Как же так, что ни молитвы не надо, ни покаянного чувства, ни воздержания. Наоборот, это самое главное и без этого нельзя приступить к причастию. Без этого причастие будет не на пользу. А кто молится, воздерживается и исповедуется, тому не обязательно частое причастие. И пример тому Мария Египетская, которая постоянно пребывала в молитве, покаянии и посте и стала святой без частого причащения.
Молитвы к Причастию способствуют обретению сокрушенного состояния и признанию недостойности по грехам нашим к принятию причастия. Но мы по грехам нашим недостойны и спасения. Но Бог милостив. Он спасает грешников, попаляет их грехи и дает недостойным причастникам благодать и силы для освобождения от плена страстей и власти дьявола над нашей душой.
Следует различать причащение недостойных от недостойного причащения, которое оскверняет святыню. Оскверняющее причащение это когда причащаешься без чувства покаяния, без рассуждения о том, что мешает соединиться с Христом. Не то причастие недостойно и оскверняющее, при котором причащаемся недостойными, а то, которое совершается без покаяния, без желания отвергнуться себя и во всем довериться Богу. Ведь Причастие, как хлеб живой, дается нам для того, чтобы питать наше покаяние и укреплять веру. А если говорим, что в таких-то грехах покаюсь, а в этих грехах еще поживу, то и причастие будет скорее во вред, а не на пользу. В Крещении рождаемся заново, а теперь надо расти и укрепляться в совершенстве и соединении в Христе и со всеми верными.
Главный смысл Причастия это соединение с Христом, а также со всеми верными в едином Теле Христа. Такое соединение не может быть осуществлено без совместной евхаристической молитвы на Литургии. И хлеб и вино не может стать Плотью и Кровью Христовой без предварительной евхаристической молитвы на Литургии. Так как Литургия служит объединению всех присутствующих на ней в Теле Христовом, то всякое пренебрежение общей молитвой нарушает это объединение и отлучает нарушителя чинопочитания от верных Христу.
А если все мы одно, то я должен делать и все то, что делают верные в совместной молитве. Если же отделяюсь, то это есть оскорбление верных, Евхаристии и Святого Причастия. Лучше причаститься недостойно, чем уйти с Литургии и отказаться от дара Причастия. А если не собирался причащаться, то и не надо было оставаться на Литургии после возгласа «изыде…».
То же самое касается и совместной молитвы на Литургии. Что я здесь делаю праздностоящий и ожидающий причастия в нетерпении окончания евхаристической молитвы? Если пришел сюда, то должен внимательно молиться со всеми, кто хочет соединиться с Христом в единое Тело Его. А иначе мое легковесное отношение к общей молитве сделает мое причащение в осуждение.
Может быть, Вы, Андрей Степанов, просто думаете, что в Вас пребывает Христос? Такое самовнушение помогает в некоторой степени поддержанию безгрешной жизни, но это не есть истинное соединение с Христом, которое бывает только при наличии покаянного чувства. Без подготовительных молитв к Причастию, без активного, нерассеянного участия в общей евхаристической молитве и без покаяния невозможно истинное причастие.
Вы предлагаете причащаться как можно чаще и превращаете Причастие как бы в некую таблетку, которое якобы автоматически соединит с Христом и обеспечит без соответствующих подготовительных молитв к причастию и без покаянного чувства освобождение от грехов и от плена страстей.
Да, после причастия, основываясь на чувстве, что в тебе пребывает Христос, можно некоторое время воздерживаться от грехов, страшась потерять это чувство. Но, если нет видения своих грехов, нет истинного покаяния, смирения, единения и примирения не только с Богом, но и с ближними и, если не простил врагов, то для удержания этого чувства потребуется действительно частое причащение, то есть частое принятие этой таблетки. Но поможет ли это постоянному возрастанию в любви и смирении? Не помешает ли это разглядеть собственные грехи?
Спасибо Юрий!
Вы знаете, когда постоянно причащаешься, перед этим исповедуешься и каешься, а также даже до исповеди священнику, перед причащением, когда готовишься молитвенным правилом, Христос открывает глубины собственного греха, приходят воспоминания своих грехов, которым много лет, и чувствуешь свое окаянство намного глубже, чем когда либо. Когда Христос в сердце, то есть внутри сердца Эталон - Сам Христос, Христос "высвечивает" грешную душу, так что свои собственные грехи кажутся настолько великими, что чувство покаяния в свете Причастия, в Свете Христа - это совсем другое. Это не то, что пытался в себе собственными психическими имитациями раскаяния - чтобы походить на подвижников. Сейчас все эти потуги кажутся театром, имитацией, которую я творил, следуя духовной жизни при редком и крайне редком причастии.
Вы еще спросите меня множество вещей. Но я написал, что 20 лет, я ведь жил в нашей Церкви, все читал, все делал, молился, постился, но только когда стал постоянно причащаться, Христос стал для меня Живым, воцарившимся во мне, все стало преображаться и как бы обретать смысл.
Я понимаю ваше негодование, потому что сам бы так думал , и даже не общался бы раньше и не вступал в переписку с тем, кто так пишет, как я пишу и говорю сейчас.
Но Христос действительно Есть, и Христос действительно становится Живым и Реальностью, такой же, как мы с вами разговариваем. Я часто сталкиваюсь с тем, что вижу тщетность своих потуг в самых разных делах, и стоит только вспомнить - я же забыл про Христа, Господи помилуй! Господи, помоги мне делать то и то, и Господь помогает. Господь направляет мысль, подает как-то незаметно новые обстоятельства. И я познаю, что молитвы ко Христу, очень скоро слышится. И бывает получается постоянно со-пребывать со Христом. И молиться Иисовой молитвой. и как бы удерживать внутреннее внимание на Христе. Это все дает очень мирное состояние духа, тишины, спокойствия, доброжелательности ко всем, и многому другому. Христос не наскучивает никогда. Христос очень разный, и в причастии Христос очень по-разному проявляется. Я когда читал книгу о Святом Причастии о. Вячеслава Тулупова, то в части, где описаны плоды недостойного причастия - я крайне не соглашался. Что когда что-то не очень благодатно после причастия, то это значит что причастился во осуждением. Ничего подобного!
Христос очень п-разному во причастии дает о себе знать, и бывает, что это не совсем благодатно, и даже нервозно после причастия, когда домой из храма приходишь, но потом приходит спокойствие и силы. Такое ощущение, что Христос как Врач душ и телес наших, знает что и когда отрезать, пришить, поменять в сердце, и это связано с некоторым дискомфортом.
Раньше, когда только начинал причащаться в каждое воскресенье, всегда стабильно именно по воскресеньям после причастия были и раздражительность без причин, и выход из себя, а потом в понедельник - все очень хорошо становилось.
Не нужно бояться неблагодатных некоторых проявлений после причастия! Нас слишком напугали этим самым недостойным причастием. Христос намного более милостивее, чем мы можем себе даже вообразить. И Христос видит и принимает даже наши малейшие потуги к Соединению со Христом.
Скажу более. Христос - держит нашу жизнь. И если Христу не угодно принять нас, то Христос нас Сам не допустит ко причастию, мы в храм просто напросто не попадем. Такое бывало и у меня и у знакомых. Христос есть Живой и Со-присутствующий с нами. Даже когда мы общаемся здесь на форуме, Христос со-присутствует с нами.
Поэтому мы так часто и говорим:Христос посреди нас!
Весь Христос во Причастии!