Беседа в неделю Торжества Православия, первую Великого Поста, о вере православной
Аще свидетельство человеческое приемлем, свидетельство Божие более есть (1Ин. 5:9).
Без веры, братья, по учению божественного апостола Павла, невозможно угодить Богу, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и взыскующим Его мздовоздатель бывает (Евр. 11:6). А если никто из людей не знает сокровенных мыслей и внутренних тайн другого человека, кроме духа человеческого, живущего в нем, то тем паче о непостижимом существе Божием один Бог может сообщить истинные понятия (1Кор. 2:11). И Бог, по безпредельной благости своей, открыл Церкви своей такое о Себе познание, до которого ум человеческий собственными силами, при всех напряженных усилиях, достигнуть не в состоянии. Если же Бог даровал нам откровение о Себе, то самое спасительное употребление нашего разума покорить его вере в Божественное откровение – верить слову Божию; потому что если разум не может не верить свидетельству человеческому, то без всякого сравнения большей достойно веры нашей свидетельство Божественное! Аще свидетельство человеческое приемлем, свидетельство Божие более есть (1Ин. 5:9), говорит Св. Иоанн Богослов. А Бог истину своего откровения засвидетельствовал сверхъестественными знамениями своего всемогущества – чудесами и пророчествами.
И так, по Божественному откровению и учению Св. Церкви, веруем во единого Бога (Втор. 6:4. 1Тим. 1:17), в трех Лицах, которые суть: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой (Мф. 28:19). Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается, a Дух Святой предвечно исходит от единого Бога Отца: но три сии Лица Пресвятой Троицы суть единого существа и совершенно равного Божеского достоинства. Сей Триединый Бог – самосущий (Исх. 3:14), предвечный (Ис. 41:4. Пс. 89:3), безконечный (Лк. 1:53. Пс. 101:28), вездесущий (Иер. 23:24), премудрый (Рим. 11:33), всеведущий (1Ин. 3:20), всеблагий (Пс. 144:9), всеправедный (Пс. 144:17), всесвятый (1Цар. 2:2), и всемогущий (Пс. 113, 11), – в начале времен привел из небытия в бытие всесильным своим Словом видимый и невидимый мир (Быт. 1:1), даровав, во-первых, бытие чистейшим духам, или Ангелам (Иов. 38:6, 7).
Первоначально все Ангелы были добрыми и святыми. Но одни из них, непоколебимо утвердившись в святости, любви и стремлении к одному добру, постоянно славословиях Бога (Пс. 102:29), приводят в исполнение определения Его относительно людей; даже каждый верующий, по благоволению Божию, при Св. Крещении получает Ангела-хранителя (Мф. 18:10); но св. Ангелы содействуют в приобретении спасения только желающим наследовать жизнь вечную (Евр. 1:14). Другие Ангелы, не устояв в добре, согрешили перед Богом (Иуд. 6.), и навсегда оставшись во зле, соделались вечными врагами Божиими и нашими, всемерно стараются поработить людей греху (2Сол. 2:9), чтобы низринуть нас в то бедствие, которому сами подвержены (Мф. 25:41), и посему именуются дьяволами (Ин. 8:44). По сотворении бесплотных духов, Триединый Бог единым словом своим: дa будет! – создал, в шесть дней, из ничего видимый мир, т.е. обитаемую нами землю, окружающую ее твердь со всеми небесными светилами, все, что наполняет собой землю, воды и воздух, и в заключение сотворил первого человека (Быт. 1:3–28), от которого произошел весь род человеческий (Деян. 17:26). Бог образовал сперва из земли тело первого человека, Адама, вдунул в него бессмертную душу (Быт. 2:7), и во время глубокого сна его, вынув одно из ребра его, создал из него для Адама помощницу (Быт. 2:22). Первый человек, будучи, по благодати Божией, невинен и безгрешен (Еккл. 7:30), не только уподоблялся Ангелам Божиим, но даже имел образ и подобие Божие (Быт. 1:26), коими был одарен при самом создании своем, т. е. он обладал мудростью чистой и полной (Быт. 2:20, 23), волю имел, направленную к одному добру (Еф. 4, 24), так что сердце его, в праведности и святости истины (Кол. 3:10), горело чистой любовью к одному Богу; посему и совесть первого человека была спокойна и безмятежна. В таком состоянии наших прародителей все окружающие их твари были вполне покорны их владычеству (Быт. 1:26), и самое жилище праотца нашего, названное раем (Быт. 2:8), было страной неизреченных утех, радости и чистых удовольствий.
