Глава XVII. О Послании к ефесеям
§ 110. Сведения об Ефесе и основание Церкви ефесской
Ефесы (по турецкому наименованию Аясалик) был столицей Малой Азии, а по свидетельству книги Деяний (Деян.19:27), столицей идолопоклонства. Стоя на берегу Егейского моря в четырех верстах от берега, по сказанию русского путешественника Даниила, Ефес был средоточием малоазийской торговли с Грецией и славился богатством и многолюдством населения. Это многолюдство и было причиной того, что здесь имел местопребывание проконсул римский и было главное седалище языческой магии. Магия в Ефесе более нежели где-нибудь в другом месте славилась своими чарами, чему отчасти способствовало служение Диане или Артемиде (так называемой πολυμάσρῳ) в её великолепном и знаменитом храме ефесском (Strab. Lib XIV). В числе многолюдного населения Ефеса, по свидетельству книги Деяний Апостольских (Деян.18:19; 19:8), было много иудеев, которых привлекли сюда, вероятно, выгоды торговли, а может быть и выгоды заклинания.199 В первый раз c проповедью Евангелия Апостол Павел на некоторое время заходил в Ефес на пути из Коринфа, во второе путешествие около 53 года по Р. X. (Деян.18:19–21).
Желание быть в Иерусалиме на празднике (вероятно, пасхи) не дозволяло тогда Апостолу остаться в Ефесе на долгое время. Впоследствии, т. е. в третье путешествие, посетив верхние страны малоазийские (Деян.19:1), Павел пришел в Ефес (около 55 года по Р. X.). Нашедши двенадцать учеников Иоанновых, он низвел на них Св. Духа и месяца три проповедовал Евангелие в синагоге иудейской (Деян.19:2–8). Но поскольку иудеи, по мере его усердия, более и более ожесточались и порицали учение Господне, то он оставил иудеев, отделил своих учеников, переместился в училище некоего тиранна (вероятно софиста или народного учителя), и таким образом еще два года проповедовал слово Божие в Ефесе (Деян.19:9, 10). Для противоположения чарам магии Господь немалые чудеса творил здесь руками Павла, так что платки и полотенца, бывавшие на его теле, имели целебную силу и имя Господа Иисуса стали употреблять в заклинаниях даже неверующие (Деян.19:11–17). Посредством сих чудотворений имя Божие возвеличилось в Ефесе так, что занимавшиеся тайными знаниями, или магией, принесли свои книги в одно место и сожгли оных на 50,000 драхм серебра (около 10,000 рублей сер., Деян. 19:18–20). Когда слово Божие таким образом укоренилось и укрепилось, Апостол решился оставить Ефес. Но в это время Димитрий среброковач произвел мятеж против проповедников Евангелия. Впрочем, сей мятеж благоразумием городского книжника был утишен и не причинил никакого вреда новооснованной Церкви ефесской (Деян.19:23–40). По утишении мятежа, Апостол простился с учениками и отправился в Македонию (Деян.20:1; сн. 19:22). Предание говорит, что, освободившись от первых уз в Риме, Апостол снова посетил Ефес (около 64 года по Р. X.) и Тимофея, ревностнейшего из своих сотрудников, поставил епископом тамошней церкви (1Тим. 1:3).
§ 111. Назначение сего послания ефессеям
Несмотря на то, что в начале послания ясно обозначено ближайшее назначение оного святым сущим в Ефесе (Еф. 1:1), многие толкователи сомневаются в истине такого назначения и считают сие послание или соборным или посланием к лаодикийцам. Причины сомнения следующие:
1. В некоторых древних списках сего послания слова ἐν Εφεσῳ не читаются, а других заменяются словами ἐν Λαοδικεία. Но а) свидетельство некоторых епископов против свидетельства прочих ничего не значит и не должно изменять основанного на сих последних положения; и б) опущение слов εν Εφεσω и замену оных словами ἐν Λαοδικέιᾳ, по свидетельству Тертуллиана, произошло от Маркина и его последователей. «Из несомненного свидетельства Церкви, говорит он, мы знаем, что это послание назначено ефесиям, а не к лаодикийцам; но Маркиан некогда изменил у него надписание (Аd. Магcianem Lib. v. caput 17.) Следовательно из такого опущения или изменения не следует заключать, будто это послание написано не к ефесянам.
