Существовать в аду (геенне огненной) лучше, чем исчезнуть навсегда?

Православный христианин
Есть тут кто прямо может отвечать на вопросы?
ВЫ еще сопротивляетесь сэр тролль?
Тогда изучаем вместе с вами, то на что вы указали, но не соизволили изучить:
Адские муки
Священное Писание повсюду называет адские муки вечными: это учение постоянно проповедовалось и проповедуется святою Церковью. Господь наш Иисус Христос несколько раз в святом Евангелии подтвердил грозную истину. Предвозвещая отверженным грешникам общую участь с падшими ангелами, Он объявил, что скажет им на страшном суде Своем: «идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Мф. 25:41). По изречении окончательного определения на род человеческий, погибшие отойдут «в муку вечную» (Мф. 25:46). В повести о жестокосердом богаче и нищем Лазаре Господь засвидетельствовал, что между обителями вечного блаженства и адскими темницами «пропасть велика утвердися», и нет перехода от блаженства к мукам, ни от мук к блаженству (Лк. 16:26). «Червь» адский «не умирает, и огонь» адский «не угасает» (Мк. 9:48). Преисподние темницы представляют странное и страшное уничтожение жизни при сохранении жизни. Там полное прекращение всякой деятельности; там – одно страдание; там господствует лютейший из сердечных недугов – отчаяние; там плачи и стоны, не привлекающие никакого утешения душе, раздираемой ими; там узы и оковы неразрешимые; там тьма непроницаемая, несмотря на обилие пламени; там царство вечной смерти. Так ужасны адские муки, что ничтожна пред ними лютейшая из земных мук – насильственная смерть. Спаситель мира, предвозвещая ученикам Своим поприще мученичества, заповедал: «глаголю вам другом Своим: не убойтеся от убивающих тело и потом не могущих лишше что сотворити. Сказую же вам, кого убойтеся: убойтеся имущаго власть по убиении воврещи в дебрь огненную: ей, глаголю вам, Того убойтеся» (Лк. 12:4–5). Взирая оком веры на уготованное неизреченное блаженство для верных рабов Божиих и столько же неизреченные муки, ожидающие рабов неверных, святые мученики попрали лютейшие казни, которые изобретала против них исступленная злоба мучителей, и бесчисленными скорбьми и смертьми176 сокрушили под ноги свои вечную смерть. На муки ада взирали непрестанною памятью о них святые иноки – таинственные мученики – и этим воспоминанием низлагали помыслы и мечтания искусителя, живописно и увлекательно рисовавшего пред их воображением, изощренным пустынею, гибельное сладострастие. Орудие, заповеданное Господом, воспоминание о смерти и вечных муках употреблял преподобный Антоний Великий, особливо в начале своего подвига. В ночное время диавол принимал вид прекрасных женщин и, являясь Антонию в этом виде, старался возбудить в нем греховное похотение; но Антоний противополагал диавольским мечтам живое представление пламени геенского, неусыпающего червя и прочих ужасов ада, – этим оружием погашал огонь сладострастия и разрушал картины обольстительные177. Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними; только потому считаем тяжкими земные скорби, что не изучили мучений адских. Некоторый инок, подвижнической жизни, сказал святому старцу: «Душа моя желает смерти». Старец отвечал: «Ты так говоришь потому, что желаешь избежать скорбей, а не знаешь, что будущая скорбь несравненно жесточе здешней». Другой брат вопросил Старца: «Отчего я, живя в келлии моей, пребываю в небрежении?» Старец отвечал: «Потому, чтобы не узнал ни ожидаемого покоя, ни будущей муки. Если б ты знал их как должно, то терпел бы и не ослабевал и тогда, когда бы келлия твоя была полна червей и ты стоял в них по шею»178.
Господь, по великому милосердию Своему, открывал отчасти вечные муки некоторым избранникам Своим для их спасения и преуспеяния. Чрез поведание их и наши понятия об адских муках соделались яснее и подробнее. «Были два друга, – сказано в некоторой священной повести, – один из них, тронутый Словом Божиим, вступил в монастырь и проводил жизнь в слезах покаяния; другой остался в мире, проводил рассеянную жизнь и, наконец, пришел в такое ожесточение, что начал дерзко насмехаться над Евангелием. Среди такой жизни кончина постигла мирянина. Узнав о его смерти, монах, по чувству дружбы, начал молить Бога, чтоб загробная участь почившего была ему открыта. По прошествии некоторого времени в тонком сне является иноку друг его. «Что, каково тебе? Хорошо ли?», – спросил монах явившегося. «Ты хочешь знать это? – со стоном отвечал почивший: горе мне, злосчастному! Неусыпающий червь точит меня, не дает и не даст мне покоя чрез целую вечность». – «Какого рода это мучение?» – продолжал вопрошать монах. – «Это мучение невыносимо! – воскликнул умерший, – но нет возможности избежать гнева Божия. Ради твоих молитв теперь дана мне свобода, и, если хочешь, я покажу тебе мое мучение. Тебе не вынести, если б я открыл его так, как оно есть, вполне; но хотя отчасти узнай его». При этих словах почивший приподнял одежду свою до колена. О ужас! Вся нога была покрыта страшным червем, снедавшим ее, и от ран выходил такой зловонный смрад, что потрясенный монах в то же время проснулся. Но адский смрад наполнил всю келлию и так сильно, что монах в испуге выскочил из нее, забыв затворить за собою двери. Смрад проник далее и разлился по монастырю; все келлии переполнились им. Как самое время не уничтожало его, то иноки должны были совершенно оставить монастырь и переселиться на другое место, а монах, видевший адского узника и его ужасную муку, во всю жизнь свою не мог избавиться от прилепившегося ему зловония, ни отмыть его от рук, ни заглушить никакими ароматами179 (Мк. 9:44).
Согласно этой повести свидетельствуют и другие подвижники благочестия, которым были показаны адские муки: без ужаса они не могли воспоминать своих видений, и в непрестанных слезах покаяния и смирения искали обрести отраду – извещение спасения. Так случилось с Исихием Хоривским. Во время тяжкой болезни душа его оставляла тело на целый час. Пришедши в себя, он умолял всех, находившихся при нем, удалиться от него, заградив двери келлии, он пробыл двенадцать лет в неисходном затворе, не произнося ни с кем ни слова, не вкушая ничего, кроме хлеба и воды; в уединении задумчиво углублялся он в виденное им во время исступления и непрестанно проливал тихие слезы. Когда надлежало ему скончаться, он сказал пришедшим к нему братиям после многих их просьб только следующее: «Простите меня! Кто стяжал памятование смерти, тот не может согрешить»180. Подобно затворнику Хорива умирал и воскрес затворник наших отечественных Киевских пещер Афанасий, проводивший святую, Богоугодную жизнь. Он после продолжительной болезни скончался. Братия убрали тело его, по обычаю иноческому, но скончавшийся оставался не погребенным в течение двух дней по некоторому встретившемуся препятствию. На третью ночь было божественное явление игумену, и он слышал глас: «Человек Божий Афанасий лежит два дня не погребенным, а ты не заботишься о нем». Рано утром игумен с братиею пришли к почившему с намерением предать его тело земле, но нашли его сидящим и плачущим. Ужаснулись они, увидев его ожившим; потом начали вопрошать: как ожил он? Что видел и слышал в то время, как разлучался с телом? На все вопросы он отвечал только словом: «Спасайтесь!» Когда же братия неотступно упрашивали сказать им полезное, то он завещал им послушание и непрестанное покаяние. Вслед за этим Афанасий заключился в пещере, пребыл в ней безвыходно в течение двенадцати лет, день и ночь проводя в непрестанных слезах, чрез день вкушая понемногу хлеба и воды и не беседуя ни с кем во все это время. Когда настал час его кончины, он повторил собравшимся братиям наставление о послушании и покаянии и скончался с миром о Господе181. «Страшно некое чаяние суда, – говорит святый апостол Павел, – и огня ревность, поясти хотящаго сопротивныя. Отверглся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает. Колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый? Вемы бо рекшаго: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. И паки: яко судит Господь людем Своим. Страшно есть еже впасти в руце Бога живаго» (Евр. 10:27–31)...».
 
Православный христианин
... И с учетом вышесказанного, что лучше, существовать в аду (т.е. ад это курорт) или исчезнуть навсегда?
Доброго Вам!
Думаю у Вас изначально не верный посыл. Вы считаете что мы можем выбирать - так, или эдак. А выбора то нет. Там Царство - значит Монарх(или так, или никак). Пока есть (но мы так в силу своих возрастов, склонны так думать) время - стоит постараться/попробовать обрести навык комфортно жить в Его присутствии. Иначе беда...
 
Православный христианин
Алексей, Александр на форуме долгое время и, даже при наличии богатого материала на сайте и общения на форуме,не обратился к родной вере. Почему так?И может ли ситуация поменяться,если на его вопросы стали бы отвечать даже великие, признанные авторитеты Церкви и столпы православия.Вот уж воистину, сей род изгоняется только молитвой и постом.
Александр,понимаю,что всё будет мимо.И всё же с праздником!
 
Православный христианин
Это всего лишь Ваше мнение. И по-моему, достаточно очевидно, что дело не в этом, а в том, что Вы пытаетесь за уши притянуть Православное Христианство к своей точке зрения. Поэтому не вижу смысла еще как-то аргументировать здесь эту позицию.
Эту позицию вывели с.о. из своих откровений. И если бы вы пытались разобраться и найти полные контексты, которые указывает профессор Осипов, тогда можно поверить в вашу искренность. Потому что когда человек действительно что-то ищет, он рассматривает все аргументы, все мнения.
Я предлагала вам рассмотреть другую сторону, но вы упрямо отказываетесь, что говорит о желании потроллить. Вы вышли из Православия. К чему тогда показываете соборные постановления? Разве вы им следуете? Находясь вне конфессии, вы вольны выбирать любой ответ. По сему обвинения в троллинге имеют место.
 