Если бы прародители наши пребыли в состоянии невинности и сохранили данную им от Бога заповедь, то не только сами были бы всегда счастливы, но сообщили бы свое бессмертие и блаженство и всем потомкам своим, всему человеческому роду. Но первобытная невинность и блаженство наших прародителей прекратились, как только они, быв обольщены вселившимся в змея дьяволом, вкусили плодов от запрещенного Богом древа (Быт. 2:16, 17); а преступлением заповеди Божией они низвергли себя и весь род человеческий в самое горькое и бедственное состояние (Рим. 5:11).
С тех пор мы зачинаемся и рождаемся в беззакониях (Пс. 50:7); помышления сердца человеческого с младенчества влекут человека на зло (Быт. 6:6), в уме и душе его постоянно возникают злые мысли и желания (Рим. 7:18), каждый человек ощущает в себе перевести греховных склонностей над добрыми и спасительными желаниями (Рим. 7:19.); все люди сделались предметом гнева раздраженного правосудия Божия (Еф. 2:3); весь род человеческий уподобился страждущему расслаблением, который не в состоянии помочь себе собственными силами. Никто из людей, самых праведных, не мог изобрести средств к удовлетворению правосудию Божию за грехи рода человеческого, потому что и праведники боялись суда Божия, ощущая в себе силу греховности (1Ин. 1:8.); никакой Ангел, сколько бы ни был возвышен по своей природе, не мог восстановить человека в первобытное состояние, открыть снова путь к вечному блаженству, потому что для сего требовалась Творческая сила (Еф. 2:10); ни один сотворенный дух не дерзал принять на себя посредничество к примирению человека с Богом, потому что за оскорбление Бога – существа бесконечного – требовалось бесконечное удовлетворение – требовалась жертва цены безпредельной (Евр. 7:23, 24).
Но Бог, от вечности предвидя плачевнейшее состояние рода человеческого, воспоследовавшее через грехопадение наших прародителей, побуждаемый благостью и любовью своею, предопределил снова даровать нам вечное блаженство (Еф. 1:4). С сей целью Отец небесный прежде создания мира благоволил, чтобы человек снова был поставлен в такое состояние, в котором бы возможно было для него приобретение вечного блаженства (Ин. 3:6). Единородный Сын Божий благоизволил вочеловечиться (Пс. 39:7, 8), чтобы удовлетворить правосудию Божию за грехи всех людей и доставить средства к их спасению (Евр. 10:7–10); вместе с сим Святой Дух благоволил прийти, освятить и обновить нас действием благодати своей (Тит. 3:5).
А чтобы людям, хотя отчасти было известно, сколь велики благодеяния, предназначенные роду человеческому милосердием Божиим, Дух Святой открыл вам в божественном Писании, и мы веруем, что второе Лицо Святой Троицы, восприявшее на Себя дело искупления нашего от греха и вечной смерти, есть единородный Сын Божий (Ин. 1:18), Премудрость (Притч. 8:22) и Слово Отца небесного (Ин. 1:1), непостижимо прежде всех веков бесстрастно (неким образом подобно тому, как от света, усматриваемого в солнце, рождается одной и той же природы свет, видимый во всей подсолнечной), рожденный от Бога Отца, истинный Богъ (1Ин. 5:20) от Бога истинного, единосущный Отцу по Божеству (Ин. 10:30), которым все сотворено (Ин. 1:3).
С начала мира постепенно, многократно и многообразно было обещано Богом пришествие во плоти в мир Сына Божия (Быт. 3:15. 12:3. 26:4); а через Пророков предсказано не только время явления (Быт. 49:10. Дан. 9:24–27.), но и признаки, по которым можно было узнать Его (Ис. 7:14. 11:1, 2. 53:4–12. Мих. 5:2. Зах. 9:9. Пс. 21). Наконец, по исполнении времен, совершились обетования, пророчества и преобразования о Его пришествии, и мы веруем, что единородный Сын Божий, вселившись во утробу пресвятые Девы Марии (Лк. 1:33), содействием Всесвятого Духа заимствовал от Ее чистейших кровей плоть (Ин. 1:14), подобную нашей, кроме греха, и, приняв душу человеческую (Ин. 10:17, 18), соделался истинным человеком (1Тим. 2:5), не преставая быть истинным Богом (Рим. 9:5); так что Он есть Богочеловек, наименованный на земле Иисусом Христом, в Лице коего два естества – Божеское и человеческое соединены неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно (догмат 4 Вселенского Собора). Посему Приснодевственная Матерь Иисуса Христа есть воистину Богородица (Ис. 7:14. Лк. 1:43), без всякого сравнения чистейшая Херувимов и славнейшая Серафимов.
