Источник

Сретение Господне.

Во всю ширину иконы представлено обширное здание; в нем, на правой от зрителя стороне, в особом отделении, на подножии стоит Симеон Богоприимец с благословляющим Богомладенцем на руках; пред Симеоном, левее, Богоматерь, в черных траурных одеждах, руки сложены и простерты; между Богородицею и Богоприимцем, внизу жертвенник, на одеянии которого восьмиконечный крест с тростию и копием и надписью:”Црь славы. IС ХС.” За Богоматерью Анна Пророчица, левою рукою касается одежды, правая простерта с перстосложением, лицо обращено к стоящему далее Иосифу с клеткой с голубями в руках. Надписи над Иосифом: “Петръ”, “Iосиѳ”; первая сделана по ошибке, но тип Иосифа на иконе, действительно, напоминает изображение ап. Петра. – надписи: над Анною: “Анна”, над Богоматерью “Мр. Ѳꙋ.”, над Симеоном “Семиѡн. Богопріимец”, над иконою “Сретеніе Гдне”. – Назади иконы красные сургучные печати. Икона поступила из Св. Синода. “Сопоставляя между собой относящиеся к Сретению памятники разных эпох, – говорит проф. Н.В. Покровский, – нельзя не видеть, что изображение это представляет много мелких вариантов, но основа его остается неизменной. Явившись в V в. и получив полную иконографическую определенность, в смысле византийско-русских понятий об иконе, не позднее IX–X в., Сретение не получило столь широкого развития, как напр., Благовещение, или Рождество Христово. Это объясняется характером самого события, примыкающего более, подобно Обрезанию, к Ветхому Завету, чем к Новому и скудностью древних сказаний о нем”10. Софийский подлинник под 2 февраля ограничивается кратким замечанием, что должно писать “над Пречистою и Семиономъ покровъ по краямъ полаты“, предоставляя выполнение сюжета хорошо известного иконописцам, которые, несомненно, и писали в схеме, наблюдаемой нами по дошедшим до нас памятникам. Подлинники XVII–XIX вв. предписывают изображать Симеона со свитком, вводят служанку с птичками, называя ее женою Иосифа и закрепляют форму русской церкви для Иерусалимского храма. В подлиннике Императорского Общества Любителей древней письменности из собрания князя П.П. Вяземского читаем: “Над Пречистою и Симеономъ покровъ празелень, краемъ виситъ. Симеонъ старъ, седъ, брада поуже Богословли, власы главные, аки Илиины, риза празелень, исподъ лазорь; Христа принял на руку свою, а в руке свитокъ и въ немъ писано: ныне отпущаеши и проч. А Пречистая стоитъ по обычаю, а за нею Иосифова жена, аки Пятница держитъ два птенца белы. А за Симеономъ стоит св. Анна пророчица и зритъ на Пречистую. Церковь была объ одном верее и палаты, а за ними ограда”. По сводному подлиннику, ”Сретение Господа нашего Иисуса Христа пишетя тако: святилище предобре усторенное, в святилище пророк Захария одеянъ во священное одеяние, на главе митра двоерогая по ветхому закону и с ним иереи ветхозаконные по обычаю. А во святилище, за завесою, кивотъ завета Господня и два херувима осеняюще алтарь и книга завета Господня. Пресвятая Дева Богородица прииде во святилище и стоитъ по обычаю; Симеонъ встретилъ Христа Спасителя и на руки своя принялъ. Симеонъ подобиемъ старъ, седъ, брада и власы главные, аки Илии пророка, риза празелень, исподъ лазорь, Превечнаго Младенца Господа нашего Иисуса Христа держитъ на рукахъ своихъ; въ руке свитокъ, а въ немъ написано: ”ныне отпускаеши раба своего, Владыко, по глаголу Твоему съ миромъ, яко видеста очи мои спасение Твое” и проч.; а за Пречистою стоитъ Иосифъ Обручникъ и Анна Пророчица, дщерь Фанилева. Иосифъ держитъ два птенца белы.” По поводу помещения Захарии на изображении Сретения по сводному подлиннику можно заметить следующее. – ” Отцы Церкви – св. Григорий Нисский – повествуют, что Захария, отец Предтечи, первослуживщий во время Сретения во храме, введя в него