Православный христианин
Для тех, кто поддерживает надежду на конечность вечных мук лекция Максима Калинина (переводчика трудов сирийских святых Исаака Сирина, Иосифа Хаззайи и др.) в которой рассказывается, в видениях созерцания нового мира, о том, что муки исчезнут, но жизнь вечная не изменится. Сколько они продлятся неизвестно, но по окончанию все выйдут из ада и будут счастливы. Значит и в аду будет какой-то рост-изменение. В аду останется диавол в одиночестве. Полностью уничтожен будет только антихрист. Все остальные получат вечную жизнь, но с разной степенью достоинства, непревышающей славы праведников.

 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Но с точки зрения Православного Христианства наверно все же считается, что в аду будет таки не курорт, и значит находящиеся там все же предпочтут исчезнуть навсегда, вместо того, чтобы бесконечно мучиться. Или нет?
В аду будут адские муки, и самостоятельно изменить свою участь грешники после смерти не смогут. Свободы выбора у них уже не будет.
Насколько это совместимо с всеблагостью Творца? По земной логике, моё мнение, плохо совместимо. Но проблема в том, что земная логика вообще плохой инструмент для оценки божественных вопросов.
 
Православный христианин
Для тех, кто поддерживает надежду на конечность вечных мук лекция Максима Калинина (переводчика трудов сирийских святых Исаака Сирина, Иосифа Хаззайи и др.) в которой рассказывается, в видениях созерцания нового мира, о том, что муки исчезнут, но жизнь вечная не изменится. Сколько они продлятся неизвестно, но по окончанию все выйдут из ада и будут счастливы. Значит и в аду будет какой-то рост-изменение. В аду останется диавол в одиночестве. Полностью уничтожен будет только антихрист. Все остальные получат вечную жизнь, но с разной степенью достоинства, непревышающей славы праведников.

Простите Мила, но все, что яко бы основано на:
конечность вечных мук лекция Максима Калинина (переводчика трудов сирийских святых Исаака Сирина, Иосифа Хаззайи и др.)
Внесено в труды Исаака Сирина еретиками, а не самим св. отцом.
Так, что не нужно более распространять эту ЕРЕСЬ.
 
Православный христианин
Простите Мила, но все, что яко бы основано на:

Внесено в труды Исаака Сирина еретиками, а не самим св. отцом.
Так, что не нужно более распространять эту ЕРЕСЬ.
Исаак Сирин пишет об этом: не теряйте надежды.
Иосиф Хаззайя прямо описывает свои видения нового мира и ссылается на тот же стих из Писания, что и Иоанн Златоуст.
Сирийские мистики шли путём созерцания и достигли больших высот. У них было откровения в более дальнем видении, нежели чем у других святых, не видящих края вечных мук. Сирийцы его увидели.
По сему Господь велел всех прощать, дабы при встрече в жизни вечной все были в мире.

Я не понимаю, почему вы не желаете конца и так длительных вечных мучений? Разве это показатель любви к людям?
Вы наверняка сейчас напишите: потому что так решила Церковь. А если послезавтра Церковь передумает и решит по другому? Вспомните, сколько постановлений было отменено и изменено. Всё течёт, всё меняется, в том числе и в церковных постановлениях. Но есть люди, которые видят дальше...И я верю им, потому что там есть милосердие.
 
Православный христианин
Исаак Сирин пишет об этом: не теряйте надежды.
Иосиф Хаззайя прямо описывает свои видения нового мира и ссылается на тот же стих из Писания, что и Иоанн Златоуст.
Сирийские мистики шли путём созерцания и достигли больших высот. У них было откровения в более дальнем видении, нежели чем у других святых, не видящих края вечных мук. Сирийцы его увидели.
По сему Господь велел всех прощать, дабы при встрече в жизни вечной все были в мире.
Иосиф Хаззая исповедует ересь:
В вопросах христологии ИОСИФ ХАЗЗАЯ является представителем антиохийской школы: он исповедует Христа в двух естествах, двух ипостасях и одном лице.
Поэтому опираться на труды еретика, который исповедует, что Господь наш Иисус Христос, который имеет только одну Ипостась Сына Божия, имел две ипостаси, я бы не советовал.
Я не понимаю, почему вы не желаете конца и так длительных вечных мучений? Разве это показатель любви к людям?
Вы наверняка сейчас напишите: потому что так решила Церковь. А если послезавтра Церковь передумает и решит по другому? Вспомните, сколько постановлений было отменено и изменено. Всё течёт, всё меняется, в том числе и в церковных постановлениях. Но есть люди, которые видят дальше...И я верю им, потому что там есть милосердие.
«...Так, в 1-й Беседе прп. Исаак, которому усваивается это послание, предупреждает своего адресата, какие сочинения он не должен читать. «Не читай, — поучает он, — что содержит ложь, или то, что рассказывает тебе о событиях и столкновениях, происходивших в Церкви, или полемические слова и опровержения мнений той или иной стороны» (1:45).
Такое предупреждение, сделанное прп. Исааком в начале Второго тома, дает нам возможность те трактаты, в которых находится полемика и «рассказы о событиях и столкновениях, происходивших в Церкви», считать не принадлежащими перу Преподобного, но относить их к поздним вставкам переписчиков. Такими трактатами во Втором томе являются 11, 14 и 38–41. В 11-м отражена антииудейская полемика VI-VII вв.; 14-й содержит в себе полемику с мессалианами; трактаты 38, 39, 40 и 41-й отсылают читателя в маргинальный лагерь сирийских писателей, которые оспаривали ортодоксальный догмат Церкви, относящийся к вечным мучениям...».
ВТОРОЙ ТОМ ПРЕПОДОБНОГО ИСААКА СИРИНА. ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗДАННЫХ ТРАКТАТОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
 
Православный христианин
Иосиф Хаззая исповедует ересь:
В вопросах христологии ИОСИФ ХАЗЗАЯ является представителем антиохийской школы: он исповедует Христа в двух естествах, двух ипостасях и одном лице.
Поэтому опираться на труды еретика, который исповедует, что Господь наш Иисус Христос, который имеет только одну Ипостась Сына Божия, имел две ипостаси, я бы не советовал.

«...Так, в 1-й Беседе прп. Исаак, которому усваивается это послание, предупреждает своего адресата, какие сочинения он не должен читать. «Не читай, — поучает он, — что содержит ложь, или то, что рассказывает тебе о событиях и столкновениях, происходивших в Церкви, или полемические слова и опровержения мнений той или иной стороны» (1:45).
Такое предупреждение, сделанное прп. Исааком в начале Второго тома, дает нам возможность те трактаты, в которых находится полемика и «рассказы о событиях и столкновениях, происходивших в Церкви», считать не принадлежащими перу Преподобного, но относить их к поздним вставкам переписчиков. Такими трактатами во Втором томе являются 11, 14 и 38–41. В 11-м отражена антииудейская полемика VI-VII вв.; 14-й содержит в себе полемику с мессалианами; трактаты 38, 39, 40 и 41-й отсылают читателя в маргинальный лагерь сирийских писателей, которые оспаривали ортодоксальный догмат Церкви, относящийся к вечным мучениям...».
ВТОРОЙ ТОМ ПРЕПОДОБНОГО ИСААКА СИРИНА. ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗДАННЫХ ТРАКТАТОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
А где это видно из его творений? Если в Писание не стеснялись вносить поздние вставки, выявленные в дальнейшем, то и на Иосифа могли запросто наклепать, когда увидели нечто новое в его откровениях.
 
Православный христианин
А если послезавтра Церковь передумает и решит по другому? Вспомните, сколько постановлений было отменено и изменено. Всё течёт, всё меняется, в том числе и в церковных постановлениях. Но есть люди, которые видят дальше...И я верю им, потому что там есть милосердие.
По сему Господь велел всех прощать, дабы при встрече в жизни вечной все были в мире.
Вступаю в полемику по ЧАСТНОМУ ВОПРОСУ: нельзя пользоваться кривыми линейками и испорченными весами и гирями:

1) Спаситель провозгласил: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф.5:18). То есть все то, что касается рода человеческого и жизни в целом, а также все связанное с делом спасения души. Повинуясь Закону Божьему, Иисус Христос показал неизменяемый его характер, а также указал на то, что соблюдать этот закон способен и обязан каждый потомок Адама, так как основы Божественного Закона священны, и правда и благодать этого закона пребудет «как горы Божии» (Пс.35:7), и послужит источником благословения людей ныне и для будущего времени в период суда Божьего.
2) «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). Более того, обещано: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19-20).
 
Православный христианин
А где это видно из его творений? Если в Писание не стеснялись вносить поздние вставки, выявленные в дальнейшем, то и на Иосифа могли запросто наклепать, когда увидели нечто новое в его откровениях.
Анафематизмы Константинопольского Поместного Собора 543 г.
9. Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, — да будет анафема.

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях
«...что было осуждено на Пятом Вселенском Соборе, то об этом говорится в Книге Правил и Определений Русской Православной Церкви Кормчей, которая для нас и является подлинным авторитетом. Из определения Пятого Вселенского Собора следует, что на этом Соборе был осужден именно апокатастасис свт. Григория Нисского. Полностью это определение звучит так (предлагается без перевода с церковнославянского языка, но в русской транскрипции)28:
«Пя́тый Святы́й Вселе́нский Собо́р бы́сть в Константи́не гра́де, в ле́то шесть ты́сящь четы́редесять седмо́е. При царе Иустиниа́не Вели́ком, в два́десять шесто́е ле́то ца́рства его̀, и́же ца́рствова ле́т три́десять о́смь, и ме́сец се́дмь. Бя́ху же сше́дшихся святы́х оте́ц число́м сто̀ шестьдеся́т пя́ть. Старе́йшины же бя́ху Собо́ра, Еввтихи́й патриа́рх Константи́на гра́да: Аполина́рий Александри́йский: До́мн Антиохи́йский: Евтихи́й Иеросали́мский: Дамиа́н Созополи́тский. Се́й Святы́й Собо́р, свершѝ у́бо, и́же в Халкидоне Свята́го Собо́ра, и правове́рная и спасе́ная повеле́ния его̀ вся̀ утвердѝ: и я́же на то́й Святы́й Собо́р возра́стшыя е́реси прокля́т. Та́кожде прокля́т и отве́рже, первообра́зно у́бо Ориге́на злоу́мнаго, и вся̀ нечести́вая его̀ писа́ния. Ева́грия же и Диди́ма, дре́вле бы́вшая, и изложе́ныя отнею̀ главы̀, ре́кше списа́ния, я́ко ученика̀ Ориге́нова и единомы́сляща, и с е́ллинскими смеше́на пове́лении: и́бо си́м телесе́м, и́ми же ны́не обложе́ни есмы̀, безу́мне реко́ша не воскре́снути. И еще́ же к сему̀ блядя́ху глаго́люще, я́ко ду́шы пе́рвейши суть теле́с, и пре́жде теле́с роди́шася. От е́ллинских начина́юще повеле́ний, прехожде́ние душа́м от те́ла в те́ло уча́ху. Коне́ц же муче́нию, и бесо́м паки в пе́рвый са́н устро́итися, и Хри́ста подо́бна на́м бы́ти, и ничто́ же разли́чно име́ти от на́с глаго́лаху. Ра́й же оклевета́юще, яко не́сть сотворе́н от Бо́га, не бы́ти ему̀. И еще́ же к тому̀ глаго́лаху, не в пло́ти со́здан бы́сть Ада́м. И и́на друга́я тма́ми ху́льная списа́вше, обличе́ни бы́ша, и мно́ги от Це́ркви губя́ще, я́же спис́ания я́ве и я́сно проявля́хуся: но от неких в та́йне держи́ма бя́ху, нижѐ до конца̀ обличе́ни бы́вше на Четве́ртом Собо́ре: а́ще и не́ции от святы́х оте́ц сия̀ отмета́ху. И́бо по пре́жде того̀ Свята́го Собо́ра, бя́ху бы́ли трѝ еретицы̀. Вразѝ трѝ прокля́тии. Егда́ же во мно́ги лю́ди такова́я лука́вая нача́шася разсева́ти уче́ния, тогда̀ се́й Святы́й Собо́р Пя́тый собра́ся. Си́хъже и единомы́сленники и́х, и ху́льная и́х списа́ния прокля́ша, и еще́ же и мемпуести́йскаго Фео́дора, Несто́риева богобо́рца учи́теля, и с ху́льными его̀ списа́нии, я́ко скве́рныя пле́вы изверго́ша, с си́ми же и су́щыя со Анфи́мом, и Петра̀ из ору́жия исто́ргнушы. И е́же на благоче́стие побо́рника Кири́лла феодори́това злѐ и злове́рна бы́вшая списа́ния, и ели́коже на Святы́й и́же во Ефе́се Пе́рвый Собо́р, и напра́вую на́шю клеве́тал бѐ ве́ру, Несториеви злочести́вому помога́я: сни́ми же и посла́ние е́же б̀е пи́сал И́ва епи́скоп Еде́сский, к Пе́рсину Мари́ну, та̀ вся̀ искорени́ша, я́ко не то́кмо пра́вым повеле́ниям проти́вна, но и вся́какого нече́стия соприча́стна, и церко́вная извести́ша повеле́ния. Прия́т же се́й Святы́й Собо́р и Феодори́та епи́скопа Ки́ра гра́да, и И́ву епи́скопа Еде́сскаго, я́ко Четве́ртый Собо́р прие́мше и похвали́вше, и прокле́нше Несто́риа».
Должно подчеркнуть несомненный уровень такого источника, как печатная книга Кормчая. Основами для нее были Номоканон Константинопольской Церкви, переведенный равноап. Мефодием Моравским († 885) для славян, и Номоканон, также переведенный с греческого свт. Саввой I Сербским († 1237)29.
О том, что на Пятом Вселенском Соборе было осуждено именно учение о временности мучений после окончательного Суда, свидетельствуют многие другие вероучительные источники. Например, великий эконом патриаршей Церкви Алексей Аристин († после 1166) при толковании первого правила Трулльского Собора показал, что «Пятый Собор был при Юстиниане Великом в Константинополе против сумасбродного Оригена, также Евагрия и Дидима, которые возобновили эллинские басни и неразумно говорили, будто самые тела, коими мы облечены ныне, не воскреснут, – чувственный рай не был сотворен Богом и нет его, – Адам не был создан во плоти, – есть конец мучениям и восстановление демонов в прежнее состояние, и извели на свет множество других хулений»30.
Также свт. Марк Ефесский в прениях с католиками об их чистилище говорил, что именно апокатастасис Григория Нисского был осужден на Пятом Вселенском Соборе: «Что же касается приведенных после сего слов блаженного Григория Нисского, то лучше было бы предать их молчанию и отнюдь не принуждать нас, ради своей защиты, явно выносить их на середину. Ибо Учитель этот видится явно соглашающимся с догматами оригениан и вводящим конец мучениям; а, в частности, в тех словах, которые приведены вами, не иное что он возвещает, как только то, что есть некое чистилище и плавительная пещь и влечение к Богу чрез скорбь и страдание, до того времени, когда наступит конечное восстановление всех и самых бесов, “да будет”, говорит он, “Бог всяческая во всех”, по слову Апостола. Поскольку же между иными приведены на середину и эти слова, то сначала мы ответим касательно их так, как приняли от наших Отцов: что возможно, что это является искажениями и вставками, сделанными некоторыми еретичествующими и оригенствующими, которые во множестве цвели в те времена, особенно в местах Египта и Палестины, произведенными с той целью, чтобы казалось, что они имеют покровителем и этого святого и великого светильника. Затем, скажем, что если и действительно святой был такого мнения, однако это было тогда, когда это учение было предметом спора и не было окончательно осуждено и отвергнуто противоположным мнением, вынесенным на Пятом Вселенском Соборе; так что нет ничего удивительного, что и сам, будучи человеком, он погрешил в точности (Истины), когда то же самое случилось и с многими бывшими до него, как – с Иринеем Лионским и Дионисием Александрийским и с иными, ибо и они своими изречениями оказали известную поддержку не право ведущим. А то, что это учение было тогда спорным и отнюдь не очищенным так, чтобы представлять точное суждение, свидетельствует Григорий Богослов, который в слове “На Крещение”, любомудрствуя о неугасаемом том огне, после сего так говорит: “Если только не будет угодно кому и здесь понять это более человечно и достойно Наказующаго”. Видишь ли, как он допускает желающим понимать этот огонь более человечно? Но Пятым Вселенским Собором такое мнение (о конечности мучения) признано из всех учений наиболее бесчеловечным, и, как причиняющее вред Церкви и как ослабляющее старательных, предано анафеме. Итак, эти изречения, если и действительно сказаны чудным Григорием о том огне, то они указывают не на особое чистилище, а вводят конечное очищение и конечное восстановление всех; но они, никоим образом, не убедительны для нас, взирающих на общее суждение Церкви и руководящихся Божественным Писанием, а не взирающих на то, что каждый из Учителей писал, выражая как свое личное мнение; и если кто-нибудь другой иное написал что об очистительном огне, мы не имеем нужды принимать сего: ибо ни Писание ни Пятый Вселенский Собор не передали нам двойного вида наказание и двойного рода огонь»...».
Читать подробнее
 
