Чин Крещения на русском языке

Эта запись является частью серии записей Таинства
Сегодня был приглашен на крестины близких мне людей. Совершал Крещение протоиерей Владимир Сорокин, когда-то мой учитель по Духовной Академии. О нем я писал в заметках.
Крестил отец Владимир на русском языке. Потом мы говорили с ним на эту тему. Ведь люди должны понимать, что над ними читается, что с ними происходит, - горячо отстаивал свою позицию отец Владимир.

Согласен с ним. Вспомнил, что когда-то для того, чтобы Таинство вхождения в Церковь (Крещение и Миропомазание) было для человека осмысленным и навсегда запомнившимся, я сделал перевод Чина Крещения на современный русский язык. В Интернет я его целиком никогда не выкладывал, так, приводил фрагменты.

Многие священники взяли этот чин «на вооружение» и совершают Крещения именно по нему. Многие и сегодня просят прислать им этот перевод.

Сегодня я привожу этот перевод целиком.

Для мирян это будет прекрасная возможность познакомиться с Чином Крещения, можно сказать, заново его открыть, понять, что же читалось над нами, что совершалось, какие обеты мы давали в день своего Крещения.
А священники смогут его использовать в пастырском служении.

Но сначала несколько фотографий сегодняшнего священного события...

крещение Марии 1.jpg

Отец Владимир молится над купелью и освящает воду.

крещение Марии 2.JPG

В присутствии Бога...

крещение Марии 3.jpg

Крещается раба Божия!..

крещение Марии 4.jpg

Таинство Миропомазания. Похоже, малышке нравится.

крещение Марии 5.JPG

Первое Причастие.

Отец Владимир является настоятелем Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга. Об этом великолепном храме можно можно почитать и посмотреть фото здесь.

Чин Святого Крещения

Молитвы над готовящимся ко Крещению

Священник в белых поручах и епитрахили. Поставляет пришедшего лицом на восток, босого, с непокрытой головой и развязанным поясом нижней рубашки. Священник трижды дует в лицо оглашаемому, осеняет голову пришедшего и возлагает ему руку на голову. Все это совершается в притворе, но можно и в начале храма.

Господу помолимся.
От Твоего Имени, Господи Боже Истины и Единородного Твоего Сына и Святого Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба Твоего (рабу Твою) (имя), удостоившегося обратиться к Святому Твоему Имени и под покровом Твоим обрести защиту. Удали прежние его (ее) заблуждения, наполни его (ее) Твоей верой, надеждой и любовью, пусть уразумеет он (она), что Ты и Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос и Святой Дух: Единственный Истинный Бог.

Дай рабу сему (рабе сей) следовать путями Твоих заповедей, да творит он (она) угодные Тебе, добрые дела, ибо если исполнит это человек — будет жить. Напиши имя раба Твоего (рабы Твоей) в книге жизни Твоей, введи его (ее) в Твое овчее стадо, стадо Твоих наследников, да прославится в нем (в ней) Имя Твое Святое и Имя Возлюбленнаго Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа и Животворящего Твоего Духа. Взирай всегда на раба Твоего (рабу Твою) с милосердием, слушай голос его (ее) молитв. Пошли ему радость в его (ее) трудах и в его (ее) детях, чтобы он, поклоняясь, исповедывал Тебя и прославлял Твое великое и высокое Имя и благодарил Тебя всегда, во все дни своей жизни.

Возглас: Ибо Тебя воспевают все небесные силы и Твоя есть слава Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

2

Заклинание от диавола первое

Господу помолимся.
О диавол! Изгоняет тебя пришедший в мир и поселившийся среди людей Господь. Господь сокрушит твое мучительное иго и освободит род человеческий! Он, вознесенный на Крестном Древе над войском вражеских полчищ, низверг их: померкло солнце, земля задрожала, распахнулись могилы, из гробов святые восстали.
Смертью Он сгубил смерть, Он разрушил власть владыки смерти, твою, о, диавол.
Заклинаю тебя, диавол, Богом, Который, явив древо жизни в Раю, поставил удаль на страже Херувима с огненным сверкающим мечем.
Заклинаю тебя, диавол, Тем, Кто ходил по морю, словно по суше, Кто повелевает бурям, взор Которого проницает бездны и от слов Которого тают горы; Он заклинает тебя, диавол, моими устами.
Устрашись, выйди, удались от сего создания безвозвратно и никогда не возвращайся. Выйди и не таись, не встречайся, не искушай сего человека ни ночью, ни днем, ни в полночь, ни в полдень. Уходи в свою преисподнюю, до самого Судного Дня, великого и уже предопределенного.
Устрашись, диавол, Бога, Который, восседая на Херувимах, взглядом Своим проницает беспредельное; Того Бога, пред Кем трепещут все ангельские чины: Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы, многоочитые Херувимы и шестикрылые Серафимы; Бога, пред Которым в трепете небо, земля и море с их обитателями.
Выйди, сатана, и удались от этого запечатленного благодатью новоизбранного воина Христа, Бога нашего;
Богом, ходящим на крыльях ветра, делающим Ангелов Своих пламенеющим огнем, заклинаю тебя, сатана: выйди и удались от сего создания со всем своим войском и всеми своими ангелами.
Да прославится Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

3

Заклинание от диавола второе

Священник: Господу помолимся.
Бог Святой, Дивный и Славный во всех деяниях Своих и победах, Непостижимый и Таинственный, Который тебе, диавол, предопределил томление вечных мук, через нас, Его слуг недостойных, повелевает тебе и всем твоим слугам и ангелам удалиться от новозапечатленного раба сего (новозапечатленной рабы сей) Именем Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа.
Заклинаю тебя, духа хитрого, нечистого, скверного, омерзительного и чуждого, силою Иисуса Христа, полновластного Владыки земли и небес, Который повелел глухонемому бесу: “выйди из человека и более не входи” — отступи, уразумей свое бессилие, не властное даже над свиньями. Вспомни Того, Кто Сам послал тебя, по твоему прошению, в свиное стадо.
Устрашись Бога, чьим веленьем земля утвердилась, небо возникло, Того, Который воздвиг горы, словно отвес; проложил долины, как мерную трость, Который оградил песками пределы океанов и проложил пути в морях и реках.
От касания Божьего дымятся горы, дневной свет для Него — словно риза; купол небес Он простирает, как шатер, вся земля непоколебимо утверждена Им на твердых основаниях и не поколеблется вовеки. Он берет морские воды в небеса и проливает их дождем на лице земли.
Выйди, сатана, удались от готовящегося (готовящейся) ко Святому Просвещению. Заклинаю тебя спасительным страданием Господа нашего Иисуса Христа, Истинным Его Телом и Кровью, дивным Его Вторым Пришествием, ибо не замедлит Он прийти и судить всю вселенную и ввергнет тебя, с войском твоим лукавым, в геенну огненную, во тьму кромешную, где огонь не гаснет и червь мучения не дремлет.
Ибо держава Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

4

Заклинание от диавола третье

Священник: Господу помолимся.
Господь Саваоф, Бог Израиля, исцеляющий недуг и избавляющий от расслабленности, взгляни на раба Твоего сего (рабу Твою сию) и позаботься о нем (о ней), испытай его (ее) и отгони от него (нее) всякое воздействие диавола. Заклятьем Своим изгони нечистых духов и очисти создание Твоих Рук. Твоим сокрушительным действием повергни сейчас сатану под ноги рабу Своему (рабе Своей) и даруй рабу Своему (рабе Своей) победы над ним и над нечистыми его духами, чтобы, получив милость от Тебя, приходящий к Тебе удостоился бессмертных и небесных Твоих Таинств и воздал Тебе славу, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Заклинание от диавола четвертое

Священник: Господу помолимся.
Сущий Владыко Господь, сотворивший человека по образу Твоему и по подобию и давший ему возможность жизни вечной, не отвергнувший даже отпавшего от Тебя, но воплощением Сына Твоего открывший спасение миру; Сам, Господь, и сие создание Твое избавь от действия бесовского, приими его в Царство Твое Небесное. Отверзи ум раба Твоего (рабы Твоей) к уразумению Святого Евангелия. Дай в спутники ему (ей) по жизни ангела светлого, избавляющего раба Твоего от замыслов вражьих, от встреч с лукавым, от подкарауливающих его демонов и от нечистых грез.

Далее священник дует крестообразно поверх уст, чела и груди оглашаемого. (Трижды.) При этом говорит:

Изгони из него всех лукавых и нечистых духов, скрывающихся и гнездящихся в сердце его.
Духа заблуждения, духа злобы, духа измены Истинному Богу, духа всякой алчности, духа лжи и всякой нечистоты; всех духов, обученных диаволом.
Соделай раба сего (рабу сию) овцой разумного и святого стада Христа Твоего, достойным членом Твоей Церкви, сыном и наследником (дочерью и наследницей) Царствия Твоего, чтобы он (она), проводя жизнь согласно Твоим заповедям, сохранив нерушимой печать Крещения и не оскверненной ризу христианской чистоты, вошел (вошла) в блаженство святых в Твоем, Господи, Царстве:
Благодатью, щедротами и человеколюбием Единородного Сына Твоего, с Которым Ты благословен, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

5

Священник поворачивает оглашенного лицом на запад. Следуют вопросы священника и ответы оглашаемого или, если это младенец, восприемников. Вопросы и ответы повторяются трижды.

Священник: Отрекаешься ли ты от сатаны, от всех дел его, от всех ангелов его, от всякого служения его и от всей гордости его?
Оглашаемый: Отрекаюсь.

Священник: Отрекся ли ты от сатаны?
Оглашаемый: Отрекся.

Все вопросы священника и ответы оглашаемого повторяются трижды.


Священник: В знак отречения дунь и плюнь на диавола.

Далее оглашаемый поворачивается лицом на восток.

Священник: Соединяешься ли со Христом?
Оглашаемый: Соединяюсь. (Вопросы и ответы трижды.)

Священник: Соединился ли со Христом?
Оглашаемый: Соединился.
Священник: Веруешь ли в Него?
Оглашаемый: Верую в Него, как в Царя и Бога.

6

Чтение Символа веры

Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единственного, рожденного от Отца прежде всех веков. Рожденного как Свет от Света, как Истинный Бог от Истинного Бога; Рожденного, Несотворенного, Единоприродного Отцу, Которым все сотворено.
Ради нас, людей, и ради нашего спасения сшедшего с Небес и воплотившегося от Святого Духа и Марии Девы и вочеловечившегося. Распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного. И Воскресшего в третий день по Писанию. И восшедшего на Небеса и сидящего по правую Руку Отца. И вновь грядущего в наш мир со славой, судить живых и мертвых, и Царствованию Его не будет конца.
И в Духа Святого, Господа Животворящего, исходящего от Отца, Которому покланяемся и Которого славим с Отцом и Сыном; Который говорил в ветхозаветных пророках.
В Единственную, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую одно Крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

7

Священник: Поклонись Ему.
Оглашаемый: Поклоняюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной.
Священник: Благословен Бог, желающий всем людям спасения и познания истины, ныне и присно, и во веки веков.

И читает священник молитву:

Господу помолимся.
Владыка наш, Господь! Призови раба Своего (рабу Свою) (имя) ко Святому Просвещению и сподоби его (ее) великой благодати Святого Твоего Крещения.
Оставь все прошлое его (ее) в прошлом, обнови его (ее) и воссоздай для жизни вечной. Наполни его (ее) силой Святого Твоего Духа и соедини со Христом, чтобы, отвергнув влечение ко греху, стал он (стала она) сыном (дочерью) Твоего Царствия.
Благоволением и благодатью Твоего Единородного Сына, с Которым и Тебя благословляем, вместе со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

8

Таинство Святого Крещения

Перед началом Святого Крещения священник должен быть облачен в белые ризы (епитрахиль, поручи, фелонь), у всех в руках должны быть зажженные свечи. Крещаемому свеча дается лишь по выходе его из купели. Полагается перед началом Таинства трижды кадить купель (вокруг).
Если оглашение совершалось в притворе или вне храма, то священник вводит крещаемого в храм (или в крестильню) за руку.


Диакон:Благослови, владыко.
Священник: Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков.
Хор(или чтец):Аминь.

Священник: Миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Священник: О мире, сходящем Свыше, и спасении душ наших Господу помолимся.
О мире всего мира и благополучии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся.
О святом храме сем (о доме сем), с верою и благоговением и страхом Божиим входящих в него Господу помолимся.
О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии и о Господине нашем, Преосвященнейшем (или Высокопреосвященнейшем) митрополите (архиепископе, епископе) (имя), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людях Господу помолимся.
О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве ее Господу помолимся.
Об освящении воды силою, действием и сошествием Святого Духа Господу помолимся.
О ниспослании на воду сию благодати спасения, подобной благословению, данному Иордану, Господу помолимся.
О пришествии на воду сию благодати и силы Святой Троицы Господу помолимся!
О том, чтобы сошествием Святого Духа, просветиться нам светом разума и благочестия, Господу помолимся!
О том, чтобы в воде сей явилась сила, разгоняющая козни врагов, врагов видимых и невидимых, Господу помолимся!
О том, чтобы крещаемый в воде сей был достоин нетленного Царства Небесного, Господу помолимся!
О приходящем ныне к Святому Крещению и о спасении его Господу помолимся!
О том, чтобы он (она) (имя) показал (показала) себя сыном и наследником (дочерью и наследницей) вечных благ, Господу помолимся!
О соединении раба Твоего (рабы Твоей) с Тайной смерти и Воскресения Христа Бога нашего Господу помолимся!
О сохранении рабом Твоим (рабой Твоей) белоснежных одежд Крещения и о верности обручившемуся с ним (с ней) Святому Духу; что откроется в великий и дивный День Второго Пришествия Христова, Господу помолимся.
О том, чтобы эта вода стала для раба Твоего (рабы Твоей) купелью возрождения, купелью, омывающей грехи и одевающей нетлением, Господу помолимся.
О том, чтобы Господь услышал голос нашей молитвы, Господу помолимся!
О том, чтобы избавиться ему (ей) и нам от всякой скорби, горя и нужды.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувши, сами себя и других и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

9

Священник (про себя): Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

И далее священник читает тайно молитву.

