Глава вторая. О таинстве миропомазания и обрядах с ним соединяемых после крещения и о присоединении иноверцев к православию
Отделение I. О приобретении и хранении св. мира и о совершении таинства миропомазания по чиноположению церковному
Откуда священники должны приобретать св. миро для миропомазания ? Где нужно хранить св. миро по его получении? Может ли священник дозволять причетникам и вообще мирским людям приносить св. миро из церкви или заносить в оную? Куда девать старое миро, и вообще такое, которое испортится и окажется неудобным для употребления Что делать, когда св. миро прольется или уканет на пол, или на одежду и т. д.? Может ли священник употреблять св. миро в других случаях кроме таинства миропомазания? Когда именно и как должно быть совершаемо у нас миропомазание? О хождении восприемников с младенцем вокруг купели после миропомазания. Как совершать подобного рода хождение при восполнении обрядов крещения над младенцем, получившем крещение прежде? Может ли таинство миропомазания быть когда-либо над кем повторяемо?
§ 1. У нас, обыкновенно, св. миро освящается чрез каждые два года в Московском Успенском Соборе и в Киево-Софийском Соборе (1731 г. Декаб. 29; 1788 г, Июня 23). Отсюда оно рассылается по всем епархиям и, хранимое с честью, раздается благочинным, а от сих последних должны приобретать его и священники для своего употребления. Священники должны каждый получать св. миро для себя лично и доставлять оное к себе на дом с возможною аккуратностью и вниманием, дабы но пролить его, и т. п. Всего лучше для этого употреблять небольшие бутылочки, которые, обвязав крепко у шейки, продеть на шнурок и, возложив его на шею, везти или нести на груди, как это вообще принято делать с запасными дарами, когда они несутся далеко к больному для его приобщения.13
§ 2. Полученное таким образом св. миро священники должны хранить у себя не иначе, как в определенных сосудах, называемых обыкновенно «Мирницами» или «Крестильницами», в которых также хранятся елей оглашенных, губка для отирания тела новокрещенных, ножницы для их пострижения и два стручца или кисточки для помазывания св. миром и елеем. Все это должно быть содержимо всегда в церкви, если не на престоле, то на жертвеннике, и, конечно, в совершеннейшей чистоте. А для того, чтобы не смешивать мира с елеем во время помазывания, на бутылочках, в коих содержится и то и другое, должны быть надписи, на одном: «ЕЛЕЙ», а на другом: «МИРО» (Требник Петра Могилы о крещении ч. I, стр. 16; Инструк. благоч. § 6).
Такие же надписи, чтобы не смешивать, должны быть также и на стручках, что для помазывания, и если нельзя целыми словами, то хоть напр. начальными буквами: Е... и М… для надлежащего порядка в их употреблении.
§ 3. За сим, само собой разумеется, священник не должен ни под каким условием дозволять приносить к нему сосуд со св. миром кому-либо из мирян или из причетников, за исключением только одного диакона. Равно без нужды также не дозволяется никому из священников содержать св. миро в доме. В противном случае, в крайней надобности, сосуд с миром должен быть поставляем всегда на самом честном месте, в углу под образами, я никто и мирских лиц дома не должен прикасаться к нему под опасением самой строжайшей ответственности (Требн. П. Могилы о крещ. ч. I, стр. 17; сравн. ниже о хранении запасных даров, о причащении Отд. VIII, ст. 1, § 158).
Нечего говорить, разумеется, что если бы понадобилось когда, в случае особенной необходимости, чтобы св. миро было доставлено из церкви или отнесено в церковь кем-либо из мирских, несвященных людей, то священник должен избирать для этого людей по преимуществу благоговейных и не иначе дозволять им делать это, как наставив их прежде, чтобы они обращались с св. миром с надлежащей честью, подобающей святыне, и ни под каким условием не только другим не открывали священных сосудов, где оно хранится, но и сами этого не делали в т. д.
§ 4. Св. миро портится или от ветхости, когда оно теряет естественный свой вид и запах, или когда оно плесневеет или зеленеет, в особенности от сообщения с медью, из которой, к сожалению, так часто делаются у нас покрышки для бутылок, употребляемых для хранения мира и елея. Во всех этих и подобных обстоятельствах, если испортившегося мира в банке будет много, священник должен действовать, как и при пролитии крови Господней, т. е. вылить его под св. престол, а остальное вытереть чистой бумагой или льняными паклями, и потом сжечь оные на чистом камне, а пепел тоже всыпать под престол, для сохранения от попрания. (Требн. П. Могилы, ч. I, о св. мире и елее, стр. 16; сравн. ниже о таинст. причащения, Отд. IV, статья 2, § 103).
§ 5. Точно также должны священники поступать и в тех случаях, когда бы св. миро укануло, или пролилось на стол или землю, и т. п. … то есть пролитое миро надо прежде всего хорошенько вытереть ватой или льняными паклями, потом, если оно падет на землю или на доску, соскоблить ту часть, где оно пало, или если это случилось на камне, то камень обмыть водой, затем паклю и стружки сжечь, а остающийся пепел закопать под престол. Туда же надобно класть и соскобленную землю, а воду, остающуюся от омовения, вылить или тоже под престол, или в текущую реку. Если св. миро уканет на пеленки младенца или на другую какую-либо священную или неосвященную одежду, то уканутое место священник должен сам истереть или промыть водой трижды собственноручно над чистым сосудом и также, как указано выше, остающуюся воду излить под престол, или в реку, по обычаю (сравн. Извест. Учительн. при служебн. «О пролитии крови Господней»). Затем измытые таким образом от св. мира одежды употреблять сообразно их назначению не запрещается. Но если бы нашлась при этом возможность укапутые св. миром мирские одежды обратитъ на церковное употребление, то это было бы, конечно, еще лучше (ср. ниже о причащ. Отд. IV, ст. 2, § 107–109), хотя, безусловно, настаивать на этом нет никакой надобности.
§ 6. Само собою разумеется, что по такой высокой важности и неприкосновенности св. мира, употреблять его для каких-либо мирских надобностей, напр. для лечения глазных болезней, как это делают некоторые священники, отнюдь не дозволяется. Единственный случай, когда священник может и должен употреблять св. миро безвозбранно, это совершение таинства миропомазания, которое у нас соединяется с таинством крещения и состоит, по уставу, в помазании св. миром определенных частей тела, как-то: ЧЕЛА... ОЧЕЙ … НОЗДРЕЙ.. УСТ... УШЕЙ.... ПЕРСЕЙ.... РУК... И НОГ... с произнесением обычных слов: печать дара Духа Святаго.... аминь (Книга о должн. пресв. приходск. § 89).
Ни в уставе церковном, ни в обычае древности нет оснований, чтобы эти слова: печать дара Духа Святаго… произносились во время миропомазания по несколько раз, как это делают некоторые священники. Напротив того, в требнике полагается прямо произносить оные только один раз, и отступать от сего постановления не имеет права ни один из строгих блюстителей чина церковного (см. треба, иослед. миропомаз.; сравн. также для примера Требник Петра Могилы о миропомазании, ч. I, стр. 66).
§ 7. За сим в последовании миропомазания, после запечатления новокрещенного дарами Св. Духа, говорится: «По сем священник с восприемником и новокрещенным творит круга образ окрест амвона». Сие кружное обхождение по уставу совершается трижды, при пении: Елицы во Христа креститеся… в следующем порядке: священник возлагает правою рукою епитрахиль на крещаемого, а в левой, держа св. крест, идет вперед, а за ним восприемник с младенцем; диакон же впереди совершает каждение, по обычаю...
Само собою понятно, как тяжко согрешают те из священников, которые иногда без причины оставляют этот обычай так важный и знаменательный. При этом, конечно, носить младенца во время этого обхождения должен тот из восприемников, который воспринимал ого от купели, т. е. мужчина, если крещаемое дитя мужеского пола, или женщина, если дитя женского пола, по обычаю. (сравн. выше О крещении, Отдел. V, § 39).
И этот обряд кружного обхождения должен быть совершаем при совершении миропомазания не только тогда, когда крещение совершается чрез погружение, вокруг купели, но и когда оно совершается чрез обливание, и даже в тех случаях, когда обряды крещения и миропомазания восполняются для младенца крещенного по какому-либо случаю прежде. При этом для обхождения, очевидно, нет никакой нужды ставить купель с водой, как это делают, тем более, что о купели, собственно в этом случае, даже прямо не упоминается и в самом требнике. К тому же и самое крещение может совершаться иногда и не в купели, а например в реке. Потому существует обыкновение вообще обходить в подобных обстоятельствах вокруг аналоя, на котором полагается св. крест и крестильный ящик, если крещение или дополнение обрядов совершается в церкви. Когда же это совершается в доме, в таком случае вместо аналоя может служить стол, на котором полагается крест и сосуд с миром, а в случае отсутствия и самого стола, приспособленного для этой надобности, ковчег со св. миром может оставаться просто в руках диакона, или за отсутствием сего последнего, на груди у священника (на подобие дароносицы), и тогда хождение в образ круга может быть совершено само по себе, независимо от всякого предмета, находящегося в средине круга (сравн. Тульск. Епарх. Вед. 1874 г. № 17).
§ 8 По учению нашей церкви, таинство миропомазания не повторяется. Исключение из этого составляет только священное миропомазание Государей во время коронации. Впрочем, действие это совершается только одними Епископами, а потому к практике священников оно, собственно, и не относится. Священники могут сами снова миропомазывать только тех из христиан, принявших это таинство, которые, отрекшись от веры Христовой, отпадают напр. в язычество, магометанство или иудейство, и потом снова обращаются в православие (Пр. исп. П. Мог. ч. I, от. на вопр. 105; Последован. Мефод. Патр. в Больш. требн. стр. 27, 28). Сюда же надобно также отвести и тех, о которых неизвестно с достоверностью: приняли ли они миропомазание или нет? (Кн. о долж. пресвит. прих. § 89). Впрочем, как в том, так и в другом случае священники не должны действовать сами но себе, одной своей властью, а прежде обязаны испрашивать для этого разрешение епархиального архиерея, а затем уже поступать согласно его указаниям (сравн. также Нов. скриж., ч. IV, гл. LXX).
Отделение II.О миропомазании возрастных, присоединяемых к православию
Какие именно из иноверцев присоединяются у нас чрез миропомазание? С чьего ведома священник может совершитъ этого рода миропомазание, и частнейшие правила для его совершения. Нужно ли, чтобы при этом были восприемники? 0 присоединении иноверцев в случае смертной опасности. Форма записи о присоединении иноверцев к православию в метрическую книгу. Заметка о присоединении к православию духовных лиц из иноверцев. Как вообще священнику поступать при присоединении иноверцев в сомнительных случаях?
§ 9. Чрез миропомазание присоединяются у нас к православной церкви все те из иноверцев, которые, веруя во Св. Троицу и будучи крещены в три погружения или обливания, с этим вместе не получают миропомазания от своего законного священства, как-то: 1) Римские католики и др., не получившие конфирмации от своих епископов; 2) все, так называемые, протестанты, лютеране, реформаты, кальвинисты и др., отвергающие в числе других таинств и таинство миропомазания, и 3) наконец, и наши раскольники, крещенные в расколе мирскими их начетчиками, а также в попами беглыми, или принадлежащие к так называемому незаконному австрийскому священству и др. (II Вселен, собор пр. 7; о должн. пресвит. приход, о крещении § 82; сравн.Нов. скриж., ч . IV, гл. LXX, § 5). Для присоединения их к православной церкви нет надобности испрашивать разрешение у епархиального начальства, как это постановляется при крещении неверных (сравн. выше о крещении Отд. VI, §§46, 47). Священники должны только доносить об этом Преосвященному или на имя Консистории в начале каждого года при подаче метрических годичных ведомостей, чрез благочинного, по уставу (Ук. Св. Синода 20 Февр. 1840 г. Сравн. ниже § 14).
§ 10. В частности, что до самого способа присоединения иноверцев к православию, то оно совершается следующим образом. Прежде всего, таковые все должны, если не знали прежде, изучить символ веры, молитвы православные, и вообще познакомиться основательно с вероучением и уставами церкви православной (Чинопосл. соед, из иноверия к Правосл. Католич. Восточ. церкви). Потом священник берет от них расписку следующего содержания:
Я, нижеподписавшийся (или нижеподписавшаяся) NN (имя, отчество и фамилия) вероисповедания NN, сим изъявляю решительное намерение присоединиться к Православной Восточной церкви и обещаю пребывать в послушании ее всегда неизменно. …. года месяца N, 00 числа. (Указ 1840 года Февраля 20, Уст. Духов. Консист. § 22, 25).
В случае принятия православия целыми семействами подобные подписки должны быть также взимаемы священником и от каждого члена семьи, достигшего совершеннолетия. (Резолюц. Митропол. Филарета в Душепол. чтении 1872 г.) За сим несовершеннолетние принимаются без всякой подписки под ответственность родителей, по обычаю.
§ 11. После сего священник предлагает обращающемуся исповедать грехи свои, какие вообще доселе совершил он в жизни; впрочем, при этом священник не должен читать над присоединяемым разрешительную молитву, как под недействительным еще членом православной церкви, а сообразно обычному чину присоединения иноверцев, прежде всего должен совершить над ним обряд присоединения, помазать св. миром, и только после этого разрешить его от грехов, и если то бывает пред обедней, тут же приобщить св. тайн, по обычаю.
При этом, как по древнему обычаю, так и по узаконению церковному, при миропомазании иноверцев также должны быть восприемники, как и при крещении (Зак. по церковн. Зак. прот. И. Скворцова, изд. 1857 г. стр. 167; Уст. Духов. Консист. § 25). Впрочем, восприемники эти в сем последнем случае имеют характер по преимуществу свидетелей обращения, а потому ни по обычаю, ни по уставу ни в какое духовное родство не вступают ни с обращающимися в православие, ни с его родителями и т. д. (Сравп. ниже о браке, Отд. III, § 21).
§ 12. За сим все иноверцы, получившие миропомазание от своих епископов, как-то: Римские католики, армяне и др., присоединяются просто чрез одно только отречение, исповедь и причащение св. тайнам, по уставу (Чин присоединения к правосл.) Впрочем, если бы при этом возникло какое-либо сомнение, в действительности миропомазания обращаемого, то его так же надобно миропомазывать, как и при обращении других иноверцев. Но в этом случае священник должен действовать уже не сам, а обращаться к епархиальному архиерею и затем уже, согласно его наставлению поступать по обычаю.
§ 13. В случае смертной опасности, иноверцы принимаются в православие без соблюдения предварительных формальностей чрез одно только миропомазание и при том на одном даже челе в случае особенной какой надобности, если они не миропомазаны; при этом священник должен только прочитать над ними следующие две молитвы, полагаемые в чине присоединения: а) просительную: Господи Боже, Вседержителю, Едине Святе и во святых почиваяй... и б) разрешительную: Господъ наш Иисус Христос, ключи царствия небеснаго... и затем приобщить св. тайнам, по обычаю (Ук. Св. Синода 1800 г. Февраля 20 дня). Впрочем, и в этом случае от обращающихся таким образом священники должны брать формальную подписку о желании их принять православие, как и в обыкновенных обстоятельствах (ср. выше § 10).Если больной, принимающий православие, сам по болезни не в состоянии будет подписаться, то вместо его, по его поручению, могут расписаться другие (Руковод. для С. П. 1862 г. № 23).
Само собой разумеется, что больные, присоединившиеся таким образом к православию, должны оставаться православными и по своем выздоровлении, хотя бы случалось даже и так, что иные из них напр., принуждены были исповедываться и причащаться у православного священника, за отсутствием священника иноверного, в случае смертной опасности, и т.п. (сравн. ниже, о причащении и литургии, Отд. VII, ст. 1, § 139).
§ 14. Затем, запись о присоединении иноверцев в метрические книги вообще принято производить по следующей форме: в 1-й части о родившихся, в графе звание, имя, отчество и фамилии родителей и т. д., пишется.