Вместе с сим веруем, что Господь и Бог наш Иисуса Христос, приняв на Себя с человеческим естеством и немощи человеческие, хотя проявлял Божество свое неслыханными в мире до пришествия Его чудесами (Мф. 8:3. 13:9, 22. 12, 13, 14, 19–20, 25. Лук. 17:14. Ин. 5:8. 9:7. 11:43), однако ж нас ради обнищав (2Кор. 8:9), подвергался в течение жизни различным опасностям (Мф. 2:13. Лк. 4:29), лишениям и бедствиям (Мк. 11:13. Лк. 9:58), злословию, уничижению и преследованиям (Мф. 12:24. Ин. 5:18); наконец, озарив нас светом истинного Богопознания (Ин. 1:18), и открыв нам волю Отца небесного (Ин. 6, 40), чтобы удовлетворить правосудию Божию за грехи человеческого рода (1Тим. 2:6. Ин. 1:29), быв учеником своим предан врагам своим, претерпел посмеяния, поругания и крестные мучения, умер и погребен при Понтии Пилате (Мф. 26:47–75, 27).
Будучи телом во гробе, Спаситель наш низшел душой во ад, чтобы освободить из него души, от века ожидавшие Его пришествия (1Пет. 3:18–20. Еф. 4:8, 9); в третий же день, по погребении, воскрес силой Божества своего из гроба; a по воскресении своем многократно являлся Он, в продолжении четыредесяти дней, ученикам своим, продолжая учить их тайнам Божественного своего царствия (Деян. 1, 3).
Совершив дело искупления нашего, Господь наш Иисус Христос вознесся перед учениками своими с плотью своею на небеса (Деян. 1:9), и возсел одесную Отца небесного (Мк. 16:19), т. е. воспринял и по человечеству своему всякую власть на небеси и на земли (Мф. 28:18), к преспеянию основанного им благодатного царства, или Церкви Святой (1Кор. 15:25). С сей целью Спаситель, управляя всеми, происходящими в мире событиями, защищает Церковь свою промыслом своим от всех тайных и явных наветов, козней и гонений вражеских, так что и врата адовы не преодолеют ее (Мф, 16:18); для непрерывного же созидания Церкви Святой, благодатно в ней по Своему обетованию присутствуя (Мф. 28, 20), поставляет (Еф. 4:11, 12), умудряет и наставляет Духом Святым пастырей и учителей ее (Ин. 16:13) верно преподавать слово истины Его; а посему Церковь никогда не может отпасть от веры, ни погрешит в истине ее, или впасть в заблуждение. Таким образом, основываясь на учении Св. Апостолов, исповедуем, что Господь наш Иисус Христос есть един Пастыреначальник (1Пет. 5:4), един вечный Ходатай Бога и человеков (1Тим. 2:5), един безгрешный Первосвященник (Евр. 7:26), един Глава таинственного тела своего – Церкви Святой (Еф. 1:22, 23), един Царь сего благодатного царства своего (Лк. 1:33. 1Кор. 13:25); потому что Церковь есть исключительно царство Божие духовное, на земле (Мк. 1:15. 1Петр. 2:9). Благодатное же царство Христово будет продолжаться до скончания мира (1Кор. 15:25): тогда Господь наш Иисус Христос приидет во славе своей, со всеми святыми Ангелами (Мф. 25:31), судить всех людей живых и мертвых (Ин. 5:29); за сим последует царство славы и блаженства, которому не будет конца (Лк. 1:33).
Веруем также и в Духа Святого, Господа животворящего, предвечно, непостижимо исходящего о единого Бога Отца (Ин. 15:26), и вместе исповедуем, что, по сему исхождению, Дух Святой есть Бог истинный (Деян. 5:3, 4), единосущный Богу Отцу и Богу Сыну (1Кор. 2:11. Мф. 10:20. Гал. 4:6), полоняемый и прославляемый вместе с Отцом и Сыном (Мф. 28:19); что Дух Святой говорил через Пророков и Апостолов (2Пет. 1:20, 21); что Он, по ходатайству (Ин. 14:16) и ради заслуг Господа нашего Иисуса Христа, таинственно, силой благодати своей, обращает нас на путь покаяния (Пс. 58:11), возбуждает в нас молитвенные воздыхания (Рим. 8:26), начинает в нас и содействует нам во всяком добром деле (Флп. 2:13), очищает нас от грехов и освящает нас в таинствах Св. Церкви (Тит. 3:5, 6), приводит ко спасению каждого человека, истинно верующего.