Милостивый и милосердный Боже, Ты проницаешь взором наши мысли и чувства, и ничто не может укрыться от Тебя; знающий и меня! Не отврати Лика Твоего от моей нечистоты, но прости мои прегрешения, дай мне сейчас покаяние, отмой всю скверну тела моего и души. Освяти меня невидимой силой Твоей и покрой меня невидимой Рукой Твоей, чтобы я, возвещая дивную свободу от рабства, данную Тобой людям, сам не был рабом греха и не был изгнан с позором с поля духовной битвы.
Ниспошли мне силу Твою небесную, укрепи меня в служении предстоящего Таинства, великого и сверхъестественного. Изобрази в приходящем (приходящей) к Тебе и желающем (желающей) вновь родиться рабе Христа, Сына Твоего, через великое Таинство, совершаемое моими недостойными руками.
Утверди сего приходящего к Тебе человека на фундамента апостолов и пророков Твоих, соделай его растением истины, в саду Твоей Кафолической и Апостольской Церкви, и да преуспевает он в духовном росте и совершенстве, и тем пусть славится Имя Твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

10

Далее священник произносит молитву в полный голос.

Велик Ты, Господи, и изумительны дела Твои, и не хватит слов, чтобы достойно воспеть чудеса Твои. (Трижды.)
Ты из небытия в бытие сотворил все мироздание и поддерживаешь и промышляешь о каждом творении. Ты от четырех стихий весь мир сочетал, Ты сплел лентой круговорота четыре времени года. От Тебя трепещет ангельский мир, Тебе поет солнце, Тебя славит луна, Тебя приветствуют звезды, Тебе внемлет свет, пред Тобой преклоняются бездны и реки. Ты раскинул небеса, подобно шатру, положил морям пределы, Ты наполнил воздухом, потребным для нашего дыхания, поднебесную сферу. Воинства ангелов кланяются Тебе, многоочитые Херувимы и шестокрылые Серафимы, стоящие и летающие вокруг Твоего небесного трона, дрожат от страха в блеске неприступного Твоего сияния.
Ты Бог Безграничный, Вечный, Неизреченный, Непознаваемый. Ты пришел на землю, приняв образ раба, бывши во всем, как человек. Ты не смог смотреть на те мучения, которыми притеснял род людской диавол, и сошел на землю, чтобы спасти нас. Провозглашаем благодать, возвещаем милость, не можем смолчать о бездне благодеяний Твоих: Ты немощное человеческое естество освободил Рождением Своим, освятил лоно Девы, ставшей Тебе Матерью. Все творение воспевает Твое явление.
Ты Бог наш, на землю пришел и жил среди людей, Ты воды Иордана освятил, послав с Небес Святого Твоего Духа, Ты избавил воду от наполняющих ее лукавых демонов.

Человеколюбче Царю, прииди и Сошествием Святого Твоего Духа освяти сейчас воду сию. (Трижды.)
Дай ей благодать спасения, благословение, подобное данному водам Иордана; соделай воду сию источником нетления, даром освящения, грехов отпущением, болезней исцелением, демонов истреблением, твердыней неприступной для враждебных сил. Пусть бежат от воды сей замышляющие коварство против Твоего создания — раба сего, ибо Имя Твое, Господи, я призвал, Имя чудное, славное и страшное для врагов.

11

Священник трижды знаменует воду, погружая персты в воду, и дует, говоря:
Да сокрушатся под знаком Креста Твоего все враждебные силы. (Трижды.)

Молимся Тебе, Господи: пусть отступят от нас все воздушные и невидимые призраки, изгони из воды сей притаившегося темного демона, а крещающегося (крещающуюся) избавь от хитрого и лукавого духа, наводящего на него (нее) помрачение мыслям и чувствам.
Но Ты, Владыко всех, покажи воду сию водой спасения, водой освящения, очищающей тело и дух, водой, разрешающей узы греха, оставляющей прегрешения, просвещающей души, купелью возрождения, даром усыновления, одеждой нетления, источником жизни.
Ты Сам сказал: “Омойтесь и будете чисты; удалите лукавство от душ ваших”. И Ты даруешь нам рождение свыше от воды и Святого Духа.
Явись, Господь, на воде сей и измени в ней крещающегося, чтобы он сбросил с себя прежнего ветхого человека, истлевающего в грехах, и облекся в нового, по образу создавшего его Бога. Пусть, соединившись с Тобой и восприняв Твои страдания и смерть, человек сей станет и участником Твоего Воскресения. Помоги ему сохранить дар Святого Твоего Духа и преумножить залог благодати и воспринять почесть высшего звания и сопричислиться уже достигшим небесного наследия.
Ибо Тебе подобает слава, держава, честь и поклонение, со Безначальным Твоим Отцом, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.
Священник: Мир всем.
Хор: И душе твоей.
Диакон: Главы ваши ко Господу приклоните.
Хор: Тебе, Господи!

12

Далее молитва на святой елей.
Священник трижды дует на елей и трижды осеняет его крестным знамением.


Затем читает молитву:
Владыко, Господи, Боже отцов наших, Ты послал бывшим в Ноевом ковчеге голубя, державшего в клюве оливковую ветвь как знак примирения и спасения от потопа. И тем Ты, прообразовав сие великое Таинство, а также дав плод оливкового дерева для совершения Святых Твоих Таинств, исполнил Святого Духа бывших под законом.
Сам благослови елей сей, силой и Сошествием Святого Твоего Духа; чтобы он стал помазанием нетления, оружием правды, обновлением души и тела, отгнанием всякого диавольского действия, отклонением всякого зла для помазующихся этим елеем с верою, и для всех вкушающих его в славу Твою, и Единородного Твоего Сына, и Пресвятого и Благого и Животворящего Твоего Духа ныне, и ныне, и присно веков, аминь.

Диакон: Внимайте.
Хор: (вместе со священником): Аллилуиа! (Трижды.)

Во время пения «Аллилуиа» священник трижды творит кисточкой с елеем знак креста в воде.
Священник:
Благословен Бог, просвещающий и освящающий всякого человека, приходящего в мир, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.

И приносится крещаемый. Священник берет елей “двема персты” (Требник) или кисточкой и начертывает знак Креста на лбу, груди, спине. Помазуя, произносит:

Помазывая лоб: Помазывается раб Божий (младенец) елеем радости во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа [чтобы ум его был открыт для понимания и принятия тайн веры Христовой и для познания Христовой истины].
Помазывая грудь: Для исцеления души и тела [чтобы он любил Господа Бога всем сердцем Своим, всей душой своей и всеми мыслями своими и любил ближнего своего как самого себя].
Помазывая плечи: [Чтобы он (она) с чистым сердцем принял (приняла) сладкое бремя Христово на себя и с радостью нес (несла) Его иго и уклонялся (уклонилась) от всех телесных похотей].
Далее священник начертывает кисточкой с елеем знак креста на ушах, руках, ногах.
Помазывая уши:
Для слышания веры [и для принятия благовестия Божественного Евангелия да будет открыт слух его (ее)].
Помазывая руки: Руки Твои, [Господи], сотворили и создали меня. [Благослови подносить рабу Твоему руки к святыне и творить добро во всякое время и благословлять Господа].
Помазывая ноги: Да ходит сей человек по стопам Твоих заповедей.

13

После помазания всего тела, обратившись лицом к востоку, священник крестит человека, окуная его в купель (реку), либо возливает на голову святую воду.

Крещается раб БожиЙ (раба Божия) (имя)
во имя Отца, Аминь.
И Сына, Аминь.
И Святого Духа, Аминь.


После сего священник омывает руки от святой крещальной воды и вместе с людьми поет Псалом 31.

Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты!
Блажен человек, которому Господь не вменит греха и в чьем духе нет лукавства!
Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною Рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: “исповедаю Господу преступления мои”, и Ты снял с меня вину греха моего.
За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.
Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.
Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою.
Не будьте, как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе.
Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем. (Трижды.)

Затем священник подает новокрещенному белую ризу и говорит:
Облачается раб Божий (раба Божия) (имя) в ризу праведности, во Имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и ныне, и присно веков, аминь.

Затем возлагает на новокрещенного нательный крест и поет тропарь:
Многомилостивый Христос Бог наш, одевающийся светом как ризою, подай и мне светлую ризу.

[Если кто-то уже был крещен, но не был миропомазан, с этого места совершается Таинство Миропомазания.]

14

Чин Святого Миропомазания

Священник: Благословен Ты, Господи Боже Вседержителю, Источник благ, Солнце правды, воссиявшее светом спасения для сидящих во тьме, приходом Единственного Твоего Сына и Бога нашего. Благословен Ты, даровавший нам, недостойным, блаженное очищение во святой воде и Божественное освящение в Животворящем Помазании.
Ты, Господи, благоволивший сегодня вновь [уже духовно] родить раба Твоего (рабу Твою), только что Просвещенного (Просвещенную) (имя), водою и Святым Духом, очищая его (ее) вольные и невольные грехи. Сам, Владыко Всецарю, Милостивый, даруй рабу сему (рабе сей) и печать дара Святого и Всесильного и Прославляемого Твоего Духа. Сподоби его (ее) и Причастия Святого Твоего Тела и Честной Твоей Крови.
Сохрани его (ее) в Твоем освящении, утверди в православной вере, защити от лукавого и от всех искушений его и спасительным благоговением в чистоте и праведности душу его (ее) сохрани.
И пусть раб сей (раба сия), во всяком деле и во всяком слове исполняя Твою волю, сыном (дочерью) и наследником (наследницей) станет Небесного Твоего Царствия.
Ибо Ты — Бог наш, Бог милующий и спасающий, и Тебе славу воссылаем: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

После этого священник помазывает кисточкой: лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки, ноги,изображая знак креста и при каждом помазании произнося:

Печать дара Духа Святого.


Затем священник и новокрещенные (с восприемниками), держа в руках зажженные свечи, обходят аналой с лежащим на нем Евангелием и купель. При этом поют:
Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся: Аллилуиа. (Трижды.)

Диакон: Внимайте, внимайте Премудрости.
Чтец: Прокимен, глас 3. Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь.
Стих: Господь Защитник жизни моей, кого устрашусь.
Диакон: Внимайте Премудрости.

15

Чтец: К Римлянам Послания святого Апостола Павла чтение.
Диакон: Внимайте.
Чтец: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Священник: Мир тебе.
Чтец: И душе твоей.
Диакон: Внимайте Премудрости.
Чтец: Аллилуиа. (Трижды.)
Диакон: Стойте прямо, внимайте Премудрости Святого Евангелия.
Священник: Мир всем.
Чтец: И душе твоей.
Священник: От Матфея Святого Евангелия чтение.
Диакон: Внимайте:
Во время оно, одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века, аминь. (Мф. 28, 16-20).

Затем ектения.

Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас и помилуй.
Хор: Господи, помилуй. (Трижды.)
Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, и о Господине нашем, Преосвященнейшем епископе (или митрополите, или архиепископе) (имя) и о всей во Христе братии нашей.
О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве ее Господу помолимся.
Еще молимся о милости жизни, мире, здравии, спасении, и оставлении грехов рабов Божиих восприемников (их имена).
Еще молимся о только что Просвещенном рабе Божием (о Просвещенной рабе Божией) (имя), чтобы он сохранил (она сохранила) себя в вере чистого исповедания, во всяком благочестии и исполнении заповедей Христовых во все дни жизни его (ее).
Ты Бог милостивый и любящий, и Тебе славу воссылаем: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

16

Хотя в Требнике здесь указано окончание Таинства, на практике сюда присоединяется чин омовения и пострижения.

Чин омовения


Диакон: Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Священник: Избавление грехов Святым Крещением рабу Своему (рабе Своей) даровавый и сообщивший ему (ей) жизнь нового рождения, Сам, Господи, облагодатствуй раба сего (рабу Сию) сиянием в его (ее сердце) Твоего лика.
Сохрани, Господи, щит веры раба сего (рабы сей) непобедимым от врагов. Сохрани в нем (ней) чистой и неоскверненной одежду нетления, в которую он облекся (она облеклась), нерушимой сохраняя в нем (в ней), Твоею благодатью, печать Духа, будучи милостив ему (ей) и нам по множеству щедрот Твоих.
И да благословится и прославится Всечестнуе и Прекрасное Имя Твое, Отца, и Сына и Святого Духа, ныне и ныне, и присно веков, аминь.

Диакон: Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.

Молитва

Владыко Господи Боже наш!
Через воду небесное сияние на рабе Своем (рабе Своей) проявивший, простивший все вольные и невольные грехи ему (ей) и родивший раба своего (рабу Свою) водою и Духом для новой жизни; возложи на него (нее) Руку Твою Державную и сохрани его (ее) в любви Твоей и благости и сподоби раба сего (рабу сию) вечной жизни.
Ибо Ты освящение наше и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Священник: Мир всем.
Хор: И душе твоей.
Диакон: Главы ваши ко Господу приклоните.
Хор: Тебе, Господи.
Священник: Облекшийся в Тебя, Христа Бога нашего, вместе с нами приклоняет свою главу.
Сохрани его (ее), Господи, непобедимым воином от тех, кто будет воздвигать вражду на него и на нас и яви его (ее) победителем (победительницей) до конца.
Ты Бог милостивый и спасающий, и Тебе славу воссылаем, Безначальному Твоему Отцу и Животворящему Твоему Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.

Священник кропит водой новокрещенного и говорит:
Оправдан, просвещен, освящен, омыт, Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (или: оправдана, просвещена, освящена, омыта).

Затем священник губкой, напоенной водой, отирает помазанные места новокрещенного, произнося:
Крещен, просвещен, миропомазан, освящен, омыт: во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа (или: Крещена...).

17

Молитвы на пострижение волос

Диакон: Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.

Священник: Владыка и Господь наш! Ты, почтивший человека Своим Образом и создавший его из разумной души и прекрасного тела, так, что тело служит душе; венчавший человека головой, в коей согласно сосуществуют множество чувств.
Ты, Господи, покрыл голову человеческую волосами, сохраняя ее от перемен погоды, и все члены тела своим удобством прославляют Тебя, Великого Художника. Ты Сам, Владыка, избранным сосудом Твоим, апостолом Павлом заповедавший нам все творить во славу Твою, приими и благослови и раба сего (рабу сию), полагающего (полагающей) начало [служения Тебе и принесения жертвы] сострижением волос своей головы. Благослови [раба Своего (рабу Свою)], вместе с его (ее) восприемником и даруй им всем поучаться закону Твоему и творить угодные Тебе добрые дела.
Ты Бог милостивый и любящий, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Лик: Аминь.
Священник: Мир всем.
Хор: И душе твоей.
Диакон: Главы ваши ко Господу приклоните.
Хор: Тебе, Господи.

Священник читает молитву:
Господь наш и Бог!
От купельного действа, освятивший благостью Своей верующего в Тебя, благослови настоящего младенца и на главу его благословение Твое да снидет.
Подобно тому, как когда-то чуткой рукой Самуила Ты благословил царя Давида, благослови и главу раба сего (рабы сей) (имя) рукой меня, грешного.
Сопутствуй рабу сему (рабе сей) Духом Твоим Святым, чтобы, взрослея и старея, раб сей (раба сия) славу тебе воссылал (воссылала) и видел (видела) благодатное исполнение Твоего замысла о мире во все дни своей жизни.
Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник постригает крестовидно новокрещенного, говоря:
Постригается раб Божий (раба Божия) (имя) во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Молитвы на воцерковление

Перед амвоном:
Господь Бог наш!
В сороковой день принесенный в храм Марией, Твоей Девственной Матерью; носимый в объятиях праведного Симеона, Ты Сам, Всесильный Владыко, благослови и принесенного сего младенца. Благослови явившегося пред Лицом Твоим на всякое дело благое и тебе угодное, помогай ему возрастать, отгоняй от младенца сего всякую злую бесовскую силу знамением Креста Твоего.
Ты, Господи, хранящий младенцев, [сохрани раба сего (рабу сию)], чтобы, сподобившись Святого Крещения, он (она) наследовал (наследовала) удел в Небесном Твоем Царстве и был соблюдаем (была соблюдаема) благодатью Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы.
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.
Священник: Мир всем.
Хор: И душе твоей.
Диакон: Главы ваши ко Господу приклоните.

Далее священник читает молитву:
Боже, Отче Вседержителю.
Ты, велегласнейшим пророком Исаией предвозвестивший Воплощение от Девы Единородного Твоего Сына и Бога нашего и явивший Его в последние дни безмерным Своим человеколюбием и содействием Святого Духа его как Младенца, во всем подобного нам. Ты, Господи, устроивший принесение Сына Своего, по Тобою же данному обычаю, на сороковой день после рождения в храм и давший Богомладенца в руки старцу Симеону, сам и ныне сохраняй младенца сего, вкупе с его родителями и восприемниками. Соедини раба Своего (рабу Свою) со всей Церковью и сделай его (ее) овцой Твоего духовного стада, стада нарицающихся высоким Именем Христа Твоего.
Яко Ты, живущий на высоте, не отвергаешь и нас, земных, и Тебе славу воссылаем: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

И далее священник начертывает младенцем в воздухе крест, произнося слова:

Перед воротами храма: Воцерковляется раб Божий (раба Божия) во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В притворе: Войдет в дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему.

Посреди храма: Воцерковляется раб Божий (раба Божия) во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Посреде церкви воспоет Тебя.

Перед Царскими вратами: Воцерковляется раб Божий (раба Божия) во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром; потому что видели глаза мои Твое Спасение, уготованное пред лицом всех людей, свет во откровение язычников и славу людей Твоих Израильских.

И, остановившись у Царских врат, новокрещенный трижды делает поклон, целует иконы на Царских вратах и на боковых.

Если приносится девочка, то делается так, как указано, затем отходят. Если приносится мальчик, то при словах “ныне отпущаеши” священник с новокрещенным входят в алтарь и поклоняются на Горном месте.

Затем священник выносит младенца и отдает восприемнику.

Далее ектения:
Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас и помилуй.
Хор: Господи, помилуй. (Трижды.)
Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии и о Господине нашем, Высокопреосвященнейшем (или Преосвященнейшем) митрополите (архиепископе, епископе) (имя), честнум пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людях Господу помолимся.
Еще молимся о милости жизни, мире, здравии, спасении рабов Божиих восприемников (имена) и новокрещенного (имя) и о том, чтобы умножились годы жизни их.
Еще молимся за всю братию и за всех христиан.

Возглас: Ты Бог милостивый и любящий, и Тебе славу воссылаем: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.
Хор: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй (трижды). Благослови.
Священник: Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистой Своей Матери, силою Честнуго и Животворящего Креста, святых славных и всехвальных апостолов, святых славных и добропобедных мучеников, святых (их же есть храм) святых (их же есть день), святых и праведных богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.
Хор: Господи, помилуй (трижды).

Священник поет Многолетие:

Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение, изобилие плодов земных подаждь, Господи, новокрещенному рабу Твоему (рабе твоей) (имя) и сохрани его (ее) на многая лета!!!

Хор: Многая лета!!! (Трижды.)
Перейти к предыдущей записи Рассказ о Крещении
  • Like
Реакции: 6 человек

Комментарии

Однажды мне приходилось участвовать в крестинах с чтением молитвословий на современном русском языке. Это произвело очень хорошее впечатление! Присутствовавшие были не зрителями, а соучастниками происходящего.
Мы часто забываем, что богослужения в храме совершаются всеми присутствующими (Церковью) и священник - предстоятель, а не единственный их совершитель.

Также вспоминаю, как знакомый прихожанин Спасо-Преображенского собора даже не замечал, что чтения Священного Писания совершаются там в Синодальном, а не Елизаветинском (церковнославянском) переводе. "Мне - говорил он - там службы нравятся тем, что Евангелие читают понятно".:) (Аудиозапись).
 
Последнее редактирование:
Отче, подскажите пожалуйста, а что означает: "Священник кропит водой новокрещенного и говорит" ? кропит рукой из купели? или как? На практике простое отирание губкой с произнесением слов: "оправдался еси, просветился еси ...."
Спаси Господь!
 
Все хорошо, но часто вижу в наших храмах женщин не в платочках, причем повязанных спереди, а в шляпках, вуалях и т.п. Это все от Запада, это не наше, милые дамы! Читал откровение одной женщины, так Там все в платочках и повязанные спереди причем. Надо, уже, здесь привыкать правильно носить платочек. Назад тоже не повязывают. Почему об этом молчит духовенство? Где наставления?
 
прот.Алексей Вчера, в 18:36 Отче, подскажите пожалуйста, а что означает: "Священник кропит водой новокрещенного и говорит" ? кропит рукой из купели? или как? На практике простое отирание губкой с произнесением слов: "оправдался еси, просветился еси ...."
Спаси Господь!


Дорогой о. Алексий. Мы, священники, так часто совершаем Крещение по установившемуся обычаю, что не читаем красные пометки Требника. А там сказано: И разрешает пояс отрочати и пелены, и соединив края их, омочает водою чистою я, и кропит отроча”.

С. В. Булгаков говорит, что в его время (Настольная книга... С. 1003-1004) окропление новокрещенного водой совершается той же губкой, которой отираются помазанные Св. Миром места.
Но Требник имеет в виду другое. В старину новокрещенных кропили краями снятых с них на 8-й день белых одежд. Вода для омовения сегодня берется из купели, однако замечание Требника имеет в виду просто чистую воду, так как омытие помазанных Миром мест совершалось на 8-й день после Крещения.

Надо сказать, что я привел эту рекомендацию, т.к. она есть в Требнике, но сам я ни разу в жизни этого не делал. Не кропил, просто отирал водой помазанные части.
 
Последнее редактирование модератором:
р_б_ Андрей Вчера, в 20:36 Все хорошо, но часто вижу в наших храмах женщин не в платочках, причем повязанных спереди, а в шляпках, вуалях и т.п. Это все от Запада, это не наше, милые дамы! Читал откровение одной женщины, так Там все в платочках и повязанные спереди причем. Надо, уже, здесь привыкать правильно носить платочек. Назад тоже не повязывают. Почему об этом молчит духовенство? Где наставления?

По-моему, дорогой Андрей, Вы преувеличиваете, что духовенство молчит о платочках. Мне кажется, что подавляющее большинство пастырей только и говорят о платочках, просфорках, записках, свечках, маслице и проч. О Христе, о реальной христианской жизни мало говорят.
 
Последнее редактирование модератором:
Мир Вам!
Светскому человеку, без сомнения, ЦС текст сложно понять, особенно когда молитвы читаются без актерского акцентирования интонациями. Протяженный путь пройден, когда мне стало интересно читать и слушать на ЦС. Можно ли считать разумение мирянина как взгляд со стороны, или после воцерковления, уже не со стороны? По началу, хотелось чтобы службы были на понятном языке, а теперь нет. С уходом ЦС языка уходит красота и полнота. Может быть, как выход из такого языкового барьера, таинства вести на ЦС, а для понимания вручать со свидетельством о крещении и перевод в виде брошюры.
Сейчас стараюсь приобретать такие издания, которые содержат тексты ЦС шрифтом и с переводом... Но даже переводы иногда не дают возможности понять полноту содержания.
Сам прошел таинство крещения в 27 лет, а в памяти почти ничего не сохранилось. И не потому, что молитвы были непонятны, разум не способен. Видимо при крещении любой становится младенцем, а младенцу ЦС более полнозвучный.
 
Да, я у Владыки своего спросил благословение на крещение "по русски" он меня не благословил, сказал, что: "похоже на ересь Кочетковцев" нельзя!
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
16.784
Комментарии
9
Последнее обновление
Сверху