Источник

Глава II. О том, что со всем усердием должно искать безмолвия

1. Сказал некто авве Арсению: помыслы мои смущают меня, говоря: ты не можешь ни поститься, ни работать; посещай хотя бы больных, ибо и это есть любовь. Старец, видя в сем козни демонские, ответил ему: ступай – ешь, пей, спи и не работай, только не выходи из келлии, ибо знал, что терпеливое пребывание в келлии приводит монаха в чин свой.

2. Святой авва Антоний, пребывая некогда в пустыне и впав в уныние и глубокую тьму помыслов, воззвал к Богу: Господи! Я хочу спастись, но помыслы не дают мне. Что мне делать в моей скорби? Как спастись? Потом встал и вышел из келлии. И вот видит кого-то, похожего на себя, который сидел и работал; потом встал от работы и молился; после опять сел и вил веревку; далее опять стал на молитву. Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. И Ангел сказал в слух ему: и ты делай так, и спасешься. Услышав сие, авва Антоний весьма обрадовался и ободрился. Стал так делать и спасся.

3. Также говорил: как рыбы, оставаясь долго на суше, умирают, так и монахи, замедляя долго вне келлии или пребывая с мирскими людьми, теряют любовь к безмолвию. Посему, как рыба рвется в море, так и мы должны пребывать в келлии, дабы оставаясь вне оной не забыть о внутреннем хранении.

4. Он еще говорил: кто живет в пустыне и в безмолвии, тот свободен от трех искушений: от искушения слуха, языка и взора; одно только у него искушение – искушение в сердце.

5. Авва Арсений, еще находясь в царском двор, молился Богу так: Господи! Научи меня, как спастись? И был к нему сей глас: Арсений! Бегай людей и спасешься. Удалясь в пустыню, он опять молился Богу теми же словами и услышал глас, говорящий ему: Арсений! Бегай, молчи, пребывай в безмолвии, ибо в этом – корни безгрешности.

6. Авва Марк спросил авву Арсения: почему ты бегаешь нас? Старец ответил ему: Бог знает, что я люблю вас, но не могу быть и с Богом и с людьми. На небе тысячи и мириады имеют одну волю, а у людей много воль. Итак, не могу оставить Бога и быть с людьми.

7. Говорили об авве Арсении, что келлия его отстояла от других на 32 мили7. Он не выходил из нее почти никогда, ибо другие исполняли его нужды. Когда же Скит был опустошен, он вышел и сказал: мир потерял Рим, а монахи – Скит.

8. Некогда пришел авва Арсений в одно место, где рос тростник, который колебался от ветра. Старец спросил братий, что значит сей шум? Братия ответили ему: это шумит тростник. Тогда старец сказал им: по истине, если кто сидя в безмолвии услышит голос воробья, то сердце его не может сохранить прежнего состояния; тем более трудно сохранить его вам при таком шуме от сего тростника.

9. Во время пребывания аввы Арсения в Канопе одна девица сенаторского рода, весьма богатая и богобоязненная, пришла из Рима видеть его. Ее принял архиепископ Феофил, и она просила его, чтобы он убедил и старца принять ее. Придя к старцу, он просил его: такая-то девица сенаторского рода пришла из Рима и желает видеть тебя. Но старец не соглашался видеться с нею. Когда ей сказали о сем, она приказала приготовить животных в путь, говоря: верую Богу, что увижу его, ибо я пришла видеть не человека – есть и в моем городе много людей – я пришла видеть пророка. Когда она достигла келлии старца, по устроению Божию случилось ему быть вне ее. Увидев старца, она пала к ногам его, но он поднял ее с гневом и, пристально глядя на нее, сказал: если желаешь видеть лице мое – вот оно, смотри! Но она от стыда не взглянула на лице его. Говорит ей старец: не слышала ты о делах моих? На них смотреть надобно. И как ты осмелилась совершить такое плавание? Или не знаешь, что ты – жена и не должна никуда выходить? Или хочешь, возвратясь в Рим, сказать другим женам, что видела Арсения, и сделать море путем жен, идущих ко мне? Она сказала, если угодно будет Господу, я не попущу ни одной прийти сюда, но молись обо мне и поминай меня всегда. Старец сказал в ответ: буду молиться Богу, да изгладит Он память о тебе из сердца моего. Услышав сие, она отошла от него в великом смущении и, прибыв в город, от печали впала в горячку. О болезни ее известили блаженного архиепископа Феофила, и он, пришедши к ней, просил сказать, что с нею. О, лучше бы мне совсем не приезжать сюда! Я просила старца: поминай меня, – он же сказал мне: буду молиться Богу, да изгладит Он память о тебе из сердца моего. И вот я умираю от печали. Архиепископ сказал ей: или не знаешь, что ты жена и что чрез жен враг воюет на святых? Потому так и сказал тебе старец, а о душе твоей он будет молиться всегда. Тем успокоился помысл ее, и она с радостию отправилась на свою родину.

10. Некогда авва Арсений жил в нижних пределах Египта и, будучи смущаем посещениями, надумал оставить келлию свою. Ничего не взяв из нее, пошел он к ученикам своим Александру и Зоилу – фаранитам. Александру старец сказал: плыви вверх по реке, – и он сделал так; а Зоилу сказал: иди со мною до реки, найди мне судно, которое бы шло вниз к Александрии, потом и ты плыви вверх к брату своему. Зоил, хотя был смущен сим словом старца, но промолчал, и они разлучились. Старец, сошедши в пределы Александрии, занемог там тяжкою болезнию. Ученики же его говорили друг другу: не оскорбил ли кто из нас старца и за то он удалился от нас? Но не находили в себе ничего. По выздоровлении, старец сказал: пойду к отцам моим, – и, поплыв вверх, прибыл в Петру, где были ученики его. Когда он был близ реки, некая отроковица, эфиоплянка, подойдя, коснулась его, а когда старец укорил ее, ответила: если ты монах, ступай в гору. Старец, пораженный сим словом, говорил себе: Арсений, если ты монах, ступай в гору. При встрече Александр и Зоил пали к ногам его, повергся и старец, и плакали те и он. Потом старец спросил их: не слыхали вы, что я был болен? Они отвечали: слышали. И на вопрос его: почему же не пришли повидать меня? – авва Александр сказал: отлучение твое от нас не было хорошо понято и не на пользу послужило многим, ибо говорили, что если б мы не ослушались тебя, ты бы не отлучился от нас. Старец сказал им: а теперь люди будут говорить: не нашла голубица покоя ногам своим и возвратилась к Ною в ковчег. Так они примирились, и старец пребывал с ними неразлучно до самой кончины своей.

11. Один из старцев пришел к авве Арсению, и, когда постучался в дверь, старец отворил, думая, что это прислуживающий ему. Увидев же, что это другой, пал на лице свое. Пришедший сказал ему: встань, авва! Дай мне облобызать тебя. Но старец ответил: не встану, если не удалишься, – и несмотря на долгие моления его не встал, пока тот не удалился.

12. Рассказывали о некотором брате, который прибыл в Скит повидать авву Арсения. Пришедши в церковь, он просил клириков доставить ему возможность побеседовать с аввою. Они говорили ему: потерпи немного, брат, и увидишь его. Но пришедший сказал: я не вкушу ничего, пока не увижусь с ним. Тогда клирики послали одного из братьев проводить его к старцу, ибо келлия его была далеко. Постучавши в дверь, они вошли, поприветствовали старца и сели молча. По прошествии некоторого времени брат-проводник сказал: я пойду, помолитесь обо мне. Брат-странник, не находя в себе дерзновения быть со старцем, также сказал: пойду и я с тобою. И они вышли вместе. Тогда странствующий брат попросил своего проводника сводить его к авве Моисею, что из разбойников. Когда они пришли к нему, тот принял их с радостию и, угостив дружески, отпустил. После сего брат, сопровождавший странника, спросил его: вот я проводил тебя к чужестранцу и к египтянину; который из сих двоих более понравился тебе? Тот ответил: мне более понравился египтянин. Услышав о сем, некто из старцев так молился Богу: Господи! Открой мне дело сие, ибо один ради имени Твоего убегает людей, другой – для Твоего же имени – принимает их с отверстыми объятиями. И вот показаны были ему два большие судна на реке; и зрит он, что авва Арсений и Дух Божий плыли в безмолвии на одном, а авва Моисей и Ангелы Божии плыли на другом, и сии питали его сотовым медом.

13. Некогда пришли к авве Арсению старцы и усиленно просили его побеседовать с ними. Он отворил им, и они просили его сказать слово о безмолвствующих и не имеющих ни с кем не видеться. Старец говорит им: пока девица живет в доме отца своего, многие желают взять ее в замужество. Когда же выйдет она замуж, то не всем уже нравится: одни унижают ее, другие хвалят, – и она не такую уже имеет честь, как прежде, когда жила в сокровенности. Так бывает и с душею: коль скоро она становится открытою для всех, не может всем угодить.

14. Авва Витим рассказывал: шел я однажды в Скит, и некоторые люди дали мне яблоки, чтоб раздать старцам. Придя, я постучался в келлию аввы Ахиллы, чтоб дать ему, но он сказал: поистине, брат, я не желал бы, чтоб ты стучался теперь, хотя бы то была манна; не ходи и в другие келлии. Тогда я пошел в свою келлию, а яблоки отнес в церковь.

15. Авва Дула сказал: если враг принуждает нас оставить безмолвие, не будем слушать его в борьбе против него, ибо нет ничего равносильного безмолвию и пощению – они доставляют острозрение внутренним очам.

16. Он же сказал: пресекай сношения с другими, чтоб брань не так близко обстояла ум твой и не возмущала чина безмолвия твоего.

17. Авва Евседрий говорил: отсекай мирские привычки, дабы ум твой не возмущался и правило твоего безмолвия не было нарушаемо.

18. Авва Феодор Фермейский сказал: человек, познавший сладость келлии, убегает людей, но не потому, чтоб презирал ближнего своего.

19. Опять сказал: если не отсеку от себя жалостливости, то она не даст мне быть монахом.

20. Заболел некогда авва Иосиф и послал к авве Феодору сказать: прииди, чтоб мне повидать тебя прежде исхода моего из тела. Была тогда середина недели, и он не пошел, а послал передать: если проживешь до субботы – приду; если же отойдешь – увидим друг друга на том свете.

21. Один брат пришел к авве Феодору, чтоб он научил его шить рогожи, принес и вервь. Старец сказал ему: ступай и приходи сюда утром. Когда тот пришел, старец встал, намочил вервь и прошил ему первый шев, говоря: так и так делай, – и оставил его. Вошедши в свою келлию, старец сидел, как обычно, а в определенный час предложил ему пищу и отпустил. Когда утром брат пришел опять, старец сказал ему: возьми свою вервь отсюда и удались, ибо ты пришел ввергнуть меня в искушение и заботу. И не позволил ему более оставаться у себя.

22. Мать Феодора говорила: хорошо безмолвствовать, ибо муж же мудр безмолвие водит (Притч. 11:12). Поистине, великое дело для девы или монаха – безмолвствовать, особенно, если они еще юны. Но следует знать, что коль скоро решится кто безмолвствовать, тотчас приходит к нему лукавый и отягчает душу унынием, малодушием, помыслами; тело же отягчает болезнями, изнеможением, расслаблением колен и всех членов. Таким образом, расслабляет все силы души и тела и влагает помысл – болен я и не имею сил совершить правило. Но если будем трезвиться, то разорим все его такие козни. Так, был один монах, которого взял озноб и жар, когда пришло время начать правило, в голове же сделался сильный шум. Тогда он сказал себе: вот я болен и может быть умру. Итак, встану и прежде, нежели умру, совершу правило. Сим помыслом он преодолел себя и совершил правило. Когда кончилось правило, кончился и жар. Опять, в час правила, начался жар, и опять брат тем же помыслом преодолевал себя и совершал правило. И таким образом победил искушение.

23. Авва Иоанн говорил: если человек имеет в душе своей блага Божии, то может усидеть в келлии, хотя бы не имел благ мира сего. И опять, если имеет человек блага мира сего и не имеет благ Божиих, из-за благ мира усидит и такой в келлии. Но совершенно не имеющий ни благ Божиих, ни благ мира сего никак не может усидеть в келлии.

24. В одной киновии жил брат, который весьма строго держал подвижничество. Услышав о нем, братия из Скита пришли повидать его и взошли на то место, где он работал. Дав им целование, он отвернулся и продолжил работу. Пришедшие, видя это, сказали ему: Иоанн, тот, кто облек тебя в схиму или кто сделал тебя монахом, верно, не научил тебя принимать от братий милость и говорить им: помолитесь или сядьте? Он ответил им: грешный Иоанн не имеет на то времени.

25. Рассказывали об авве Исидоре, что, когда приходил к нему какой-либо брат, он убегал во внутреннюю свою келлию. Братия говорили ему: авва! что это ты делаешь? Он отвечал: и звери спасаются, убегая в свои логовища. Сие говорил он для пользы братий.

26. Авва Иеракс сказал: я никогда не говорил и не хотел даже слушать мирских речей.

27. Был в Александрии один схоластик по имени Косма – муж дивный и добродетельный, смиренномудрый, милостивый, воздержный, девственник, безмолвник, страннолюбец, нищелюбец. Имее к нему великое дерзновение, я спросил его однажды: сделай милость, скажи мне – сколько уже времени ты безмолвствуешь? Так как он молчал и не отвечал, то я опять просил его: ради Господа скажи мне. И после краткого молчания он ответил: тридцать три года. Я опять спросил его: окажи мне полную свою любовь, зная, что спрашиваю для пользы душевной, – скажи мне, в чем успел ты в толикое время безмовствования? Тогда, сильно воздохнув из глубины сердца, он сказал: в чем может успеть человек – мирянин, особенно живя в доме своем? Но я опять умолял его, говоря: ради Господа скажи мне и попользуй меня. И вынужденный моею неотступностию, он сказал: прости меня, в трех вещах, знаю, что успел: в том, чтоб не смееться, не божиться и не лгать. Услышав то, я прославил Бога.

28. Авва Макарий Великий однажды в Ските, распуская собрание церковное, сказал: бегите, братие. Один из старцев спросил у него: отче! Куда нам бежать далее сей пустыни? Тогда авва Макарий положил перст свой на уста и сказал: сего бегите. Потом вошел в келлию и, затворив дверь, сел на безмолвие.

29. Авва Моисей сказал авве Макарию в Ските: хочу безмолвствовать, но братия не дают мне. Авва Макарий говорит ему: вижу, что ты по природе мягкосерд и не можешь отклонить от себя брата. Потому, если хочешь безмолвствовать, ступай в пустыню внутрь Петры – там убезмолвишься. Авва Моисей так поступил и нашел покой.

30. Авва Исаия просил авву Макария сказать слово назидания. Старец сказал ему: бегай людей. Авва Исаия спросил: что значит – бегать людей? Старец ответил: сидеть в келлии и оплакивать грехи свои.

31. Авва Аио просил авву Макария: скажи мне слово назидания. Авва Макарий сказал: сиди в келлии своей, оплакивай грехи свои, не люби бесед людских и спасешься.

32. Авва Моисей говорил: человек, бегающий людей, подобен зрелому винограду, а находящийся среди людей – винограду незрелому.

33. Авва Марк сказал: желающий прейти мысленное море должен долготерпеть, смиренномудрствовать, бдеть, воздерживаться. Кто же без сих четырех добродетелей ринется в сие море, тот будет только биться и мучить свое сердце, а прейти не возможет.

34. Он же сказал: нельзя безмолвствовать с пользой уже по тому, что удаляет от злых дел, но если к нему присоединятся еще четыре означенные добродетели с молитвою, то нет скорейшего пути к безмолвию.

35. Опять сказал: нельзя безмолвствовать умом без безмолвия телом; ни разорить средостения их без безмолвия и молитвы.

36. Авва Нил говорил: недосязаем для стрел врага монах, любящий безмолвие, а обращающийся в многолюдстве частые приемлет раны. Ибо у того и гнев постепенно становится кратчайшим и похоть, не будучи раздражаема, мало-помалу привыкает к стремлениям более тихим, а всякая вообще страсть, будучи не возбуждаема, день ото дня делается умереннейшею и, наконец, совсем престает, забыв с продолжением времени о свойственном ей действии; остаются одни простые воспоминания о вещах, а страстное расположение отстает.

37. Он же сказал: потому хорошо безмолвие, что в нем не видится то, что может вредить; не виденное же – не приемлется в мысль; не рожденное в мысли – не движет мечтанием памяти; не движущее памяти – не раздражает страсти; а когда страсть не движется, наше внутреннее имеет глубокую тишину и великий мир.

38. Авва Иосиф спросил авву Нестероя: что мне делать с языком моим, ибо не могу удерживать его? Старец говорит ему: при этом имеешь ли покой? Тот ответил: нет. Тогда старец сказал: если не имеешь покоя, для чего говоришь? Лучше молчи, а когда случится собеседование, более слушай, нежели говори.

39. Авва Пимен сказал: начало зол есть развлеченность – ходить туда-сюда и хлопотать.

40. Он же сказал: должно убегать всего плотского. Человек, находящийся близ плотского искушения, походит на стоящего над глубочайшею пропастию, и враг, в какой час ни рассудится ему, легко сбрасывает его вниз. А кто телом далеко отстоит от сего искушения, тот походит на человека, стоящего далеко от пропасти, и хотя враг повлечет его, чтоб низвергнуть, но, доколе будет влечь и принуждать, Бог шлет ему помощь.

41. Сказал еще: если будешь молчалив, будешь иметь покой везде, где ни случится жить.

42. Одному брату, живущему в Фиваидской пустыне, помысл говорил: что ты сидишь здесь бесплодно? Встань, ступай в киновию и там принесешь плод. Брат пошел к авве Пафнутию и открыл ему свой помысл. Старец сказал ему: иди сиди в келлии своей и твори одну молитву утром, одну – вечером и одну – ночью; когда захочешь есть – ешь, когда захочешь пить – пей, когда придет сон – ложись спать, но оставайся в пустыне и не верь сему помыслу. Пошел он также к авве Иоанну и пересказал ему слова аввы Пафнутия. Авва Иоанн говорит ему: не твори совсем молитвы, только сиди в келлии своей. Затем он пошел к авве Арсению и рассказал ему обо всем. Старец сказал: держи, как говорили тебе отцы, ибо боле сего я не имею, что сказать тебе. И он отошел.

