Источник

Пророк Илия.

В центре иконы пророк Илия в пещере, у потока, правою рукою оперся на посох, левую положил на колено, голову обратил назад – вверх к слетающему к нему ворону. По сторонам этого центрального изображения восемь отдельных клейм, в которых представлены разные моменты из жизни святого. В первом клейме, начиная сверху – слева – рождество пророка. Надпись: “Рождество ст҃го пр҃рока Ілии.” В палатах на красивом ложе возлежит родильница, у изголовья, на ложе отец пророка, – положил руку под свою голову; за спиной матери спеленатый младенец, которого принимают два ангела. Все изображенные здесь лица – в нимбах. – Во втором клейме – воскрешение пророком сына Сарептской вдовы. Надпись: ”Прииде Илья в Сарефту Сионскую. К жене вдовице всели ту и сна ея воскреси.” Палаты. – К пророку, представленному со свернутым свитком в руках, обращается с речью вдовица; между ними стоит ее маленький сын; дальше – в тех же палатах на ложе тот же отрок лежит (мертвый), скрестивши руки на груди. – В третьем клейме – предсказание царю Ахаву о трехлетней засухе. Надпись: “Илья пророчествова Ахаву црю яко не быти дождоу три лета”... Палаты. На троне восседает Ахав, в шапочке, ноги его покоятся на подножии, в правой руке свернутый свиток, левая положена на колено. – Сзади трона, за Ахавом, стоит женщина (Иезавель?). Пред царем пророк, правую руку простер в рассуждении, в левой держит хартию со словами: “Ревнуя поревновахъ поревновахъ.” – Во втором ряду изображниий, налево от центрального, – жертвоприношение жрецов Вааловых. Палаты – город. Внизу – на дровах телец. Два жреца, справа, руки свои и взоры обратили кверху с молитвой о ниспослании огня на жертву. Против них пророк Илия с простертой десницей – жезл отрицания, в шуйце держит хартию, в которой написано: “Ревнуя поревновахъ по Гдⷭе Бозе вседержителе” … – На правой стороне от центрального изображения – жертвоприношение пророка Илии. Пророк устремил свой взор и руки простер к небу. От приготовленной перед пророком жертвы сильный пламень в виде высокого огненного столба поднимается к небу. Изумленные жрецы Ваала в недоумении смотрят друг на друга. – в Третьем, нижнем ряду изображений – в первой клейме, слева (от зрителя), – избиение пророков Вааловых. Пророки Ваала лежат – несколько человек в ряд. Над ними пр. Илия, вонзает нож в горло одному из них. Действие происходит на горе; вдали – дерево. – Во втором клейме – явление ангела пророку Илие. В горах, покрытых растительностью – деревьями, лежит пророк; ангел будит его. – В последнем клейме – взятие Илии на небо. Илия, в белой одежде, без милоти, несется на огненной колеснице (в виде четырехугольного ящика на колесах) на облака, левою рукою указывает вверх, правой подает стоящему внизу пророку Елисею милоть. У ног последнего река Иордан. Икона эта замечательна по превосходному исполнению, принадлежащему, несомненно, одному из наиболее выдающихся иконописцев XVII века, к каковому времени можно отнести икону, судя по надписям на ней. – Икона поступила в музей из Вознесенского монастыря. – На иконе кое-где сохранились части древнего серебряного оклада; на обратной стороне она подложена крашениной. – Самым древнейшим изображением из жизни пророка Илии является взятие его на небо. Изображения взятия Илии на небо появляются весьма рано в христианском искусстве на гробницах, как аллегория воскресения. Пророк изображался на колеснице, везомой четырьмя лихими конями, одной рукой он держит вожжи, а другой бросает милоть на руки Елисея, покрытые полою из благоговения к этой благодатной одежде, чтобы не касаться ее непосредственно. Для обозначения вечной юности, вступившего в райское блаженство пророка, на саркофагах он представлялся молодым и безбородым. Внизу колесницы Иордан, в виде человека, с камышом в руке и в венке из тростника, локтем опирается на урну, из которой бежит вода. Некоторые древнейшие изображения взятия Илии на небо имеют ту особенность, что на втором плане на них помещались две издали наблюдающие чудо фигуры – сыны пророческие, о которых говорится в 4 книге Царств, что они “стояху издалеча”. На барельефе Латеранского музея они изображены в виде – двух детей, выражающих свое изумление пред светоносной колесницей. Ангел, или ангелы, на иконах управляют лошадьми при взятии Илии на небо, – это согласно мнению некоторых толковников, будто Илия был взят на небо ангелами19. На иконе из собрания А.М. Постникова, бывшей в 1898 г. на выставке в С. – Петербургском Археологическом Институте, пророк Илия изображен в пещере, близ потока. На заднем плане – горы, исполненные в шаблонном стиле. Надпись возле головы пророка – уставом XIV–XV в.: “святому Илии вранове приносят о небес пищу в гор...“ Вверху по золотому фону надпись реставрированная: “Агiосъ пророкъ Божiй Илiя.20“ – На литых изображениях пророка Илии есть такой образок XV в. в Тверском музее № 455 (ср. 456). Пророк представлен на колеснице, несомой на облаке, которая поддерживается архангелом Михаилом. Пред ним, в углу, из другого облака, видна рука с двуперстным сложением. Елисей ухватился за одежду Илии (милоть). Внизу, с правой стороны, на особом плане изображен пророк Илия, и ворон несет ему хлебец.21 В переводах с икон из собрания И.В. Тюлина22 на табл. LVI пр. Илия изображен во весь рост, в левой руке держит хартию, правую поднял вверх с двуперстным сложением; на табл. LVII представлено: Илия у потока принимает пищу от ворона, явление ангела пр. Илии, переход пророка с Елисеем через Иордан и взятие Илии на небо. – В греческом подлиннике о пр. Илии замечено кратко: “старец, брада седая.23“ В Софийском подлиннике под 20 июля – “пророк Илия, в свитце: ревнуя поревнова.“ В Строгановском подлиннике под тем же числом изображено взятие Илии пророка на небо. Илия в колеснице о двух колесах, запряженной парою крылатых коней, в огненном пламени передает стоящему внизу на земле Елисею милоть. Вверху в углу благословляющая десница – символ Божества. Илия пророк – “сед, риза верхняя багор, а под исподом шуба лазорь а на Елисее риза багор с белилом.“ В Сийском подлиннике пророк Илия на л. 120 представлен в виде старца со всклокоченными волосами, в опоясанной тунике и мантии, сделанной из шкуры животного, с двумя свитками в руках. На л. к҃з он же – в виде старца со всклокоченными волосами и большою бородою, в тунике и козлиной шкуре, накинутой на плечи; надпись – для свитка: “Ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержителе и закла безстудных.“ В сводном подлиннике под 20 июля читаем: “Святаго славного пророка Илии, предвари Рожество Христово за 816 лет. Сей огненною колесницею яко на небеса взят и пред вторым пришествием с Энохом приити иматъ; подобием старъ и седъ, власы коматъ, брада продолговата до персей и терхава, аки праотца Авраама, на вые его платок, риза его милоть или шуба, выворотъ мохнатъ козлии, исподъ светлодикая празелень, в руке свиток, а в нем написано: “Ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержителе, яко оставиша заветъ твой сынове Израилевы, и олтари твоя раскопаша, и пророки твоя избиша оружием, остахъ аз единъ, и ищутъ души моея изъяти ю.“ – В минеи четьи пишет: “муж бяше косматъ, и пояс усменъ о чреслехъ его.“ – Строгий лик пророка Илии, шевелюра и одежда, конечно, соответствуют тому образу пророка, ревнителя и пустынника, который рисуется при чтении жития его.

