Источник

МЫТАРСТВА ВОЗДУШНЫЕ (См. также ГРЕХ, ДУХИ ПАДШИЕ, ПАМЯТОВАНИЕ СМЕРТИ, СТРАСТИ)

Когда душа выйдет из тела, страсти, которые она усвоила себе во время земной жизни, служат причиною порабощения ее демонам, добродетели, если она приобрела их, служат защитою от устремления демонов (авва Исаия). VI, 199.

Архиепископ Феофил говорил: какой обымет нас страх и трепет, в какое вступим трудное положение, когда душа будет разлучаться с телом! Тогда придет к нам многочисленное воинство противных сил, князья тьмы, злобные миродержцы, начала и власти духа, враждебного Богу; они по праву овладевают душою, произвольно подчинившеюся им, представляя ей все грехи, сделанные ею в ведении и неведении, от юности и до конца жизни. Все дела ее предстанут ей и обличат ее. Сверх того, каким – представь себе – трепетом будет объята душа, доколе не произнесется над нею решительное определение и не совершится определение ея? Это время – время тесноты, время недоумения. Лицем к лицу против сил неприязненных встанут силы святые, выставляя благие дела души в противоположность выставляемым врагами грехам. Представь же себе, какой страх и трепет мучат душу, находящуюся посреди этих, друг другу противных, доколе суд над нею не будет решен праведным Судиею! Если душа окажется достойною милости Божией, то бесы посрамляются, она приемлется Ангелами. Тогда душа успокоивается и будет жить по Писанию яко веселящихся всех жилище в Тебе. Тогда исполнятся слова Писания: отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Тогда освободившаяся душа восходит в ту неизглаголанную радость и славу, в которой водворится. Если же душа будет застигнута в нерадивой жизни: то услышит ужасный глас: да возмется нечестивый, да не видит славы Господни. Тогда постигнет ее день гнева, день скорой, день тьмы и мрака. Преданная во тьму кромешную и осужденная в вечный огонь, она будет терпеть наказание в бесконечные веки... Если так, то как свято и благочестиво должно быть наше житие? какую любовь должны мы стяжать? какою должна быть наша жизнь, каким обращение с ближними, каким – поведение, каким – прилежание, какою – молитва, каким – постоянство? Сих чающе, говорит Апостол, потщимся нескверни и непорочни тому обрестися в мире, чтобы удостоиться нам услышать глас Господа, говорящего: прийдите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира во веки веков. Аминь (архиепископ Фео- фил). VI, 368–369.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle