Источник

СУД БОЖИЙ (См. также АД, ДУХИ ПАДШИЕ, СТРАХ БОЖИЙ)

Человек непрестанно должен быть как бы предстоящим суду Божию (авва Агафон). VI, 58.

Обымет нас великий стыд, если мы, носив столько времени святый иноческий образ, окажемся в час нужды неимеющими брачного одеяния. О, как будем тогда раскаиваться! (авва Диа- скор). VI, 106.

Блажен, облекшийся в нового человека прежде, нежели предстать ему на суд Христов: потому что плоть и кровь, как говорит Апостол, Царствия Божия на- следити не могут (авва Исаия). VI, 145.

Нам предлежат два пути: путь жизни и путь смерти. Идущий по одному не идет по другому. Кто же идет то по тому, то по другому, тот не принадлежит окончательно ни к одному из двух путей. Когда же он скончается, то суд над ним принадлежит Единому Богу, Которого милость неизреченна (авва Исаия). VI, 211.

Удалившиеся из мира! рассмотрим себя, в каком мы находимся устроении: Господь Иисус многомилостив. Он подает успокоение каждому соответственно делам его: успокоение великое за дела великие, малое – за дела малые. Одно Царство, но каждый обретает в нем свое место и свое дело (авва Исаия). VI, 214.

Архиепископ Феофил говорил: какой обымет нас страх и трепет, в какое вступим трудное положение, когда душа будет разлучаться с телом! Тогда придет к нам многочисленное воинство противных сил, князья тьмы, злобные миродержцы, начала и власти духа, враждебного Богу; они по праву овладевают душою, произвольно подчинившеюся им, представляя ей все грехи, сделанные ею в ведении и неведении, от юности и до конца жизни. Все дела ее предстанут ей и обличат ее. Сверх того, каким – представь себе – трепетом будет объята душа, доколе не произне- сется над нею решительное определение и не совершится определение ее? Это время – время тесноты, время недоумения. Лицем к лицу против сил неприязненных встанут силы святые, выставляя благие дела души в противоположность выставляемым врагами грехам. Представь же себе, какой страх и трепет мучат душу, находящуюся посреди этих, друг другу противных, доколе суд над нею не будет решен праведным Судиею! Если душа окажется достойною милости Божией, то бесы посрамляются, она приемлется Ангелами. Тогда душа успокоивается и будет жить по Писанию яко веселящихся всех жилище в Тебе. Тогда исполнятся слова Писания: отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Тогда освободившаяся душа восходит в ту неизглаголанную радость и славу, в которой водворится. Если же душа будет застигнута в нерадивой жизни: то услышит ужасный глас: да воз- мется нечестивый, да не видит славы Господни. Тогда постигает ее день гнева, день скорби, день тьмы и мрака. Преданная во тьму кромешную и осужденная в вечный огонь, она будет терпеть наказания в бесконечные веки... Если так, то как свято и благочестиво должно быть наше житие? какую любовь должны мы стяжать? какою должна быть наша жизнь, каким обращение с ближними, каким – поведение, каким – прилежание, какою – молитва, каким – постоянство? Сих чающе, говорит Апостол, потщимся нескверни и непорочни тому обрестися в мире, чтобы удостоиться нам услышать глас Господа, говорящего: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира во веки веков. Аминь (архиепископ Фео- фил). VI, 368–369.

Если б возможно было, при пришествии Господа после общего воскресения, уничтожиться от страха душам человеческим: то весь мир вымер бы по причине ужаса и трепета. Точно, каково увидеть небеса разверзающимися, являющегося прогневанного, негодующего Бога, бесчисленное воинство Ангелов, и весь, воеди- не собранный, род человеческий! По этой причине мы должны проводить жительство с тщательнейшим бодрствованием над собою, как долженствующие дать отчет Богу в каждом движении нашем (Изречения безымянных старцев). VI, 372.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle