Источник

XXVII. Иисус Навин; завоевание земли обетованной

По смерти Моисея, было слово Господне к служителю Его, Иисусу Навину: «Моисей, раб мой, скончался, востань, перейди Иордан, ты и весь народ с тобой, в землю, которую Я дам; вашим будет каждое место, где только ступит нога ваша, и пределами вам будет пустыня и Антиливан, море и великая река Евфрат. Как был Я с Моисеем, так буду с тобой; мужайся, ты разделишь землю сию народу; но соблюди все заповеди Мои; поучайся днем и ночью в книге закона, – тогда успеешь во всех путях твоих и Бог твой будет с тобой!» Иисус собрал народ и велел ему запастись пищей, чтобы чрез три дня перейти Иордан; он напомнил Рувиму, Гаду и полуплемени Манассии, обещание, данное ими Моисею, идти сражаться вместе с братьями, и услышал от всех единодушное слово, о повиновении, если только Господь будет с ним, подобно как с Моисеем.

Тогда вождь Израиля послал двух соглядатаев в Иерихон, осмотреть незнакомую землю; достигла весть о том до Царя Иерихонского, и он потребовал их из дома Раавы, у которого остановились; но Раав укрыла пришельцев и уверила посланных, что они уже оставили город, а соглядатаям сказала: «знаю, что Господь предал вам землю сию, ибо страх напал на всех её обитателей, и мы слышали, как иссушил Бог пред лицом вашим море Чермное, и как поразили вы Царя Амморейского за Иорданом. Ужас объял нас, ибо один Господь ваш Бог на небе и на земле! – поклянитесь же Богом вашим, что окажете мне милость, подобно как и я вам её оказала, и пощадите дом мой и всех моих близких.» Соглядатаи поклялись спасти дом её, при разрушении города, и дали её багряную вервь, чтобы привязала на окно, в час приступа; тогда спустила их Раав в корзине, по городской стене, над которой стоял дом её, и велела укрываться три дня в горах, доколе не возвратятся посланные за ними в погоню; – так достигли они невредимо своего стана и возвестили вождю, о ужасе Хананейских племен.

На утро поднялся весь стан и ополчился при Иордане: чрез три дня глашатаи объявили людям, чтобы шли за Левитами, когда поднимут они кивот завтра, но не дерзали бы приближаться к святыне. – Иисус велел очиститься народу, в ожидании чудес Божьих, ибо Господь сказал ему: «ныне начну возвышать тебя пред сынами Израилевыми, дабы познали, что Я с тобой, как некогда был с Моисеем.» Тогда велел жрецам вступить, с кивотом завета, в волны Иордана, наполнявшего берега свои от полноводия весеннего; но едва омочились ноги жрецов, внезапно стали воды, текущие свыше, огустев как стена, а воды, бывшие ниже, стекли к морю Мертвому, так что осушилось русло; священники остановились посреди реки, с кивотом, доколе народ по суху переходил Иордан.

Когда же все перешли, Господь велел взять двенадцать камней, из среды Иордана, и воздвигнуть. На месте первого стана, памятник, в вечное знамение тому, как иссякла вода Иорданская пред лицом сынов Израилевых. Галгалами прозвалось место сие; Иисус поставил двенадцать других камней и в самом русле Иордана, где стояли сухие ноги жрецов, доколе не перенесен был кивот и не потекли опять по прежнему воды, и с того дня убоялся народ Иисуса, как некогда Моисея, видя чудеса, которые сотворил рукою его Господь.

Ужасом истаяли души Царей Амморейских и Ханаанских, живших за Иорданом, когда услышали о дивном переходе реки. В Галгалах повелел Господь Иисусу обрезать всех сынов Израилевых, сорок лет скитавшихся по пустыне; там совершили они Пасху и вкусили опресноки, прежде нежели идти на брань; манна же, питавшая их во дни странствования, прекратилась с того дня, как вкусили они от прозведений земли обетованной. Дивное явление представилось вождю их, на полях Иерихонских: пред ним стоял муж с обнаженным мечем. «Наш ли ты, воскликнул Иисус, или из врагов наших?» и ему ответствовал дивный муж: «Я Архистратиг силы Господней; сними обувь с ноги твоей, ибо место, на коем стоишь, свято.» Иисус пал ниц пред Архистратигом и обнажил ноги, как некогда Моисей пред неопалимой купиной, когда Господь посылал освободить народ свой.

«Я предаю Иерихон в руки твои, сказал ему Господь, устами Архистратига, шесть дней сряду обходи крепкие стены, и семь жрецов да трубят пред кивотом, в седьмой же день обойдите семь раз; тогда, при трубном звуке и вопле народа, падут сами собой стены, и пусть устремится каждый внутрь города.» Иисус объявил народу волю Божью и свято её исполнил: шесть дней, в глубоком безмолвии, обносили жрецы кивот вокруг стен, на седьмой, по звуку труб, громко воскликнули все люди и обрушились стены. – Вождь Израильский обрек на гибель весь город и всех его жителей, кроме Раавы, которую велел спасти со всем её домом; строго запретил он народу присвоивать себе что либо из добычи, под страхом клятвы; все, кроме золота, серебра, меди и железа, должно было истребить огнем, металлы же принести в дом Господень. Но один, из племени Иудова, Ахар, преступил клятву, зарыв в шатре своем багряницу, золотой сосуд и двести талантов серебра, и прогневался Господь на сынов Израилевых.

Не зная о том, Иисус, послал три тысячи воинов покорить город Гай, на востоке от Вефиля, но воины бежали от врагов, ибо Господь не был с ними; ужаснулся народ, привыкший к победам. – Огорченный вождь разодрал свои одежды и, посыпав пеплом голову, простерся на землю, со всеми старцами. «Господи, Господи, воскликнул он, зачем раб твой перевел людей сих чрез Иордан, чтобы предать их на истребление Аммореям? – о если бы мы поселились на брегах Иордана! Услышат Хананеи о поражении Израиля, и истребят нас, и что будет слава имени Твоего!» – «Восстань, ответствовал ему Господь, Израиль согрешил, нарушив завет и утаив Иерихонскую добычу; оттого и не может противустоять врагам, доколе не очистится от клятвы.»

На другой день собрал Иисус народ, разделив его по племенам, поколениям и домам, чтобы узнать виновного, и выпал жребий сперва на племя Иуды, потом на поколение Зары, на дом Замвры и наконец на самого Ахара; он исповедал грех свой и открыл утаенное им в шатре: по приговору вождя, весь народ побил его камнями вне стана, за бедствие, которое навлек на всех, своим ослушанием; имущество его сожгли, чтобы, как убийственную заразу, истребить все, что прикасалось к клятвенным вещам.

Тогда поднялся Иисус, со всем воинством, против Гая, и употребил хитрость; тридцать тысяч войска укрыл он в засаде, а сам притворился бегущим, чтобы вызвать из стен неприятеля и овладеть, в его отсутствие, городом. С ужасом увидели гонящие враги пылающий за собой город, и погибли все, под мечем Израиля; Царь их повешен был на древе и вся добыча была обречена клятве, подобно Иерихонской. Одержав победу, Иисус, по слову Моисееву, соорудил из камней алтарь, на горе Гевале, написал на камнях заповеди Божьи и принес всесожжения. Израиль разделил на двое, по шести колен, у гор Гаризина и Гевала, чтобы произнести благословения и клятвы, и услышал опять повторение всего закона, из уст Иисусовых.

