- Некоторые элементы магизма порою проявляют и люди, позиционирующие себя как православные. В чем это выражается?
- Отличается ли магизм от магии?
- Почему магизм неприемлем для христианина?
- Какие можно привести примеры магического отношения к Таинствам?
- Может ли магизм проявляться в отношении молитвы?
- Как люди с магическим сознанием мыслят о Боге?
- Как преодолеть в себе магизм?
Маги́зм (от греч. μαγεία – магия, колдовство, чародейство, волшебство) – мировоззрение, основанное на представлениях о существовании магических сил, возможности привлечения и использовании этих сил посредством совершения магических действий (заклинаний, обрядов, ритуалов и пр.) для осуществления желаемого влияния на те или иные аспекты действительности.
Магическое восприятие не предполагает обязательной веры в Бога, богопознания, богоуподобления. В основе магического сознания лежит идея о том, что правильно осуществленные магические действия могут / будут иметь желанный результат вне зависимости от духовно-нравственного состояния и расположения того, кто прибегает к магическим действиям: результативность магических действий обусловливается механически самими магическими действиями.
Некоторые элементы магизма порою проявляют и люди, позиционирующие себя как православные. В чем это выражается?
Проявление магизма может выражаться в следующем:
– в отношении к «поминальным запискам» (например: верующий, случайно вписавший имя живого человека в записку об умерших, считает, что тот, чье имя оказалось вписанным в эту записку, непременно заболеет или умрет в ближайшее время);
– в отношении к церковных свечам и практике их использования в храме (в данном случае магизм может проявляться:
1) в представлении о существовании прямой, почти что безусловной связи между стоимостью или размером свечи и вероятностью исполнения молитвенных прошений, сопровождаемых горением этой свечи (чем крупнее или дороже свеча – тем лучше);
2) в стремлении делать выводы об исполнении или неисполнении просимого (у Бога, у Его святых) по форме горения свечи – плохо горит или, вдруг, неожиданно погасла – просимое не будет исполнено, хорошо горит – все будет хорошо);
– в отношении совершения обрядов (механистическое отношение к обрядам, обрядоверие, мол, если обряд исполнен правильно, обязательно будет достигнут желаемый результат, а если при совершении обряда была допущена ошибка – «все пропало!»);
– в отношении икон или святых (например, при чрезмерном стремлении детально соотнести типы икон (или даже конкретные иконы) / конкретных святых с типами прошений, озвучиваемых во время моления перед иконами / при молитвенном обращении к святым);
– в отношении к молитвам (например, в представлении о молитвах как о своего рода заклинаниях);
– в отношении старчества (восприятие старца как своего рода могущественного сверхчеловека).
Отличается ли магизм от магии?
Понятия «магизм» и «магия» не тождественны по значению. Магия – это род колдовства. Понятие «магия» указывает на практическую деятельность, имеющую целью воздействие на действительность посредством магических средств, а магизм– эта форма мировоззрения (см. определение выше). Бывает, что человек и не собирается заниматься магией, и не думает об этом, однако, в некоторых своих взглядах (м. б. время от времени) проявляет очевидный магизм.
Почему магизм неприемлем для христианина?
Христиане верят в Единого Бога, верят в существование Божьего Промысла о мире и уповают на Бога, на Его Промысл. Магизм же подразумевает веру (и) в некую иную могущественную силу, способную изменять те или иные аспекты действительности сверхъестественным образом. Причем, эта сила, в соответствии с магическими представлениями, должна быть послушной тому, кто её привлекает посредством магических действий.
Но что это за сила, которая отвечает на магические запросы? – Под этой силой следует понимать лукавые демонические силы. Магизм несовместим с истинной верой в Единотроичного Бога.
Какие можно привести примеры магического отношения к Таинствам?
У некоторых христиан магизм по отношению к Церковным Таинствам проявляется, в частности, тогда, когда они воспринимают их как средства достижения и / или сохранения, прежде всего, земного благополучия, и когда они полагают, что действенность Таинств обеспечивается автоматически, в силу их совершения. Крестился – и огражден от многих напастей, причастился – и не будешь болеть, венчался – и избежишь развода – нередко именно так полагает человек с магическим сознанием. То есть магизм проявляется тогда, когда человек забывает о Боге и полагается на видимый ритуал.
Может ли магизм проявляться в отношении молитвы?
Может, например, когда вычитанное молитвенное правило воспринимается как гарант всевозможных успехов, как бы некий залог, обязывающий духовные силы исполнять все наши пожелания. Даже храмовое богослужение некоторые воспринимают как что-то магическое, некое исполненное старинной и малопонятной эстетики действо, само по себе наделяющее человека невидимой силой. Христианину важно помнить: в молитве самое главное – общение с Богом, Который знает, как устроить жизнь человека, – Ему мы вверяем свою жизнь.
Как люди с магическим сознанием мыслят о Боге?
Искажённо. Люди с магическим сознанием могут и вообще не думать о Боге как о Творце и Промыслителе, могут быть многобожниками и даже безбожниками.
Как преодолеть в себе магизм?
- Преодоление греха начинается с осознания своей греховности, с осознания виновности во грехе (во грехах), раскаяния.
- Молитесь Богу, сердечно обращайтесь к Нему, просите Его о помощи в преодолении греховности (греховных навыков, страстей пороков и т. п.), о прощении за совершенные грехи.
- Доверяйте Богу, вверяйте Ему свою участь.
- Помните: в молитве важно само общение с Богом, Который лучше нас знает, как устроить нашу жизнь.
- Участвуйте в Таинствах, чтобы соединиться со Христом.
- Не ищите причинно-следственные связи там, где их нет.
- Читайте святоотеческую литературу и не читайте лжедуховные сочинения.
Комментировать