Св. Анна, мать Богородицы, – шуйцу простерла как бы в рассуждении, десницу подняла кверху с перстосложением. Вверху иконы, пред св. Анною – ветхозаветная Троица. – На иконах св. Анна обыкновенно изображается вместе с Иоакимом – память их 9 сентября. Под этим числом в Софийском подлиннике: “Богоотец Иоакима и Анны...У Анны риза верх киноварь, испод лазорь”24. Под 25 июля по тому же подлиннику ”святая Анна, Мати Богородицы. Риза бакан, испод лазорь, руце обе молебны“25. По сводному подлиннику под 9 сентября, “на Анне риза верхняя киноварь, испод празелень, в руках держит младенца Пресвятую Богородицу... Анна проживе лет 79“26. Под 25 июля: ”Успение святой преподобной Анны, матери Пресвятой Богородицы; подобием стара, лицом морщиновата, риза верхняя киноварная, исподняя лазоревая”27.

* * *

19

       Martigny. Diet. des antiq. chr. p. 230–231.

20

       Перечень предметов древности на выставке в Археологическом Институте. Спб. 1848. Стр. 12. № 6.

21

       Древности. Труды Императорского Московского Археологического Общества. Том X. М. 1885. Последование А.К. Жизневского: ”Описание Тверского музея.” Стр. 152.

22

       М.И. и В.И. Успенские. Материалы для истории русского иконописания. Спб. 1900 г. табл. LVI и LVII.

23

       Ἑρμηνεία § 135.

24

       Стр. 18

25

       Стр. 127.

26

       Стр. 148.

27

       Ст. 398.


Источник: Иконы Церковно-археологическаго музея Общества любителей духовнаго просвещения : Вып. 1-3 / А.И. Успенский. - Москва : Печатня А.П. Снегиревой, 1900-1905. / Вып. 1. - 1901. - 11 с., 11 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle