Если все тварное сотвторено из ничего, то, предоставленное самому себе, в ничто и обратилось бы. Поэтому можно сказать, что всё тварное конечно по своей природе.
Мир Вам! Приношу извинения за банальность и многословие, но прежде чем рассматривать какие-либо понятия, следовало бы, по-моему, определиться с терминами. Дело в том, что любое слово - это, так сказать, "ярлык-символ", который вызывает у нас в процессе осмысления определенные ассоциации. Например, под ярлыком на рабочем столе компьютера у конкретного пользователя может скрываться некая "личная" информация. Но под таким же ярлыком у другого человека может скрываться либо подобная, либо совсем иная информация. Аналогично одни и те же слова у разных людей вызывают самые разные ассоциации. Поэтому желательно прийти к определенной однозначности в "ярлыках-терминах".
Я позволю себе задать Вам пару вопросов и сам же попытаюсь ответить на них в силу своего понимания. Кстати, эти же вопросы я задавал себе и пробовал на них ответить. Итак.
1. Что Вы лично понимаете под термином
"ничто", какие ассоциации в связи с этим возникают в Вашем понимании?
2. Что в Вашем понимании означает
"тварное конечно по своей природе"?
3. Что, по-Вашему, следует понимать под словосочетанием
"возвращение в ничто" и термином
"смерть"?
Далее все ИМХО. Приглашаю к обсуждению. Готов принять любые корректные возражения и дополнения. Приношу извинения за копипасты из своих же постов - просто нет желания повторяться.
Предложу свое понимание
по вопросу 1 относительно
"ничто". Еще раз (уже в который раз!) рекомендую к рассмотрению гениальное изречение
Василия Великого, на которое почему-то мало кто обращает внимание.
"Поелику начало, естественным образом, предшествовало тому, что от начала, то повествующий о вещах, получивших бытие во времени, по необходимости всему предпоставил это выражение: «в начале сотвори». Было НЕЧТО, как вероятно, и прежде сего мира, но сие, хотя и постижимо для нашего разумения, однако же не введено в повествование, как несоответствующее силам новообучаемых и младенцев разумом. Еще ранее бытия мира, БЫЛО НЕКОТОРОЕ СОСТОЯНИЕ приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания – мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименования. Они-то наполняют собою сущность невидимого мира...", см.
https://azbyka.org/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev/ .
Святитель тут, по-моему, говорит о некоем состоянии, в котором находилось все то, что должно быть сотворено. Что же это за состояние "
приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся"? По-моему, это Божественный Замысел о всем творении, который еще не воплощен в пространственно-временн
Ых координатах -
превысшее времени, вечное, присно продолжающееся... Ведь мир создан «из ничего», «ex nihilo»… Но свт. Василий все-таки говорит о некоем состоянии, имевшем место «ранее бытия мира». По-моему, это состояние как раз и соответствует Разумному Замыслу Творца как о Мироздании в целом, так и о каждом Божьем творении. Именно в Господнем Замысле все существует «прежде времени», а Своим Триединым Решением «Сотворим!» Бог материализует Свой Замысел, облекая его в задуманные Им формы существования. Я уже неоднократно рассматривал это высказывание святителя в разных аспектах - Вы же дали возможность взглянуть еще раз несколько в ином ракурсе. Подробнее см.
https://azbyka.org/forum/threads/sotvorenie-vselennoj-tvorcom.23931/#post-391665 ;
https://azbyka.org/forum/threads/darvinickaja-lozh-o-borbe-za-vyzhivanie.21194/page-20#post-363191 ;
https://azbyka.org/forum/threads/dokazatelstvo-bytija-tvorca.17961/page-10#post-348330 .
Вслед за
Василием Великим я позволю себе представить
"ничто" как некое состояние всего творения, которое, скажем так, неощутимо в нашем восприятии. Да собственно говоря, кто может воспринять и ощутить (пощупать, понюхать, увидеть, услышать, попробовать на вкус) то, что
еще не материализовано и не открыто никому Творцом? Ведь
еще нет ничего и никого (в грешном нашем понимании), поэтому
некому ощущать
то, что
еще не существует, однако словосочетание
"еще нет ничего" совсем не означает
"ничто"... По словам же святого Василия такое состояние есть! И он об этом гениально проповедует. Это состояние находится в Божественном Замысле. Я условно называю это "информационным состоянием" (см. ссылки ниже), пользуясь современной (понятной многим) технической терминологией, но надеюсь, что кто-то подберет этому более качественное определение. Обратите внимание: МИГ-НАЧАЛО - это миг неуловимого перехода Вселенной из вневременн
Ого ее состояния в состояние "пребывания во времени". Вневременн
Ое состояние Вселенной - это ее состояние в Божьем Замысле (в "Разумном Замысле"), назовем это "информационное состояние" ("рабочее" название). См., например,
https://azbyka.org/forum/threads/zac...ozvolil-im-ischeznut.21821/page-4#post-344076 ;
https://azbyka.org/forum/threads/kak-byt-s-agressivnymi-ateistami.22836/page-17#post-381428 ;
https://azbyka.org/forum/threads/opyt-junga-kvantovaja-mexanika.21991/page-8#post-376262 .
Исходя из выше изложенного, в моем понимании
"ничто" - это пребывание (состояние) всего Мироздания в еще невоплощенном Божьем Разумном Замысле.
По вопросу 2. Здесь, по-моему, следует размежевать понятия "беспредельность", "бесконечность" и "конечность" - не в смысле "рука-нога", а в смысле предел существования какой бы то ни было категории Мироздания и, скажем так, ее свойство "оканчиваться". Тут, по-моему, следует разделить понятия "существование" и "жизнь". С христианской точки зрения рожденный человек будет существовать
бесконечно хочет он того или не хочет, а вот распорядиться своей земной жизнью человек может по своему усмотрению. Личность в любой момент времени имеет возможность прекратить свой жизненный путь на грешной земле, например, суицидом. Человек существует
бесконечно, но не
беспредельно (я уже где-то на Форуме об этом говорил).
Беспредельно существует только Творец. Человеческая личность имеет, условно говоря, "нижний" предел своего существования (зачатие), но вот окончания существования, "верхнего" предела, у личности нет. В то же время, человек имеет "нижний" предел своей земной жизни, который также совпадает с зачатием. А смерть является, соответственно, "верхним" пределом человеческой грешной жизни. Человек НЕОБХОДИМО (хочет того или не хочет) существует, но ВЫНУЖДЕННО (в зависимости от его решения) живет. После физической смерти человека его существование в "посмертии" мы называем "жизнь вечная". Такая жизнь может быть жизнью спасенной личности в Царстве Божьем, но может быть жизнью в адских муках, однако это все равно иная форма существования по отношению к земной грешной жизни, см., например,
https://azbyka.org/forum/threads/imeem-li-my-svobodu-voli-v-xristianstve.22682/page-3#post-358843 .
Отсюда - все, что воплотилось из Божьего Замысла, не может исчезнуть и превратиться в "ничто", т. е. не может "аннигилировать".
По вопросу 3.
Итак, если по собственной природе, без Бога, всё тварное конечно, как сотворенное из ничего, то этот конец, "возвращение в ничто" можно назвать смертью? Уничтожением, распадом?
Как совмещается представление о конечности всего тварного(всего имеющего начало) с тем, что простое не может распадаться?
Смерть - это не исчезновение Божьего Замысла, но переход человека в иную форму существования, которую мы, как я упоминал, называем "жизнь вечная или бесконечная", но не беспредельная! Если Творец что-либо замыслил, то этот Замысел непременно воплотится и попросту не подлежит аннигиляции. Исчезновение Замысла Творца, также, как и "распад Замысла" - нонсенс! Божий Замысел непременно воплощается - иначе теряется смысл Творения Господнего. Воплощенный же Замысел также не может исчезнуть бесследно, поскольку распаду подвержена лишь плоть, которая есть всего-навсего "вместилище бессмертной души", ее тленная в падшем мире оболочка. К тому же Бог не делает выбор ибо Он не пребывает в состоянии
"или" (выбор между "да"
или "нет"). Состояние
"или" - это наше перманентное состояние в падшем мире - "состояние сомнения" в выборе решения. Господь же не сомневается априори. Следовательно, Его Замысел не может не воплотиться, а после непременного воплощения не может аннигилировать.
Смерть - это ко всему же результат дисбаланса и дисгармонии, произошедших в Мироздании после грехопадения. Господь в Своем Замысле предвидел и предопределил существование Вселенной в идеальных абсолютно гармоничных и сбалансированных условиях. Грехопадение же ввергло все Божье творение условия дисбаланса и как результат Мироздание получило тенденцию к распаду, которая выразилась приговором Адаму - "смертью умрешь!". Это, по-моему, ко всему же означает относительно медленное угасание-тление с переходом через смерть в иную форму существования. Существование - подчеркиваю! - не прекращается! Окончание имеет земная грешная жизнь человека. Как, в какой форме будет существовать человек после смерти зависит от его усилий, прилагаемых к спасению, и от Вердикта, вынесенного ему на Высшем Суде - это может быть существование в Царстве Божьем либо в геенне огненной. Однако в любом случае после смерти никакого распада и никакой аннигиляции,
"возвращения в ничто", по-моему, не предвидится.
Если же начать говорить о понятиях "простое" и "сложное" в части распада и исчезновения, то это займет много места и времени.
Храни Вас Господь!
P.S. Так и слышу возгласы - а как все, что ты тут наговорил, повлияет на твое спасение? Не знаю... Но вопрос задан и я с Божьей помощью попытался ответить, - может, кто-нибудь задумается, возразит, дополнит, а это уже, по-моему, немало.