NN Элеонора Казимировна, состоящая в Римско-Католическом (или в другом) исповедании, 17 лет от роду, вследствие изъявленного ею решительного желания, помазанием св. мира (последние слова, конечно, пропускаются, когда кто миропомазан прежде), присоединена к православной Греко-Российской церкви с наречением имени (напр.) Мария во имя св. Равноапостольной Марии Магдалины, празднуемой церковью Июля 22 дня, или с оставлением прежнего имени, если оно встречается в святцах православных (сравн. ниже, приложение ІІ-е, под буквой Б).
Вместе с этим выписка из этой метрической книги, вместе с подпиской, взимаемой от вновь воссоединяемого пред присоединением (сравн. выше § 10), в начале каждого года представляется священником при особом рапорте епархиальному преосвященному для сведения. О случаях же замечательных, а равно и о присоединении значительного числа иноверцев вместе, священники должны доносить немедленно, по закону (Ук. Св. Синода 1865 г. Августа 25 дня).
Подписка, взимаемая с присоединяемых, хранится в архиве Консистории на всякий случай до востребования (Уст. Дух. Консист. § 22, 25).
§ 15. Что касается, в частности, до воссоединения духовных лиц римско-католического, а вместе с сим, конечно, и англиканского, и армянского исповеданий, в случае обращения их к православию, то воссоединение таковых может быть совершаемо не иначе, как с ведома и при ближайшем участии самих епархиальных преосвященных. А потому священники сами не могут присоединять их своей властью, и вследствие этого все дела по этому предмету должны препровождать своему архипастырю, который в, этом случае, действует на основании особых правил, нарочито указанных для сего церковной властью (Ук. Св. Синода 1840 г. Февр. 20; Уст. Дух. Консист. Раздел II, гл. I, § 30).
Само собой, разумеется, что исключение из этого должны составлять те случаи, когда бы кто из иноверных лиц духовного звания нашел необходимым для себя обратиться к православной церкви в случае смертной опасности. Тогда священник так же может присоединять их к православию, по сокращенному последованию, как и мирян (сравн. выше § 13), и потом уже, не медля, доносят обо всем епархиальному преосвященному на его усмотрение.
§ 16. Затем, во всех остальных случаях, требующих разъяснения или наставления, как по отношению к совершению таинства миропомазания вообще, так и по отношению к присоединению иноверцев к православию, священники должны так же обращаться к епархиальному архиерею, как и при крещении, по обычаю (сравн. выше крещении Отд. VIII, § 71; Уст. Дух. Консист. § 25).
Отделение III. Необходимые дополнительные замечания о некоторых особенных священнодействиях и обрядах, совершаемых у нас обыкновенно вместе с крещением и миропомазанием и после оных
О так называемом измовении крещаемых «в восьмой день». В какой воде надобно омокать ризки и губку для окропления и измовения крещаемых? О пострижении крещаемого младенца и о волосах, у него постригаемых. Нужно ли непременно наблюдать полно число 10 дней для введения женщины в церковь, или так называемого воцерковления с нею младенца, после его рождения? Нужно ли таким же образом вводить в церковь женщин, рождающих преждевременно так называемых выкидышей? Нужно ли совершать сорокадневное обмолитвование младенца в отсутствии его матери? Нужно ли совершать это обмолитвование матери-иноверки, у которой младенец крещен по-православному? Как и когда совершать обряд воцерконления над младенцами подкинутыми или найденными? Можно ли совершать этот обряд в доме родильницы или вообще в доме, а не в церкви? Можно ли совершать это обмолитвование заочно в отсутствии младенца или матери? Нужно ли совершать воцерковление над взрослыми, когда оно не совершено над ними в определенное время ? Следует ли читать молитву воцерковления родильнице в случае, если бы понадобилось причащать ее раньше надлежащего очищения? Позволительно ли подобного рода женщинам входить потом в церковь до истечения 40 дней? О причащеннии младенцев Св. Тайнам после их крещения.
§ 17. Устав церковный полагает, что измовение крещаемого надобно совершать в восьмой день.Это древний и достойный уважения обычай (Сим. Солунск. гл. LXVIII; Нов. Скриж., ч. IV, гл. VII, § I). Но в настоящее время, чтобы не утруждать родителей и не заставлять восприемников снова приносить дитя в церковь чрез несколько дней после их крещения, этот обряд соединяется вместе с крещением и совершается большей частью непосредственно после чтения Евангелия по миропомазании таким образом, что священник сейчас же по Евангелии читает молитву «на измовение», берет ризки крещаемого, омокает их водой и кропит отроча, говоря: оправдался еси, просветился еси..., потом омокает губку в воде и отирает ею тело крещаемого на тех местах, где были начертаны знаки креста св. елеем и миром, произнося дальнейшие слова: крестился еси, просветился еси и т. д. Затем пострижение власов и обычная ектения и отпуск.Есть священники, которые как ризки, так и саму губку обыкновенно омокают в той самой воде, в которой совершается крещение. Это решительно не имеет основания как петому, что в древности измовение крещаемых совершаемо было в осьмой день после крещения, когда, следовательно, крещальной воды уже не было, так и по самому смыслу омовения, как очищения, которое требует обыкновенно «чистой воды», какая для этого именно и полагается по уставу (смотр. Требн. чин измовения). Потому, кроме обычной воды для крещения, при крещении всегда должна находиться в особых сосудах: I) вода для омовения крещаемого после миропомазания и 2) вода в другом сосуде для омовения рук священника по крещении (ср. Руков. к изуч. церков. устав. В. Михайловского, страница 118), каковыми и должны пользоваться священники в свое время, по уставу.
При этом, по случаю соединения измовения с крещением, для большего порядка, ектения, полагаемая после Евангелия, большей частью опускается, а вместо этого заключающиеся в ней прошения о новокрещенном а др. соединяются с последней ектениею, полагаемой после измовения.
§ 18. Как вместе с крещением и миропомазанием у нас соединяется теперь измовение крещенных, так точно принято соединять с этим и пострижение удостоившихся крещения, по ясному указанию древнего истолкователя церковных обрядов Симеона Солунского, что «по миропомазании всесвятом (священник) должен стричь волосы головы (крещаемого) крестовидно, свидетельствуя, что он (крещаемый) главу имать Христа, и должен молиться непокровенно, как и Павел учить...» и т. д. (гл. 67).
Нечего и говорить, с какой осторожностью священники должны совершать пострижение этого рода, чтобы ножницами не поранить голову младенца, или не причинить ему боли постригая неострыми ножницами.
Чтобы не растерять волос при пострижении, некоторые опытные священники обыкновенно собирают их в комок воску и потом бросают в купель, откуда они вместе с водой изливаются в приличное место. (Номок при требн. пр. 199). Хранить эти волоса «в сосудах, в которых держатся елей и св. миро для крещения, как это делают некоторые священники совершенно неприлично и неуместно. Желательно было бы также при этом, чтобы священники, по возможности, силою слова и убеждения останавливали разные приметы и суеверные гадания о судьбе крещаемых по воску с постриженными волосами, и т. д.
§ 19. Нет также особенной надобности, во что бы то ни стало наблюдать полное число сорока дней, которое полагается у нас для воцерковления младенца по его рождении. В требнике относительно этого главным образом требуется, чтобы дитя приносимо было в церковь матерью, «уже очищенною и омовенною сущею». Между тем известно, что есть женщины, особенно страдающие малокровием, которые часто очищаются ранее 40 дней по рождении. Зачем же таковым отказывать от участия в молитве, когда, так сказать, самая натура их не полагает к этому никакого препятствия? Особенно это надобно иметь в виду в великом посту перед Пасхой, когда благоговейные и свободные совершенно от телесной нечистоты женщины пожелали бы исповедаться и приобщаться Св. Тайнам ранее обыкновенного срока, чтобы наравне с другими встретить св. праздник в храме на богослужении.
К сожалению, нередко можно встречать в наше время женщин, которые, родивши преждевременно так называемых выкидышей, вовсе не считают для себя обязательным являться после этого в церковь, по истечении 40 дней, или после надлежащего очищения, для воцерковления, по обычаю. Священники должны, по возможности, искоренять этот обычай; ибо женщины, родившие преждевременно, также страдают после этого обычной нечистотой, a потому, само собой разумеется, как и родившие в свое время, нуждаются в церковном очищении и благословении, по уставу. Само собой разумеется, что в этом случае священники должны совершать обряд воцерковления в том порядке, какой для этого полагается вообще для родильниц в случае смерти младенца вскоре после его рождения до истечения сорокадневного срока по уставу (см. требн. молит. жен.-род. по 40 днях).
§ 20. Случается нередко так, что по болезни, или по другой какой-либо причине, мать не может прийти в церковь в определенное время, чтобы принять молитву воцерковления, а между тем родителям желательно было бы, чтобы дитя их могло быть принесено в церковь для причащения Св. Тайнам или для других молитвословий, по обычаю. Бывает и так, что мать умирает до истечения 40 дней, и тогда дитя по естественной причине не может быть приносимо в церковь «матерью», как это полагается по уставу. Чтобы решить, как должно поступать в этих случаях, священники должны обратить внимание на то, что по смыслу этого устава, излагаемому в требнике, кроме матери, при воцерковлении младенцев должны присутствовать также и их восприемники, которые потом «и вземлют младенца от дверей жертвенника и исходят с ним из церкви», по ясному указанию самого же требника. Само собой разумеется, что те же восприемники могут приносить в церковь детей и в 40-й день в тех случаях, когда бы, за болезнью или за смертью матери, они не могли быть приносимы сюда сей последней. При этом священники, конечно, должны читать только те молитвы, которые в чине воцерковления специально относятся к дитяти; матери же, когда она находится в живых, следуемые молитвы могут быть прочитаны потом ей самой, когда она найдет возможность быть в церкви, по обычаю.
Этот же порядок должен быть наблюдаем и в тех случаях, когда бы мать, имея дитя, крещеное в православную веру, но сама будучи иноверкой, не захотела бы отправиться вместе с младенцем в православную церковь для его воцерковления, т. е в этом случае дитя должно быть также принесено в церковь восприемником, и над ним должны быть прочитываемы одни только молитвы «отрочати», и т. д. Но если бы иноверная мать сама пожелала быть при воцерковлении своего дитяти, то над нею так же, как и над младенцем, должен быть совершаем весь обряд воцерковления, по обычаю.
§ 21. Сюда также надобно отнести и воцерковление младенцев так называемых подметных или подкидышей. При этом, при невозможности определить возраст ребенка, обряд воцерковления должен быть совершен над ним в сороковой день от дня его нахождения или в сороковой день со дня крещения, которое называется духовным рождением в новую, благодатную жизнь. Кроме того, он может приноситься в церковь восприемницей, заменяющей для него, в данном случае, родную мать, причем, само собой разумеется, и здесь читаются только молитвы, относящиеся к младенцу, так как физическое и нравственное состояние его матери священнику неизвестно.
§ 22. Бывают еще особого рода затруднения в тех местностях, где православные рассеяны между иноверцами вдали от православных церквей и причтов, так что иногда сами родители обращаются к священнику с просьбой обмолитвовать мать и младенца молитвой воцерковления, при первой возможности, за отсутствием церкви, в их собственном доме, чтобы потом они уже безпрепятственно могли входить в церковь, как скоро откроется к тому возможность. Этого рода просьбы вообще равносильны вопросу: можно ли совершать обряд воцерковления вне церкви, в каком-либо частом доме? Но одно простое название этого обряда обрядом воцерковления положительно свидетельствует, что он может совершаться только в церкви. А потому, вместо того, чтобы без нужды и без всякого смысла совершать его в частных домах, священники должны внушать своим прихожанам, и в особенности матерям, живущим вдали от церквей, чтобы они, не ограничиваясь каким-либо строго определенным временем, просили священников о надлежащем введении их в церковь при первом открывшемся случае, как только им удастся быть в церкви. То же самое должно быть наблюдаемо, конечно, и по отношению к младенцам, будут ли они приносимы в церковь самими матерями или восприемниками.
Из этого же само собою открывается, что никакое заочное чтение молитв воцерковления ни для матери, ни для младенца никогда допускаемо быть не может. Равно также было бы слишком обременительно требовать исполнения обрядов воцерковления над теми матерями или детьми, которые давно уже стали ходить в церковь или успели причаститься Св. Тайнам, спустя долгое время по истечении обычного срока, полагаемого для воцерковления, не исполнив этого обряда в узаконеное время. Священники должны только делать надлежащие внушения подобного рода матерям, чтобы они впредь не делали этого, а для лучшего убеждения можно назначать нерадивым в этом случае особые на исповеди, также какие-либо другие духовные упражнения, особенно когда бы священник убедился, что это сделано не по неведению, а нарочно, с нехорошей целью, как это особенно, к сожалению, всего чаще бывает в настоящее время.
