Каноны (правила) церковные

Литература по теме

Церко́вные кано́ны

1) основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутреннее устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан);
2) свод таких правил.

В широком смысле эпитет «канонический» в церковной лексике означает «законный, признанный» (например, канонические книги Священного Писания).

kanony pravila cerkovnye - Каноны (правила) церковные

Кто автор церковных канонов?

Каноны были составлены как церковными соборами, так и отдельными церковными авторитетами - святыми отцами, соответственно подразделяются на соборные (вселенских и поместных соборов), апостольские и святоотеческие.

В каких книгах содержатся церковные каноны?

Основной канонический корпус Православной Церкви содержится в сборнике, имеющим титул «Книга правил» (полное название: Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец). Кормчая книга (Номоканон) – сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении Церковью и в церковном суде православных славянских стран.

Чем каноны отличаются от догматов?

В отличие от догматов, в которых сформулировано вероучение Церкви, в канонах определены нормы церковной жизни.

Возможны случаи, когда Церковь редактирует свои собственные каноны, что совершенно невозможно в отношении догматов. Можно сказать, что если догматы говорят нам о том, что существует на самом деле, то каноны говорят нам о том, как удобно Церкви существовать в условиях земного мира после грехопадения.

Как правильно понимать и применять церковные каноны?

При попытке применения церковных канонов к современным обстоятельствам необходимо учитывать mens legislatoris – намерение законодателя, т.е. изначально вкладываемый в канон смысл, исторический и культурный аспекты.

«Чтобы человек правильно применял церковные каноны с пользой для людей, он должен быть духовным и иметь духовное рассуждение. Потому что иначе он остаётся на букве закона, а буква закона «убивает». Человек тебе говорит. «В Кормчей так написано», и как видит в книжке, так буквально и применяет, а должен бы каждый случай анализировать отдельно. Как я видел на практике, в одном случае могут скрываться тысячи других случаев. Здесь нет одного рецепта, одного единого правила на все случаи жизни». (преподобный Паисий Афонский)

Какова задача церковных канонов?

Церковные каноны регулируют жизнь членов Земной Церкви в целом и каждого в отдельности, в той части, которая касается спасения. Церковные каноны содержат требования и запреты, относящиеся к таким сферам христианской жизни как богослужение и богопочитание, церковное администрирование, поведение и др. Главная цель церковных канонов - способствовать правильному следованию верующих по пути спасения, достижению ими целей христианской жизни, реализации ими (при помощи Божией) своего высшего призвания и предназначения.

Подлежат ли отмене церковные каноны?

Существует точка зрения, согласно которой, никакие церковные каноны отмене не подлежат. Однако ее нельзя признать достаточно обоснованной. Дело в том, существуют каноны, содержащие основополагающие принципы церковного устройства, происхождение многих из которых возводится к апостолам Христа, и каноны, которые были приняты на определенном историческом этапе, применительно к определенным историческим условиям и обстоятельствам. Последние могли изменяться или отменяться церковными соборами, заменяться другими в соответствии с нуждами Церкви, новыми историческими условиями и обстоятельствами.

Авторитетный сербский канонист епископ Никодим (Милаш) пишет об этом следующее: «Законодательная власть Церкви всегда имела и будет всегда иметь право, сообразно обстоятельствам, отменять старые или издавать новые распоряжения, оставаясь верной, конечно, основным принципам, выраженным в общецерковном каноне. Подобно тому, как в прежние времена одни соборы отменяли, или другую форму давали отдельным определениям прежних соборов, так и теперь новый собор, если бы он собран был, имел бы то же самое право. <…>

Истины веры и нравственности одни и те же, не могут никогда изменяться и всегда должны оставаться одними и теми же. Правила же внешней церковной жизни могут быть изменяемы, и были изменяемы самой жизнью Церкви».

Может ли тот или иной церковный канон не найти применения?

Канон может оказаться неприменимым в связи с исчезновением того церковного института, который им регулируется. Например, Халкид. 15 определяет возрастной ценз для поставления в диакониссы 40 лет. С исчезновением чина диаконисс перестало применяться и правило. Тем не менее, в каноническом корпусе оно осталось. Более того, теперь оно содержит некий экклезиологический принцип, который не утратил практического значения в связи с исчезновением института диаконисс. Например, оно может служить отправной точкой в рассуждении церковной власти об установлении возрастной границы для назначения женщин на какиелибо церковные должности. Некоторые же каноны носят характер частных определений, и уже поэтому по буквальному тексту они не применимы ни в каких других случаях, кроме тех, по которым были изданы, как например, II Всел. 4 («О Максиме Кинике, и о произведенном им безчинии в Константинополе...»).

Каков состав канонического корпуса православной Церкви?

Канонический корпус православной Церкви сформировался в IX в., при свт. Фотии I, патриархе Константинопольском. В него вошли 85 Апостольских правил, 189 правил Вселенских Соборов, 334 правила Поместных Соборов и 175 правил святых отцов.

В качестве приложения в некоторые издания свода канонов включаются также постановление Карфагенского Собора 255 г., состоявшегося под председательством сщмч. Киприана, о перекрещивании еретиков и правила патриархов Константинопольских свт. Иоанна Постника, свт. Никифора I Исповедника и Николая III Грамматика, в состав канонического корпуса не входящие.

Цитаты о церковных канонах

«Господа студенты! Мне поручено читать вам предмет, который обычно называют “каноническое право”, хотя я вам сразу должен сказать, что такое название является недоразумением, потому что самому праву в Церкви места нет. Право проникло в Церковь только тогда, когда оскудела любовь».
протопресвитер Николай Афанасьев (слова, которыми начиналось чтение курса канонического права)

«Вседетельная Святая Троица, сотворив этот первый и вещественный мир, привела его в гармонию с помощью различных естественных правил, вложенных в стихии. Благодаря этим правилам сохраняется порядок, а благодаря порядку – единство всего, и бывает, по словам Орфея, все творение единой музыкальной симфонией, которая исполняется с помощью разных правил, словно с помощью неких разнообразных и многосложных звуков. Таким же образом та же Троица, устроив и второй этот умопостигаемый мир Кафолической Церкви, связала его и скрепила посредством священных и божественных правил. От них рождается благочиние патриархов, согласие архиереев, благонравие иереев, благоприличие диаконов, достопочтенность клириков, благоустроение монахов, познания духовных отцов, необходимые для исправления своих чад, почтение к императорам, являющееся долгом для всех, и вообще у всех христиан рождается подобающее христианам поведение и устроение. И, говоря в общем, благодаря этим священным правилам земная церковная иерархия становится подобием и отпечатком иерархии небесной. Обе эти иерархии вместе делаются одной, слагаясь в единую мелодию, гармонично исполняемую на всех струнах. Изыми правила, вложенные в стихии, из материального творения, и тотчас же разрушится порядок, а по разрушении порядка все мироздание погибнет. Изыми и эти священные правила из Церкви, и тотчас же следом вторгнется бесчиние, а из-за бесчиния погибнет все ее священное благолепие».
прп. Никодим Святогорец

«Законы дисциплинарные или церковные в более узком смысле, установляют в Церкви внешнюю жизнь верующих и все то, что нужно для сохранения в ней надлежащего порядка и для достижения цели, ради которой она существует. Эти дисциплинарные законы не неизменны, они могут изменяться по потребностям церкви и переменам, вызываемым общественным состоянием того или другого века. Это изменение законов, конечно происходило и должно происходить, но непременно под условием сохранения основных законов церковного устройства, притом неспешно и осторожно, чтобы для верующих не явился соблазн и не утратилось бы должное уважение к прежним законам».
свт. Никодим (Милаш), канонист

Сборники канонов:

О канонах

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka