Таинство Соборования в… Апостольское время

Эта запись является частью серии записей Таинства
Таинство Соборования в... Апостольское время

Как известно, Соборование (или Елеосвящение) – одно из семи церковных Таинств. Таинство – это пункт встречи человека с Богом, узел, которым накрепко связываются Небеса и земля.
Через Таинство Крещения и Миропомазания мы усыновляемся Богу и входим в единение со Христом;
Через Таинство Покаяния примиряемся с Богом и возвращаемся на путь правильной жизни;
Таинство Браковенчания соединяет двух в плоть едину;
Таинство Священства делает человека кормчим (то есть рулевым) корабля Церкви и служителем благодати;
Таинство Евхаристии приобщает христианина Богу, вливает в христианина Небесную силу и Жизнь Христову.
Наконец, Таинство Соборования является Таинством церковного исцеления.

Мы не будем говорить об истории формирования этого Таинства. Сегодня рассмотрим другую интересную тему, а именно: упоминание о Соборовании (вернее, его прообразе) в Новом Завете. Несомненно, что каждый из вас слышал слова из Послания Ап. Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне…» Это единственное упоминание во всем Новом Завете о таком способе лечения, как молитва и помазание елеем. Всякий раз, когда священник вспоминает о Таинстве Соборования, всплывают эти слова. Более того, эти слова упоминаются в самом чине Соборования.
А что, если перечитать слова Ап. Иакова? И изучить их. Не откроем ли мы в них нечто большее, чем кажется на первый взгляд?

К сегодняшней теме меня подтолкнула недавно купленная книга. Ее автор – известный современный немецкий библеист, который доскональнейшим образом изучил Послание Апостола Иакова и разобрал каждое его слово.
Чтение этой книги открыло передо мной по-новому и значительно глубже многие знакомые тексты. Один из них – вот этот самый отрывок о помазании больного елеем.

23386700.jpg
Та самая книга.

Итак, вот текст, который мы с вами разберем:

Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Послание Ап. Иакова. 5, 13-15).

Злостраждет ли кто из вас…
В оригинале стоит страдать от зла. Славянское злостраждет верно передает смысл.
Не совсем удачно переведено из вас. Эти слова имеют локальный смысл и скорее означает среди вас. То есть речь не идет об общих правилах жизни, а касается ситуации в Христианской Церкви.

…пусть молится.
В оригинале употреблено самое распространенное слово, обозначающее молитву. Наш перевод точен.

Весел ли кто, пусть поет псалмы.
Греческий глагол весел означает «пребывать в веселом состоянии».
А вот поет псалмы – неверный перевод. У Апостола Иакова вместо этих двух слов стоит одно слово: псаллето. Это греческое слово (от него, конечно, происходит и слово псалом, и слово псалтирь) означает славить, петь хвалебные песни.
То есть, по мысли Иакова, если тебе весело, пой Господу в радости, хвали и славь Его радостными песнями.

Болен ли кто из вас…
Имеется в виду физическое недомогание, болезнь в самом прямом смысле слова. Из вас – опять речь именно о ситуации, которая может возникнуть в христианской общине – у вас.

…пусть призовет пресвитеров Церкви...
Кто должен позвать пресвитеров? Обратим внимание: это должен сделать сам больной. У Апостола Иакова сказано именно так, как переведено у нас: пусть призовет. (Здесь использован императив-аорист, означающий категоричную форму повеления.) Позвать пресвитеров (т.е. священников) должен сам больной, это его христианское решение. Не за него будут принимать это решение родственники, а он сам должен этого захотеть.
Почему я так подробно на этом остановился? Потому, что постоянно приходят люди и говорят: «Придите, пособоруйте нашего родственника». Спрашиваю: «А он сам хочет?» «Будет не против».
Вот это не против – неверный подход. Только сам человек должен захотеть и возжелать, чтоб над ним молились.
Пресвитеры – с греч. старейшины. Так называли в древности священнослужителей (епископов и священников).

...и пусть помолятся над ним...
Для слова помолятся употреблено обычное слово, обозначающее молитву вообще. То есть речь не идет о том, что нужно молиться каким-то особенным образом, какими-то конкретными словами. Как могут, как желают! Никакого чинопоследования Соборования еще, конечно, не было.

Интересное выражение: над ним. Видимо, над больным простирали руки или на больного возлагали руки.

...помазав его елеем во имя Господне.
Практика помазания елеем была введена в Древней Церкви в самые первые времена. Еще про Апостолов упоминается, что, когда они отправились, по словам Христа, на проповедь, они «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13). Видимо, по примеру Апостолов и первые христиане стали помазывать своих больных маслом.
Может быть, кому-то будет интересно узнать, что сегодня во время Соборования в масло добавляют немного вина. Это введено во исполнение притчи о Милосердном самарянине, который возливал на несчастного человека, израненного разбойниками, «масло и вино».

Интересная формула, которой завершается фраза: во имя Господне. Вероятно, похожую практику помазания елеем практиковали и язычники. Чтобы показать, что христианский обряд ничего общего не имеет с языческими врачебными действиями, Апостол Иаков добавляет: помазав … во имя Господне!

В иудейском Талмуде мы находим уникальные свидетельства, что в первохристианские времена даже раввины искали христиан, чтобы исцелиться. (Например, Абода Цара, 27, b; Тос Хуллин 2, 27-29.)

Я уже сказал, что в помощь себе в истолковании этого отрывка взял книгу современного богослова, лютеранского епископа Герхарда Майера. Но у лютеран ведь нет Таинства Соборования?.. А как реагирует библеист на совет Ап. Иакова молиться и мазаться елеем? Похоже, он поражен. Г. Майер пишет: «Загадкой остается то, почему именно христиане-протестанты долгое время не уделяли внимания Иак. 5, 14-16». Вот так молодцы, эти христиане, хвалящиеся, что строят свою жизнь по Писанию… И еще раз порадуемся, что мы принадлежим к Православной Церкви, которая сохранила Истину от самих Апостолов.

И молитва веры исцелит болящего
Это очень важное уточнение. Не помазание исцеляет человека, а молитва веры. Это уточнение очень важно для того, чтобы исключить магическое отношение к елею. На первом месте молитва!

И обратите внимание вот еще на что: что не просто молитва исцелит, а молитва веры. Вспоминается: Мк. 2, 5: «Иисус, видя веру их…» Некоторые люди думают, что молитва действенна сама по себе, как набор произносимых слов. На самом деле молитва должны быть искренней, согретой теплом веры и любви к Богу. Именно поэтому мы так ценим молитвы святых людей, старцев. На такие молитвы Господь отвечает чаще, чем на наши.

…исцелит болящего.
В оригинале нет слова исцелит, а есть слово спасет. В каком смысле молитва спасет? В смысле исцеления от болезни или в смысле вечного спасения и оправдания на Суде Божьем? Некоторые богословы считают, что в смысле исцеления от болезни в данном случае (так поняли и переводчики Синодального перевода). Другие богословы считают, что речь идет совсем не об исцелении от болезни, а о спасении в вечности. То есть, если человек болен, пусть над ним молятся, помазывают его маслом; даже если он умрет, эта молитва веры его спасет.
Но истина, вероятнее всего, лежит посередине. Ап. Иаков считает, что молитва нас:
А) спасает и от болезни;
Б) спасает и для вечной жизни.

...и восставит его Господь…
Слово восставит (греч. эгейрин) в греческом языке означает: пробуждать, восстанавливать. В этой фразе, как и в предыдущей, речь идет и о физическом восставлении, и о душевном восстановлении и укреплении.

И если он соделал грехи, простятся ему.
Даже если исцеления тела не произошло, можно быть уверенным, что молитва в болезни и помазание маслом приведут к духовному исцелению и освобождению от грехов. А это уже путь к исцелению тела. «Весьма интересно то, что Иаков не хочет обсуждать тему Болезнь и молитва без темы Прощение» (Г. Майер).
Ап. Иаков считал совсем иначе, чем считают современные неверующие люди. Для современных людей болезнь никак с грехом не связана. Для Апостола Иакова связана! Исцеление тела, по мысли Апостола, идет рука об руку с исцелением души. Хочешь здоровья тела – молись о прощении грехов и исправляйся. Бессмысленно лечить тело, если мы не лечим душу.

