Откровенный разговор
Таинство Покаяния (Исповеди): 2
Наглость – второе счастье
На днях подходит в храме женщина:
– Принимайте, батюшка, новую духовную дочь!
– ??? А, может, я не согласен.
– Э, нет, голубчик, никуда не денетесь, сами знаете: креста не ищи, но от креста не беги.
Мы с вами продолжаем говорить о Таинстве Покаяния и сегодня заканчиваем обсуждение этой темы. Ваши вопросы исчерпаны, на все присланные я ответил.
Здравствуйте, отец Константин. Как быть, если один и тот же грех-отвлечение в мыслях о делах житейских при чтении утреннего и вечернего правила, приходится повторять на каждой исповеди? Понимаю, что с этим надо бороться, но все известные мне методы не помогают избавиться от этого греха. С уважением, раб Божий Анатолий.
Дорогой Анатолий. Все дело в дисциплине ума. Приучайте его нерассеянно погружаться в слова молитв. Через три месяца приучения себя к внимательности и сосредоточенности мы уже достигаем определенных успехов (на себе проверил).
Есть такое понятие, как «замыленный глаз». Знаете, как ищешь что-то в комнате, смотришь на это и не видишь. Это оттого, что мозг перестает воспринимать привычные предметы как что-то, на что следует обратить внимание. Так и в молитве. Если тысячу раз повторить молитву «Отче наш», то Вы перестанете чувствовать ее новизну, важность, силу каждого слова. Будете механически проскальзывать, а в душе ничего оставаться не будет.
Вот так дело и обстоит с молитвенным правилом: утренним и вечерним. Первый год молишься с удовольствием, а потом, на второй-третий год, бывает, помолился, а в душе ничего не осталось, даже и не помнишь, как молился.
Чтобы избежать «замыленности» сознания, можно чередовать известные нам молитвы из правила с разными канонами, акафистами, молитвенными текстами. Можно, например, начинать молитвенное правило, как обычно, потом читать 2-3 молитвы из правила и потом читать канон (купите канонник – сборник канонов) или акафист. В следующий раз, начиная молитвенное правило, прочитайте 2-3 другие молитвы и опять какой-нибудь канон или акафист.
У меня есть прекрасная книга – «Минея праздничная». Я накануне праздника читаю из этой книги службу праздника. Это и позволяет разнообразить вечерние молитвы и дает возможность глубже прочувствовать и пережить праздничные тексты.
Когда начинается Великий пост, я читаю с экрана ноутбука тексты. Какой смысл их покупать или распечатывать, если сейчас в интернете все есть.
Батюшка, у меня такая проблема почти каждый раз при попытке исповедоваться. Готовлюсь к исповеди, пишу на бумаге грехи, читаю каноны, молитвы, когда дело доходит до самой исповеди, у меня вдруг вспоминается грех, который я не записала, но который исповедовала, да и не один раз. И каждый раз в новой интерпретации мне приходит на ум, которая сама по себе вызывает смущение. Просто как наваждение какое-то. Я его пытаюсь исповедовать каждый раз, но как написано в книгах о таком грехе. Но потом после исповеди ощущение, что я его не исповедовала, потому как надо было именно так сказать, чтобы мне самой было стыдно за него.
И еще со мной произошло одно событие на исповеди, после которого я не могла подойти к покаянию, причастию около года и каждый раз это событие мне жгло душу. Был у меня один грех в детстве, который я исповедовала на первой своей исповеди, но память о котором мучила совесть. Стал он мне рисоваться во все более черных красках и мысли пошли, что он относится к другой категории, чем я исповедовала и на всякий случай надо о нем и так рассказать. Записала его на листе и исповедовала. Когда каялась в нем было ощущение какого-то удара. Но все равно я была довольна, что сказала о нем так. Потом постепенно у меня стали возникать мысли, что батюшка меня презирает из-за такого греха. Это стало преградой на пути к Богу. До этого всем сердцем рвалась в храм на службу к Богу как на крыльях.
Потом внутренняя борьба достигла такой силы, что в следующее воскресенье еле заставила себя прийти все-таки на службу только из-за доверия к Богу.
Внутри было ощущение отторженности. Подошла ко Кресту и внутри пошли слезы. И тут до меня стало доходить, что то в чем я каялась первый раз - все верно, а вот последний раз - это была ложь, клевета.
Никогда в своей жизни ни сталкивалась с клеветой и вот первый опыт из собственных уст. Меня жутко поразило, что эта ложь прошла мне в сердце, была принята как правда. До сих пор (это было недавно) легкое ощущение какой-то темноты. Не могу преодолеть этот барьер.
раба Божия Елена
Дорогая Елена.
Вы просто очень мнительная. И бесы, вероятно, этим пользуются и ставят Вам все новые подножки.
Отнеситесь ко всему спокойней. Уже исповеданный грех не надо опять исповедовать. Отгоните лукавого, который Вас смущает и шепчет в ухо: недораскаялась, не прощена… Если Вы грех этот не повторяете, то выкиньте из души и головы. Мало ли у кого что было в детстве. Нельзя застревать на прошлом, а надо идти вперед.
А насчет того, что священник изменит о Вас мнение… это миф. Никогда ни один священник (я специально говорил на эту тему как-то в компании священников) ни о ком из кающихся не изменит мнение на плохое.
Милая Елена. Пусть все эти искушения не станут препятствием на пути Вашей веры и благочестия.
Батюшка Константин, благословите.
Каждый раз подходя к Исповеди, боюсь, что чего-то не осознала.
Вроде и записываю. Но многие грехи постоянно повторяются: такие, как многословие и празднословие (не могу поймать грань, как в них перехожу)- не получается смиренно молчать во многих ситуациях. Осуждение и раздражительность, рассеянность ума на службе (почему-то во время молитв перед глазами всплывают какие-то моменты из жизни, и почему-то именно в этот момент их оцениваешь). Я стараюсь, пытаюсь...и снова "аки свинья в калу" в этих грехах. И так совестно, до слез. Каюсь. А на следующий день - снова.
И как правильно исповедоваться?
"Каюсь, честный отче, в ..." и просто перечислить грехи, без комментариев. Или надо объяснять ситуацию.
Спаси Господи.
Дорогая сестра.
О первом: есть грехи, о которые мы будем спотыкаться всю жизнь. Наша рассеянность ума, раздражительность… Только, наверное, у святых этого нет. Хотя, вот, читаешь «Неизданный Дневник» отца Иоанна Кронштадтского и видишь, что и в старости этот великий подвижник имел смущение от этих грехов.
Но все равно нужно их произносить. Это полезно, потому что этим самым мы себе напоминаем: да, вот тут надо работать, трудиться. И произносить, и стараться исправляться. На самом деле процесс исправления у нас идет, просто не такой быстрый, как хотелось бы…
Насчет второго вопроса скажу вот что: если это быстрая исповедь, когда священник может уделить Вам мало времени, то исповедуйтесь без подробностей. А если Вы пришли на обстоятельную духовническую беседу со священником, тогда нужно подробней обо всем говорить.
Отец Константин, благословите. Задам четыре вопроса:
1 При подготовке к первой исповеди, сначала я почитал книги, которые посоветовали в церковной лавке, потом искал наставления и советы в интернете, в том числе на "Азбуке веры". Одна из наиболее часто рекомендуемых книг "Опыт построения исповеди" архимандрита Иоанна (Крестьянкин). Но для меня более понятна оказалась книга "Исповедую грех, батюшка" иерея Алексия Мороза.
Но в разделе "Таинство покаяния" на "Азбуке веры" её нет. Можно ли пользоваться этой книгой при подготовке к исповеди?
При подготовке к исповеди по этой книге я осознал, что совершал грехи, о которых даже не думал, что это грех.
Как надо относится к грехам совершенным по-неведению (не знанию)?
Да, я знаю эту книгу о. Алексия Мороза. В чем-то книга хороша, но в некоторых своих главах (например, посвященных 7-й заповеди) автор теряет чувство меры и деликатности. Подробное, даже физиологическое описание грехов может развратить юные и чистые души, которые и вообразить не могли, как можно так разнообразно блудить.
Я бы не посоветовал пользоваться этой книгой. Лучше приобрести пособие к исповеди с перечислением грехов, составленное свт. Игнатием (Брянчаниновым).
Есть и другие пособия на эту тему.
Если Вы встречаете в книге грехи, которые Вы совершали и не считаете грехами, лучше выписать и спросить об этом священника. По правде говоря, многие сборники грехов перегибают палку, записывая в грехи то, что таковым не является. Например: танцевала, смотрела телевизор, пользовалась косметикой…
Сами по себе эти вещи не являются греховными, но в определенных случаях они будут таковыми.
2 Ответы на следующие вопросы, мне кажется, будут интересны многим.
Как относится к следующей ситуации, так или иначе приходится пользоваться программным обеспечением, книгами, фильмами, музыкой скаченными из интернета - это воровство? В этом грехе надо каяться?
Как можно победить этот грех, если авторы (правообладатели) не всегда пишут, что их работой (произведением) можно пользоваться бесплатно? Это относится и к книгам, музыке, аудио записям по православию.
Да, проблема есть. Но надо сказать, что не все в интернете пиратство. Так, православные медиафайлы специально и публикуются, чтобы люди ими пользовались. Насчет пиратского программного обеспечения… Слишком большой вопрос. Дело в том, что мы живем в совершенно иных условиях, нежели те же американцы. Для них выложить 300 долларов за программу – реально, для нас, по большей части, – невозможно. Потом: сегодня ты ставишь нелицензионную программу, через какое-то время, покупаешь лицензионную. Все равно, если ты пользуешься продуктами этой корпорации (например, Майкрософт), она с тебя что-то получит. Ну, пусть не так как хотелось бы Биллу Гейтсу, но по нашим российским возможностям
Я считаю, что для частных лиц допустимо пользоваться нелицензионными программами. Компании и организации же должны покупать и устанавливать лицензионное программное обеспечение.
Это как в вопросе про то, что некоторые люди не могут оплатить проезд в электричке на дачу. Дают немного денег контролеру, а полную стоимость поездки не оплачивают. Грех это или нет? Грех для людей, которые могут оплатить проезд, но просто жадничают и хитрят. Ну, а если едет на дачу пенсионерка, у которой пенсия 6-8 тысяч? А дорога на дачу в один конец стоит 200 рублей. Что ж, ей на дачу теперь не ездить? А сколько у нас других малообеспеченных людей? А если семья едет с тремя детьми? Платить тысячу рублей за дорогу в один конец, как мы платили, когда ездили летом на дачу? Но откуда такие деньги взять?
Главное, как будто эти люди (пенсионеры) не работали на страну в страшные сталинские и глухие брежневские годы… Почему же теперь они поставлены государством в такие условия, что не могут выехать на свои жалкие 6 соток?..
3 Просмотр и посещение спортивных соревнований (кино, театр и т.д.) является ли грехом вообще или это грех только во время поста, или строгого поста, или во вовремя праздников?
Посещение спортивных и увеселительных мероприятий грехом не является, конечно, если это приличные развлечения и проходят они не в пост. А в обычные дни и во время праздников – можно.
4 Последний вопрос, на который мне хотелось бы получить разъяснение, являются ли гортанобесием следующие привычки? Я очень люблю настоящий (вареный) кофе. Прожить день без кофе для меня очень сложно.
Нет ничего плохого в том, чтобы знать толк в хороших и вкусных вещах. Как говорил приснопамятный преподаватель нашей Семинарии, Игорь Цезаревич Миронович: «Господь сотворил много вкусных вещей. И Он с нас спросит, все ли мы попробовали?» Это, конечно, шутка, но, как известно, во всякой шутке есть доля правды. Правда тут та, что мы должны любить Божий мир, радоваться ему, ценить его красоту, разнообразие, многогранность.
Но важное добавление: мы не должны становиться рабами этих вещей! Если мы не можем отказаться в иные дни от кофе – значит для нас это стало страстью. В Вашем случае я бы, как минимум, посоветовал отказаться от кофе на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице. А остальное – по Вашему желанию.
Здравствуйте, отец Константин!
Недавно мне пришлось переехать в другой район, и я в один из первых разов пошёл в новую для себя церковь, так называемую Чесменскую, Иоанна Предтечи. Встал в очередь на исповедь. Где-то в начале литургии как обычно из алтаря вышел священник в облачении, с крестом и Евангелием, встал у исповедального аналоя и прочитал молитвы. Я ожидал, что после этого как обычно все по очереди начнут подходить к батюшке и исповедовать грехи. Но вместо этого батюшка сам пошёл вдоль очереди, подходил к каждому, спрашивал имя - и сразу же накрывал епитрахилью. А после этого очередь сама организованно выстроилась к аналою и каждый подходил целовать крест и Евангелие. Нет, ощущения и "последствия" были совершенно обычные - и страх, и чувство наступившей чистоты, и благоговение, и, увы, как обычно - погружение в грех с новой силой. Почему-то оставаться чистым, хранить то, что получено после исповеди или в Причастии - очень-очень сложно... Но всё-таки - что это было?
Да, и ещё: так и не могу уяснить для себя: чем отличается общая исповедь от частной?
Начну с последнего: Общая исповедь – это когда священник перед началом Исповеди читает список грехов (или просто перечисляет) и люди про себя мысленно говорят: «каюсь, Господи», когда священник называет грех, в котором человек виновен. Потом кающийся подходит просто под благословение или священник накрывает его голову епитрахилью и читает краткую разрешительную молитву.
То есть, на общей исповеди Вы лично со священником практически не разговариваете (ну, что-то сказать личное все же можно, но быстро). Такие исповеди совершаются при большом стечении народа.
А частная исповедь – это когда священник беседует к кающимся.
А теперь о начале Вашего письма: Вы просто наблюдали разновидность общей исповеди.
Здравствуйте, отец Константин! Воспользуюсь возможностью задать Вам вопрос. В Таинстве Исповеди (Покаяния) прощаются забытые (неумышленно, не нарочно не названные) грехи? Таинство очищает человека не только от исповеданных (сказанных Господу и священнику) грехов, но и от тех, о которых он забыл? Если не так, то получается, что нас прощают только за то, в чем мы каемся, но за нами "волочится" груз забытых грехов, которые мы так никогда можем и не вспомнить.
Если же прощаются все грехи, в том числе и забытые, то если человек
вспоминает забытый грех, то почему он должен в нем каяться? Ведь должен быть этот грех прощен как забытый? Или если вспомнил, то грех как бы возрождается, как бы вновь приходит?
И последнее дополнение к этому вопросу. В чем отличие прощения забытых грехов в Таинстве Покаяния и в Таинстве Елеосвящения? И там, и там прощаются забытые грехи.
Спасибо.
С уважением, Алексей.
Дорогой Алексей! Хотя мы говорим, что грехи «прощаются», но все же эта форма речи не совсем удачна. Скорее, можно говорить не о юридическом прощении, а о лечении души.
Я бы сказал так: когда мы искренне забыли грех, но идем по пути нравственного совершенствования, изменения, Господь поможет нам в этом деле. И, конечно, не вспомнит нашего забытого греха, а его последствия, которые все равно в душе остались, как рана, изгладит. Но если мы вспомнили грех – надо все равно исповедать.
Кстати сказать, сколько бы мы ни напрягали память, все равно ведь всего не упомнишь, поэтому у нас в любом случае останутся забытые грехи.
Теперь насчет Таинства Елеосвящения. Вспомним слова Апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего… и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
Здесь речь не о хитроумном способе освободиться от забытых грехов, а о том, что порой наши болезни обусловлены нашими грехами. И вот, чтобы успокоить нас, что Господь простит забытые грехи и они не будут провоцировать нашу болезнь, Ап. Иаков и разрабатывает эту тему. Раз Церковь приняла эти слова Ап. Иакова в канон Священного Писания, значит, Церковь поверила ему (а это именно его мнение). Значит, мы можем быть уверены, что Господь не попустит усугубиться нашей болезни из-за нераскаянных грехов.