43. Были в Ските мастера – художники авва Павел и авва Тимофей, которые терпели беспокойства от братии. Однажды авва Тимофей говорит брату своему: что нам в этом искусстве? Не дают нам убезмолвиться целый день. Авва Павел ответил: довольно для нас и безмолвия ночи, если трезвенно сердце наше.

44. Брат спросил авву Руфа: что есть безмолвие и какая от него польза? Старец ответил: безмолвствовать значит сидеть в келлии с разумом и со страхом Божиим, воздерживаясь от злопамятства и высокоумия. Такое безмолвие, будучи родительницею всех добродетелей, сохраняет монаха от разженных стрел врага, не попуская ему быть уязвлену ими. Итак, брат, стяжи таковое безмолвие, помня о своем исходе смертном, ибо не знаешь, в кий час тать приидет (Лк. 12:39). Бди убо о своей душе.

45. Ученик аввы Сисоя говорил ему: отче! Ты состарился; пойдем и устроим себе келлию поближе к селению. Старец сказал: пойдем туда, где нет женщины. Говорит ему ученик его: где же нет жены, кроме пустыни? Итак, – сказал старец, веди меня в пустыню.

46. Авва Амун из Раифы пришел однажды в Китему посетить авву Сисоя и, видя, что он скорбит об оставлении пустыни, спросил его: почему ты скорбишь, авва? Что мог бы ты в такой старости делать в пустыне? Старец посмотрел на него со строгим видом и ответил: что говоришь ты мне, Амун? Не довольно ли было бы для меня одной свободы помысла в пустыне?

47. Брат спросил авву Сисоя: как оставил ты Скит, где жил с аввою Ором, и поселился здесь? Старец ответил ему: когда Скит начал людеть, я, услышав, что авва Антоний почил, пришел сюда на гору и, найдя, что здесь все было покойно, поселился на недолгое время. Брат говорит ему: сколько лет живешь ты здесь? Старец ответил: семьдесят два года.

48. Рассказывали об авве Сисое Фивейском, что, как скоро заканчивалось церковное собрание, он быстро убегал в свою келлию. О нем говорили, что в нем демоны, а он делал дело Божие.

49. Брат сказал авве Сармату: помыслы мои говорят мне: выйди вон и посети братий. Старец ответил ему: не слушай их, но скажи: я слушался тебя прежде, а теперь в этом не могу послушаться тебя.

50. Мать Синклитикия говорила: многие, поселившиеся на уединенной горе, живут так, как бы жили в многолюдстве, – и погибают. Ибо возможно, находясь среди людей, уединяться мыслию и, живя в уединении, мысленно всегда быть как бы в толпе людской.

51. Авва Тифой во время пребывания своего в Клисме, углубясь в помышления, сказал ученику своему: налей воды в финики, сын мой. Тот отвечал: мы в Клисме, авва. Старец сказал: в Клисме что мне делать? Веди меня опять в гору.

52. Старец сказал: хорошее сидение в келлии обогащает монаха всякими благами.

53. Сказал также: монах должен купить себе безмолвие небрежением о всех телесных неудобствах.

54. Некто рассказывал: было три трудолюбивых друга, и один из них избрал себе подвигом умиротворять ссорящихся, по слову Писания: блажени миротворцы (Мф. 5:9); другой – смотреть за больными; а третий пошел безмолвствовать в пустыню. Первый, трудясь над ссорами людей, не мог примирить всех и в унынии пришел к служащему больным, но нашел, что и он малодушествовал, не успевши в исполнении своего обета. Согласясь, оба пошли повидать безмолвствующего и, рассказав ему о своей скорби, просили его поведать им, что приобрел он. Помолчав немного, он налил воды в сосуд и сказал им: посмотрите в воду. А она была мутна. Несколько спустя, когда вода отстоялась, он опять сказал им: посмотрите теперь. Когда они посмотрели, то увидели лица свои, как в зеркале. Тогда он говорит им: так и находящийся среди людей от забот и смущений не видит грехов своих, когда же убезмолвится, и особенно в пустыне, тогда ясно видит все недостатки свои.

55. Брат пришел к одному вельми опытному старцу и говорит ему: отче! Тяжело у меня на душе; я страдаю. Старец сказал ему: сиди в келлии своей, и Бог подаст тебе утешение.

