СТРАСТИ (См. также ДУХИ ПАДШИЕ, ГРЕХ, МЫТАРСТВА ВОЗДУШНЫЕ, БРАНЬ, НАВЫК, БЕССТРАСТИЕ, ПАМЯТОВАНИЕ БОГА, СТРАХ БОЖИЙ, ПАМЯТОВАНИЕ СМЕРТИ, ПОКАЯНИЕ, а также под наименованием отдельных страстей)
Сколько страстей в душе, столько и бесов. Свидетельствует и Божественное Писание, что всякий порабощается тому, чем побеждается. Кто поработится блуду и страстям, тот отвергся Христа. Также тщеславие, гордость, сребролюбие и лжа соделывают человека, служащего этим страстям, чуждым Христа (Евлогий Скитский). VI, 116.
[Авва Исаия] говорил о св. Причащении: этот дар сочетавает и соединяет нас с Богом. Если так, то где же у нас это соединение? Побеждаясь гневом, завистью, человекоугодием, тщеславием, ненавистью и другим, мы отстоим далеко от Бога (авва Исаия). VI, 136.
Не признается рабом Божиим тот, кто работает страстям: он раб того, кто обладает им (авва Исаия). VI, 149.
Приложим всевозможное попечение устранить из себя страсти и восстановить в себе свойства человеческие в том состоянии, в котором явил их в Себе Господь наш Иисус Христос. Он – свят и обитает в одних святых (авва Исаия). VI, 174.
Проси Бога от всей крепости твоей, чтобы Он ниспослал страх Свой в сердце твое. Страх Божий умерщвляет все страсти, борющие несчастную душу, стремящиеся отлучить ее от Бога и овладеть ею. С целью завладеть человеком враги его, демоны, употребляют все усилия, чтобы побороть его страстями (авва Исаия). VI, 206.
Все страсти, если попущена им будет свобода, действуют, возрастают, усиливаются в душе, наконец, объемлют ее, овладевают ею и отлучают ее от Бога. Это – те тяжкие бремена, которые возлегли на Адама после того, как он вкусил от древа. Эти страсти убил на кресте Господь наш Иисус Христос... Это – ветхий человек, которого повелевает Апостол христианину совлечь с себя... (авва Исаия). VI, 208–209.
Благовременно могу и я воскликнуть с пророком Исаиею: терпех яко раждающая, истреблю и изсушу вкупе: опустошу горы и холмы, и всяку траву их изсушу. Если ведаешь о себе, что открылся в тебе источник Святого Духа: то это служит признаком, что страсти, жившие в тебе, посохли и умерли. На это указывают слова Спасителя: не зде или онде Царствие Божие, но внутрь вас есть. Некоторые любят много рассуждать о Царствии Божием, но пребывают в праздности и не делают того, что вводит в Царствие. Другие и подвизаются ради Царствия Божия, но остаются вне его, потому что подвиг их чужд духовного разума и бдительности над собою. Редко встречаются такие, над которыми бы совершилось слово Спасителя, которые бы стяжали Царство Божие внутри себя. На стяжавших это Царство низошел Святой Божий Дух; исполнилось на них сказанное евангелистом Иоанном: даде им область чадом Божиим бьити, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. Они освободились от горестей, постигших Еву, вследствие поразившего ее определения: в болезнех родиши чада. Они освободились от тяжких последствий приговора, произнесенного над Адамом: проклята земля в делех твоих. В них вселилась та радость, которая вселилась в благодатную Марию, когда Дух Святой низошел на Нее, и сила Вышняго осенила Ее. Состояние скорбное соделалось жребием Евы и потомства ее: состояние радостное соделалось достоянием Марии и Ее потомства – христиан. Мы были прежде сынами Евы, и проклятие, которое пало на нее, мы видели на себе: мы познавали это проклятие из помыслов преступных, которые действовали на нас. В противоположность этому мы познаем, что родились от Бога, из живущих в нас помышлений Святого Духа и из страданий Христовых, если тело наше точно приобщилось им распятием себя. Сказал Апостол: или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть: разве точию чим не искусни есте. Когда мы носим образ земного Адама, тогда познавали, что мы сыны его, по помыслам мерзостного плотского мудрования, жившего в нас и обладавшего нами, служащего выражением болезненности души, ее недугов или, что тоже, страстей. Носящие образ небесного человека Господа нашего Иисуса Христа, уразумевают о себе, что они сыны Его, по Святому Духу, живущему в них. Исаия возвещает: страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом Дух спасения. Также читается в Екклезиасте: якоже кости во чреве рождающия, тако путь Духа. Святая Дева, осененная Духом, зачала и носила во чреве вочело- вечившегося Сына Божия: подобно этому те христиане, на которых низойдет благодать Святого Духа, таинственно зачинают и носят в сердцах Сына Божия действием Святого Духа. Говорит об этом Апостол: да даст вам Бог силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеке, вселитйся Христу во сердца ваша: в любви, вкоренени и осно- вани, да возможете разумети со всеми святыми преспеющую разум любовь Христову. Имамы