2) Св. Василий Великий, в книге против Евномия, опускает слова ἐν Εφεσῳ и приводит первый стих сего послания так: τοῖς ἀγίοις οὗσι καὶ πιστοῖς ἐν Χριστῷ ‘Ιησοῦ». Апостол в послании к ефесеям, говорит Василий наименовал их (верных) в особенном смысле сущими как соединенных искренно посредством познания с Сущим, сказав: святым сущим, и верным о Христе Иисусе (Еф.1:1). Так и прежде нас бывшие предали сие и мы сами нашли в древних списках. Вот и рабы Христовы участвуют в этом наименовании (сущий); а Евномий не захотел удостоить сего названия самого Бога нашего, но нарек не сущим Того, Кто привел тварь из ничего в бытие (против Евномия книга 2 стр. 94). Но из этих слов св. Василия очевидно, что он не сомневался в назначении этого послания ефесянам. Что касается до указания на древние списки, то легко могло случиться, что эти списки вели свое начало от маркионитов, по вышепомянутому свидетельству Тертуллиана. Следовательно из свидетельства святого Василия Великого не следует заключение, будто это послание назначено не к ефесеям.
3) В самом послании Апостол будто бы говорит о своих читателях, что он известен им по слуху (Еф.1:15; 3:2, 4:21.); поэтому никого не приветствует по имени и не упоминает о происшествиях, случившихся с ним в Риме и Ефесе, тогда как в Ефесе Апостол Павел проповедовал более двух лет и, следовательно, мог сделаться известным для ефесян, особенно чудесами, приводившими всех в ужас (Деян.17), Но а) места послания, приводимые в подтверждение незнакомства Апостола с читателями послания к ефесеям не доказывают той мысли, будто писатель лично не знаком со своими читателями, а доказывают только то, что перед написанием послания прошло некоторое время, в течение которого они не видали друг друга; б) писатель не приветствует никого по имени и не упоминает о происшествиях, случившихся с ним в Риме, потому что послание отправлено с Тихиком, верным служителем, который с тем и послан был в Ефес, чтобы известил ефесян об обстоятельствах и делах Апостола (Ефес. 6:21, 22) и который устно мог от лица Апостола приветствовать, кого надлежало; в) из того, что Апостол никого не приветствует по имени в послании к ефесянам не следует заключение о незнакомстве писателя с читателями, подобно тому, как от множества приветствий в посланиях к римлянам и колоссянам не следует заключение о личном знакомстве Апостола с этими последними церквами; г) о делах же, совершенных Апостолом в Ефесе, не упомянуто потому, что оные были общеизвестны ефесянам и что не было повода к упоминанию о них в послании. Следовательно содержание послания к ефесянам не оправдывает заключения, будто оно назначено не к ефесской Церкви.
Напротив, у писателей древнейших находятся неоспоримые свидетельства, что это послание назначено Нижайшим образом ефесянам. Св. Игнатий Богоносец в своем послании к ефесской Церкви, говорит ефесянам «καὶ ἐστὲ ὠς Παῦλος ὑμῖν ἔγραψεν», и далее приводит слова из послания к ефесянам 4:4–6. Отсюда очевидно, что в первом христианском веке назначение сего послания ефесянам не подлежало сомнению. Подобные свидетельства касательно назначения сего послания ефесянам можно находить у Климента Александрийского,200 у Оригена,201 наконец во всех известных древних списках подлинника и во всех переводах, так как в оных первый стих сего послания читается: святым сущим в Ефесе (Еф.1:1), согласно с ныне общепринятым чтением.