Когда молва, о пришествии Евреев, распространилась в земле Ханаанской, все Цари её, обладатели семи народов, живших по обоим берегам Иордана, и на помории, в горах Ливана и на равнине, сообщались между собой, чтобы сразиться с пришельцами. Но жители соседнего Гаваона, не ожидая успеха от брани, прибегли к хитрости, чтобы отклонить от себя погибель, какой обрекались все враги избранного народа. Облекшись в ветхие одежды, с истертыми мехами и заплесневелым хлебом, они пришли, как бы издалека, в Галгалы, в полк Израиля, и молили вступить с ними в союз, потому что слышали о великих судьбах Божьих, и старейшины их прислали, будто бы из дальней страны, для заключения союза с избранным народом. Князья Израилевы, не вопросив Господа, дали клятвенное обещание пощадить их и впали в обман. Три дня спустя узнали они, что Гаваониты ближайшие их соседи, но уже нельзя было изменить данной клятвы. Народ возроптал на князей своих, и князья, для укрощения ропота, заняли города обольстителей, пощадив однако жизнь их, но обрекли всех на служение алтарю Божию и на работы для стана; таким образом Гаваониты сделались дровосеками и водоносцами скинии.

Порабощение Гаваона смутило Царя Иерусалимского; он созвал четырех Царей, чтобы поразить соседей, предавшихся добровольному рабству, и Гаваониты обратились за помощью к Иисусу. Ополчился вождь, ободренный свыше обещанием победы, и побежали Цари, наступившие на Гаваон, поражаемые каменным градом с неба, еще более, нежели стрелами Израильтян. Солнце склонялось к западу, но еще продолжалась погоня; тогда Иисус воскликнул пред лицом Господа, предавшего в руки его врагов: «да станет солнце против Гаваона, и луна против дебри Элонской!» и стали солнце и луна, доколе не довершилась победа.

Устроивший порядок времен, Сам, как будто его нарушил, но и сие отклонение, от обычного чина природы, могло входить в предначертание Всемогущего распорядителя вселенной, чтобы содействовать к той же таинственной, ему одному известной цели; «ибо кто познал ум Господний, или кто был ему советник?» восклицает Апостол (Рим. XI. 34, 35.). Солнце, померкшее при распятии Господа Иисуса, остановилось временно, по гласу другого Иисуса, который носил Его имя и образ, чтобы наименовать их силою чудес, и приготовить мир к принятию истинного Иисуса, имевшего явиться в смиренном виде человека, но со всемогуществом над стихиями, ему покорными; ради сего подобия повиновались они и одноименному с Ним мужу; племена же языческие, хульно воздававшие славу Божью светилам, могли из сего увидеть суету своей веры.

Пять воевавших Царей скрылись в пещере; Иисус хотел довершить погоню над их полками; когда же возвратились невредимыми сыны Израилевы, он велел вывести Царей из пещеры, и наступив им на выю, в знак порабощения страны, предать их смерти. В пещере завалили грудой камней трупы избиенных, и пали, один за другим, все города их, под острием меча; вся земля, горная и дольная, от Каддиса даже до Газы, сделалась достоянием Израиля.

Восстали и другие Цари, по зову Иавина, одного из властителей, с остальными народами земли Ханаанской, в горах и долинах, и всех их предал Господь в руки Иисуса; он сжег их бранные колесницы и крепкие города, истребил всех жителей, исполнивших меру беззаконий, которые в слепоте своей, ратовали с избранным народом. Долго воевал с ними вождь Израильский, сокрушил и сынов Энака, род исполинский, обитавший в горах у Хеврона; более тридцати Царей пали постепенно пред его оружием, доколе наконец успокоилась покоренная земля и вступил Израиль в свое наследие. – Состарился Иисус. Господь велел ему, вместе с Первосвященником Елеазаром, разделить покоренную страну, от пустыни до пределов Финикийских, между девятью коленами и полуплеменем Манассии, подобно тому как Моисей дал участки, за Иорданом, другому полуплемени, Гаду и Рувиму.

Старейшина племени Иудина, Халев, первый испросил себе участок, в горах Хевронских; он напомнил Иисусу: как обещал ему Моисей наследие в земле обетованной, за верность Господу, при отпадении сынов Израилевых в пустыне; хотя уже более сорока лет легло с тех пор на рамена его, восьмидесяти шести летний старец еще надеялся, с помощью Божьей, истребить остаток рода исполинов в горах, и истребил. В том же краю поселилось все сильное колено Иудово, зародыш будущего царства, от пустыни Син и Мертвого моря до моря Западного; колено Вениаминово отделяло Иуду от наследия, дарованного к северу сынам Иосифа, Ефрему и полуплемени Манассии, которые предназначались в основание крепкому царству Израильскому; Иисус велел им расширяться оружием, истребляя Хананеев в лесах и горах. В их пределах находился тогда и кивот завета, в скинии свидения; пред дверьми её, престарелый вождь Израильский разделил, по жребию, землю и прочим коленам, поселив Симеона на краю сынов Иуды, а прочих пять к северу от Ефрема, равными полосами, в Галилеи и у подошвы Ливана.

По заповеди Моисеевой, не дал он особенного участка Левитам, но уделил им города в каждом колене, числом до сорока восьми, и назначил шесть городов для убежища невинным убийцам, три по одну сторону Иордана и три по другую, где должны были они оставаться до смерти Первосвященника, во дни коего совершилось убийство. – С благословением и богатой добычей, отпустил Иисус сынов Рувима, Гада и Манассии за Иордан, в их наследие; но они едва не вооружили против себя братий, воздвигнув большой алтарь на берегах Иордана. – Прочие колена послали Финееса, сына Елеазарова, спросить их: «не хотят ли принести на алтаре сем жертвы богам чуждым? И не довольствуются ли святыней кивота, стоящего в Силоме, для всех двенадцати колен?» Они же укротили гнев единокровных, объяснив им, что алтарь сей будет служить только в память неразрывного единства, между всеми коленами, чтобы с течением времени, три племени Заиорданские не почли себя чуждыми прочим.

Обремененный годами вождь Израиля, чувствуя приближение кончины, собрал еще однажды старейшин народа и сказал им: «я уже стар; вы видели, что сотворил Господь враждебным народам, и как поборствовал вам в их покорении; вся их земля уже принадлежит вам, от Иордана до моря великого; погибнет и их остаток. И так укрепитесь, чтобы хранить все написанное в законе Моисеевом; чуждайтесь язычников и богов их, и прилепитесь единому Богу вашему; если же отпадете от него и смешаетесь с язычниками, они будут вам в сеть и соблазн, гвоздями в пятах ваших и стрелами в очах, доколе не погибнете сами. Я отхожу в путь всея земли, и вы увидите, что подобно как доселе исполнялось над вами каждое слово Бога вашего, так равно исполнится и все благое и злое, предреченное вам, за соблюдение или отвержение завета его.»

Иисус напомнил народу, в кратких словах, всю повесть прежних лет, призвание Авраама и Иакова, рабство Египетское и освобождение Моисеем, странствие в пустыне и завоевание земли обетованной; напомнил еще, как страшно оставлять Бога отцов своих для богов чуждых, ибо Он свят и крепок и любит до ревности. – Весь народ поклялся верно служить Богу, и во свидетельство сей клятвы, Иисус поставил великий камень, под дубом у скинии завета, и написал все слова свои в книге закона. Тогда отпустил народ, сам же приложился к отцам своим, будучи ста десяти лет, и вслед за ним скончался Первосвященник Елеазар. – Оба погребены были в горе Ефремовой, где положили и кости Иосифа, принесенные из Египта.


Источник: Священная история / [А.Н. Муравьёв]. - Санкт-Петербург : тип. А. Бородина и К°, 1842. - [2], IV, 516 с. (Авт. установлен по изд.: Межов. Систематический каталог русским книгам... с 1825 вплоть до 1869 года... № 87).

Комментарии для сайта Cackle