Веруем и во единую, святую, кафолическую и Апостольскую Церковь; исповедуем же, что она едина, потому что истинно верующие во Христа, в каких бы веках и странах ни жили, составляют одно духовное тело (Еф. 4:4–6), которое, как таинственное тело Христово (Кол. 1:24), имеет одну Главу – Христа Спасителя (Еф. 1, 22) и одушевляется одним Духом Божиим. Веруем, что Церковь есть святая, потому что, будучи освящена учением, страданиями и кровью Иисуса Христа (Еф. 5:25–27), постоянно освящается еще молитвами и благодатными таинствами Нового Завета. Признаем, что Церковь есть кафолическая, или вселенская, потому что она не ограничивается ни каким-либо местом, ни временем, ни народом (Кол. 1:5, 6, 3:11); но заключает в себе истинно верующих из всех мест, времен и народов (Гал. 3:9). Именуем Церковь Апостольской и православной, или правоверующей, потому что она, как здание Божие, не имея другого основания, кроме Иисуса Христа (1Кор. 3:10. 11), утверждается на учении Его Апостолов и Пророков, которое Церковь неизменно проповедует в истинном смысле и разумении (Еф. 2:19–21), сохраняя притом непрерывно от самых Апостолов преемство даров Духа Святого через священное рукоположение своих Пастырей и Учителей (Деян. 14:13). Вместе с сим признаем долгом своей совести повиноваться учению, учреждениям, уставам и руководству святой Церкви, потому что, по отношению к Пастырям Церкви, Спаситель сказал: слушаяй вас, Мене слушает, и отвергаяйся вас, Мене отвергается (Лк. 10:16), а неповинующийся Церкви Святой равен язычнику и явно-грешнику (Мф. 18:17). Призываем, наконец, в молитвах наших и нуждах Святых, благоугодивших Богу своей жизнью, потому что они, будучи на высших степенях приближения к Богу, своими посредствующими молитвами, очищают, подкрепляют и приносят перед Бога молитвы верных (Ап. 8:34). Предаем и вручаем милосердию Божию души умерших с верой, хотя и небезгрешных (2Мак. 12:43), уповая, что им, к достижению блаженного воскресения, вспомоществуют приносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением бескровной жертвы тела и крови Христовой (Ин. 14:13).
Признаем и приемлем еще новозаветные таинства Святой Церкви, веруя, что через Св. Крещение возрождаемся от Духа Святого в жизнь духовную и святую (Ин. 3:5), соделываясь причастниками благодати (Мк. 16:16), исповедуем же одно Крещение (Еф. 4:4), потому что как естественное, так и духовное рождение есть одно. В таинстве Миропомазания получаем дары Св. Духа, возвращающие нас к жизни духовной (2Kop. 1:21, 22). Во Святом Причастии, под видом хлеба и вина, вкушаем самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни (Ин. 6, 58). В таинстве Покаяния, при посредстве Священника невидимо разрешаемся самим Иисусом Христом (Мф. 18:18). В таинстве Священства Дух Святой через Святительское рукоположение поставляет правильно избранных совершать таинства и пасти стадо Христово (Деян. 20:28). В таинстве Брака благословляется свыше супружеский союз мужа и жены (Еф. 5:31, 32), и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей, a в таинстве Елеосвящения при помазании тела Св. елеем получают больные благодать Божию, исцеляющую немощи душевные и телесные (Ик. 5:15).
Наконец, по вере в Иисуса Христа ожидаем воскресения мертвых, имеющего в определенное судьбами Божиими время, при конце сего видимого мира совершиться действием всемогущества Божия, по которому все тела умерших, соединясь со своими душами, оживут, воскреснут, сделаются нетленными и неразрушимыми (1Кор. 53, 54), и предстанут страшному судилищу Христову (Мф. 25:32), на котором каждый получить воздаяние, смотря потому, что кто делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор. 5, 10). Уповаем же, что для верующих, любящих Бога и делающих добро, и воспоследует тогда жизнь столь блаженная (Мф. 13:43), что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем (1Кор. 15:49); а неверующие и нераскаянные грешники будут ввержены в геенну огненную, преданы огню и вечному мучению (Мф. 25:41, 42).
Так научены мы, братья, от самой вечной Истины, Христа Спасителя нашего, так веровать приняли от Св. Апостолов; так, а не иначе, учили и утвердили вселенские и поместные Соборы и Учители Церкви; такое учение содержит православная, кафолическая Церковь наша; за сию веру святые Мученики пролили кровь свою. Посему, кто твердо и непоколебимо пребывает в вере сей даже до смерти, свидетельствуя веру свою добрыми делами, так что от любви Божией не в состоянии отлучить его ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасность, ни меч (Рим. 8, 25), тот, несомненно, может получить вечное спасение. Аминь.