§ 112. Место и время написания
Из подписи, находящейся на большей части древнейших списков послания к ефесянам, видно, что оно написано в Риме и послано в Ефес с Тихиком. Подпись эта такова: «πρὸς ‘Εφεσίους ἑγράφη ἀπὸ Ρώμης διὰ Τυχίκου». Сие свидетельство подписи оправдывается в самом послании 1) тем, что писатель неоднократно говорит о своих узах за Христа (3:1; 4:1; 6:20), и 2) тем, что Апостол ясно говорит об отправлении Тихика к своим читателям, очевидно, для отнесения послания. Да висте и вы, яже о мне, что делаю, вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен и служитель о Господе: его же послах к вам на сие истое, да увесте, яже о нас и да утишит сердца ваша (Ефес.6:21, 22). Но в какое время написано это послание – достоверно неизвестно. Поскольку в послании к колоссянам, написанием во время первых уз Апостола в Риме (Кол.4:3), упоминается об отправлении Тихика в Колоссы и поскольку Ефес в сем случае лежал на самом пути Тихика в Колоссы, то некоторые полагают, что послание к ефесеям написано во время первых уз в Риме, около 62 года по Р. X., вместе с посланием к колосянам тем более, что сии послания сходны между собой. Другие, напротив, обращая внимание на то, что во втором послании к Тимофею, писанном во время вторых уз, сказано: Тихика послах в Ефес (2Тимоф. 4:12), полагают, что и послание к ефесеям написано в это же время. Сие последнее мнение подтверждают тем, что послание к ефесеям писано от имени одного Павла, тогда как в посланиях, писанных во время первых уз, присовокупляется имя Тимофея.202
§ 113. Побуждение к написанию
Из содержания послания к ефесеям очевидно, что случаем и побуждением к написанию оного были: 1) особенное усердие ефесян к вере во Иисуса Христа и любовь ко всем святым, пробудившая в сердце Апостола радость и благодарение Богу (Еф. 1:15–17); 2) нужда утешить учеников, приходивших в уныние по причине бедствий, постигших их наставника в вере (Еф. 3:13); 3) опасность соблазна от людей, склонных к идолопоклонству и волхованию, и от учителей, глаголющих развращения, явление коих предсказывал Апостол, прощаясь с пресвитерами ефесской Церкви (Ефес. 4:14; 5:6; сн. Деян. 20:29, 30), и наконец 4) желание утвердить иудеев и язычников, составляющих Церковь ефесскую, во взаимной любви и согласии и побудить к достойному прохождению звания, в которое они призваны благодатью Христовой (Ефес. 4:1–6).
§ 114. Содержание и разделение
При всей краткости послания к ефесеям Апостол объемлет в оном всю сущность учения о домостроительстве человеческого спасения через Иисуса Христа и обозначает все существенные обязанности призванных, как подвижников веры, как членов единого таинственного тела Церкви и как членов внешнего или гражданского общества. Кроме вступления (1:1, 2) и заключения (6:18–24), главных частей в послании к ефесеям, равно как и в прочих Павловых посланиях две: вероучительная (1:3; 3:21) и нравоучительная 4:1; 6:17).
1) В вероучительной части послания к ефесеям Апостол говорит о предопределении и призвании в царство благодати вообще и рассматривает сие великое благодеяние Божее а) по отношению к плодам призвания, которые суть: святость и непорочность в любви, усыновление Богу, облагодатствование, прощение грехов и дарование мудрости и благоразумия (1:4–8); б) по отношению к главной цели призвания, которая состоит в откровении воли Божией и соединении всех тварей небесных и земных под единой главой – Христом (1:9, 10); в) относительно лиц призываемых, которые должны служить к возведению славы Божией, будучи запечатлены Духом Святым, ибо есть обручение или залог наследия нашего (1:11–14). Потом благодарит Бога за преуспеяние ефесян в вере и любви и молится о даровании им большей премудрости и просвещения, дабы они могли познать величие уготованного святым наследия во Христе, и по человечеству превознесенном выше всех ангелов, с Которым Церковь тесно соединена, как тело со своей главой (1:15–23); и чтобы могли понять, сколь изобильна благодать Божья, когда человечество, мертвое по своему нравственному состоянию, воскрешено и спосажено на небесных во Христе Иисусе, так что христиане действительно составляют некоторое новое творение, созданное во Христе Иисусе на добрые дела (2:1–10). За сим, рассматривая тайну соединения иудеев и язычников в одну Церковь, Апостол говорит, что язычники, прежде отчужденные от общества верующих, ныне в церкви Христовой получают одинаковые права с иудеями, потому что крестной смертью Христа отменен закон обрядовый, так как ныне все равно примиряются с Богом заслугами Искупителя; потому и язычники, уверовавшие уже не прозелиты или пришельцы (как это было в ветхозаветной Церкви), но сожители святых и приснии Богу, утверждаясь, как иудеи на одном и том же основании и Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу и стройно возрастая в храм или жилище Божие Духом (2:11–22), Сия-то тайна домостроительства благодати Божией, уравнивающая язычника с иудеем, непоказанная сынам человеческим в прежние роды, но открытая ныне Апостолам Христовым, вверена ми, говорит Апостол Павел, наименьшему из всех святых, для проповедания и сделалась причиною моих уз (3:1–12). Поэтому прошу вас не унывать по причине уз моих за вас, которые суть слава ваша (3:13), и молю Бога, чтобы Он дал вам исполниться всею полнотою Божиею и воссылаю славу Тому, Который может сделать для нас несравненно более, нежели чего мы просим и о чем помышляем (3:14–21).
