Речь при открытии двух домов для семейств погибших воинов при Мариинском благотворительном приюте Братолюбивого Общества, 14-го сентября 1878 года.
При виде этих двух новых домов призрения – новых и по построению, и по цели, возникают в душе самые разнообразные мысли и чувствования.
Мысль опять переносится на поля сражений и в душные лазареты, куда так долго обращены были наше внимание и заботы, где умирали наши многострадальные воины. У многих из них к телесным страданиям в предсмертные минуты присоединялись и тяжкие думы о близких сердцу, оставшихся на родине. Что будет с моею матерью? Как-то будет жить моя жена? Что она будет делать с малыми детьми? Кто о них позаботится? Для умирающего отца семейства эти думы сами по себе глубокие раны... И как теперь хотелось бы, чтобы наши почившие воины могли видеть из загробной страны, что матери и вдовы их призреваются, малые дети не брошены, что благодарные им соотечественники всякую скорбь их разделяют с ними, всякое страдание стараются облегчить.
Обращаясь к вам, призренные здесь вдовы, мы не можем не сказать, как мы радуемся за вас. Вы и дети ваши успокоены, обеспечены; это великое благо для вас. Но вам есть еще утешение при воспоминании о мужьях ваших, этих героях, чтимых отечеством, – вы можете с любовью и благодарностью говорить: они кровью своею заслужили нам этот покой. Это благодарное воспоминание облегчит вашу печаль об утрате их, усладит вашу молитву об упокоении душ их.
Думается и о воинах, возвратившихся благополучно с полей битв и не бывших на войне: какой новый приток мужества и воодушевления они почувствуют в сердцах, своих, когда при новой войне, пред вступлением в бой, к обычному утешению их при мысли о смерти: за нас церковь помолится, – присоединится другое: а о семьях наших позаботится отечество.
Но нет у нас общественного дела, нет благотворительного начинания, которые бы не обращали нашей благоговейной мысли к нашему Благочестивейшему Государю и Благочестивейшей Государыне. Здесь душою с нами и он, исстрадавшийся на полях битв, при ужасах смерти; здесь сердцем с нами и она, истомившаяся в трудах для облегчения страдания раненных и умирающих: они оба спешат почтить и возвысить своими великими именами первые учреждения, облегчающие их заботы о семьях падших на брани воинов.
Да будет на этом новом учреждении Божие благословение; да умножаются подобные ему во всей России во славу Божию, для блага отечества, на утешение нашего Великого Государя и нашей любвеобильнейшей Государыни!