Но все же это не уничтожает вопроса: Если мы вспомним грех, что делать? Исповедать его!
Здравствуйте, отец Константин!
Спасибо Вам за выбранную тему, так как она очень для меня актуальна. Воскресную службу в нашем храме стараюсь посещать регулярно, а вот на Исповедь решиться пока никак не могу... Понимаю, что оставлять на потом нельзя. У меня такой вопрос: мне сначала нужно выбрать духовного отца, идти именно к нему и постоянно приходить к нему?...и как быть, если чувствуешь, что нет среди священнослужителей в храме того, кому можно было бы, раскрывая свою душу, рассказать о своих грехах?...
Спасибо!
Если Вы только готовитесь к Исповеди, но уже ходите в храм, то лучше все-таки присмотреться к священникам. К которому душа ляжет – к тому и идите с первой исповедью. Священники ведь люди, и как люди они разные. Кто-то любит строгость, кто-то более мягко, щадяще относится к кающемуся. Послушайте проповеди священников, побеседуйте с ними.
Как быть, если чувствуешь, что нет среди священнослужителей в храме того, кому можно было бы, раскрывая свою душу, рассказать о своих грехах?..
Я думаю, что Вы преувеличиваете. Я могу понять, что к какому-то из священников боязно или просто не хочется подходить. Но чтобы все были такими?.. Но все же предположим, что это так. Тогда почему бы Вам не съездить в другой храм? Я понимаю, когда в старину люди ходили в храм поблизости от дома – это было удобно, так как не было транспорта. Но сегодня практически в любой храм города (даже нашего) можно добраться за час. Поэтому не стоит искать храм в шаговой доступности. Может быть, именно Ваш духовник (который пока об этом не знает) служит в соседнем районе.
Батюшка, добрый вечер!
Как правильнее строить исповедь: перечислять все обнаруженные симптомы своих страстей (например, «не подала милостыню», «пожалела денег на подарок подруге») или, предварительно вспомнив все проявления греха и проанализировав их, пытаться поставить себе диагноз самостоятельно (в приведённом примере: «согрешила скупостью») и называть священнику уже этот вывод? Поясню, почему меня это волнует. С одной стороны, время священника на исповеди ограничено, и правильнее, на мой взгляд, нести на исповедь результаты проделанной дома духовной работы - т.е. некие выводы о своём поведении. С другой стороны, если человек одержим одной страстью на протяжении многих лет, он может почувствовать уныние от того, что всё время произносит на исповеди одни и те же слова. В журнале "Фома" один священник давал совет такому унывающему: чтобы не быть на исповеди "попугаем (не каяться в одних и тех же грехах), нужно называть именно конкретные проявления греха. Но ведь этих проявлений может быть много. Или они могут быть слишком мелочными, связанными с какими-то запутанными обстоятельствами, в которые священника не хочется даже посвящать, чтобы не утомлять. Несколько месяцев назад Вы приводили в своём блоге "мастер-класс" по построению исповеди. Но тогда выяснилось, что приведённый пример подходит не для исповеди, а для духовнической беседы. Расскажите, пожалуйста, как может выглядеть идеальная с Вашей точки зрения исповедь, если на неё отводится около 2-5 минут времени.
Думаю, что лучше всего называть не конкретные грехи, а общую печальную тенденцию. Зачем, в конце концов, священнику выслушивать перечисление: в понедельник ела колбасу, во вторник – пила кефир, в среду съела аж три булочки…
Одна моя прихожанка приходит на исповедь и рассказывает что она смотрела по телевизору: в понедельник, во вторник, в среду… Останавливаю ее: «Дорогая, скажите короче: Не могу удержаться и каждый день неумеренно смотрю телевизор…» Молчит, часто моргая, смотрит на меня. Потом на следующей исповеди кается, как и прежде…
Поэтому самый правильный вариант – когда человек накануне исповеди анализирует свою духовную жизнь и ставит сам себе диагноз. И к священнику приходит с осмысленной и продуманной исповедью, а не с набором грехов, которые священник за него будет классифицировать и объяснять. (Некоторые люди приносят на исповедь тетрадку, исписанную грехами. Тут сотни, тысячи грехов, подробное перечисление даже не по часам, а по минутам. Но никакой работы мысли не видно. Создается впечатление, что тетрадка лежит на видном месте. Человек согрешит и бежит записывать.)
Как может выглядеть исповедь, если на Исповедь отведено 2-5 минут времени?
Продумать грехи (накануне вечером).
Сделать их конспект. Думаю, что там будет, может быть, десяток грехов, с которыми Вы и так боретесь.
По сложным случаям спросить совета.
Лучший вариант – что это будет священник, который знает Вас и Вашу жизненную ситуацию. В таком случае он прекрасно поймет Вас и даст совет даже за 2 минуты. Но если Вы исповедаетесь постороннему священнику (пришли в другой храм, находитесь в паломничестве) и у Вас 2-5 минут, даже не пытайтесь анализировать свою духовную жизнь со священником. Этого времени слишком мало, чтобы священник понял, кто Вы и какие конкретно советы Вам давать.
…
Это все вопросы из присланных вами. А скоро объявлю новую тему для нашего откровенного обсуждения.