сокровище сие в скудельных сосудах, да премножество силы будет Божия, а не от нас. Достиг ли ты опытного познания следующих слов: мы откровенным лицем слову Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа. Также познал ли опытно слова мир Божий да водворяется в сердцах ваших, и: Христос в вас, и: Бог рекий из тьмы свету возси- яти, иже возсия в сердцах наших к просвещению разума славы Божия, о лице Иисус Христове? Исполнил ли ты следующее завещание Господа: да будут чресла ваша препоясана и светильницы горящии, и вы подобны человекам, чающим Господа своего. Позаботься, чтобы уста твои в страшный час суда Божия не связались внезапно молчанием, чтобы не придти тебе в недоумение и не быть отлученным сверх чаяния от лика святых. Знаешь ли наверно о себе, что сосуд твой достаточно наполнен елеем, подобно сосудам мудрых дев, что ты способен войти в чертог, что не останешься вне его? Ощутил ли ты, что дух твой, душа и тело соединились действием Святого Духа и воскресли непорочными от смерти вечной, будучи посещены Господом нашим Иисусом Христом? Вполне ли престала совесть обличать и осуждать тебя? Соделался ли ты младенцем, согласно повелению Спасителя, Который сказал: оставьте детей, и не возбраняйте им прийти ко Мне: таковых бо есть Царство Небесное? Если все это совершилось над тобою: то, находясь еще в теле, поистине ты соделался невестою Иисуса, и Дух Его вселился в тебя. Если же сказанное нисколько не известно тебе по самому опыту: то знай, что ожидают тебя бедствие и стенания горькие. Срам и бесчестие уже предварили тебя на суде Христовом; подвергнешься им пред бесчисленным собранием святых Ангелов и человеков. Ежедневно, вставая рано утром, дева заботится единственно о том, чтобы предстать прекрасною пред взоры жениха. Часто смотрится она в зеркало, рассматривает, нет ли какого недостатка на лице ея, который мог бы показаться неприятным жениху. Так и святые проводят и ночь и день в тщательном рассматривании своих дел и помышлений: они изучают себя, находятся ли под водительством Бога, под водительством Святого Духа, или нет. Брат! усердно подвизайся подвигом болезную- щего сердца и подвигом тела в духовном разуме, чтобы получить радость вечную. Этой радости удостоиваются немногие! удостоились те, которые стяжали мечь Духа и освободили душу и чувства от осквернения страстями. Силен Бог помиловать немощь нашу и сопричислить нас к святым Своим. Аминь (авва Исаия. Слово о страстях). VI, 240–243.
Страсти искореняются и отгоняются непрестанным поучением о Боге, это тот меч, который убивает их (Исаак Сирский). VI, 252.
Предающийся ярости и гневу, славолюбивый, лихоимец, чревоугодник, часто бывающий в обществе мирян, желающий, чтобы во всем исполнялась его воля, вспыльчивый, исполненный страстей, – все эти пребывают в смятении, как бы сражающиеся ночью в непроницаемой тьме, будучи вне страны жизни и света. Та страна предоставлена во владение милостивым, смиренномудрым, очистившим сердца свои (Исаак Сирский). VI, 253.
Господь сказал Адаму: в поте лица твоего снеси хлеб твой. Доколе? – Дóндеже возвратишися в землю, от неяже взят еси, которая возрастит тебе терния и волчцы. Это – тайны деятельности, принадлежащей житию на земле, доколе человек живет на ней. Но с той ночи, в которую Господь пролил пот Свой, Он пременил пот, изведший терния и волчцы, на пот, изливаемый в молитве и в возделании правды. Если престанем проливать пот на земле, то по необходимости будем жать терние. Самое оставление молитвы соделывает землю сердца вещественною (грубою), она производит терние по естеству своему. Точно: страсти суть терние, прозябающее от семени, в нас находящегося. Доколе мы находимся в образе Адама, дотоле по необходимости имеем и страсти его. Невозможно земле пребывать в бездействии и не прозябать прозябений, свойственных естеству ее. Земля тела нашего есть порождение той земли, по свидетельству Бога, сказавшего: земля от неяже взят еси. Та произращает терние, а словесная земля произращает страсти.... Доколе эта земля существует, дотоле ежедневно належит нужда исторгать из нее терние... (Исаак Сирский). VI, 264–265.
Истинный монах тот, кто во всем побеждает себя. Если, исправляя ближнего, движишься на гнев, то исполняешь свою страсть. Для спасения ближнего не должно губить себя (Макарий Великий). VI, 310.
Брат спросил авву Пимена: что делать мне со страстями моими, возмущающими меня? Старец сказал: будем всеусильно плакать пред благостью Божиею доколе она не сотворит милости с нами (Пимен Великий). VI, 330.
Если человек не возненавидит двух страстей, то не возможет быть свободным от мира. Его спросили: каких? Он отвечал: телесного упокоения и суетной славы (Пимен Великий). VI, 346–347.