56. Старец сказал: как на прохожем пути не взойдет никакая зелень, хотя бы туда и бросил ты семена, потому что всегда попирают то место. Так и у нас. Но убезмолвись от всякой вещи, и увидишь растущим внутри себя то, что прежде не видел, потому что ходил в том.

57. Брат спросил старца: хорошо ли, авва, жить в пустыне? И старец ответил: когда сыны Израиля перестали на время скитаться по пустыне и вселились в скиниях, тогда дано было им знать, как должно бояться Бога; и корабли, в то время как влаятся по морю, остаются в бездействии относительно прибыли, но когда войдут в пристань, тогда начинают свой торг. Так и человек не получит познания истины, если не пребудет терпеливо на одном месте. И Сам Бог избрал безмолвие преимущественно пред всеми добродетелями, как и возвещено: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис. 66:2). Брат снова спросил: если случится по какой-либо необходимости говорить с женщиною, как должно отвечать ей? Старец сказал: такая необходимость бывает часто от диавола: у диавола много предлогов как будто необходимых. Но если случится истинная нужда говорит с женщиною, не позволяй ей говорить лишнее, когда же ты сам станешь говорить, совмести в малом многое и поскорее отпусти ее, ибо если долго пробудешь, то знай, что впечатление от нее расстроит твой помысл. Брат спросил еще: каким образом можно человеку избавиться от греха осуждения? Старец отвечал: как полагающий огнь в недра свои неизбежно обжигается, так и вступающий в беседу с людьми не будет чист от греха осуждения. Брат спросил: что значат ночные мечтания диавольские? Старец сказал: как днем диавол занимает нас сторонними помыслами для того, чтоб мы не занимались молитвою, так и ночью воскрыляет он ум наш мечтаниями и, омрачая нас, отвращает от ночной молитвы. Брат опять спросил: что должно делать человеку, чтоб получить дар добродетелей? Старец отвечал: кто желает научиться какому-нибудь искусству, тот, оставя всякую иную заботу, занимается им одним и пребывает при учителе, смиряя и уничижая себя, и таким образом научается искусству. Подобно и монах, если не оставит всякую человеческую заботу и не уничижит себя, чтоб не думать, будто он лучше такого-то или равен ему, никогда не приобретет добродетели; если же смирит себя и уничижит, тогда добродетели и охота к ним, как к деланию, прибудут сами собою.

58. Один старец рассказывал нам: авва мой во всю жизнь свою крайне любил уходить в дальнейшие пустынные места и там безмолвствовать. Однажды я спросил его: авва! Для чего ты убегаешь в пустыни? Пребывающий близ мира, видящий его и презирающий его ради Бога большую имеет награду. Говорит мне старец: поверь мне, сын мой, пока не придет человек в меру Моисее и не соделается почти сыном Божиим, до тех пор не может получать пользы от мира. А я сын Адама и, подобно отцу своему, коль скоро увижу плод греховный, тотчас вожделеваю его – беру, вкушаю и умираю. Для сего-то отцы наши убегали в пустыни и там умерщвляли чревоугодие, не находя яств, рождающих страсти.

59. Старец сказал: согрешивший пред Богом должен устранить себя от всякой любви людской, пока не удостоверится, что Бог соделался другом его, ибо любовь людская отграждает нас от любви Божией.

60. Он же сказал: как умерший в городе уже не слышит ни говора, ни бесед живущих там, ни песней, но для всего бывает мертв и переносится на иное место, где нет ни шума ни кличей городских, так и монашествующий, коль скоро облечется в схиму, должен выйти из города своего, оставить там родителей, сродников и всех знаемых своих и не вдаваться более в заботы и горести житейские, равно как и в смуты, бури и волны суетного и душетленного мира. Ибо если он, приняв монашество, не выходит из города или селения своего, то уподобляется мертвому, лежащему в доме и тлеющему, от которого убегают все, обоняющие смрад его.

61. Опять сказал: когда мясо неосоленое портится, так что все отвращаются от него по причине зловония его, тогда черви поселяются, живут и ползают в нем, укрываются и точат его; однако коль скоро в мясо положится соль, тотчас гибнут и исчезают живущие в нем черви и прекращается зловоние его, ибо природе соли свойственно сие; подобным образом и монах, вдающийся в земные дела и суеты, не безмолвствующий в келлии своей, не вооружающий себя страхом Божиим, оставляющий молитву, бдение и пост и не причащающийся силы Божией, которая есть молитва, бдение и пост – духовная соль, – портится и наполняется зловонием злых помыслов, так что Бог и Ангелы отвращают лица свои от него по причине страшного зловония суетных помыслов его и тьмы страстей, действующих в душе и в непотребнейшем уме. Смотри, как эти черви, то есть духи злобы и силы тьмы, – как они ходят в нем, живут в нечистых помышлениях его, ползают и ныряют в душе его, снедают, растлевают и губят ее! Коль же скоро монах прибегнет к Богу, отрешится от сует и уверует, что Бог может уврачевать его, посылается ему духовная соль – благой и человеколюбивый Дух, с пришествием которого убегают все страсти.

62. Он же сказал: монаху не должно печься о древах доброветвистых и тенистых, ни об источниках добротечных, ни о лугах разноцветных, ни об огородах со всякого рода овощами, ни о домах благолепных; не должно ему жить светло, ни помышлять о почестях, ни занимать ума своего стадами овец и гуртами волов, но должно с благодарением пользоваться тем, что необходимо, и путем некиим странным вести жизнь, чуждую всякого плотского услаждения. Если же монах, послабив себе, свяжется такими вещами, то не сможет ни соделаться другом Божиим, ни избежать осуждения людского, ибо при сем необходимо ему ссориться из-за межи и границы, а из-за благолепия домов принимать знатных, из-за садов быть докучаему всеми, из-за стад овец и волов возиться с рабами и наемниками, из-за пашней и лугов в ссорах доходить даже до побоев, из-за виноградников ввязываться в тяжбы, так как один нарушит межу виноградника и присоединит что-нибудь к своему, другой пустит скот на траву, третий отведет воду, текущую в сад. Итак, не должно доводить себя до необходимости мучиться таким образом, ссориться, быть хуже беснующихся и призывать начальствующих на помощь. Что пользы монаху, отрекшись житейского, опять биться из-за тех же вещей, ибо никтоже бо воин бывая обязуется куплями житейскими (2Тим. 2:4). Посему, начнем удаляться от вещей, презрим имущество и все, погружающее ум в житейские воды и низводящее его в глубину их, сбросим груз, чтоб всплыл несколько корабль и чтоб кормчий – ум – мог спастись с плывущими на сем корабле помыслами.

63. Старец сказал: как из бани, если часто отворять двери, скоро выходит вся теплота ее, подобно бывает и с душою: если человек будет часто и много говорить, то, хотя бы говорил иногда и хорошее, рассеивает теплоту ее через звуковую дверь. Итак, хорошо благовременное молчание, ибо оно есть матерь мудрейших помышлений.

64. Брат спросил старца о том, как должно безмолвствовать в келлии. И старец ответил: безмолвствующему в келлии должно повергать себя пред лицем Бога и всеми силами противостоять сеемым от врага злым помыслам, ибо это-то и значит – бегать мира.

65. Брат спросил: что есть мир? И старец ответил: мир есть – рассеенность греховная; мир есть – работа чрез силу для прибытка и удовлетворения плотских желаний; мир есть – думать, что пребудешь всегда в веке сем; мир есть – попечение о теле паче души и тщеславие в том, в чем себе отказываешь. Не от себя сказал я сие, но то изрек Апостол Иоанн, говоря: не любите мира, ни яже в мире (1Ин. 2:15).

66. Он же сказал: безмолвствующему, еще будучи в теле, должно испытывать себя всякий час, миновал ли он имеющих удерживать его на воздухе и освободился ли от них? Ибо пока он подлежит рабству их, дотоле он еще не свободен от них.

67. Брат спросил того же старца: что нужно делать безмолвствующему? И он сказал: ему нужны три следующие дела: непрестанно иметь страх Божий, молиться с терпением и не отступать сердцем от памятования о Боге.

68. Брат спросил старца: что есть безмолвие и какая от него польза? Старец сказал ему: безмолвствовать – значит сидеть в келлии с разумом и страхом Божиим, воздерживаясь от злопамятства и высокоумия. Таковое безмолвие, будучи родительницею всех добродетелей, сохраняет монаха от разженных стрел врага, не попуская ему быть уязвлену ими. О безмолвие – преспеение монашествующих! О безмолвие – лествица небесная! О безмолвие – путь к царствию небесному! О безмолвие – матерь сокрушения! О безмолвие – источник покаяний! О безмолвие – зеркало грехов, открывающее человеку прегрешения его! О безмолвие – подательница свободы слезам и воздыханиям! О безмолвие – просветительница души! О безмолвие – родительница кротости! О безмолвие – сожительница смирения! О безмолвие – руководительница к мирному состоянию! О безмолвие – собеседница Ангелов! О безмолвие – световодительница ума! О безмолвие – союзница страха Божия, зрительница помыслов и сотрудница рассуждения! О безмолвие – родительница всякого блага: опора поста, узда очей, слуха и языка, препона чревоугодия! О безмолвие – школа молитвы и школа чтения! О безмолвие – тишина помыслов и небурное пристанище! О безмолвие – непрестанная к Богу молитвенница! О безмолвие – хранительница нераскаленного мудрования для юных и блюстительница несмущенного покоя тем, кои с охотным терпением сидят в келлиях своих! О безмолвие – иго благое и бремя легкое, упокоевающее и носящее носящих тебя! О безмолвие – веселие души и радование сердца! О безмолвие – попечительница только о своих си и не притаенная со Христом собеседница, денно нощно смерть пред очами своими имеющая! О безмолвие – всякий день и всякую ночь ожидающее Христа и хранящее светильник свой неугасающим, непрестанно призывающее Его, говоря: готово сердце мое Боже, готово сердце мое (Пс. 56:8). О безмолвие – истребительница празднословия и шуток и вместо смеха подательница плача стяжавшему тебя! О безмолвие – враг бесстыдства, ненавистница дерзости и всегдашняя приемница Христа! О безмолвие – матерь благоговения! О безмолвие – узилище страстей! О безмолвие – поле Христово, изращающее благие плоды! Стяжи сие, брат, памятуя о смерти.

69. Один из старцев Каламонской лавры спросил брата, жившего в безмолвии на горе: скажи мне, брат, что приобрел ты в столь долгое время своего безмолвия и подвижничества? Брат ответил ему: приди чрез десять дней, и я скажу тебе. Старец пришел чрез десять дней, но нашел брата уже скончавшимся и увидел черепицу, на коей было начертано: прости меня, отче! Совершая правило свое, никогда не оставлял я ума своего на земле.

70. Два брата жили вместе в пустыне. Один из них всякий раз, как вспоминал о суде Божием, убегал в глубочайшую пустыню и ходил там один. Другой шел в след за ним искать его и однажды, когда после немалых трудов нашел его, спросил: для чего ты уходишь? Один ли ты нагрешил в мире? Брат ответил ему: думаешь, я не знаю, что оставлены грехи мои? Знаю, что Бог простил мне грехи мои, но подъемлю труд сей, чтоб в день суда быть зрителем осуждаемых.

71. Один брат пришел к некоторому старцу в Октодекатскую лавру в Александрии вместе с мирянином и сказал ему: дай нам, отче, наставление, как жить вместе, ибо и сей брат имеет намерение отречься от мира. Старец ответил: хорошо делаешь ты, сын мой, что отрекаешься от мира, ища спасения душе своей. Итак, сидите трезвенно в келлии там, где рассудите, только храните безмолвие, молитесь непрестанно и уповайте на Бога, дети, что Он пошлет вам мудрость Свою к просвещению ума вашего.

72. Он же сказал: дети, если желаете спастись, – бегайте людей, ибо мы ныне без отдыха стучим во всякую дверь и обходим города и веси, – не придется ли где купить пищи сребролюбию и тщеславию и насытить души свои суетностию.

73. Опять сказал: итак, бежим, дети, ибо Господь близ!

74. Говорили об одном старце-безмолвнике, что тридцать пять лет прожил он в безмолвии, постился по два дня, всегда молчал и совершенно ни с кем не говорил, когда же бывала нужда сказать что-нибудь, он показывал то знаками. Его и я видел в стране элиотов, ибо жил в ней десять лет.

75. Старец сказал: если желаешь безмолвствовать, то поселись или в отдаленной пустыне, или в лавре среди многолюдного братства. Если ты поселишься особо, но на месте, не так отдаленном, то встретишь большое беспокойство, ибо когда кто-либо придет туда, тебе нужно будет принять его, потому что, кроме как у тебя, ему негде успокоиться и отдохнуть. Если же ты будешь жить в таком мест, где много других братий, то, хотя и не примешь пришедшего, помысл твой не будет смущать тебя, ибо он сможет найти себе приют у другого; множество братий будет для тебя покровом и даст тебе возможность быть покойну.

76. Старец говорил, что темница – есть сидеть в келлии и всегда памятовать о Боге. Сие-то и означает: в темнице бех, и приидосте ко Мне (Mф. 25:36).

77. Старец сказал: иной сто лет проводит в келлии и не научается, как должно сидеть в келлии.

* * *

7

Одна миля – тысяча шагов.


Источник: Древний Патерик, или тематическое собрание изречений-апофеегм отцевъ-пустынников / Перевод с древнегреческого еп. Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. - Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2009. - VI, 614 с.

Комментарии для сайта Cackle