Мысли о Таинстве Елеосвящения (Соборования)

Эта запись является частью серии записей Таинства
Мысли о Таинстве Елеосвящения (Соборования)

После Соборования на исповеди:
– Да какие грехи?.. Ах, да. Вот, сказали, что нужно на соборование рис приносить. А я масло-то принесла, а рис не принесла.
– Это не грех. Расскажите про то, как живете?
– Ругаемся страшно… Так вот, я сначала рис хотела принести, а потом подумала: а зачем?..
– Давайте не про рис. С кем ругаетесь, почему?
– Да что об этом говорить. Все, знаете, так живут. Масла я хорошего купила, а вот рис…

Эта зарисовка из моей пастырской практики показывает, что у многих людей очень смутное понимание того, что в Таинстве Елеосвящения главное, а что второстепенное. И что это вообще такое, Таинство Елеосвящения (Соборования)?

Если коротко - это Таинство церковного исцеления. Мы на протяжении этого достаточно продолжительного Таинства (если оно совершается по полному чину) усиленно молимся о даровании человеку здравия телесного и душевного.
.................

Каждый, кто присутствовал на Соборовании, замечал, что оно построено по принципу семикратного чтения Апостола, Евангелия, особых молитв и помазаний. Семь раз священники читают и помазывают болящего. Чин этот, известный нам сегодня, сложился в Византии в период с 10-го по 13-й век. Интересно, что даже в ранних редакциях уже было указано читать Евангелия. Причем чтения были те же, что употребляются и сегодня.
И вот, если мы обратим внимание на эти чтения, на то, о чем эти Евангельские отрывки нам сообщают (а несомненно, что подобраны они были тщательно и осознанно), мы получим ключ к тому, чтобы понять: что хочет донести до нас Таинство Соборования. Еще раз повторю, что Соборование – это не просто молитва об исцелении болящих. Это служба, которая стремится восстановить человека в его статусе активного, энергичного, нравственно чистого и цельного христианина.

Давайте посмотрим на эти Евангельские фрагменты и увидим – что они нам сообщают.

Первое чтение: Евангелие от Луки 10, 25-37
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Это чтение о любви и отзывчивости. Святая Церковь говорит человеку: Твои беды, твои болезни не безразличны мне. Я приду и помогу тебе. Мы будем просить Бога, чтобы Он исцелил тебя, укрепил.
Но и ты, дорогой брат, подражай примеру милосердного самарянина. Как к тебе отнеслись с любовью, так и ты откликайся на чужую боль и болезни.

Второе чтение: Евангелие от Луки 19, 1-10
Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Рассказ о мытаре Закхее. Казалось бы, в этом чтении вообще не говорится о лечении больного. Но о чем же здесь говорится? О том, как Иисус увидел глаза Закхея. Глаза, в которых были тоска и надежда на изменение его жизни. Закхей залезает на дерево, чтобы увидеть Иисуса, и Иисус понял этот его поступок. ...Увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее…
Иисус приходит в дом изгоя (по иудейским меркам), в дом, скорее, не хорошего, а плохого человека. И этот жест любви производит в душе Закхея переворот: Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
Вот и мы, недостойные, злые, грешные, слабые… Но какая беспредельная любовь и милость у Бога, Который видит наши печальные глаза и говорит: Я сегодня буду трапезничать с тобою!
Поспешим принять Господа и начнем меняться в лучшую сторону.

Третье чтение: Евангелие от Матфея 10, 1, 5-8
И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

Евангельское чтение, отвечающее на вопрос: по какому праву Церковь, устами священнослужителей, молится об исцелении?.. По Божественному праву. Господь дал своим последователям такую власть!

Четвертое чтение: Евангелие от Матфея 8, 14-23
Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни. Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов. И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

Начинается чтение традиционно: исцеление больной женщины. Но дальше длинный текст, который сочли нужным оставить древние составители священного чина. Это текст о том, что нужно идти за Господом без промедления (Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов…).
И что путь за Господом не будет легким. Господь зовет за Собой в трудную экспедицию, связанную с лишениями, испытаниями, проверками нашего духа, а не на прогулку (Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову).

Пятое чтение: Евангелие от Матфея 25, 1-13
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Чтение о мудрых девах, которые запаслись елеем и были приглашены на брачный пир. Елей, по мысли святых отцов, – наши добрые дела. Когда придем к Господу, что принесем ему? Принесем ли елей добрых дел, трудов, жертв силою и временем? Или придем с «пустым карманом», вернее, с пустым сосудом нашей души. Жизнь прожита, а никаких достоинств в глазах Господа не приобретено…

Шестое чтение: Евангелие от Матфея 15, 21-28
И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Рассказ о женщине, проявившей настойчивость. Не испугалась резкого ответа Спасителя, не ушла в озлоблении – ах, так… Смиренно просила. Вновь и вновь. Как это не похоже на нас, которые просим и, не получив просимое, озлобляемся, впадаем в уныние. А ведь Евангелие говорит черным по белому: в молитве надо быть настойчивым, неотступным.

Седьмое чтение: Евангелие от Матфея. 9, 9-13
Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

И вновь тема милосердия Божия. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Господь помилует нас, откликнется. Он к нам, таким слабым и недостойным, пришел. Он – отзовется, но дай Бог и нам не быть пассивными и в ответ на Его любовь принести плоды исправления.

Подробнее об этом Таинстве: Таинство Соборования: https://azbyka.org/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfotoreport&id=22

Несколько очень светлых фотографий о Таинстве Соборования, которые были сделаны в минувший четверг в нашем соборе (фото диакона Иосифа Пилиева).

Свет закатного солнца снопом изливается на елей, который люди принесли в храм. Вот так же и благодать изливается на этот елей и на наши тела и души.
И люди. Каждый со своими вопросами и молитвами. Дети Божии...


с1.JPG

с2.JPG

с3.JPG

с4.JPG

с5.JPG
Перейти к следующей записи Почему Господь не всех соборующихся исцеляет?
Перейти к предыдущей записи Удивительные фото Крещения

Комментарии

Благодарю Вас за за труд. Спасибо. Отдельное спасибо диакону за фото.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
7.087
Комментарии
1
Последнее обновление
Сверху