2) В нравоучительной части послания Апостол просит ефесян поступать достойно звания, в которое они призваны, а именно а) касательно взаимного отношения верующих заповедует смиренномудрие, кротость, великодушие, любовь и мир, так как христиане составляют, одно тело, высшие блага у них одинаковы и на всех равно изливаются от Христа, Который н поставил в Церкви пастырей и учителей для руководства и хранения верующих (4:1–16); б) касательно внешних поступков и отношения к обществу гражданскому заповедует отложить прежний языческий образ поведения и, согласно принятому учению, облекаться в нового человека, созданного по Богу в правде и преподобии истины (4:17–24); посему заповедует быть правдивыми, негневливыми, честными, трудолюбивыми, скромными и назидательными в разговорах, и вообще в своем поведении не оскорблять Св. Духа Божия, которым запечатлены в день искупления (4:25–32); побуждением к сему представляет подражание Богу, взаимную любовь, гнев Божий, карающий грешников, нелепость и гнусность порока и благоразумное употребление настоящего времени, благоприятного для спасения (5:1–21); в) в отношении семейном заповедует, чтобы жены повиновались своим мужьям как Господу, а мужья любили своих жен как самих себя (5:22–33); чтобы дети повиновались родителям, а родители воспитывали детей в учении Господнем (6:1–4); чтобы рабы были послушны и верны господам, а господа поступали с рабами, послабляюще им прещения (6:5–9). В заключение нравоучительной части послания представляет описание духовного христианского всеоружия против козней диавольских (6:10–17), показывая, что способ успешного ведения этой брани состоит в духовном бодрствовании и неусыпной молитве (6:18).
В заключении послания Апостол просит у ефесеев молитв о прочих церквах и о себе и объясняет поручение, данное Тихику при отправлении его в Ефес; т. е. чтобы он рассказал об обстоятельствах Апостола и таким образом утешил сердца учеников ефесских.
§ 115. Отличительные черты послания к ефесеям
Послание к ефесеям от прочих посланий Павловых отличается высотою излагаемых предметов и глубоким прозрением писателя в тайны домостроительства человеческого спасения. Отличается это послание от прочих также и образом речи, которая как бы стесняется по причине недостатка слов для выражения понятий о высоких и неудобопонятных предметах веры. Св. Иоанн Златоуст в своих беседах на послание к ефесеям замечает, что Апостол Павел ни в каком другом послании не открывает таких тайн Боговедения, какие открывает в послании к ефесеям, и в пример указывает Ефес. 2:6; 3:5–10.
* * *
Иосиф Флавий свидетельствует, что искусство заклинания злых духов было в большом употреблении между иудеями и что они производили это искусство от Соломона. Аntiq. Lib. 8, сар.
Paedag. 1, 5; также Stromat. IV. Pag. 364.
Contra Celsum pag. 122.
См. Cursus Compiet. S. Scriptur. tom. III. pag. 407.