Пречистую Деву с Младенцем, поставил ее не там, где назначено было стоять женам, принимавшим очищение, но на месте, определенном для девиц, куда не допускались замужние, ”просвещенный Духом Божиим и зная тайну девства ненарушенного въ рождении“11. – По греческому подлиннику, в изображении Сретения пишется: “храмъ и куполъ, подъ которымъ столъ и золотая кадильница. Св. Симеонъ Богоприимецъ принимаетъ на свои руки Младенца Христа и благословляетъ Его. По другую сторону стола Пресв. Дева простираетъ к нему руки; позади нее Иосифъ держитъ въ своей одежде двухъ голубей; возле него Анна пророчица, указывающая на Христа; в свитке ее написано: “Сей Младенецъ сотворилъ небо и землю“12. Благословение Спасителя Симеоном, указанное греческим подлинником совершенно неуместно. – Особый перевод Сретения представлен в Акафисте13 – кисти Царского иконописца Симона Феодорова Ушакова в Грузинской церкви в Москве. В центре роскошных палат, представляющих собою храм Иерусалимский, – престолъ с книгою, осеняемый двумя херувимами. – Симеон Богоприимец, стоя на подножии, держит над престолом Богомладенца, Который правою рукою коснулся груди старца, левою – крыла архангела. – Стоящая перед Сименом Богоматерь простирает руки для обратного принятия Спасителя. Далее Анна Пророчица со свитком: ”Всемъ чающимъ избавление в Иерусалиме” обратилась к Иосифу, держащему в руках клетку с голубями. Ангел, указуя рукою Иосифу наверх, тем самым объясняет ему Божественное происхождение Младенца. Позади Иосифа толпа людей, – мужчины, женщины и дети с изумлением внимают словам Симеона. Вверху благословляющий обеими руками Бог Отец возседает на троне, поддерживаемом херувимами. – Внизу по краям изображения сидят два пророка, – один (Исайя) с книгою, раскрытою на словах: ”Се дева во чреве прииимет и родит”, стоящий возле него ангел указывает рукою на Сретение, как на исполнение пророчества; второй пророк – со свитком. – ”В трех отдельных изображениях, искусно расположенных и нисколько не нарушающих единства главного действия, художник выразил также пророчество Симеона: ”се лежит сей на падение и восстание многих в Израиле...и тебе самой оружие пройдет душу” (Лук. 11, 34–35). Мысль о падении выражена под формою падающих идолов на одной из башен палат и, может быть, под формою грешников, падающих в бездну ада; внизу иконы; мысль о восстании в виде группы праведников внизу, поднимающихся из ада, причем ангелы сковывают сатану, виновника падения. Икона страстной Богоматери с ангелом, показывающим младенцу орудия страданий, помещенная на левой башне палат, указывает на последнее из пророчеств (ст. 35). Вообще, – замечает проф. Н. Вас. Покровский, это изображение Сретения превосходно как по идее, так и по выполнению, тем более оно достойно внимания, что имеет самобытный русский характер14. В 1669 году в Образной Палате были следующие иконы Сретения. ”Сретения Гсдня две иконы. – Образ Сретения Господня, оклад и дробницы серебряны, золочены, венцы сканные с финифты”. Что касается до подробности на рассматриваемой иконе Сретения из музея Общества Любителей Духовного Просвещения, – изображения восьмиконечного креста с тростию и копием, то она по памятникам византийским нам неизвестна. Но эту особенность мы встречаем на некоторых русских иконах, напр. на одном металлическом образке Музея Императора Александра III в Петербурге, на иконе XVI–XVII в. Киевского церковно-археологического музея № 96 и других. Палаты, подобные представленным на иконе Сретения из музея Общ. Люб. Дух. Просвещения, – явление довольно редкое в памятниках русских. Вообще рассматриваемая икона заслуживает внимания по своей композиции. Происхождение этой иконы может быть отнесено к XVII – му веку, как это можно судить и по надписям на ней.

