СТРАХ БОЖИЙ (См. также ЛЮБОВЬ К БОГУ, ПАМЯТОВАНИЕ БОГА, ПЛАЧ, ПОКАЯНИЕ, СТРАСТИ, СУД БОЖИЙ)
Страх Господень искореняет из души все грехи и всякий вид лукавства (Антоний Великий). VI, 14.
Будем совершать земное странствование наше в страхе Божием: вам предписано служить Богу в страхе и трепете, и таким образом изработать спасение наше. Ничего нет драгоценнее страха Божия в Господе нашем Иисусе Христе (Антоний Великий). VI, 14.
Свет, войдя в темный дом, изгоняет из него тьму и освещает его, так страх Господень, вошедши в сердце человеческое, разгоняет мрак его, наполняет его всеми добродетелями и премудростью (Антоний Великий). VI, 14.
Если человек будет смиряться, нестяжательствовать, если воздержится от осуждения: то придет к нему страх Божий (авва Евпрений). VI, 123.
Кто говорит, что боится Бога и не находит в себе страха Божия в то время, как представится нужда в нем, чтобы обуздать гнев, дерзость, покушение учить другого тому, чего сам не узнал опытом, чтобы обуздать человекоугодие или искание славы человеческой или какую другую страсть: того все подвиги суетны (авва Исаия). VI, 136.
Совершенство всего жительства монашеского заключается в том, когда человек достигнет страха Божия в духовном разуме и внутренний слух его начнет внимать совести, направленной по воле Божией... (авва Исаия). VI, 180.
Страх Божий возрастает и усиливается в сердце того человека, который отражает от себя славу человеческую смиренномудрием (авва Исаия). VI, 184.
Свидетельство веры в Бога заключается в исполнении заповедей Божиих, а свидетельство страха Божия заключается в тщательном повиновении совести (авва Исаия). VI, 193.
Ежедневно утром, восстав от сна, приведи себе на память, что ты должен дать отчет Богу во всяком деле твоем и не согрешишь пред Ним: страх Его вселится в тебя (авва Исаия). VI, 199–200.
Страх Божий есть хранитель и защитник души; он – страж ума, этого царя, владычествующего над внутренним человеком; он поражает всех врагов царя (авва Исаия). VI, 200–201.
От постоянного помышления о суде Божием рождается страх Божий; попирающий же совесть утрачивает из сердца добродетели (авва Исаия). VI, 202.
Проси Бога от всей крепости твоей, чтобы Он ниспослал страх Свой в сердце тебе. Страх Божий умерщвляет все страсти, борющие несчастную душу, стремящиеся отлучить ее от Бога и овладеть ею. С целью завладеть человеком враги его, демоны, употребляют все усилия, чтобы побороть его страстями (авва Исаия). VI, 206.
Если кто прославляет тебя и ты с услаждением принимаешь похвалу, то нет в тебе страха Божия (авва Исаия). VI, 221.
Если скажут о тебе что несправедливо и ты смутишься, то нет в тебе страха Божия (авва Исаия). VI, 221.
Если подвергнешься убытку или лишишься каким-либо образом принадлежащих тебе вещей и опечалишься этим, то нет в тебе страха Божия (авва Исаия). VI, 221.
Если при разговоре с братиями ищешь, чтобы слово твое взяло верх над словами других, то нет в тебе страха Божия (авва Исаия). VI, 221–222.
Если ты занимаешься посещением славных мира с намерением свести с ними короткое знакомство и дружбу, то нет в тебе страха Божия (авва Исаия). VI, 222.
Брат вопросил авву Крония: каким деланием достигает человек смиренномудрия? Старец отвечал: страхом Божиим. Брат снова спросил: каким деланием приходит человек в страх Божий? Старец отвечал: по моему мнению должно отрешиться от всего, возложить на себя телесные труды и всеусильно содержать в себе памятование о исходе души из тела (авва Кроний). VI, 305.
[Примечание святителя Игнатия:] При таком памятовании о смерти телесный подвиг получает значение деятельно выражаемого, а потому весьма действительного покаяния. Человек нуждается в смиренномудрии и страхе Божием всегда, как в дыхании, входящем и исходящем ноздрями его (Пимен Великий). VI, 335.
Как телохранители царя, предстоя ему, не могут оглядываться ни направо, ни налево, так и человек, предстоя Богу и ощущая страх Его, не может ни на что иное обращать внимания (авва Серапион). VI, 355–356.
Брат спросил старца: отчего мое сердце жестоко, и я не боюся Господа? Старец отвечал: думаю, если человек будет содержать в сердце самоукорение, – стяжет страх Божий. Брат спросил: что значит самоукорение? Старец сказал: самоукорение состоит в том, чтобы человек всегда укорял душу свою, говоря ей: помни, что тебе подобает предстать Богу. Говори и это: что мне и человекам? Уповаю: если кто пребудет в самоукорении, тот стяжет страх Божий (Изречения безымянных старцев). VI, 372.
Имеющий страх Божий имеет сокровище, исполненное благ: страх Божий хранит человека от греха (Изречения безымянных старцев). VI, 375.