Я обсуждаю не то, как Вы, Андрей Степанов, лично готовитесь к Причастию, а
Ваши высказывания о подготовке к нему. – В сообщении (
#263), в котором Вы по невнимательности усмотрели клевету на Вашу личную жизнь, я писал: – «
В Вашем изложении, Андрей Степанов, обязательность причащения представляется примерно так: забежал на Литургию, дождался Причастия, причастился, как Вы сказали, нетленными частицами Христа, и представляешь, что в тебе весь Христос. Вы, усиливая акцент на обязательном причащении и ошибочно говоря о неком прощении при причащении нераскаянных грехов (#123), пренебрегаете подготовкой к Причастию, а именно молитвами, дополнительным постом, смирением, терпением и покаянием».
Во втором предложении в развитие смысла первого предложения речь шла о том, что Вы пренебрегаете подготовкой к Причастию в своих высказываниях. Вы же, отделив второе предложение от первого и не заметив, что речь идет о Ваших высказываниях, ошибочно решили, что я говорю о Вашей личной подготовке к Причастию. Поэтому никакой клеветы в отношении лично Вашей подготовки к Причастию нет.
Итак, я возражаю против Ваших легковесных представлениях о подготовке к причастию. Например, Вы затеяли разговор об обязательном причащении с таких высказываний: – «
То, что мы не знаем обязательности Причащения говорит о том, что нас ограждает от этого знания лукавый, ибо он не боится ни молитв, ни поста, ни служб, он боится только Христа, а весь Христос во причастии. Если мы не христовы, не со Христом в сердце, что происходит только при постоянном причастии, то мы во власти злых духов. Но они делают нам духовные инъекции, и мы не замечаем, как они питаются от нас духовно. Их подпитка исчезает, когда люди причащаются. Поэтому они настраивают человека, посылают ему мысли, книги, проповеди, учебные курсы, чтобы только человек не причащался постоянно». (
https://azbyka.org/forum/threads/i-vse-taki-ona-kruglaja-ili-net.26879/page-14#post-495547,
#279).
Если бы в Вас, Андрей, после частых причастий и хранении Христа от причастия к причастию пребывал весь Христос, если бы Вы читали книги святых отцов, слушали проповеди священников и внимали чтению Евангелие на Литургии, то Вы бы сказали про лукавого словам Христа совсем другое: – «
сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф.17:21). То есть Христос в противоположность к Вашим словам говорит, что лукавый боится молитв, поста и служб.
Далее Вы продолжаете: – «
Чтобы причаститься в осуждение, это еще нужно умудриться. как иуда вы не причаститесь, если вы не тайный агент ЦРУ, иудеев или других врагов нашей церкви (они имеются, и уже со времени Христа было понятно что есть те, кто методично и планомерно собирается убивать и предавать Христа за деньги). Чувства и мысли которые нам навевает дьявол - не значит, что мы иуды, это он так нас настраивает и научает, чтобы мы не причащались. Нужно поверить, что Христос есть Любовь и любит вас и готов вас причастить в любом состоянии. Но вы должны свою волю направить ко Христу. Подготовиться так, как вы можете. Причастие - это не награда, это Дар, который дается авансом, и уже потом когда вы будете в Силе Христа вы поймете, что подготовка это не молитвы, посты, покаянное чувство, подготовка - это хранение ранее принятого Христа в сердце и его взывание, если вы перестали из за смертных грехов видеть Христа в себе.
Изначально причащались без поста, молитвы, и исповеди, и каждый день. Христос может причастить, войти в Ваше сердце без всех этих условностей, но мы храним Устав нашей церкви и поэтому постимся, молимся, исповедуемся, испытываем свое сердце».
В этих словах Вы превозносите важность Причастия над подготовкой к нему. Подготовка уходит как бы в тень самого Причастия, а
причащение в Ваших высказываниях становится самоцелью, оторванной от подготовки к нему. Я возражал не против Вашей личной подготовки, а против Ваших слов:
– Христос
готов вас причастить в любом состоянии;
–
подготовка это не молитвы, посты, покаянное чувство;
–
изначально причащались без поста, молитвы, и исповеди, и каждый день. Христос может причастить, войти в Ваше сердце без всех этих условностей.
Ваши призывы к обязательному причащению наряду с высказываниями, что Христос может причастить нас в любом состоянии сродни призывам придти на трапезу Царя не в той одежде, которую предлагает Царь, а в той одежде, в которой мы приходим с улицы.
«
Я, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – всегда содрогаюсь, когда вспоминаю слова: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Особенно эти грозные слова должно приводить себе на память, когда готовимся приступить к Вечере Господней – к причащению Пречистых и Божественных Тайн Христовых. Никакая вечеря царская не может сравниться с этой пренебесной Вечерей Небесного Царя. С каким же страхом и трепетом, с какой чистотой сердца и души должны мы приступать к ней! «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю славы…». (Молитва иерея во время Херувимской песни). (
Троицкие листки. №801-1050).
И особенно странно слышать от Вас, что для подготовки к причащению не нужно ни молитв, ни покаянного чувства.
«
Благостный Царь славы Сам же и одежду предлагает всем, желающим приступить к Его духовной трапезе: эта одежда есть благодать покаяния. Прежде чем приступить к Трапезе Господней, приди к служителю Христову, очисти себя покаянием и облечешься в ризу правды, и если и недостоин, Господь, по милосердию Своему, удостоит тебя за твое смирение вкусить Его Безсмертной Трапезы»… Грозно и другое слово Христово: «много званых, а мало избранных». Много людей, именующих себя христианами, но многие ли из них действительно войдут в Царство Небесное, на Великую Вечерю Христову? Сколько таких, которые остаются в той же одежде, в какой застал их на распутиях мира зов благодати спасающей, – не переменив своего сердца, не исправив своей жизни…» (
Троицкие листки. №801-1050).
Но, судя по Вашему описанию о том, как Вы сами готовитесь к причащению, это совсем не соответствует Вашим высказываниям о подготовке к нему. Почему так происходит? Наверное, потому что Вы превозносите важность Причастия в ущерб подготовки. Но подготовка к причастию, как я думаю, важнее самого причащения, ибо во тьму внешнюю был брошен тот, кто не надел подобающую одежду, прибыв на пир Царя.
Кто хорошо готовится к причастию, тот и хорошо причастится. А кто готовится плохо, тому и причастие не впрок.
P.S. Что же касается частоты и обязательного причащения, хотя бы раз в 3 дня, то можете ознакомиться с мнением
протодиакона Сергия Шалберова по вопросу «
Считается ли грехом пропуск 3 служб подряд»? (
https://azbyka.org/forum/threads/schitaetsja-li-grexom-propusk-3-sluzhb-podrjad.26988/).