Архангел Гавриил, – оплечное изображение, волосы кудрявые, с тороками. – Икона поступила из Св. Синода, – В миниатюрах IV–IX вв. тип ангела далеко ее не установился. В катакомбных стенописях ангелов нет, здесь встречаются только античные изображения крылатых гениев детей. Для изображения ангела могли служить образцами крылатые фигуры Победы на древних барельефах и летящей Ириды с нимбом, как в миниатюрах миланской Илиады и ватиканского Виргилия. На триумфальной арке Либериевой базилики (VI в.) несколько изображений крылатых ангелов; так, – крылатый ангел, прилетая, благовестит Богородице. Но в изображении Троицы – три ангела за столом Авраама на фризе главного корабля – безкрылые. Буквально понимая слово ἄγγελος – вестник, миниатюрист венской книги Бытия (IV–V в.) вестников изображает с крыльями. – Таковы два вестника на миниатюре 21-ой, пришедших к Иакову, чтобы известить его о прибытии брата Исава (Быт. XXXII, 6–8). Но ангел, боровшийся с названным праотцем (Быт. XXXII, 19 и след.), представлен в этой же рукописи без крыльев. В древности ангелы нередко изображались рядом или позади главных лиц, в качестве спутников. На 30-й миниатюре того же венского кодекса Бытия – Иосиф отправляется к своим братьям в поле Сихемское, сопутствуемый ангелом. В древнейших изображениях ангелов есть что-то воздушное; их одежда и крылья бело-голубоватого цвета; падающие широкими прядями, как у Аполлона, волосы завязаны тороками, на ногах сандалии. “В памятниках V–VI в., говорит проф. Редин, – ангелы вообще, большею частью, являются с лицами чисто женского типа; коричневые волосы, которые на лбу охватывает белая повязка, крылья коричневого цвета; в белых классических одеждах, с ногами босыми или в сандалиях. Лишь позже со времени все более усиливающего проникновения в религиозную обрядность церемоний византийского двора, происходит видоизменение этого типа, и оно сказывается прежде всего в одежде, в перемене белого цвета на яркие, разнообразные цвета. Об ангелах в белых одеждах в живописи говорит Григорий Назианзин (Orat. XXV); такой цвет вполне отвечает декоративным особенностям нового стиля, т.е. византийского, вводящего вместо белых фонов иные, каковым является в данном случае золотой15. Впоследствии ангелы изображаются в патрицианском или царском костюме; одежды и сапожки пурпурового цвета. ”Этим внешним отличием, замечает Редин, внешними признаками, переносимыми из сферы обрядов и церемоний византийского двора в сферу религиозную, византийское искусство отмечает оттенки иконографических представлений. В данном случае ангелы, как силы небесные, а не просто вестники, при том известного чина – архангелы – отмечены царским костюмом16. Архангел Гавриил изображается всегда на иконах Благовещения. Тогда он представляется обычно в моменте движения, с широко расставленными ногами, большими крыльями, в развевающемся плаще; в волосах тороки, десница благословляющая17. – В 1669 году в Образной Палате в Москве были следующие изображения архангела Гавриила: ”Образ архангела Гавриила, оклад басемной. – Образ святого апостола Луки да архангела Гавриила да Николая чудотворца да святой мученицы Мавры, оклад басемной, венцы сканные с финифты. – Образ архангела Гавриила, оклад басемной, венец сканный. – Образ всемилостивого Спаса, внизу архангел Михаил да архангел Гавриил, – вырезаны на яшме, вставлены в деревянной цке, оклад и дробницы серебряны золочены. – Образ архангела Гавриила18; всего пять икон” – По софийскому подлиннику под 8 ноября в соборе архангела Михаила, ”Гавриил. Верхняя риза празелень, средняя, киноварь с белилы, испод санкир с белилы.” Под 26 марта: ”Собор архангела Гавриила и прочих. На Михаиле на архангеле, риза киноварь, средняя лазорь, испод багор красен вишневой; а на Гаврииле празелень, средняя кеноварь, испод багор, держит Спаса во облаке; Млад Сын” (по другому списку – Спас) ”на трех херувимах, а около Спаса Ангелы”. В Строгановском подлиннике под 8 ноября у Гавриила ”риза празелень. Средняя киноварь с белилом, испод санкир с белилом”. Изображены два архистратига, держащие в медальоне Еммануила, за ним сонм ангелов, внизу херувимы. Подобное же изображение и под 26 марта. В сводном подлиннике под 8 ноября, – между прочим, читаем: ”Архангелы младым образом пишутся, курчеваты, видением благолепны, и велики прекрасны”. Под 26 марта: ”Собор святого Архангела Гавриила. На Гаврииле риза киноварь, средняя лазорь, испод багор красен, на Михаиле риза празелень, средняя киноварь, испод лазорь; держат Спаса Еммануила в облаке, от него свет, кругом него архангелы и ангелы, херувимы и серафимы, и все девять чинов. Ангелы Господни, хотя и духи невещественные, но пишутся в образе красных юнош, их же красоты изрещи невозможно: лица их бяху пресветлейшие, очи любезно взирающие, власы главы их, аки снег белы, злотовидное показующ блещание, одежды их яко молния бяху, препоясаны поясы златыми по сосцам крестообразно. Святых седми превысочайших Архангелов, небесных сил, их же имена суть сия: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. Бяше же сих святых Архангелов в древняя времена в ветхом граде Рима, в Неаполе, граде Кампонийском, в Панорме, граде Сицилийском, в святых церквах лица их иконописным художеством на деках, мусиею же по стенам церковным написаны быша. Их же начертание сицевое: святый Гавриил изображен бе держащ десницею фонарь с возженною внутрь свечею, в шуйце же зеркало каменно ясписа зелена, червленности нечто местами в себе имуща. Сия подпись подписывается каждым архангелом: Гавриил вестник Божиих тайн.” и т.д.

* * *

10

       Проф. Н.В. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. СПб., 1892. Стр. 108.

11

       Сказания о земной жизни Богоматери. Стр. 182.

12

       Ἑρμηνεία, 113. § 167.

13

       Обе эти иконы см. В исследовании Г.Д. Филимонова, включенном в Сборник Общества древне-русского искусства на 1873 г.: ”Симеон Ушаков” а также в докторской диссертации проф. И.В. Покровского ”Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских“ СПб. 1892 г. Стр. 107.

14

       Проф. Н.В. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. Стр. 107.

15

       Редин. Мозаики Равеннских церквей. Стр. 87–88.

16

       Там же, стр. 183–184.

17

       См., напр., изображение благовествующего Архангела в ”Сийском иконописном подлиннике” проф. Н.В. Покровского на стр. 24, рис. 2.

18

       Рук. М. Отд. Общ. Арх. М. Им. Дв. от. 34 № 595.


Источник: Иконы Церковно-археологическаго музея Общества любителей духовнаго просвещения : Вып. 1-3 / А.И. Успенский. - Москва : Печатня А.П. Снегиревой, 1900-1905. / Вып. 1. - 1901. - 11 с., 11 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle