Таинство Соборования в... Апостольское время
Как известно, Соборование (или Елеосвящение) – одно из семи церковных Таинств. Таинство – это пункт встречи человека с Богом, узел, которым накрепко связываются Небеса и земля.
Через Таинство Крещения и Миропомазания мы усыновляемся Богу и входим в единение со Христом;
Через Таинство Покаяния примиряемся с Богом и возвращаемся на путь правильной жизни;
Таинство Браковенчания соединяет двух в плоть едину;
Таинство Священства делает человека кормчим (то есть рулевым) корабля Церкви и служителем благодати;
Таинство Евхаристии приобщает христианина Богу, вливает в христианина Небесную силу и Жизнь Христову.
Наконец, Таинство Соборования является Таинством церковного исцеления.
Мы не будем говорить об истории формирования этого Таинства. Сегодня рассмотрим другую интересную тему, а именно: упоминание о Соборовании (вернее, его прообразе) в Новом Завете. Несомненно, что каждый из вас слышал слова из Послания Ап. Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне…» Это единственное упоминание во всем Новом Завете о таком способе лечения, как молитва и помазание елеем. Всякий раз, когда священник вспоминает о Таинстве Соборования, всплывают эти слова. Более того, эти слова упоминаются в самом чине Соборования.
А что, если перечитать слова Ап. Иакова? И изучить их. Не откроем ли мы в них нечто большее, чем кажется на первый взгляд?
К сегодняшней теме меня подтолкнула недавно купленная книга. Ее автор – известный современный немецкий библеист, который доскональнейшим образом изучил Послание Апостола Иакова и разобрал каждое его слово.
Чтение этой книги открыло передо мной по-новому и значительно глубже многие знакомые тексты. Один из них – вот этот самый отрывок о помазании больного елеем.
Та самая книга.
Итак, вот текст, который мы с вами разберем:
Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Послание Ап. Иакова. 5, 13-15).
Злостраждет ли кто из вас…
В оригинале стоит страдать от зла. Славянское злостраждет верно передает смысл.
Не совсем удачно переведено из вас. Эти слова имеют локальный смысл и скорее означает среди вас. То есть речь не идет об общих правилах жизни, а касается ситуации в Христианской Церкви.
…пусть молится.
В оригинале употреблено самое распространенное слово, обозначающее молитву. Наш перевод точен.
Весел ли кто, пусть поет псалмы.
Греческий глагол весел означает «пребывать в веселом состоянии».
А вот поет псалмы – неверный перевод. У Апостола Иакова вместо этих двух слов стоит одно слово: псаллето. Это греческое слово (от него, конечно, происходит и слово псалом, и слово псалтирь) означает славить, петь хвалебные песни.
То есть, по мысли Иакова, если тебе весело, пой Господу в радости, хвали и славь Его радостными песнями.
Болен ли кто из вас…
Имеется в виду физическое недомогание, болезнь в самом прямом смысле слова. Из вас – опять речь именно о ситуации, которая может возникнуть в христианской общине – у вас.
…пусть призовет пресвитеров Церкви...
Кто должен позвать пресвитеров? Обратим внимание: это должен сделать сам больной. У Апостола Иакова сказано именно так, как переведено у нас: пусть призовет. (Здесь использован императив-аорист, означающий категоричную форму повеления.) Позвать пресвитеров (т.е. священников) должен сам больной, это его христианское решение. Не за него будут принимать это решение родственники, а он сам должен этого захотеть.
Почему я так подробно на этом остановился? Потому, что постоянно приходят люди и говорят: «Придите, пособоруйте нашего родственника». Спрашиваю: «А он сам хочет?» «Будет не против».
Вот это не против – неверный подход. Только сам человек должен захотеть и возжелать, чтоб над ним молились.
Пресвитеры – с греч. старейшины. Так называли в древности священнослужителей (епископов и священников).
...и пусть помолятся над ним...
Для слова помолятся употреблено обычное слово, обозначающее молитву вообще. То есть речь не идет о том, что нужно молиться каким-то особенным образом, какими-то конкретными словами. Как могут, как желают! Никакого чинопоследования Соборования еще, конечно, не было.
Интересное выражение: над ним. Видимо, над больным простирали руки или на больного возлагали руки.
...помазав его елеем во имя Господне.
Практика помазания елеем была введена в Древней Церкви в самые первые времена. Еще про Апостолов упоминается, что, когда они отправились, по словам Христа, на проповедь, они «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13). Видимо, по примеру Апостолов и первые христиане стали помазывать своих больных маслом.
Может быть, кому-то будет интересно узнать, что сегодня во время Соборования в масло добавляют немного вина. Это введено во исполнение притчи о Милосердном самарянине, который возливал на несчастного человека, израненного разбойниками, «масло и вино».
Интересная формула, которой завершается фраза: во имя Господне. Вероятно, похожую практику помазания елеем практиковали и язычники. Чтобы показать, что христианский обряд ничего общего не имеет с языческими врачебными действиями, Апостол Иаков добавляет: помазав … во имя Господне!
В иудейском Талмуде мы находим уникальные свидетельства, что в первохристианские времена даже раввины искали христиан, чтобы исцелиться. (Например, Абода Цара, 27, b; Тос Хуллин 2, 27-29.)
Я уже сказал, что в помощь себе в истолковании этого отрывка взял книгу современного богослова, лютеранского епископа Герхарда Майера. Но у лютеран ведь нет Таинства Соборования?.. А как реагирует библеист на совет Ап. Иакова молиться и мазаться елеем? Похоже, он поражен. Г. Майер пишет: «Загадкой остается то, почему именно христиане-протестанты долгое время не уделяли внимания Иак. 5, 14-16». Вот так молодцы, эти христиане, хвалящиеся, что строят свою жизнь по Писанию… И еще раз порадуемся, что мы принадлежим к Православной Церкви, которая сохранила Истину от самих Апостолов.
И молитва веры исцелит болящего…
Это очень важное уточнение. Не помазание исцеляет человека, а молитва веры. Это уточнение очень важно для того, чтобы исключить магическое отношение к елею. На первом месте молитва!
И обратите внимание вот еще на что: что не просто молитва исцелит, а молитва веры. Вспоминается: Мк. 2, 5: «Иисус, видя веру их…» Некоторые люди думают, что молитва действенна сама по себе, как набор произносимых слов. На самом деле молитва должны быть искренней, согретой теплом веры и любви к Богу. Именно поэтому мы так ценим молитвы святых людей, старцев. На такие молитвы Господь отвечает чаще, чем на наши.
…исцелит болящего.
В оригинале нет слова исцелит, а есть слово спасет. В каком смысле молитва спасет? В смысле исцеления от болезни или в смысле вечного спасения и оправдания на Суде Божьем? Некоторые богословы считают, что в смысле исцеления от болезни в данном случае (так поняли и переводчики Синодального перевода). Другие богословы считают, что речь идет совсем не об исцелении от болезни, а о спасении в вечности. То есть, если человек болен, пусть над ним молятся, помазывают его маслом; даже если он умрет, эта молитва веры его спасет.
Но истина, вероятнее всего, лежит посередине. Ап. Иаков считает, что молитва нас:
А) спасает и от болезни;
Б) спасает и для вечной жизни.
...и восставит его Господь…
Слово восставит (греч. эгейрин) в греческом языке означает: пробуждать, восстанавливать. В этой фразе, как и в предыдущей, речь идет и о физическом восставлении, и о душевном восстановлении и укреплении.
И если он соделал грехи, простятся ему.
Даже если исцеления тела не произошло, можно быть уверенным, что молитва в болезни и помазание маслом приведут к духовному исцелению и освобождению от грехов. А это уже путь к исцелению тела. «Весьма интересно то, что Иаков не хочет обсуждать тему Болезнь и молитва без темы Прощение» (Г. Майер).
Ап. Иаков считал совсем иначе, чем считают современные неверующие люди. Для современных людей болезнь никак с грехом не связана. Для Апостола Иакова связана! Исцеление тела, по мысли Апостола, идет рука об руку с исцелением души. Хочешь здоровья тела – молись о прощении грехов и исправляйся. Бессмысленно лечить тело, если мы не лечим душу.
Итак, мы видели Таинство Соборования в зародыше, каким оно было в христианских общинах конца 50-х годов 1-го века (именно тогда было написано Послание Ап. Иакова).
Подведем итог, что же мы видим в этом отрывке.
Перед совершением Таинства Соборования в Свято-Троицком Измайловском соборе.
Единодушная молитва всех собравшихся.
Подготовка к Соборованию в больнице.
Помазание освященным елеем.
Как известно, Соборование (или Елеосвящение) – одно из семи церковных Таинств. Таинство – это пункт встречи человека с Богом, узел, которым накрепко связываются Небеса и земля.
Через Таинство Крещения и Миропомазания мы усыновляемся Богу и входим в единение со Христом;
Через Таинство Покаяния примиряемся с Богом и возвращаемся на путь правильной жизни;
Таинство Браковенчания соединяет двух в плоть едину;
Таинство Священства делает человека кормчим (то есть рулевым) корабля Церкви и служителем благодати;
Таинство Евхаристии приобщает христианина Богу, вливает в христианина Небесную силу и Жизнь Христову.
Наконец, Таинство Соборования является Таинством церковного исцеления.
Мы не будем говорить об истории формирования этого Таинства. Сегодня рассмотрим другую интересную тему, а именно: упоминание о Соборовании (вернее, его прообразе) в Новом Завете. Несомненно, что каждый из вас слышал слова из Послания Ап. Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне…» Это единственное упоминание во всем Новом Завете о таком способе лечения, как молитва и помазание елеем. Всякий раз, когда священник вспоминает о Таинстве Соборования, всплывают эти слова. Более того, эти слова упоминаются в самом чине Соборования.
А что, если перечитать слова Ап. Иакова? И изучить их. Не откроем ли мы в них нечто большее, чем кажется на первый взгляд?
К сегодняшней теме меня подтолкнула недавно купленная книга. Ее автор – известный современный немецкий библеист, который доскональнейшим образом изучил Послание Апостола Иакова и разобрал каждое его слово.
Чтение этой книги открыло передо мной по-новому и значительно глубже многие знакомые тексты. Один из них – вот этот самый отрывок о помазании больного елеем.
Та самая книга.
Итак, вот текст, который мы с вами разберем:
Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Послание Ап. Иакова. 5, 13-15).
Злостраждет ли кто из вас…
В оригинале стоит страдать от зла. Славянское злостраждет верно передает смысл.
Не совсем удачно переведено из вас. Эти слова имеют локальный смысл и скорее означает среди вас. То есть речь не идет об общих правилах жизни, а касается ситуации в Христианской Церкви.
…пусть молится.
В оригинале употреблено самое распространенное слово, обозначающее молитву. Наш перевод точен.
Весел ли кто, пусть поет псалмы.
Греческий глагол весел означает «пребывать в веселом состоянии».
А вот поет псалмы – неверный перевод. У Апостола Иакова вместо этих двух слов стоит одно слово: псаллето. Это греческое слово (от него, конечно, происходит и слово псалом, и слово псалтирь) означает славить, петь хвалебные песни.
То есть, по мысли Иакова, если тебе весело, пой Господу в радости, хвали и славь Его радостными песнями.
Болен ли кто из вас…
Имеется в виду физическое недомогание, болезнь в самом прямом смысле слова. Из вас – опять речь именно о ситуации, которая может возникнуть в христианской общине – у вас.
…пусть призовет пресвитеров Церкви...
Кто должен позвать пресвитеров? Обратим внимание: это должен сделать сам больной. У Апостола Иакова сказано именно так, как переведено у нас: пусть призовет. (Здесь использован императив-аорист, означающий категоричную форму повеления.) Позвать пресвитеров (т.е. священников) должен сам больной, это его христианское решение. Не за него будут принимать это решение родственники, а он сам должен этого захотеть.
Почему я так подробно на этом остановился? Потому, что постоянно приходят люди и говорят: «Придите, пособоруйте нашего родственника». Спрашиваю: «А он сам хочет?» «Будет не против».
Вот это не против – неверный подход. Только сам человек должен захотеть и возжелать, чтоб над ним молились.
Пресвитеры – с греч. старейшины. Так называли в древности священнослужителей (епископов и священников).
...и пусть помолятся над ним...
Для слова помолятся употреблено обычное слово, обозначающее молитву вообще. То есть речь не идет о том, что нужно молиться каким-то особенным образом, какими-то конкретными словами. Как могут, как желают! Никакого чинопоследования Соборования еще, конечно, не было.
Интересное выражение: над ним. Видимо, над больным простирали руки или на больного возлагали руки.
...помазав его елеем во имя Господне.
Практика помазания елеем была введена в Древней Церкви в самые первые времена. Еще про Апостолов упоминается, что, когда они отправились, по словам Христа, на проповедь, они «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13). Видимо, по примеру Апостолов и первые христиане стали помазывать своих больных маслом.
Может быть, кому-то будет интересно узнать, что сегодня во время Соборования в масло добавляют немного вина. Это введено во исполнение притчи о Милосердном самарянине, который возливал на несчастного человека, израненного разбойниками, «масло и вино».
Интересная формула, которой завершается фраза: во имя Господне. Вероятно, похожую практику помазания елеем практиковали и язычники. Чтобы показать, что христианский обряд ничего общего не имеет с языческими врачебными действиями, Апостол Иаков добавляет: помазав … во имя Господне!
В иудейском Талмуде мы находим уникальные свидетельства, что в первохристианские времена даже раввины искали христиан, чтобы исцелиться. (Например, Абода Цара, 27, b; Тос Хуллин 2, 27-29.)
Я уже сказал, что в помощь себе в истолковании этого отрывка взял книгу современного богослова, лютеранского епископа Герхарда Майера. Но у лютеран ведь нет Таинства Соборования?.. А как реагирует библеист на совет Ап. Иакова молиться и мазаться елеем? Похоже, он поражен. Г. Майер пишет: «Загадкой остается то, почему именно христиане-протестанты долгое время не уделяли внимания Иак. 5, 14-16». Вот так молодцы, эти христиане, хвалящиеся, что строят свою жизнь по Писанию… И еще раз порадуемся, что мы принадлежим к Православной Церкви, которая сохранила Истину от самих Апостолов.
И молитва веры исцелит болящего…
Это очень важное уточнение. Не помазание исцеляет человека, а молитва веры. Это уточнение очень важно для того, чтобы исключить магическое отношение к елею. На первом месте молитва!
И обратите внимание вот еще на что: что не просто молитва исцелит, а молитва веры. Вспоминается: Мк. 2, 5: «Иисус, видя веру их…» Некоторые люди думают, что молитва действенна сама по себе, как набор произносимых слов. На самом деле молитва должны быть искренней, согретой теплом веры и любви к Богу. Именно поэтому мы так ценим молитвы святых людей, старцев. На такие молитвы Господь отвечает чаще, чем на наши.
…исцелит болящего.
В оригинале нет слова исцелит, а есть слово спасет. В каком смысле молитва спасет? В смысле исцеления от болезни или в смысле вечного спасения и оправдания на Суде Божьем? Некоторые богословы считают, что в смысле исцеления от болезни в данном случае (так поняли и переводчики Синодального перевода). Другие богословы считают, что речь идет совсем не об исцелении от болезни, а о спасении в вечности. То есть, если человек болен, пусть над ним молятся, помазывают его маслом; даже если он умрет, эта молитва веры его спасет.
Но истина, вероятнее всего, лежит посередине. Ап. Иаков считает, что молитва нас:
А) спасает и от болезни;
Б) спасает и для вечной жизни.
...и восставит его Господь…
Слово восставит (греч. эгейрин) в греческом языке означает: пробуждать, восстанавливать. В этой фразе, как и в предыдущей, речь идет и о физическом восставлении, и о душевном восстановлении и укреплении.
И если он соделал грехи, простятся ему.
Даже если исцеления тела не произошло, можно быть уверенным, что молитва в болезни и помазание маслом приведут к духовному исцелению и освобождению от грехов. А это уже путь к исцелению тела. «Весьма интересно то, что Иаков не хочет обсуждать тему Болезнь и молитва без темы Прощение» (Г. Майер).
Ап. Иаков считал совсем иначе, чем считают современные неверующие люди. Для современных людей болезнь никак с грехом не связана. Для Апостола Иакова связана! Исцеление тела, по мысли Апостола, идет рука об руку с исцелением души. Хочешь здоровья тела – молись о прощении грехов и исправляйся. Бессмысленно лечить тело, если мы не лечим душу.
Итак, мы видели Таинство Соборования в зародыше, каким оно было в христианских общинах конца 50-х годов 1-го века (именно тогда было написано Послание Ап. Иакова).
Подведем итог, что же мы видим в этом отрывке.
- Если человек болен, он не должен унывать. И в страданиях от зла, и в радостях он должен молиться.
- Наконец, христианин может призвать священников, но это должно быть именно его желание.
- Искренняя и теплая молитва пресвитеров над больным, помазание елеем, возложение рук… все эти нехитрые, но искренние обряды даруют больному благодать Божию.
- Бог простит ему грехи, а возможно, если на то будет Его святая воля, и восставит больного со одра болезни.
Перед совершением Таинства Соборования в Свято-Троицком Измайловском соборе.
Единодушная молитва всех собравшихся.
Подготовка к Соборованию в больнице.
Помазание освященным елеем.