной деятельности. Продолжите споспешествовать мне молитвами, да не будет совсем бездейственна и бесплодна немощь моя, или же да изведет Господь иного крепкого делателя на здешнюю часть жатвы Его» (9:366)... «Прошу, ...чтобы Вы (отец наместник. – К. С.) молитвой проводили меня в путь, требующий доброго напутствия, при недостатке дел, которые бы благонадежно пошли вслед со мной» (7:134).

3) В несении жизненного креста, в затруднениях ищет поддержки:

«Поддерживайте меня в несении креста словом любви, совета, подкрепления и утешения» (7:241)... «Часто затрудненным окружающими и недовольным видите Вы (архимандрит Антоний. – К. С.) меня вправду. Дела, в которых нет пищи для души, поглощают время и всегда оставляют заботу, что много остается не оконченного; немощь требует много времени для отдыха; душа с трудом обращается в покой свой; помыслы, заботы или суеты преследуют и окрадывают ее. Продолжайте просить мне помощи и того, чтобы готовую по милосердию помощь не был я не готов принимать» (7:189).

4) С благодарностью принимает указания и отклоняет от себя похвалу, как нравственную опасность:

«Благодарю, что утешаете меня; но больше учите. Не столько скорблю, сколько не знаю иногда, что делать» (7:165)... «Что говорите обо мне, то принимаю, как указание – чем должно мне быть. Но лучше не искушайте меня словами, которые выше моей меры. Вспомните, что сказал Апостол: «Аз не мню себе у достигша» (Флп. 3:3). Даже когда Самому Иисусу Христу сказали: «Учитель благий», Он отклонил сию похвалу, сказав: «Никтоже благ, токмо един Бог» (Мф. 19:17). Судите по сему, как между нами похвала или неуместна, или опасна. Хвала единому Богу, дающему всякое благо и совершающему силу в немощи» (29:221–222).

И завершает:

«Молитесь и празднуйте в мире и, чрез молитву мира Вашего (отца наместника с братией. – К. С.), да послет Преподобный Отец наш некое участие мира и моему недостоинству» (8:148).


Источник: Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского / Проф. К.Е. Скурат. Москва : «Ковчег», 2010. — 368 с.

Комментарии для сайта Cackle