Православный христианин
Вступаю в полемику по ЧАСТНОМУ ВОПРОСУ: нельзя пользоваться кривыми линейками и испорченными весами и гирями:

1) Спаситель провозгласил: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф.5:18). То есть все то, что касается рода человеческого и жизни в целом, а также все связанное с делом спасения души. Повинуясь Закону Божьему, Иисус Христос показал неизменяемый его характер, а также указал на то, что соблюдать этот закон способен и обязан каждый потомок Адама, так как основы Божественного Закона священны, и правда и благодать этого закона пребудет «как горы Божии» (Пс.35:7), и послужит источником благословения людей ныне и для будущего времени в период суда Божьего.
2) «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). Более того, обещано: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19-20).
Мы говорим о том, что будет после Второго пришествия и всеобщего воскресения.
Выражаем частное мнение. Как всё будет доподлинно никому неизвестно. Кто-то из святых не увидел конца и края вечных мук, кто-то увидел. Церковь составила правило на основе тех, кто не увидел. Как и по вопросу воскресения животных мнение о том, что они не воскреснут. И т.д.
Лично мне хочется думать, что наступит конец вечным мукам и животные воскреснут. А там как Господь решит. У Бога всё на благо.
 
Православный христианин
Анафематизмы Константинопольского Поместного Собора 543 г.
9. Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, — да будет анафема.

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях
«...что было осуждено на Пятом Вселенском Соборе, то об этом говорится в Книге Правил и Определений Русской Православной Церкви Кормчей, которая для нас и является подлинным авторитетом. Из определения Пятого Вселенского Собора следует, что на этом Соборе был осужден именно апокатастасис свт. Григория Нисского. Полностью это определение звучит так (предлагается без перевода с церковнославянского языка, но в русской транскрипции)28:
«Пя́тый Святы́й Вселе́нский Собо́р бы́сть в Константи́не гра́де, в ле́то шесть ты́сящь четы́редесять седмо́е. При царе Иустиниа́не Вели́ком, в два́десять шесто́е ле́то ца́рства его̀, и́же ца́рствова ле́т три́десять о́смь, и ме́сец се́дмь. Бя́ху же сше́дшихся святы́х оте́ц число́м сто̀ шестьдеся́т пя́ть. Старе́йшины же бя́ху Собо́ра, Еввтихи́й патриа́рх Константи́на гра́да: Аполина́рий Александри́йский: До́мн Антиохи́йский: Евтихи́й Иеросали́мский: Дамиа́н Созополи́тский. Се́й Святы́й Собо́р, свершѝ у́бо, и́же в Халкидоне Свята́го Собо́ра, и правове́рная и спасе́ная повеле́ния его̀ вся̀ утвердѝ: и я́же на то́й Святы́й Собо́р возра́стшыя е́реси прокля́т. Та́кожде прокля́т и отве́рже, первообра́зно у́бо Ориге́на злоу́мнаго, и вся̀ нечести́вая его̀ писа́ния. Ева́грия же и Диди́ма, дре́вле бы́вшая, и изложе́ныя отнею̀ главы̀, ре́кше списа́ния, я́ко ученика̀ Ориге́нова и единомы́сляща, и с е́ллинскими смеше́на пове́лении: и́бо си́м телесе́м, и́ми же ны́не обложе́ни есмы̀, безу́мне реко́ша не воскре́снути. И еще́ же к сему̀ блядя́ху глаго́люще, я́ко ду́шы пе́рвейши суть теле́с, и пре́жде теле́с роди́шася. От е́ллинских начина́юще повеле́ний, прехожде́ние душа́м от те́ла в те́ло уча́ху. Коне́ц же муче́нию, и бесо́м паки в пе́рвый са́н устро́итися, и Хри́ста подо́бна на́м бы́ти, и ничто́ же разли́чно име́ти от на́с глаго́лаху. Ра́й же оклевета́юще, яко не́сть сотворе́н от Бо́га, не бы́ти ему̀. И еще́ же к тому̀ глаго́лаху, не в пло́ти со́здан бы́сть Ада́м. И и́на друга́я тма́ми ху́льная списа́вше, обличе́ни бы́ша, и мно́ги от Це́ркви губя́ще, я́же спис́ания я́ве и я́сно проявля́хуся: но от неких в та́йне держи́ма бя́ху, нижѐ до конца̀ обличе́ни бы́вше на Четве́ртом Собо́ре: а́ще и не́ции от святы́х оте́ц сия̀ отмета́ху. И́бо по пре́жде того̀ Свята́го Собо́ра, бя́ху бы́ли трѝ еретицы̀. Вразѝ трѝ прокля́тии. Егда́ же во мно́ги лю́ди такова́я лука́вая нача́шася разсева́ти уче́ния, тогда̀ се́й Святы́й Собо́р Пя́тый собра́ся. Си́хъже и единомы́сленники и́х, и ху́льная и́х списа́ния прокля́ша, и еще́ же и мемпуести́йскаго Фео́дора, Несто́риева богобо́рца учи́теля, и с ху́льными его̀ списа́нии, я́ко скве́рныя пле́вы изверго́ша, с си́ми же и су́щыя со Анфи́мом, и Петра̀ из ору́жия исто́ргнушы. И е́же на благоче́стие побо́рника Кири́лла феодори́това злѐ и злове́рна бы́вшая списа́ния, и ели́коже на Святы́й и́же во Ефе́се Пе́рвый Собо́р, и напра́вую на́шю клеве́тал бѐ ве́ру, Несториеви злочести́вому помога́я: сни́ми же и посла́ние е́же б̀е пи́сал И́ва епи́скоп Еде́сский, к Пе́рсину Мари́ну, та̀ вся̀ искорени́ша, я́ко не то́кмо пра́вым повеле́ниям проти́вна, но и вся́какого нече́стия соприча́стна, и церко́вная извести́ша повеле́ния. Прия́т же се́й Святы́й Собо́р и Феодори́та епи́скопа Ки́ра гра́да, и И́ву епи́скопа Еде́сскаго, я́ко Четве́ртый Собо́р прие́мше и похвали́вше, и прокле́нше Несто́риа».
Должно подчеркнуть несомненный уровень такого источника, как печатная книга Кормчая. Основами для нее были Номоканон Константинопольской Церкви, переведенный равноап. Мефодием Моравским († 885) для славян, и Номоканон, также переведенный с греческого свт. Саввой I Сербским († 1237)29.
О том, что на Пятом Вселенском Соборе было осуждено именно учение о временности мучений после окончательного Суда, свидетельствуют многие другие вероучительные источники. Например, великий эконом патриаршей Церкви Алексей Аристин († после 1166) при толковании первого правила Трулльского Собора показал, что «Пятый Собор был при Юстиниане Великом в Константинополе против сумасбродного Оригена, также Евагрия и Дидима, которые возобновили эллинские басни и неразумно говорили, будто самые тела, коими мы облечены ныне, не воскреснут, – чувственный рай не был сотворен Богом и нет его, – Адам не был создан во плоти, – есть конец мучениям и восстановление демонов в прежнее состояние, и извели на свет множество других хулений»30.
Также свт. Марк Ефесский в прениях с католиками об их чистилище говорил, что именно апокатастасис Григория Нисского был осужден на Пятом Вселенском Соборе: «Что же касается приведенных после сего слов блаженного Григория Нисского, то лучше было бы предать их молчанию и отнюдь не принуждать нас, ради своей защиты, явно выносить их на середину. Ибо Учитель этот видится явно соглашающимся с догматами оригениан и вводящим конец мучениям; а, в частности, в тех словах, которые приведены вами, не иное что он возвещает, как только то, что есть некое чистилище и плавительная пещь и влечение к Богу чрез скорбь и страдание, до того времени, когда наступит конечное восстановление всех и самых бесов, “да будет”, говорит он, “Бог всяческая во всех”, по слову Апостола. Поскольку же между иными приведены на середину и эти слова, то сначала мы ответим касательно их так, как приняли от наших Отцов: что возможно, что это является искажениями и вставками, сделанными некоторыми еретичествующими и оригенствующими, которые во множестве цвели в те времена, особенно в местах Египта и Палестины, произведенными с той целью, чтобы казалось, что они имеют покровителем и этого святого и великого светильника. Затем, скажем, что если и действительно святой был такого мнения, однако это было тогда, когда это учение было предметом спора и не было окончательно осуждено и отвергнуто противоположным мнением, вынесенным на Пятом Вселенском Соборе; так что нет ничего удивительного, что и сам, будучи человеком, он погрешил в точности (Истины), когда то же самое случилось и с многими бывшими до него, как – с Иринеем Лионским и Дионисием Александрийским и с иными, ибо и они своими изречениями оказали известную поддержку не право ведущим. А то, что это учение было тогда спорным и отнюдь не очищенным так, чтобы представлять точное суждение, свидетельствует Григорий Богослов, который в слове “На Крещение”, любомудрствуя о неугасаемом том огне, после сего так говорит: “Если только не будет угодно кому и здесь понять это более человечно и достойно Наказующаго”. Видишь ли, как он допускает желающим понимать этот огонь более человечно? Но Пятым Вселенским Собором такое мнение (о конечности мучения) признано из всех учений наиболее бесчеловечным, и, как причиняющее вред Церкви и как ослабляющее старательных, предано анафеме. Итак, эти изречения, если и действительно сказаны чудным Григорием о том огне, то они указывают не на особое чистилище, а вводят конечное очищение и конечное восстановление всех; но они, никоим образом, не убедительны для нас, взирающих на общее суждение Церкви и руководящихся Божественным Писанием, а не взирающих на то, что каждый из Учителей писал, выражая как свое личное мнение; и если кто-нибудь другой иное написал что об очистительном огне, мы не имеем нужды принимать сего: ибо ни Писание ни Пятый Вселенский Собор не передали нам двойного вида наказание и двойного рода огонь»...».
Читать подробнее
Некоторые главы Иосифа Хазайи из Слова подвижнеческого были признаны Православной Церковью. Правда они потом исключили переводы конца вечных мук.
Хочу заметить, откровения Иосифа Хазайи отличаются от тех, которые были признаны ересью. У него вечная жизнь остаётся неизменно бесконечной.
И если профессору Осипову церковное священноначалие не запрещают вещать о сем и не предают анафеме, то и нам можно. На сем дискуссию заканчиваю во избежании споров и искушений. Но остаюсь при своём мнении.
 
