Вот скажите, Тора или Танах, как там оно правильно у иудеев, это Действительная Реальность или что то другое?
Да, Бог более реален, чем мы сами. Я уже об этом где-то на форуме писал. Писал и о Торе и Танахе, немного совсем. Не помню где. Под Торой понимают Пятикнижие Моисея. Тора – Закон. А Танах это аббревиатура, составленная из слов: Тора (Закон), Неевим (Пророки), Кетувим (Писания). Поскольку буква "к" находится в конце образованного слова "ТаНаК", то и читается как "х"; и получилось "ТаНаХ". Танах – аналог Библии. Но деление книг внутри христианского канона не совпадает с иудейским каноном. Часто, употребляя название "Тора", подразумевают весь Танах. Иными словами, это как раз та Реальность, Которую Бог и довел до человека через пророков.
Ну вот, четыре раза отметили временное, а само время указать так и не удосужились. Так сколько там времени прошло от начала сотворения мира?. Можете расписать по вашей табличке.
Юрий, время началось с начала творения видимого мира. По таблице именно так. Но это начало отсчета. Нельзя сказать, что время стало отсчитываться год за годом, или день за днем, исходя из наших представлений о "годе" и "дне". Это не наши "дни", понятия "года" (в нашем понятии) еще не было. Вот если посмотреть, то время (не наше! а просто "время", т.е. что-то неодномоментное; что-то с определенной идущей чередой) уже с первых строк Бытия обозначено словами: "
И был вечер, и было утро". Самое интересное то, что "
был вечер, и было утро", а светил еще не было, и земля была "
безвидна и пуста".
Смотрите: земля – невидима; но есть "
вечер", есть "
утро"; светил (солнца, луны, других планет, других звезд) при этой невидимой земле еще нет. Но есть время (течение времени; - но не годов, дней, минут в земном понимании! О земном – чуть позже скажу) – и был "
вечер", и было "
утро"! Законы на той невидимой земле совсем не земные: "тьма" над бездною! – отсутствие света; потом "свет" – без планет и звезд; свет отделен от тьмы; и Дух Божий над водою, но и "вода" особая, "неразделенная" (будет "разделена" позже по повествованию). Дух захватывает!
- В начале сотворил Бог небо и землю.
- Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
- И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
- И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
- И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Быт. 1:1-5)
Время уже есть, но нет, так сказать, "размерности" этого времени: нет "года"; нет "светил", к которому "год" можно было бы "привязать". Но они (светила) появляются на четвертый день:
- И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
- и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
- И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
- и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
- и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
- И был вечер, и было утро: день четвёртый (Быт. 1:14-19)
И с этого четвертого дня начинается размерность времени, есть астрономические год и день; т.е. есть уже то, что мы можем представить. И с этого момента можно вести речь о годах и днях в земном понимании, т.е. указывать точное значение лет, месяцев, дней, часов, минут, секунд… То есть можно уже вести расчет времени от "сотворения мира".
Собственно говоря само слово "йом" ("день"), применяемое без артиклей и приставок, не означает что-то определенное. Это просто период, а не соразмерный чему-то "день", и уж тем более не в понимании 24 часа. Как только появляются "светила", слово "йом" приобретает артикль "ha", и становится чем-определенным, или приставку "ба" ("
בַּ");
("
בַּיּוֹם") "ба-йом" (т.е. "днем").
Я, вот, Вас просил привести рассуждения Софрония Иеронима; ведь интересно же. Со своей стороны приведу рассуждения о времени
Аврелия Августина,
ссылка.
А теперь, Юрий, скажите, те три дня (до четвертого), когда время уже идет, а земной размерности времени еще нет (с четвертого дня размерность уже есть, поскольку есть привязка к светилам), временной интервал образуется? Образуется! Только не понятно какой: размеренности-то - нет.
Но, вот, со светилами появляется и размерность, и если эту размерность распространить в обратной, так сказать, "ретроспективе" (или, можно сказать, обратной (отрицательной) интерполяции; а еще лучше - отрицательной экстраполяции) на первые три "дня" сколько это будет земных лет?
Но не нужно забывать, ангелы были уже тогда. Ну и сколько же земных лет вере ангелов? Лучше не думать об этом.
Не надо никому ничего доводить. Надо исполнять.
И, исполняя Закон "от" и "до" (не убивать, не крась, не прелюбодействовать…), и надев личину добродетели, оставаться в душе мстительными, жадными, распаляться страстями, быть высокомерным… Как "здорово": быть мстительным, но никому не мстить; быть прелюбодеем, но соблюдать приличие; раздавать направо и налево "материальную помощь нуждающимся" но трястись от жадности и сожаления об раздаваемом, и никогда не помочь человеку – но так, чтоб об этом никто не узнал… – И это все ради "исполнения" через "надо"?
Этот "исполнитель" за смертной чертой, какой будет, что обретет? Какой он предстанет пред Господом? Весь в "добрых делах", но трясущийся от насилия над собой? Ведь сложно, наверно, быть злым, но слыть добрым; быть жадным, но слыть меценатом; быть прелюбодеем в душе, но слыть добропорядочным? А Там уже ничего не исправить: так трястись и придется, несмотря на "добрые дела" и "послушание". Забыли, как сказано:
- Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
- А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:27-28).