§ 23. Нередко случается так, что состояние здоровья родильницы внушает серьёзные опасения, так что открывается надобность напутствовать ее Св. Тайнами ранее срока, определенного для ее очищения. Некоторые священники при этом читают родильнице прежде очистительную, так называемую, сорокадневную молитву и затем удостаивают больную Св. Тайн. Чтение очистительной молитвы в настоящем случае положительно излишне. Родильница допускается к принятию Св. Таин только в силу своего исключительного положения, вследствие того же снисхождения церкви, по которому человек, преданный отлучению от св. причащения на известное число лет, в случае смертной опасности, не лишается участия в трапезе Господней и до истечения срока назначенной ему епитимьи; следовательно, не преждевременное чтение очистительной молитвы делает страждущую достойной и готовой к принятию небесного дара, а единственно милость и человеколюбие Господа, обещавшего грядущего к Нему не выгонять вон. Если же в очистительной молитве и содержится прошение о том, чтобы Господь «омыл ее (родильницы) скверну телесную и скверну душевную и соделал ее достойной причащения честного тела и крови Своей», то такие же выражения мы встречаем и в молитве пред напутствованием болящих: «вниди в мя», молится священник от лица больного причащающегося, «и очисти мя от всякия скверны плотския и душевныя», и в другом месте: «Господь да очистит тя»; а потому и причащение ее должно быть совершаемо в силу одной этой молитвы без всякого прибавления.
§ 24. Совершенно иное в этом случае представляет вопрос о допущении причащенной таким образом преждевременно женщины в церковь после ее причащения.
Иным может показаться, что так как родильница была удостоена Св. Христовых Тайн и прикасалась к самому Источнику освящения, то, по этой уважительной причине, она должна быть допущена и в церковь без всяких других молитв. Но что было, допущено по нужде, то не может быть руководственным правилом для тех случаев, где нет этой необходимости. Известно, что отлученному на время от св. причащения, в виду смертной опасности, тоже разрешается причаститься Св. Тайн, а, по миновании опасности, действие епитимьи возобновляется. – Точно также и здесь: в уважение к опасному положению родильницы, церковью делается ей снисхождение; но как только она почувствовала возвращение жизненных сил, запрещение входить в храм до указанного срока возобновляется в прежней силе и она так же должна дожидаться определенного срока до воцерковления, как и другие женщины, и только после этого входить в храм Господень по обычаю, с чтением уставной молитвы воцерковления.
§ 25. Наконец, с крещением у нас, как известно, принято соединять также и причащение крещенных младенцев Св. Тайнам. Само собою разумеется, что для этого всего лучше совершать крещение в воскресные и праздничные дни пред обедней, дабы тут же по совершении ее удостоить их Св. причащения. Но если это почему-либо бывает неудобно, то священники должны наблюдать, чтобы родители приносили новокрещенных для причащения в ближайшие воскресные иди праздничные дни, и, во всяком случае, приобщали их непременно, по крайней мере в 40-й день, при воцерковлении (сравн. Нов. Скр. ч. IV, гл. VII, § 4; также смотр. ниже: О таинстве причащения, Отдел. VII, ст. 2, §§ 144–146). Это тем более удобоисполнимо, что женщины родившие вообще у нас не наблюдают безусловно точного числа сороковых дней, чтобы в эти именно дни обращаться к священнику за молитвой воцерковления, а по большей части стараются приходить для этого в церковь в ближайшие воскресные или праздничные дни, непосредственно следующие за сороковым днем после рождения, когда именно в церкви совершается Богослужение, а потому и открывается ближайшая возможность причащать приносимых с этим вместе детей их.
* * *
Местное епархиальное начальство обязано наблюдать, чтобы св. миро в церквах было без оскудения (Устав Дух. Консист. ст. 39).