Православный христианин
Лично мне хочется думать, что наступит конец вечным мукам и животные воскреснут.
Включая паразитов? Предложите сотериологию животных, рыб, насекомых, червей?
Сотериоло́гия (греч. σωτηρία «спасение» + греч. λόγος — учение, слово) — богословское учение об искуплении и спасении человека, является частью догматического богословия.
Глисты: аскариды, бычий цепень, вши, комары и т. д. А в ком они будут жить? В праведниках или прощённых грешниках? Заражение промежуточного хозяина (в т. ч. человека) происходит при проглатывании яиц. Они вылупляются в тонком кишечнике, затем через его стенку проникают в кровеносное русло и разносятся током крови в различные органы, в дальнейшем претерпевая специфические изменения: образование, сохранение и клонирование кист — вторичный эхинококкоз.
Кисты эхинококков: размер кист может быть от миллиметра (не видно на УЗИ) до 40-50 см. Могут содержать в своём составе дочерние кисты, т. е. являться многокамерными. С течением времени вокруг кисты в результате иммунных реакций образуется плотная фиброзная капсула (затрудняет рост и питание кисты), иногда происходит её обызвествление.
 
Православный христианин
Включая паразитов? Предложите сотериологию животных, рыб, насекомых, червей?
Сотериоло́гия (греч. σωτηρία «спасение» + греч. λόγος — учение, слово) — богословское учение об искуплении и спасении человека, является частью догматического богословия.
Глисты: аскариды, бычий цепень, вши, комары и т. д. А в ком они будут жить? В праведниках или прощённых грешниках? Заражение промежуточного хозяина (в т. ч. человека) происходит при проглатывании яиц. Они вылупляются в тонком кишечнике, затем через его стенку проникают в кровеносное русло и разносятся током крови в различные органы, в дальнейшем претерпевая специфические изменения: образование, сохранение и клонирование кист — вторичный эхинококкоз.
Кисты эхинококков: размер кист может быть от миллиметра (не видно на УЗИ) до 40-50 см. Могут содержать в своём составе дочерние кисты, т. е. являться многокамерными. С течением времени вокруг кисты в результате иммунных реакций образуется плотная фиброзная капсула (затрудняет рост и питание кисты), иногда происходит её обызвествление.
Нет, не включая. В Раю будут только те животные, которым Адам дал имена. Естесственно, мелких и паразитов он не нарекал. Об этом кто-то из известных проповедников писал.
Т.е. не в самом раю, а в его окрестностях.
 
Православный христианин
Дед Сергий, какое чувство вами движет при написании мне сегодняшних сообщений? Можете его обнаружить и назвать?
 
Православный христианин
Дед Сергий, какое чувство вами движет при написании мне сегодняшних сообщений? Можете его обнаружить и назвать?
Платон мне друг, но истина - дороже, "маниловщина" в богословии понуждает меня ОБНАЖАТЬ в построениях авторов смешные аспекты (очевидные ошибки) и предлагать форуму полюбоваться на открывшуюся картину.
 
Православный христианин
Сверху