Итак, мы видели Таинство Соборования в зародыше, каким оно было в христианских общинах конца 50-х годов 1-го века (именно тогда было написано Послание Ап. Иакова).

Подведем итог, что же мы видим в этом отрывке.
  • Если человек болен, он не должен унывать. И в страданиях от зла, и в радостях он должен молиться.
  • Наконец, христианин может призвать священников, но это должно быть именно его желание.
  • Искренняя и теплая молитва пресвитеров над больным, помазание елеем, возложение рук… все эти нехитрые, но искренние обряды даруют больному благодать Божию.
  • Бог простит ему грехи, а возможно, если на то будет Его святая воля, и восставит больного со одра болезни.
соб1.JPG
Перед совершением Таинства Соборования в Свято-Троицком Измайловском соборе.

соб2.JPG
Единодушная молитва всех собравшихся.

соб3.JPG
Подготовка к Соборованию в больнице.

соб4.JPG
Помазание освященным елеем.
Перейти к следующей записи Рассказ о Крещении
Перейти к предыдущей записи Таинство Покаяния 2

Комментарии

Батюшка Константин, а почему некоторые служители Церкви высказывают мнение, что на Соборование не должны приходить здоровые люди? Я имею в виду Великий пост.
 
Мережко Надежда Евгеньевна
Прошу прощения за комментарий, хоть вопрос и не мне, но просто после Вашего сообщения родились мысли, вот решил поделиться.
Мне кажется, так или иначе нет полностью здоровых людей. Поэтому приходите смело.
А насчет почему они так говорят, интересно было бы у них самих спросить - может действительно что то в этом есть.
+ иногда больные люди в физическом смылсе не могут ни куда прийти.
 
Как интересно! Ведь часто смысл даже простых слов уходит, не дается. И самим через такую книгу "не продраться" . Спасибо за пословный комментарий. Многие боятся соборования. Страх, вероятно, идет от нашего, увы!, знакомства с верой в предыдущее время только через художественную литературу. А там, частенько , мельком упоминалось соборование над умирающими. Отсюда, наверное, и страх. А теперь понятен глубинный смысл Таинства. Читала Писание и тот отрывок ап. Иакова о "наложении рук и помазывании елеем", но думала, что это просто молитва. Теперь понятна связь. И все мы через Таинства связаны с апостольскими временами. Только руку протяни...
 
Так получилось, что в прошлом году я впервые за все время в Церкви не была на Соборовании. И с нетерпением жду, особенно после этого прекрасного толкования, когда снова наступит Время Поста и я приду на эту великую соборную молитву веры. И наши батюшки семикратно помолятся над каждым и помажут елеем. Храни их всех Господь!
 
Мережко Надежда Евгеньевна написал(а):
Батюшка Константин, а почему некоторые служители Церкви высказывают мнение, что на Соборование не должны приходить здоровые люди? Я имею в виду Великий пост.

Дорогая Надежда.
Здоровым людям действительно не стоит приходить на Соборование. Все-таки по самому прямому смыслу это Таинство моления о больном, а не Таинство укрепления иммунитета и не Таинство "профилактики заболеваний". Думаю, не совсем хорошо, на всякий случай, приходить Собороваться.
Но если у человека есть недуг (душевный или телесный), он, конечно, может прийти в храм пособороваться.

Два слова о том, почему была введена практика общего соборования. Из-за большого количества людей, желающих пособороваться, и маленького количества священников. Таинство это не быстрое, вот и придумали такую форму совершения Таинства. В храме, для всех желающих. Но, повторюсь, не здоровых!
 
Уважаемый о. Константин! Создается впечатление, что соборование не является "самостоятельным" таинством, но лишь усиленной молитвой о здравии. Ведь после соборования священник говорит о том, что для "полноты" надо после обязательно причаститься.
Я слышала объяснение, что пресвитеров призывали именно те, кто по немощи не мог притдти в храм причаститься. Но если человек пришел на соборование, значит, может придти и на литургию.
 
Батюшка, скажите,пожалуйста, почему при соборовании Батюшка может сказать:"Сейчас пойду читать аккафист, который час?" Мне показалось это странным.
 
Сегодня в храме мне сказали(женщины,которые продают свечи),что для того,чтобы собороваться надо подготовиться.Мой сын-инвалид детства(ему 27 лет),я вообще не знаю как мне его исповедоваться привести(вернее как объяснить ему это) и как причастить после этого,поэтому я не знаю получится ли нам правильно подготовиться к Соборованию,а ему предстоит операция.Что же нам делать???Я заходила в храм Дмитрия Солунского.
 
Лариса(Незарегистрированный) написал(а):
Сегодня в храме мне сказали(женщины,которые продают свечи),что для того,чтобы собороваться надо подготовиться.Мой сын-инвалид детства(ему 27 лет),я вообще не знаю как мне его исповедоваться привести(вернее как объяснить ему это) и как причастить после этого,поэтому я не знаю получится ли нам правильно подготовиться к Соборованию,а ему предстоит операция.Что же нам делать???Я заходила в храм Дмитрия Солунского.

Дорогая Лариса. Что с сыном? Почему он не может исповедаться (хотя бы священнику по телефону, если не может ходить)? Может быть, он вообще ничего не соображает, на что нас наталкивают такие Ваши слова: как объяснить ему это? Почему Вам с сыном вообще никак не подготовиться, то есть не почитать вместе молитв и не поговорить с сыном о духовной жизни?
Слишком много вопросов, дорогая Лариса, на которые Вы нам не отвечаете.
Не зная ситуации, ничего и посоветовать не могу. Либо напишите мне на почту: kp@azbyka.ru, либо приезжайте (Вы даже не написали, из какого города, м.б., из СПб?).
Нет проблем, которые нельзя было бы решить! С любовью. Прот. К.
 
Здравствуйте Константин,я не знаю как правильно к Вам обратиться поэтому прошу меня простить.Сын у меня с диагнозом ДЦП,но при этом у него умственная отсталость..не сказала бы ,что он совсем ничего не понимает,но в храм с ним ходить очень сложно..ему и трудно выстоять и постоянно слышу замечания от людей,да и он себя чувствует не в своей тарелке и поэтому просто не хочет идти.....Правда была ситуация когда мы приехали с ним на Карповку в монастырь и он там как-то присмирел,но всё равно мне не удаётся его просто уговорить пойти со мной.Молитвы он выучить не пытается,даже Отче наш.Хотя,мне кажется,что тут просто такое негативное отношение ко мне-ведь я пытаюсь навязать ему свою волю,а ему хочется чувствовать себя взрослым и самостоятельным и самому принимать решения.Мне бы очень хотелось найти человека,который смог бы с ним поговорить,но не удаётся,потому что я сама иногда очень стесняюсь задавать вопросы.А на этот сайт я получила ссылку от одного замечательного человека,который тоже служит в храме в Озерках.
 
Да у лютеран нет этого Таинства. Но всё же ЕСТЬ чин елеоосвящения и смысл его тот же, что и у православных(давайте всё таки освящать более полно, а не однобоко мы самые-самые, а остальные так себе). К Таинствам у лютеран относят чин Крещения и Причастие! Они главные по значимости.
 
Незарегистрированный написал(а):
Да у лютеран нет этого Таинства. Но всё же ЕСТЬ чин елеоосвящения и смысл его тот же, что и у православных(давайте всё таки освящать более полно, а не однобоко мы самые-самые, а остальные так себе). К Таинствам у лютеран относят чин Крещения и Причастие! Они главные по значимости.

Давайте освещать более полно, согласен! Жду от Вас очерк на эту тему. Напишите, как совершается этот чин в Лютеранской церкви, пришлите фотографии (kp@azbyka.ru) Я размещу. Всем будет интересно и полезно!
Ждем!
Боюсь предполагать, что, как обычно, ничего не получу?..........
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
11.825
Комментарии
13
Последнее обновление
Сверху