Юстиниан I Великий
- Внутренняя политика Юстиниана. Восстание «Ника» А.А. Васильев
- Епископская юрисдикция над ктиторскими монастырями по законодательству Юстиниана М.А. Морозов 0
- Законодательная деятельность Юстиниана. Трибониан А.А. Васильев
- Значение внешней политики Юстиниана А.А. Васильев
- Император Юстиниан Великий и наследие Халкидонского Собора М.В. Грацианский 0
- Императоры Византии С.Б. Дашков 0
- Империя от времен Константина до Юстиниана Великого А.А. Васильев
- Институции Юстиниана Л.Л. Кофанов, В.А. Томсинов 0
- Непосредственные преемники Юстиниана А.А. Васильев
- Новелла III Юстиниана и юридическая природа прав церкви Константинополя на ее имущество в начале VI в. н.э. Eвгения Сильвестрова 0
- О кончине святого императора Юстиниана и о его месте в истории прот. Владислав Цыпин 0
- О Царствовании Юстиниана Агафий Миренейский 0
- О царствовании Юстиниана Агафий 0
- Отношения церкви и государства по законам императора Юстиниана I (Великого) прот. Валентин Асмус 0
- Перевод сочинения «Против монофиситов» (Contra Monophysitas) святого императора Юстиниана I Великого Дмитрий Казынкин 0
- Реставрационная политика Юстиниана и ее крушение Г. А. Острогорский
- Реформа ктиторского права в период правления Юстиниана 0
- Секрет армии Юстиниана П.В. Шувалов 0
- Увещательные главы к императору Юстиниану свт. Агапит Римский 0
- Характеристика периода. Юстиниан и Феодора. Историк Прокопий проф. Ф.И. Успенский
- Царствование Юстиниана и Феодоры А.А. Васильев
- Церковная политика Юстиниана А.А. Васильев
- Церковная собственность и ктиторство в Византии при императоре Юстиниане М.А. Морозов 0
- Церковная тематика в «Новеллах» Юстиниана прот. Владислав Цыпин
- Эпоха Юстиниана Великого прот. Владислав Цыпин
- Юстиниан I Великий (527–565 гг.) проф. А.В. Карташёв
- Юстиниан Великий и его ближайшие преемники (518–610) А.А. Васильев
- Юстиниан Великий – император и святой Астериос Геростергиос 0
- Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке Шарль Диль 0
- Юстиниан, империя и церковь прот. Иоанн Мейендорф
- Юстиниан. Великий законодатель Дж. Бейкер 0
- Грамота Императора Юстиниана к святому собору об Оригене и его единомышленниках
- Дигесты Юстиниана 0
- Исповедание веры
- Послание императора Юстиниана к святому собору о Феодоре Мопсуестском и о прочих
- СЛОВО благочестивейшего императора Юстиниана, посланное к Мине, святейшему и блаженнейшему архиепископу благополучного города и патриарху, против нечестивого Оригена и непотребных его мнений
- Эдикт императора Юстиниана 0
Фла́вий Пётр Савва́тий Юстиниа́н (лат. Flavius Petrus Sabbatius Iustinianus, др.-греч. Φλάβιος Πέτρος Σαββάτιος Ἰουστινιανός), более известный как Юстиниа́н I (др.-греч. Ἰουστινιανός Α') или Юстиниа́н Вели́кий (др.-греч. Μέγας Ἰουστινιανός), император Византийской империи (527-565), богослов.
Биография
Юстиниан получил образование благодаря своему дяде императору Юстину I; был приближён им к императорскому двору и оказывал большое влияние на государственные дела. Вступив на престол, стремился восстановить Римскую империю в её прежних границах, её былое величие. Период его правления был ознаменован эпохой первого наивысшего расцвета Византии. Был женат на благоверной царице Феодоре.
Юстиниан, полководец и реформатор был одним из наиболее выдающихся монархов раннего средневековья. Его правление знаменует собой окончательный этап перехода от римских традиций к византийскому стилю правления. Историки дают противоречивые оценки нраву и поступкам императора Юстиниана. В нем сочетались противоположные свойства человеческой натуры: решительность и робость; алчность, мелкая скаредность и безграничная щедрость; мстительность и великодушие; упорство в достижении поставленных целей и приступы внезапного отчаяния. Во время правления Юстиниана произошли первая пандемия чумы, которая унесла половину населения Византии, похолодание 535-536 годов и крупнейший бунт в истории Византии и Константинополя — восстание «Ника», спровоцированное налоговым гнётом и церковной политикой императора.
Известно, что император был набожным – он проводил Великий пост в суровом воздержании и молитвах, без хлеба, только на воде и растениях. Он глубоко почитал некоторых святых и был свидетелем чудесных откровений. При этом императоре был возведён новый знаменитый храм святой Софии в Константинополе, взамен разрушенного, поражающий своей красотой и великолепием и остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира. Юстиниан также был богословом, ему принадлежит написание нескольких богословских трактатов. Первый период своей богословской деятельности (518-536 гг.) император по преимуществу посвятил утверждению «феопасхисткой» формулы, вторую (536-565) половину — осуждению «Трех глав» (неправославных сочинений Феодорита Киррского, Ивы Эдесского и Феодора Мопсуетского). При нем был созван Пятый Вселенский собор, который состоялся в 553 году в Константинополе.
Ещё одним важным делом стал новый корпус законов римского права — свод Юстиниана (лат. Corpus iuris civilis). В своих новеллах (законах) он предстаёт ревностным защитником христианства, облегчителем участи рабов, освободителем женщин от ограничений в некоторых правах.
В последние годы жизни Юстиниан уже мало заботился о внешних делах, проводил время во дворце в дискуссиях и собеседованиях с епископами и монахами. В те годы возросло влияние ереси автартодокетов, отрасль монофизитства, сторонники которой учили, что плоть Христа прежде смерти и воскресения была нетленной и не испытывала страданий. Император встал на их сторону и даже изгнал с Константинопольского престола святителя Евтихия, который отверг лжеучение. Летом 565 года император разослал для обсуждения по епархиям догмат о нетленности тела Христова, и готовился низвергнуть с патриаршего престола святителя Анастасия Антиохийского, который был сторонником православного учения. Однако, вскоре император внезапно тяжело заболел и перед смертью покаялся.
Кончина императора наступила 14 ноября 565 года в Константинополе. Детей у него не было, ему наследовал сын сестры, Юстин Младший. Тело императора было погребено в крестообразном мавзолее пристроенном к храму Святых Апостолов.
Почитается в лике благоверных. Память совершается в Православной Церкви 14 (27) ноября и в среду Светлой седмицы в Соборе синайских святых.