Таинство Покаяния (Исповеди): 2
Наглость – второе счастье
На днях подходит в храме женщина:
– Принимайте, батюшка, новую духовную дочь!
– ??? А, может, я не согласен.
– Э, нет, голубчик, никуда не денетесь, сами знаете: креста не ищи, но от креста не беги.
Мы с вами продолжаем говорить о Таинстве Покаяния и сегодня заканчиваем обсуждение этой темы. Ваши вопросы исчерпаны, на все присланные я ответил.
Здравствуйте, отец Константин. Как быть, если один и тот же грех-отвлечение в мыслях о делах житейских при чтении утреннего и вечернего правила, приходится повторять на каждой исповеди? Понимаю, что с этим надо бороться, но все известные мне методы не помогают избавиться от этого греха. С уважением, раб Божий Анатолий.
Дорогой Анатолий. Все дело в дисциплине ума. Приучайте его нерассеянно погружаться в слова молитв. Через три месяца приучения себя к внимательности и сосредоточенности мы уже достигаем определенных успехов (на себе проверил).
Есть такое понятие, как «замыленный глаз». Знаете, как ищешь что-то в комнате, смотришь на это и не видишь. Это оттого, что мозг перестает воспринимать привычные предметы как что-то, на что следует обратить внимание. Так и в молитве. Если тысячу раз повторить молитву «Отче наш», то Вы перестанете чувствовать ее новизну, важность, силу каждого слова. Будете механически проскальзывать, а в душе ничего оставаться не будет.
Вот так дело и обстоит с молитвенным правилом: утренним и вечерним. Первый год молишься с удовольствием, а потом, на второй-третий год, бывает, помолился, а в душе ничего не осталось, даже и не помнишь, как молился.
Чтобы избежать «замыленности» сознания, можно чередовать известные нам молитвы из правила с разными канонами, акафистами, молитвенными текстами. Можно, например, начинать молитвенное правило, как обычно, потом читать 2-3 молитвы из правила и потом читать канон (купите канонник – сборник канонов) или акафист. В следующий раз, начиная молитвенное правило, прочитайте 2-3 другие молитвы и опять какой-нибудь канон или акафист.
У меня есть прекрасная книга – «Минея праздничная». Я накануне праздника читаю из этой книги службу праздника. Это и позволяет разнообразить вечерние молитвы и дает возможность глубже прочувствовать и пережить праздничные тексты.
Когда начинается Великий пост, я читаю с экрана ноутбука тексты. Какой смысл их покупать или распечатывать, если сейчас в интернете все есть.
Батюшка, у меня такая проблема почти каждый раз при попытке исповедоваться. Готовлюсь к исповеди, пишу на бумаге грехи, читаю каноны, молитвы, когда дело доходит до самой исповеди, у меня вдруг вспоминается грех, который я не записала, но который исповедовала, да и не один раз. И каждый раз в новой интерпретации мне приходит на ум, которая сама по себе вызывает смущение. Просто как наваждение какое-то. Я его пытаюсь исповедовать каждый раз, но как написано в книгах о таком грехе. Но потом после исповеди ощущение, что я его не исповедовала, потому как надо было именно так сказать, чтобы мне самой было стыдно за него.
И еще со мной произошло одно событие на исповеди, после которого я не могла подойти к покаянию, причастию около года и каждый раз это событие мне жгло душу. Был у меня один грех в детстве, который я исповедовала на первой своей исповеди, но память о котором мучила совесть. Стал он мне рисоваться во все более черных красках и мысли пошли, что он относится к другой категории, чем я исповедовала и на всякий случай надо о нем и так рассказать. Записала его на листе и исповедовала. Когда каялась в нем было ощущение какого-то удара. Но все равно я была довольна, что сказала о нем так. Потом постепенно у меня стали возникать мысли, что батюшка меня презирает из-за такого греха. Это стало преградой на пути к Богу. До этого всем сердцем рвалась в храм на службу к Богу как на крыльях.
Потом внутренняя борьба достигла такой силы, что в следующее воскресенье еле заставила себя прийти все-таки на службу только из-за доверия к Богу.
Внутри было ощущение отторженности. Подошла ко Кресту и внутри пошли слезы. И тут до меня стало доходить, что то в чем я каялась первый раз - все верно, а вот последний раз - это была ложь, клевета.
Никогда в своей жизни ни сталкивалась с клеветой и вот первый опыт из собственных уст. Меня жутко поразило, что эта ложь прошла мне в сердце, была принята как правда. До сих пор (это было недавно) легкое ощущение какой-то темноты. Не могу преодолеть этот барьер.
раба Божия Елена
Дорогая Елена.
Вы просто очень мнительная. И бесы, вероятно, этим пользуются и ставят Вам все новые подножки.
Отнеситесь ко всему спокойней. Уже исповеданный грех не надо опять исповедовать. Отгоните лукавого, который Вас смущает и шепчет в ухо: недораскаялась, не прощена… Если Вы грех этот не повторяете, то выкиньте из души и головы. Мало ли у кого что было в детстве. Нельзя застревать на прошлом, а надо идти вперед.
А насчет того, что священник изменит о Вас мнение… это миф. Никогда ни один священник (я специально говорил на эту тему как-то в компании священников) ни о ком из кающихся не изменит мнение на плохое.
Милая Елена. Пусть все эти искушения не станут препятствием на пути Вашей веры и благочестия.
Батюшка Константин, благословите.
Каждый раз подходя к Исповеди, боюсь, что чего-то не осознала.
Вроде и записываю. Но многие грехи постоянно повторяются: такие, как многословие и празднословие (не могу поймать грань, как в них перехожу)- не получается смиренно молчать во многих ситуациях. Осуждение и раздражительность, рассеянность ума на службе (почему-то во время молитв перед глазами всплывают какие-то моменты из жизни, и почему-то именно в этот момент их оцениваешь). Я стараюсь, пытаюсь...и снова "аки свинья в калу" в этих грехах. И так совестно, до слез. Каюсь. А на следующий день - снова.
И как правильно исповедоваться?
"Каюсь, честный отче, в ..." и просто перечислить грехи, без комментариев. Или надо объяснять ситуацию.
Спаси Господи.
Дорогая сестра.
О первом: есть грехи, о которые мы будем спотыкаться всю жизнь. Наша рассеянность ума, раздражительность… Только, наверное, у святых этого нет. Хотя, вот, читаешь «Неизданный Дневник» отца Иоанна Кронштадтского и видишь, что и в старости этот великий подвижник имел смущение от этих грехов.
Но все равно нужно их произносить. Это полезно, потому что этим самым мы себе напоминаем: да, вот тут надо работать, трудиться. И произносить, и стараться исправляться. На самом деле процесс исправления у нас идет, просто не такой быстрый, как хотелось бы…
Насчет второго вопроса скажу вот что: если это быстрая исповедь, когда священник может уделить Вам мало времени, то исповедуйтесь без подробностей. А если Вы пришли на обстоятельную духовническую беседу со священником, тогда нужно подробней обо всем говорить.
Отец Константин, благословите. Задам четыре вопроса:
1 При подготовке к первой исповеди, сначала я почитал книги, которые посоветовали в церковной лавке, потом искал наставления и советы в интернете, в том числе на "Азбуке веры". Одна из наиболее часто рекомендуемых книг "Опыт построения исповеди" архимандрита Иоанна (Крестьянкин). Но для меня более понятна оказалась книга "Исповедую грех, батюшка" иерея Алексия Мороза.
Но в разделе "Таинство покаяния" на "Азбуке веры" её нет. Можно ли пользоваться этой книгой при подготовке к исповеди?
При подготовке к исповеди по этой книге я осознал, что совершал грехи, о которых даже не думал, что это грех.
Как надо относится к грехам совершенным по-неведению (не знанию)?
Да, я знаю эту книгу о. Алексия Мороза. В чем-то книга хороша, но в некоторых своих главах (например, посвященных 7-й заповеди) автор теряет чувство меры и деликатности. Подробное, даже физиологическое описание грехов может развратить юные и чистые души, которые и вообразить не могли, как можно так разнообразно блудить.
Я бы не посоветовал пользоваться этой книгой. Лучше приобрести пособие к исповеди с перечислением грехов, составленное свт. Игнатием (Брянчаниновым).
Есть и другие пособия на эту тему.
Если Вы встречаете в книге грехи, которые Вы совершали и не считаете грехами, лучше выписать и спросить об этом священника. По правде говоря, многие сборники грехов перегибают палку, записывая в грехи то, что таковым не является. Например: танцевала, смотрела телевизор, пользовалась косметикой…
Сами по себе эти вещи не являются греховными, но в определенных случаях они будут таковыми.
2 Ответы на следующие вопросы, мне кажется, будут интересны многим.
Как относится к следующей ситуации, так или иначе приходится пользоваться программным обеспечением, книгами, фильмами, музыкой скаченными из интернета - это воровство? В этом грехе надо каяться?
Как можно победить этот грех, если авторы (правообладатели) не всегда пишут, что их работой (произведением) можно пользоваться бесплатно? Это относится и к книгам, музыке, аудио записям по православию.
Да, проблема есть. Но надо сказать, что не все в интернете пиратство. Так, православные медиафайлы специально и публикуются, чтобы люди ими пользовались. Насчет пиратского программного обеспечения… Слишком большой вопрос. Дело в том, что мы живем в совершенно иных условиях, нежели те же американцы. Для них выложить 300 долларов за программу – реально, для нас, по большей части, – невозможно. Потом: сегодня ты ставишь нелицензионную программу, через какое-то время, покупаешь лицензионную. Все равно, если ты пользуешься продуктами этой корпорации (например, Майкрософт), она с тебя что-то получит. Ну, пусть не так как хотелось бы Биллу Гейтсу, но по нашим российским возможностям
Я считаю, что для частных лиц допустимо пользоваться нелицензионными программами. Компании и организации же должны покупать и устанавливать лицензионное программное обеспечение.
Это как в вопросе про то, что некоторые люди не могут оплатить проезд в электричке на дачу. Дают немного денег контролеру, а полную стоимость поездки не оплачивают. Грех это или нет? Грех для людей, которые могут оплатить проезд, но просто жадничают и хитрят. Ну, а если едет на дачу пенсионерка, у которой пенсия 6-8 тысяч? А дорога на дачу в один конец стоит 200 рублей. Что ж, ей на дачу теперь не ездить? А сколько у нас других малообеспеченных людей? А если семья едет с тремя детьми? Платить тысячу рублей за дорогу в один конец, как мы платили, когда ездили летом на дачу? Но откуда такие деньги взять?
Главное, как будто эти люди (пенсионеры) не работали на страну в страшные сталинские и глухие брежневские годы… Почему же теперь они поставлены государством в такие условия, что не могут выехать на свои жалкие 6 соток?..
3 Просмотр и посещение спортивных соревнований (кино, театр и т.д.) является ли грехом вообще или это грех только во время поста, или строгого поста, или во вовремя праздников?
Посещение спортивных и увеселительных мероприятий грехом не является, конечно, если это приличные развлечения и проходят они не в пост. А в обычные дни и во время праздников – можно.
4 Последний вопрос, на который мне хотелось бы получить разъяснение, являются ли гортанобесием следующие привычки? Я очень люблю настоящий (вареный) кофе. Прожить день без кофе для меня очень сложно.
Нет ничего плохого в том, чтобы знать толк в хороших и вкусных вещах. Как говорил приснопамятный преподаватель нашей Семинарии, Игорь Цезаревич Миронович: «Господь сотворил много вкусных вещей. И Он с нас спросит, все ли мы попробовали?» Это, конечно, шутка, но, как известно, во всякой шутке есть доля правды. Правда тут та, что мы должны любить Божий мир, радоваться ему, ценить его красоту, разнообразие, многогранность.
Но важное добавление: мы не должны становиться рабами этих вещей! Если мы не можем отказаться в иные дни от кофе – значит для нас это стало страстью. В Вашем случае я бы, как минимум, посоветовал отказаться от кофе на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице. А остальное – по Вашему желанию.
Здравствуйте, отец Константин!
Недавно мне пришлось переехать в другой район, и я в один из первых разов пошёл в новую для себя церковь, так называемую Чесменскую, Иоанна Предтечи. Встал в очередь на исповедь. Где-то в начале литургии как обычно из алтаря вышел священник в облачении, с крестом и Евангелием, встал у исповедального аналоя и прочитал молитвы. Я ожидал, что после этого как обычно все по очереди начнут подходить к батюшке и исповедовать грехи. Но вместо этого батюшка сам пошёл вдоль очереди, подходил к каждому, спрашивал имя - и сразу же накрывал епитрахилью. А после этого очередь сама организованно выстроилась к аналою и каждый подходил целовать крест и Евангелие. Нет, ощущения и "последствия" были совершенно обычные - и страх, и чувство наступившей чистоты, и благоговение, и, увы, как обычно - погружение в грех с новой силой. Почему-то оставаться чистым, хранить то, что получено после исповеди или в Причастии - очень-очень сложно... Но всё-таки - что это было?
Да, и ещё: так и не могу уяснить для себя: чем отличается общая исповедь от частной?
Начну с последнего: Общая исповедь – это когда священник перед началом Исповеди читает список грехов (или просто перечисляет) и люди про себя мысленно говорят: «каюсь, Господи», когда священник называет грех, в котором человек виновен. Потом кающийся подходит просто под благословение или священник накрывает его голову епитрахилью и читает краткую разрешительную молитву.
То есть, на общей исповеди Вы лично со священником практически не разговариваете (ну, что-то сказать личное все же можно, но быстро). Такие исповеди совершаются при большом стечении народа.
А частная исповедь – это когда священник беседует к кающимся.
А теперь о начале Вашего письма: Вы просто наблюдали разновидность общей исповеди.
Здравствуйте, отец Константин! Воспользуюсь возможностью задать Вам вопрос. В Таинстве Исповеди (Покаяния) прощаются забытые (неумышленно, не нарочно не названные) грехи? Таинство очищает человека не только от исповеданных (сказанных Господу и священнику) грехов, но и от тех, о которых он забыл? Если не так, то получается, что нас прощают только за то, в чем мы каемся, но за нами "волочится" груз забытых грехов, которые мы так никогда можем и не вспомнить.
Если же прощаются все грехи, в том числе и забытые, то если человек
вспоминает забытый грех, то почему он должен в нем каяться? Ведь должен быть этот грех прощен как забытый? Или если вспомнил, то грех как бы возрождается, как бы вновь приходит?
И последнее дополнение к этому вопросу. В чем отличие прощения забытых грехов в Таинстве Покаяния и в Таинстве Елеосвящения? И там, и там прощаются забытые грехи.
Спасибо.
С уважением, Алексей.
Дорогой Алексей! Хотя мы говорим, что грехи «прощаются», но все же эта форма речи не совсем удачна. Скорее, можно говорить не о юридическом прощении, а о лечении души.
Я бы сказал так: когда мы искренне забыли грех, но идем по пути нравственного совершенствования, изменения, Господь поможет нам в этом деле. И, конечно, не вспомнит нашего забытого греха, а его последствия, которые все равно в душе остались, как рана, изгладит. Но если мы вспомнили грех – надо все равно исповедать.
Кстати сказать, сколько бы мы ни напрягали память, все равно ведь всего не упомнишь, поэтому у нас в любом случае останутся забытые грехи.
Теперь насчет Таинства Елеосвящения. Вспомним слова Апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего… и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
Здесь речь не о хитроумном способе освободиться от забытых грехов, а о том, что порой наши болезни обусловлены нашими грехами. И вот, чтобы успокоить нас, что Господь простит забытые грехи и они не будут провоцировать нашу болезнь, Ап. Иаков и разрабатывает эту тему. Раз Церковь приняла эти слова Ап. Иакова в канон Священного Писания, значит, Церковь поверила ему (а это именно его мнение). Значит, мы можем быть уверены, что Господь не попустит усугубиться нашей болезни из-за нераскаянных грехов.
Но все же это не уничтожает вопроса: Если мы вспомним грех, что делать? Исповедать его!
Здравствуйте, отец Константин!
Спасибо Вам за выбранную тему, так как она очень для меня актуальна. Воскресную службу в нашем храме стараюсь посещать регулярно, а вот на Исповедь решиться пока никак не могу... Понимаю, что оставлять на потом нельзя. У меня такой вопрос: мне сначала нужно выбрать духовного отца, идти именно к нему и постоянно приходить к нему?...и как быть, если чувствуешь, что нет среди священнослужителей в храме того, кому можно было бы, раскрывая свою душу, рассказать о своих грехах?...
Спасибо!
Если Вы только готовитесь к Исповеди, но уже ходите в храм, то лучше все-таки присмотреться к священникам. К которому душа ляжет – к тому и идите с первой исповедью. Священники ведь люди, и как люди они разные. Кто-то любит строгость, кто-то более мягко, щадяще относится к кающемуся. Послушайте проповеди священников, побеседуйте с ними.
Как быть, если чувствуешь, что нет среди священнослужителей в храме того, кому можно было бы, раскрывая свою душу, рассказать о своих грехах?..
Я думаю, что Вы преувеличиваете. Я могу понять, что к какому-то из священников боязно или просто не хочется подходить. Но чтобы все были такими?.. Но все же предположим, что это так. Тогда почему бы Вам не съездить в другой храм? Я понимаю, когда в старину люди ходили в храм поблизости от дома – это было удобно, так как не было транспорта. Но сегодня практически в любой храм города (даже нашего) можно добраться за час. Поэтому не стоит искать храм в шаговой доступности. Может быть, именно Ваш духовник (который пока об этом не знает) служит в соседнем районе.
Батюшка, добрый вечер!
Как правильнее строить исповедь: перечислять все обнаруженные симптомы своих страстей (например, «не подала милостыню», «пожалела денег на подарок подруге») или, предварительно вспомнив все проявления греха и проанализировав их, пытаться поставить себе диагноз самостоятельно (в приведённом примере: «согрешила скупостью») и называть священнику уже этот вывод? Поясню, почему меня это волнует. С одной стороны, время священника на исповеди ограничено, и правильнее, на мой взгляд, нести на исповедь результаты проделанной дома духовной работы - т.е. некие выводы о своём поведении. С другой стороны, если человек одержим одной страстью на протяжении многих лет, он может почувствовать уныние от того, что всё время произносит на исповеди одни и те же слова. В журнале "Фома" один священник давал совет такому унывающему: чтобы не быть на исповеди "попугаем (не каяться в одних и тех же грехах), нужно называть именно конкретные проявления греха. Но ведь этих проявлений может быть много. Или они могут быть слишком мелочными, связанными с какими-то запутанными обстоятельствами, в которые священника не хочется даже посвящать, чтобы не утомлять. Несколько месяцев назад Вы приводили в своём блоге "мастер-класс" по построению исповеди. Но тогда выяснилось, что приведённый пример подходит не для исповеди, а для духовнической беседы. Расскажите, пожалуйста, как может выглядеть идеальная с Вашей точки зрения исповедь, если на неё отводится около 2-5 минут времени.
Думаю, что лучше всего называть не конкретные грехи, а общую печальную тенденцию. Зачем, в конце концов, священнику выслушивать перечисление: в понедельник ела колбасу, во вторник – пила кефир, в среду съела аж три булочки…
Одна моя прихожанка приходит на исповедь и рассказывает что она смотрела по телевизору: в понедельник, во вторник, в среду… Останавливаю ее: «Дорогая, скажите короче: Не могу удержаться и каждый день неумеренно смотрю телевизор…» Молчит, часто моргая, смотрит на меня. Потом на следующей исповеди кается, как и прежде…
Поэтому самый правильный вариант – когда человек накануне исповеди анализирует свою духовную жизнь и ставит сам себе диагноз. И к священнику приходит с осмысленной и продуманной исповедью, а не с набором грехов, которые священник за него будет классифицировать и объяснять. (Некоторые люди приносят на исповедь тетрадку, исписанную грехами. Тут сотни, тысячи грехов, подробное перечисление даже не по часам, а по минутам. Но никакой работы мысли не видно. Создается впечатление, что тетрадка лежит на видном месте. Человек согрешит и бежит записывать.)
Как может выглядеть исповедь, если на Исповедь отведено 2-5 минут времени?
Продумать грехи (накануне вечером).
Сделать их конспект. Думаю, что там будет, может быть, десяток грехов, с которыми Вы и так боретесь.
По сложным случаям спросить совета.
Лучший вариант – что это будет священник, который знает Вас и Вашу жизненную ситуацию. В таком случае он прекрасно поймет Вас и даст совет даже за 2 минуты. Но если Вы исповедаетесь постороннему священнику (пришли в другой храм, находитесь в паломничестве) и у Вас 2-5 минут, даже не пытайтесь анализировать свою духовную жизнь со священником. Этого времени слишком мало, чтобы священник понял, кто Вы и какие конкретно советы Вам давать.
…
Это все вопросы из присланных вами. А скоро объявлю новую тему для нашего откровенного обсуждения.